Отдел образования администрации Заволжского муниципального района
МКОУ Заречная СОШ
Научно-практическая конференция «Шаг в науку»
Исследовательская работа
«Влияние выполнения физических упражнений на здоровье учащихся»
Автор: Бойцова Сабрина , ученица 9 класса МКОУ Заречная СОШ
Руководитель: Торопова О.А.
Предметная область: физическая культура, биология
Заволжск 2021
1.Введение
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное, значение в подготовке человека к производительному труду. Кроме физических качеств развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика - зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах. Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений происходят в сердечнососудистой и дыхательной системах. Когда человек большую часть времени проводит в сидячем положении, когда ему не хватает необходимой физической нагрузки, мышцы начинают ослабевать, уменьшается выносливость и сила человека, развивается вегетативно-сосудистая дистония, нарушается обмен веществ. Гиподинамия с течением времени приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата. Нарушения в эндокринной системе приводят к ожирению. Ухудшается из-за гиподинамии и работа головного мозга: снижается трудоспособность человека, его умственная активность, он быстро утомляется, ощущает общую слабость, страдает бессонницей.
На мой взгляд не все современные люди имеют необходимые знания для сбережения своего здоровья. Исходя из вышесказанного, целью моей работы стало изучение проблем, связанных со здоровьем, привлечение внимания моих сверстников к занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
1.Проанализировать литературу о влиянии физических упражнений на здоровье человека.
2.Определить состояние здоровья школьников.
3. Составить различные памятки с комплексом физических упражнений.
Гипотеза. Действительно ли физические упражнения способствуют улучшению работоспособности и тем самым препятствуют возникновению различных заболеваний?
Методы: беседы, анализ источников, практические, сравнительные.
Объект исследования: физические упражнения.
Предмет исследования: влияние физических упражнений на состояние здоровья школьников
Актуальность
Жизнь современного человека стала более комфортной и удобной, чем раньше.
Гиподинамия-болезнь современного школьника. Причин развития гиподинамии
существует очень много. Это слишком малоподвижный образ жизни, чрезмерное
использование транспорта, слишком долгий постельный режим, большая нагрузка в
школе и недостаточные занятия спортом. Тело, которое большую часть времени
находится в спокойствии, начинает терять свою легкость и гибкость. У многих
школьников наблюдается мышечная слабость, быстрая утомляемость, снижение
устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям, слабые и неустойчивые
эмоциональные реакции, слабый тип нервной системы. В последнее время
наблюдается низкая работоспособность школьников. Необходимое средство
улучшения физической работоспособности школьников - повышение двигательной
активности. В своем исследовании я решила изучить
зависимость работоспособности учащихся от их двигательной активности.
2. Основная часть.
Теоретическая часть.
Движение и его роль
Движение - это самый мощный стимулятор всех процессов происходящих в организме.
Ребенок никогда бы не вырос во взрослого человека, не совершая огромного количества движений. Вообще, в процессе эволюции наш организм создавался максимально приспособленным к движению и полноценно мог существовать только подвергнутый различным вибрациям, встряскам, сжатиям, растяжениям и другим, физическим и гравитационным воздействием.
И это неудивительно, если знать, что наш организм представляет собой громадных размеров поверхность, заключенную (сжатую) в сравнительно небольшой объем.
35 литров жидкости нашего организма должны постоянно циркулировать, доставляя все необходимое клеткам и удаляя все ненужное. В свою очередь, "обслуживающий персонал" клеток: печень, легкие, кожа, почки и кишечник - должны быть чистыми и здоровыми, чтобы вовремя удалять токсины усталости.
И вот тут-то движение: ходьба, бег, физические упражнения и так далее - позволяют многократно увеличивать циркуляцию жидкостей в организме. Во время движения мышцы сокращаются, выдавливая жидкость в кровеносное русло, помогают продвижению венозной крови к сердцу.
Сильно возросшая циркуляция крови способствует вымыванию и выбрасыванию токсинов. В результате весь человеческий организм может функционировать на более высоком уровне, - повышается качество жизни.
Виды движения;
а) Ходьба.
Ходьба - наиболее простое и доступное средство, приемлемое для людей всех возрастов. Процент травм во время ходьбы наименьший по сравнению с более интенсивными видами движений, а удовольствие не меньше. Ходить надо интенсивно, но по самочувствию.
Добиваться легкой испарины и поддерживать её в процессе ходьбы. Возросший кругооборот жидкости и дыхание позволят эффективно удалять шлаки усталости из организма, оздоравливать внеклеточную среду.
б) Бег.
Обыкновенный бег оказывает ещё большее влияние на организм, нежели ходьба. Намного возрастает кровоток - отсюда и энергонабор из окружающей среды; дыхание - отсюда удаление шлаков, капитально промывается все тело чистой кровью, а инерционные усилия достигают гораздо больших величин, чем при ходьбе.
Если бег достаточно длителен, то возникает дыхательный ацидоз, - поэтому улучшается биосинтез в клетках. Многократно возрастает оздоровительный эффект.
Влияние бега на эндокринную и нервную систему очевидно. Бег позволяет наладить ритмическую работу указанных систем. Чтобы дать нагрузку на эти системы, необходима длительная циклическая работа.
в) Гимнастика и культуризм.
Комплексы специально подобранных упражнений позволяют объединить полезное воздействие от упражнений циклического характера на выносливость с упражнениями на гибкость, координацию и силу.
Влияние музыкального ритма, эмоций делает такую тренировку еще более увлекательной и человек получает прекрасную нагрузку как бы, между прочим.
Гимнастические упражнения воздействуют поочередно на различные мышечные группы, происходит промывание кровью всего тела. В этих упражнениях реализуются эффекты промывания кровью организма, инерционные усилия, развитие гибкости, высокая эмоциональная насыщенность.
Различные упражнения, выполняемые с внешним отягощением, носят название атлетической тренировки. При сильных мышечных напряжениях происходит разрушение протоплазмы клеток, расход внутриклеточных материалов, что в итоге сильно активизирует биосинтетические процессы.
Профилактический эффект можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов – гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.
Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться.
По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.
К сожалению, сегодняшнее поколение ведет малоподвижный образ жизни. Это сказывается на здоровье.
Практическая часть
Определение состояния здоровья школьников
Для решения этой задачи я использовала методику определения состояния здоровья по изменению кровяного давления до физической нагрузки и после неё. Перед уроком физкультуры давление учащихся соответствовало норме. Это говорит о том, что школьный труд является обычной нагрузкой для организма учащихся. После физкультуры у учащихся кровяное давление резко повышается и это нормально, т.к. при повышении активности мышечной деятельности, мышцы человека нуждаются в большом количестве питания и кислорода, и в ответ на это кровоснабжение мышц увеличивается. Это влечет за собой учащение сердцебиения и увеличение давления в кровеносных сосудах. Через 2 часа после эксперимента выделилось три группы учащихся
(Приложение №1).
Ф.И.обучающегося |
Показатель АД до нагрузки |
Показатель АД после нагрузки |
Показатель АД спустя 2 часа |
Киселев Михаил. |
115 \ 65 |
125 \ 70 |
118 \ 67 |
Мельникова Юлия |
110 \ 65 |
120 \ 68 |
115 \ 67 |
Старовойтова Ксения |
108 \65 |
127 \ 73 |
120 \ 68 |
Лебедев Влад |
120 \ 70 |
125 \ 72 |
120 \ 70 |
Карпова Анастасия |
110 \ 70 |
127 \ 72 |
110 \ 70 |
Соболев Николай |
120 \ 70 |
127 \ 70 |
120 \ 70 |
Никитина Алина |
119 \ 67 |
126 \ 69 |
120 \ 70 |
Чувичкина Вика |
115 \ 67 |
125 \ 68 |
120 \ 68 |
Чувичкина Катя |
120 \ 70 |
128 \ 70 |
120 \ 70 |
Беликов Максим |
120 \ 72 |
129 \ 72 |
120 \ 70 |
Сокова Наталья |
110 \ 75 |
127 \ 78 |
115 \ 76 |
Устинова Анастасия |
115 \ 72 |
125 \ 78 |
120 \ 75 |
У первой группы давление понизилось, у второй – нормализовалось, у третей – повысилось. Тот факт, что у нескольких учащихся кровяное давление отклонилось от нормы, объясняется тем, что они имеют ослабленные адаптивные способности к физическим нагрузкам, проблемы сердечно-сосудистой системы, пониженный уровень здоровья. В процессе анкетирования эти учащиеся признались, что они часто болеют ОРЗ и имеют проблемы с состоянием здоровья. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что у 70% учащихся в нашем классе адаптивные способности средние или пониженные.
Для того, чтобы обосновать полученные результаты, я провела опрос испытуемых об их образе жизни. Результаты опроса были следующие: 40% обучающихся занимаются в спортивной секции, делают физическую зарядку по утрам, много гуляют, 60% любят смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, мало бывают на свежем воздухе, то есть ведут малоподвижный образ жизни. В этом небольшом исследовании просматривается взаимосвязь между нарушением физической работоспособности и гиподинамией.
Этот вывод подтверждается рядом литературных источников.
Проводя данное исследование, я убедилась в том, что гиподинамия является одной из основных причин низкой работоспособности школьников.
Для того чтобы повысить двигательную активность школьников предлагаю следующие мероприятия:
- разнообразие спортивных секций ( волейбол, баскетбол, лыжи и др)
- увеличить число спортивных мероприятий;
- проводить сезонные однодневные походы в классе
Для своих одноклассников я составила небольшие памятки с комплексами упражнений на развитие различных мышечных групп, которые можно использовать в домашних условиях и при дистанционном обучении.
(Приложение № 2)
Комплекс №1
Комплекс № 2
Комплекс № 1 мы с моими одноклассникасми пробовали выполнять на уроках физической культуры и дома.
3. Заключение.
Выводы.
Велико значение физических упражнений. Профилактический эффект можно объяснить улучшением общей циркуляции жидкостей, нормализацией кислородного режима, подвода к клеткам биорегуляторов – гормонов. Все это способствует нормальному течению клеточной жизни и тем самым препятствует возникновению различных заболеваний.
Для того, чтобы человек не болел, чтобы организм хорошо усваивал энергию из окружающей среды и хорошо включался биосинтез клеток, надо много двигаться.
По гипотезе профессора Андриевского, в организме кровь образуется лишь во время напряженного физического усилия. Именно в движении, при беге, интенсивной работе на свежем воздухе идут мощные окислительно-восстановительные реакции, и образуется сильная, молодая кровь высокого качества.
К сожалению, сегодняшнее поколение ведет малоподвижный образ жизни. Это сказывается на здоровье.
Учащиеся нашего класса, посещающие спортивные секции, не пропускают занятия в школе по болезни.
В заключение хочу привести слова Платона и Горация.
«Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!» (Гораций)
«Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой». (Платон)
Как вы видите еще в древности, мудрецы понимали, что здоровье зависит от его образа жизни.
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Поддержание высокой физической активности задача каждодневная. Нужно заставлять себя регулярно заниматься физическими упражнениями. При сидячей работе, во время учебы в школе следует в перерывы каждый час делать наклоны, приседания, почаще глубоко дышать. После работы, учебы в школе желательно идти пешком домой, хотя бы часть пути. Это способствует укреплению сердечнососудистой системы.
Занятия физическими упражнениями доступны каждому человеку и не требуют особых материальных затрат. Являются эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие либо заболевания.
Литература
1.Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-
Граф», 2014 г.)
2.Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М.,
«Просвещение», 2010 г.)
3.Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.:
Физкультура и спорт, 1991, 224 с.
4.Кочкарова М.Х. Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии
5. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Е.А. Якушкина
и др. – Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.