Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Певек»
Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка
(Беседа с родителями)
Гаврилова Нина Фёдоровна,
классный руководитель 11 класса
МБОУ Центр образования
г. Певек
2020г
…В начале XXI века российское общество подверглось сильным изменениям. Это и ускоренный темп жизни, и недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых и низкая социально-психологическая культура общения. Реалии сегодняшнего информационного общества нельзя не учитывать сегодня. И сложность заключается в том, что их влияние на современного подростка стремительно растёт.
СМИ является одним из основных источников социализации подростков, влияющих на их поведение и личностные установки. Вследствие неблагополучия многих семей, чрезмерной занятости родителей, ложных семейных отношений участились случаи отчуждённости детей. Родители значительно проигрывают в этом друзьям их ребёнка и Интернету. В последнее время многие родители жалуются на агрессивность своего ребёнка.
По этому поводу психологи дают разъяснение. Они считают, что важным результатом воздействия, оказываемого кино, телевидением и Интернетом на поведение подростка, является изменение и формирование агрессивных установок. Чем больше человек наблюдает насилие на экране, тем больше он принимает установку на агрессивное поведение.
Разными исследователями было установлено, что на пристрастие к просмотру сцен насилия влияют личностные и социальные факторы развития подростка, в частности, внутрисемейные особенности и структура его досуга. Было отмечено, что отсутствие отца в неполных семьях чаще приводит к идентификации с привлекательным героем, демонстрирующим агрессивное поведение для достижения своей цели. В результате просмотра сцен насилия отмечается повышение уровня физиологического возбуждения. Дети из неполных семей больше времени проводят перед телевизором или в Интернете из-за частого отсутствия контроля со стороны родителя. Они больше, чем подростки из полных семей, подвержены различным видам и эффектам информационного влияния, способствующих формированию агрессивных установок личности подростка.
Ещё один результат влияния насилия СМИ на установки и агрессивное поведение подростка – это культивация, т.е. в ходе просмотра и прослушивания передач, содержащих сцены насилия, мировоззрение подростка и точка зрения, излагаемая СМИ, сталкиваются, что приводит к сближению этих реальностей.
Другим эффектом влияния СМИ на поведение, личность и установки человека является амнезия. Он возникает вследствие психического шока при виде изображения насилия на экране. Но с другой стороны, как объясняют психологи, насилие является частью нашей жизни и культуры, а его визуальная демонстрация лишь подготавливает ребёнка к жизни в социуме.
Ежегодно во всём мире наблюдается рост агрессивного поведения после просмотра сцен насилия. Согласно результатам длительных исследований, частый просмотр детьми фильмов и передач, содержащих подобную визуальную информацию, в дальнейшем определяет их склонность к проявлению агрессивных форм поведения.
Вклад в развитие агрессивных установок молодёжи могут вносить не только телепередачи и художественные фильмы, но также определённые музыкальные течения и видеоклипы. В последнее время всё большее значение приобретают электронные СМИ (видеоролики, общение в социальных сетях).
Как считают психологи большую опасность при использовании Интернета, представляют анонимность и скорость размещения информации, невозможность контроля качества контента. В связи с этим в некоторых странах предпринимаются попытки создания «защищённого» сегмента Интернета, предназначенного для детей и подростков.
Влияние информационного потока носит кумулятивный эффект, что приводит к эмоциональной десенсибилизации. Каждый эпизод насилия в СМИ, в текстах песен, в видеоклипах приводит к тому, что образуется негативный опыт, в ходе которого человек повторяет агрессивные мысли и накапливает агрессивные аффекты. А это в свою очередь вызывает у подростка агрессивные установки, убеждения, ожидания. Согласно убеждениям многих психологов по поводу агрессивного поведения, влияние насилия и жестокости в информационном потоке приводит как к кратковременному (агрессивные мысли, аффекты), так и долговременному повышению уровня агрессивности в поведении подростка по отношению к окружающим, эффект ожидания агрессивного поведения окружающих в отношении себя. Именно это обстоятельство побудило психологов больше внимания уделять изучению отношения подростков к сценам насилия на телеэкране, Интернете, которые приводят к усвоению моделей агрессивного поведения, особенно если подросток воспитывается в неполной семье.
Для выявления телевизионных и Интернет предпочтений подростков из полных и неполных семей по отношению к экранному насилию использовался опросник. Четверть подростков из полных семей считают насилие на телеэкране привлекательным, треть – непривлекательным, половина подростков остаются к нему равнодушно.
Как показывают исследования, наиболее значимым фактором привлечения внимания подростков к просмотру подобной продукции являются: актёрская игра, спецэффекты, В ответах мальчиков и девочек из полных и неполных семей были обнаружены существенные различия в выборе понравившихся черт характеров экранных героев. У мальчиков наиболее важными чертами характера являются «решительность», «ум», « сила», «храбрость», «смелость», тогда как у девочек «красота», «обаяние».
Отмечены значимые различия у мальчиков и девочек в оценке своих психических состояний после просмотра фильмов, передач, содержащих сцены насилия. Подростки из полных семей оказались психически более устойчивыми, при этом более устойчивыми оказались девочки. У мальчиков из неполных семей были отмечены агрессивные реакции, а у девочек из неполных семей была выявлена такая реакция, как весёлость, проявляющаяся, вероятно, в качестве защитной реакции. Подростки из неполных семей в два раза чаще идентифицировали себя с героями телеэкрана или Интернета и хотели бы походить на них во взглядах на жизнь и в поведении, чем подростки из полных семей.
Просмотр фильмов и сцен, содержащих насилие, порождает не только негативное отношение к социальным нормам и ведёт к снижению толерантности, но и облегчает принятие сцен насилия на телеэкране и Интернете, а также приводит к идентификации с «героем» телеэкрана, часто демонстрирующим насилие, что способствует научению различным агрессивным формам поведения у подростков, особенно из неполных семей.
Литература:
1.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М.Платоновой.- Спб., 2012г.
2.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика.-2006-№5
3.Фурманов И.А.Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 2001г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.