Влияние медиатора на качество звукоизвлечения
Оценка 4.6

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Оценка 4.6
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
09.06.2017
Влияние медиатора на качество звукоизвлечения
Актуальность и важность в современном исполнительстве вопросов, связанных с медиатором Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения оказалось значение самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами нашей руки и струнами. Одной из причин появление открытого, скрипучего звука, имеющего лишние призвуки, являетсянекачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и.т.д). Поступая в высшие учебные заведения, музыканты – исполнители порой понятия не имеют о том, что такое уход за медиатором и как правильно нужно его затачивать. Что происходит с ним, когда говорят «медиатор сточился», он стал острым, или затупился?
Медиаторы Office Word.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского «Качественное звукоизвлечение на струнных инструментах» Автор:   Баранова Галина Александровна,    преподаватель высшей категории,   заведующая  методическим  объединением отделения народных инструментов. Место выполнения работы:  МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского г. Вязьма Актуальность и важность в современном исполнительстве вопросов, связанных с медиатором. Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения оказалось значение самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами нашей руки и струнами. Одной из причин появление открытого, скрипучего звука, имеющего лишние призвуки, является некачественный медиатор (неправильная толщина ребра, сточившаяся фаска и.т.д). Поступая в высшие учебные заведения, музыканты – исполнители порой понятия не имеют о том, что такое уход за медиатором и как правильно нужно его затачивать. Что происходит с ним, когда говорят «медиатор сточился», он стал острым, или затупился? На вопрос, каким должен быть медиатор, от увиденных вариантов можно прийти в растерянность. Они бывают различной формы, конфигурации, толщины (от 0.6 од 2 мм.), материала (от стеклоподобных полимеров, напоминающих оргстекло до всеми известного капрона, широко используемого в легкой промышленности). Как сделать медиатор самим, многие даже не знают, а купить медиатор не всегда удается, вот и приходится скрипеть, шуршать и удивляться - где же прекрасный звук? Оказавшиеся важными и актуальными в современном исполнительстве вопросы, связанные с медиатором, могут занимать равное место в проблеме качества звукоизвлечения наряду с исполнительской техники. Понятие - медиатор и плектр Существует два определения приспособления используемого при игре на некоторых струнных инструментах – «медиатор» и «плектр». Первое указывает на его значение, (mediator от латинского посредник), это понятие используется и в медицине. Второе понятие указывает на его специфику – plekton от греческого plesso ударяя. Оба эти определения имеют место и дополняют друг друга. Последнее название дает возможность задуматься, о правильности определения специфики исполнения на наших инструментах. Основным способом звукоизвлечения является удар, а не щипок и инструмент получается не струнно- щипковым, а просто струнным. Какие же приспособления для извлечения звука используются на струнных инструментах? Основных приспособлений три, это – пальцы рук, смычки и медиаторы, или медиаторообразные приспособления, как (ногти гитариста). Почему на домре играют медиатором, как основным способом звукоизвлечения? Это связано со спецификой инструмента (сила давления и натяжение струн, акустические особенности инструмента). Разновидности медиаторов Говоря о разновидности медиаторов, можно разделить их на два типа – медиаторы из природного материала: перьевая роговица, кость, панцирь морской черепахи, кожа (то есть материалы, которые появились до современных полимеров), и различные виды современного пластика: капрон, капролон (полиамид 6) и.т.д. Почему же перешли на различные полимеры? Выяснилось, что материалы природного типа менее износостойкие, «панцирь черепахи» имел свойство откалываться во время исполнения, а кожа могла давать много призвуков на тонких струнах при игре на домре малой за счет плохой обработки и шлифовки. Хотя на толстых струнах это незаметно – на домрах альт, бас, контрабас медиатор звучит великолепно. Что же касается современных материалов, то их износоустойчивость намного превышает износостойкость природных материалов. Некоторые из этих материалов, например «капролон», по плотности превышает плотность такого металла, как бронза и используется в авиа и космических технологиях. В то же время этот материал при своей высокой плотности хорошо поддается обработке и хорошо полируется, тем самым обеспечивая лучшее скольжение со струной. Медиатор из капролона лучше других подходит при игре на домре малой. Так же существует импортный аналог капролона – «эрталон», который по своим свойствам не уступает капролону, а в чем- то даже и превосходит его. конфигурации фаски. Существуют различные точки зрения на необходимость использования медиаторов из разного материала при игре на домре малой. Но в основном используют медиатор из одного материала – «капролона», который может звучать как ярко, так и достаточно мягко, при правильной его заточке, толщине, При использовании медиаторов из капрона, зачастую возникают лишние призвуки, чрезмерно размытое звучание, как появление своего рода «неуклюжести» в игре. В связи с мягкостью материала его толщина превышает положенный размер медиаторов для домры малой (от 1,2мм до 1,5 мм), когда только при этом размере можно избежать лишних призвуков и стука. Если же играть правильной толщиной медиатора из капрона, то он становится очень мягким и менее управляемым. Медиаторы из капрона, как правило, часто используют в оркестрах, при исполнении кантилены. Использование в сольном исполнительстве медиатора из капрона допустимо только в особых случаях для создание определенного колорита звучания. Величина и форма медиатора Какова же оптимальная величина и форма медиатора и как определить этот критерий правильности? Главным критерием правильности следует считать управляемость медиатором. Слишком большой или маленький медиатор всегда вызовет неудобство, что отражается на звуке, поэтому подход к выбору величины и формы медиатора должен быть индивидуальный. Связано это с физическими особенностями исполнителя и его постановкой. Для более крупных пальцев необходим широкий медиатор, для тонких – узкий. Что же касается длины медиатора, то она связана с постановкой руки. Здесь нужно говорить о степени глубины держания медиатора в пальцах, а так же и общей постановке правой руки (более высокой или более низкой). Чем глубже медиатор удерживается в пальцах, тем больше должна быть его длина. Ребро фаски медиатора Влияние на звук величины и формы самого медиатора не так значительно, как конфигурация и толщина ребра фаски медиатора. Здесь критерием правильности будет являться наш слух. Одна из особенностей исполнения на домре – нехватке обертонов в звучании инструмента. В сравнении с балалайкой наш инструмент проигрывает значительно. Высказывания некоторых современных композиторов оставляют желать лучшего отношения к нашему инструменту: «мы не видим такого богатства тембра и обертонов на домре, как у балалайки». Одна из важных задач домриста – добиться максимально схожего звучания с балалайкой по обертонам, а задача балалаечника – достичь такого же филигранного исполнения пальцем, как при игре медиатором у домристов. Нужно много экспериментировать и сравнивать различную конфигурацию и толщину фаски, и выбрать оптимальный вариант, который позволил бы дать то звучание, которого «требует» наш слух. Ребро фаски медиатора (рис. 2) не должно быть острое, а должно быть округлым, и при заточке медиатора это надо учитывать. Когда ребро фаски стачивается, оно становится острее, а звук более открытым. На ребре фаски появляются шероховатости, вызываемые трением о струну, которые неизбежно дадут о себе знать с появлением призвуков. Конфигурация фаски должна быть округлая, чтобы захватить большую площадь при соскальзывании медиатора со струны и, тем самым дать больше обертонов. Во всем должна быть мера, так как слишком большая толщина и большая округлость фаски может дать призвуки и стук или «запылившийся звук, не имеющий чистых высоких обертонов» В свою очередь, слишком тонкая и острая фаска даст открытый, лишенный низких обертонов звук. В данном вопросе нельзя оставить без внимания и постановку правой руки. Здесь будет важна степень поворота при удержании медиатора в пальцах, так как при сильном повороте площадь соприкосновения медиатора со струной будет увеличиваться, тем самым меняя звук, делая его более «толстым». В конечном счете, все должно контролироваться слухом, а результат зависит от профессионализма исполнителя и преподавателя. Медиаторами с более округлой конфигурацией ребра фаски будет лучше играть кантилену, исполняемую в основном приемом игры тремоло. Являясь одним из сложных приемов игры на домре, тремоло всегда вызывало большую полемику вопросов, начиная от «правильности» движения руки (кистевое тремоло), заканчивая высчитыванием чистоты ударов. Важнее всего найти ту слитность звучания, которая избавит нас и слушателей от этого высчитывания. Зачем концентрировать внимание на самом ударе, думать, что с большей чистотой ударов можно добиться предельной слитности. Это приведет к скованности в исполнении, делая главным художественным образом в произведении «потуги». Например: при исполнении «Думки» Н.Будашкина, начальное проведение мелодии по характеру спокойное, вдумчивое, эпическое напряженный сконцентрированный мотив за счет чрезмерной чистоты тремоло. превращается в Стоит сосредоточить внимание на том, что звучит между ударами, стараясь сделать удары более завуалированными, наполнить звуковое пространство между ними большим количеством обертонов. Для этого и нужен более округлый медиатор. Имеющий большую площадь соприкосновения со струной, он смягчит сам удар и даст струне больший резонанс, заполняющий промежутки между ударами. При таком подходе к исполнению приема игры тремоло будет важно не количество чистоты ударов, а качество удара, дающее большее заполнение в звучании, а также и мягкость в игре, что немало важно при исполнении кантилены. Говоря о повседневном уходе за медиатором нужно знать, что фаска должна сохранять округлую форму ребра, и ее грани должны быть гладкими и отполированными, а периодичность ухода за медиатором будет зависеть от интенсивности Какими приспособлениями нужно запастись? Есть удобное средство – это пилки для ногтей, которыми пользуются гитаристы. исполнителя. занятий Изготовление медиатора в домашних условиях Как изготовить медиатор в домашних условиях? Для начала нужно узнать, где и как достать материал и каким способом нужно его обрабатывать. Сразу оговорим, что дело это не простое, требует приличных усилий. Основная обработка при качественном изготовлении должна выполняться вручную, т.к. обработка ребра фаски на станке не даст той правильной заточки. К сожалению мастера, которые этим занимаются думают, что одной полировки будет достаточно и не обращают внимание на саму заточку ребра фаски, делая ее слишком острой. Где купить материал (капролон), можно узнать в Интернете, он продается и оптом и в розницу. Для более эффективного расхода материала, его можно приобрести в виде стержня по цене 350 рублей за 1.5 метра, диаметром 2.5 см. Нарезать такой материал с помощью ножовки по металлу проблематично, т.к. затрачивается много времени, что бы перерезать стержень. Нарезается стержень кольцами толщиной 1.3 или 1.4 мм. Эту операцию возможно выполнить лишь с помощью фрезеровочного станка по металлу. Дальше прикладывается образец того медиатора, который вам нужен и с помощью дрели обрабатывается уже в домашних условиях. На дрель необходима насадка для полировки со съемными шкурками, вручную вытачиваются грани фаски, затем они полируются. Качеству звукоизвлечения на домре всегда уделялось много внимания Актуальность и важность в современном исполнительстве вопросов, связанных с медиатором (индивидуальный подход к выбору величины медиатора, умение изготавливать медиатор в домашних условиях и вести за ним правильный повседневный уход), все это дает возможность усовершенствования качества звукоизвлечения. Материал используемый для изготовления медиаторов: Достаточно много материалов, из которых изготавливают медиаторы. Особенно распространены такие материалы как: нейлоновые, пластиковые, металлические и из кости. Компания Dunlop запатентовала свой материал для изготовления медиаторов - Tortex/Derlex. Такие медиаторы имеют шероховатою поверхность и почти не скользят в руке. Медиаторы из модифицированной пластмассы Ultex обладают особой прочностью и блеском. О положении рук, пальцев, медиатора Медиатор     Медиаторы бывают различной формы:     У всех них есть одно общее ­ фаска (место заточки), именно этим местом и надо ударять по струне. Размеры стандартного медиатора: Положение медиатора между пальцами:    Можно самому легко сделать медиатор из страой линейки или другой ненужной   вещи,   главное   хорошо   зашлифовать фаску  (сначало   об   мелкую шкурку, а затем о кожу с древесным углем)  Правая рука    Берете медиатор вот так:    Ни мизинец, ни безымянный пальцы не должны опираться на   панцирь.   Такая   опора,   в   некоторой   степени,   сковывает движение   кисти   правой   руки   и   затрудняет   игру.   Кроме   того, появляется дополнительный шорох от трения пальцев о панцирь. Позднее исправлять постановку руки будет очень трудно.     Правая   рука,   примерно   серединой   чем­то   около   локтя, опирается на край корпуса домры выше нижнего порожка (или на «подлокотник»), так, чтобы пальцы находились над панцирем — там, где указывалось основное место извлечения звука (см. рис. 8). Запястье руки приподнято над подставкой не более чем на 3 см. Движение   медиатора   производится только   кистью,   по направлению от себя и к себе. Оно должно быть естественным, непринужденным,   без   участия   предплечья.   Предплечье   (около запястья)   делает   лишь   незначительные   «рефлекторные»,   отра­ жательные движения, повороты.    Для установки правой руки иногда применяют простой способ: на   струны,   за   подставкой,   закрепляют   спичечную   коробку, подобно   «подлокотнику»,   на   которую   слегка   опираются предплечьем   правой   руки.   Постепенно   кисть   руки   привыкает   к нужной постановке, после этого спичечную коробку следует снять     Звуки  на  домре   извлекаются равномерными по  силе   ударами медиатора по струне вниз или вверх, при этом следует избегать остановок   движения   кисти   в   верхнем   или   нижнем   положении. «Глубина» нижней части медиатора, опускаемой под струну, равна примерно 3 мм.    Удар   вниз.   Кисть   и   медиатор   несколько   наклонены   к   деке. Сначала   делается   подготовительное   движение   —   взмах   кисти вверх и затем основное, почти вертикальное движение — четкий, отрывистый удар по струне вниз до следующей струни** При   ударе   вниз   по   струне   амплитуда   движения   медиатора   не превышает расстояния между струнами. Удар вниз обозначается —    V.    Удар вверх. Незначительный наклон кисти и медиатора к деке нужен для того, чтобы при движении вверх не задевать нижнюю (по высоте звука) соседнюю струну. Этим определяется степень наклона   к   деке,   (чрезмерный   наклон   свяжет   движение   кисти   и затруднит   освоение   приема   тремоло).   В   таком   наклонном положении   сначала   делается   подготовительное   движение медиатора   вниз   и   затем   основное   движение   —   удар   по   струне вверх.   Медиатор   проходит   над   нижней   соседней   струной,   не задевая ее. Например,   удар   вверх   по   струне В и   медиатор   проходит   над струной   А,   удар   вверх   по   струне   А   и   медиатор   проходит   над струной Е. При   ударе   медиатора   вверх   по   струне   Е   не   следует   допускать больших движений, амплитуда медиатора должна быть примерно равна промежутку между струнами. Удар вверх обозначается —  .'     При движениях вниз и вверх не следует ударять о струну всей плоскостью   медиатора   (плашмя)   или   его   необработанной стороной, а также поворачивать кисть в сторону каждого удара (выщипывать и «подцеплять» струну).    Левая рука      Левая рука, свободно опущенная и согнутая в локте,  придерживает гриф основанием указательного пальца и  подушечкой первой фаланги большого пальца. Во избежание  захвата грифа всеми пальцами, что тормозит передвижение кисти  по грифу, нельзя опираться шейкой грифа на впадину между  большим и указательным пальцами. Ладонь также не должна  прикасаться к грифу. Закругленные пальцы, с коротко  подстриженными ногтями подобно молоточкам, опускаются  подушечками ногтя на лады, как можно ближе к металлическому  порожку и достаточно крепко прижимают струны к ладам, чтобы  звук был чистым интонационно. Свободные от игры пальцы всегда  находятся над струнами в полусогнутом положении, они не  должны выпрямляться или   поджиматься. Пальцы обозначаются  следующим образом указательный—1, средний—2, безымянный — 3. мизинец — 4 и большой палец — Б.      Вообще, большой палец должен лишь своей подушечкой держать  гриф домры. А с другой стороны гриф поддерживает косточка  указательного пальца. (смотри рисунок). Это позволит легко  скользить по грифу, что значительно упростит игру.    Хороршее упражнение для левой руки, своеобразная растяжка.  Указательный палец на 2 ладу, средний на 4, безымянный на 5 и  мизинец на 6.    Вначале будет казаться, что пальцы никогда не будут слушаться,  но скоро привыкаешь.

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения

Влияние медиатора на качество звукоизвлечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017