Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний
Оценка 4.6

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Оценка 4.6
Работа с родителями +1
docx
русский язык +1
1 кл
09.11.2019
Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний
Влияние речевых навыков.docx
«Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний»   Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую,   и,   конечно,   свою   речь.   Речь   помогает   ребенку   не   только   общаться   с   другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения   речи   отрицательно   влияют   на   развитие   познавательной   деятельности, социальной адаптации ребенка.          Согласно   Федеральным   государственным   образовательным   стандартам   содержание образовательной   области   «Речевое   развитие»   направлено   на   достижение   целей формирования   устной   речи   и   навыков   речевого   общения   с   окружающими   на   основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:  •    Овладение речью как средством общения и культуры     •    Обогащение активного словаря     •    Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи     •    Развитие речевого творчества     •    Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха     •    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.         Для ребенка правильная  речь – залог успешного обучения и развития.      Проблема современной школы в том, что сейчас поступает большое количество детей, имеющих   различные   речевые   проблемы.   Нам   учителям   приходится   подбирать   и апробировать разные формы и методы работы по развитию связной устной речи. Слайд 2 Сегодня   я   уделю   внимание   некоторым   аспектам   развития   речи,   наиболее актуальным в 1 классе.         Предлагаю  поработать в парах. Каждая пара получает лист с заданием: соотнесите данные таблицы в правом и левом столбцах, обсудите Ваше решение в паре и придите к единому мнению. Аспект развития речи 1. Артикуляционная гимнастика 2. Развитие дикции 3. Выделение нужного звука в слове 4. Расширение словарного запаса 5.   Формирование   грамматического   строя речи 6. Развитие навыков связной речи 7. Формирование интереса к чтению Упражнения для  развития речи 1. Игра в рифму 2.   Составление   цепочки   предложений   по схеме 3. Скороговорки 4. Чистоговорки 5.  Поиск  и  замена    неправильной  буквы  в слове 6. Семейные чтения 7. Составление рассказа по картинкам Проверка: 1­4, 2­3, 3­5, 4­1, 5­2, 6­7, 7­6. Слайд 3 Артикуляционная гимнастика.  Цель  артикуляционной гимнастики – уточнение  артикуляции  звуков,  необходимых для их чёткого  произношения. Существуют   комплексы   упражнений   для   выработки   правильного   произношения различных групп звуков: шипящих, свистящих, сонорных. Разработаны   упражнения для губ, щёк, языка.  Рекомендуется также произносить чистоговорки, пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Эти упражнения мы с ребятами выполняем вначале урока При выполнении артикуляционной гимнастики важно придерживаться следующих рекомендаций: 1.   Проводить   артикуляционную   гимнастику   нужно   ежедневно,   чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  2. Каждое упражнение выполняется по 5­7 раз.   3.   При   отборе   упражнений   для   артикуляционной   гимнастики   надо   соблюдать определенную последовательность. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  ­Давайте попробуем проговорить чистоговорки, представленные на слайде. Слайд 4 Развитие дикции. Развивать дикцию необходимо для того, чтобы  красиво говорить: громко,   звучно,     мелодично.   Громкость   и   звучность   голоса   зависят   от   гласных.   Для обеспечения   мелодичного   голоса   не   менее   важно   правильное,   чёткое   произнесение согласных звуков. Согласные звуки должны звучать чётко, не пропадая. Очень хорошо влияют   на     дикцию   скороговорки.    Сначала   их   нужно   произносить   медленно,   потом быстрее. В идеале необходимо научиться произносить эти стишки на одном дыхании. Проигрываем  скороговорки, представленные на слайде. Слайд 5   Выделение нужного звука  в слове важно для различения звуков родного языка. Различение и правильное произношение всех звуков родного языка помогает развитию у ребёнка   фонематического   слуха,   очень   важного   для   устной   речи   и   для   обучения правописанию. Упражнения,   представленные   на   слайде   («Какая   буква   заблудилась?»,   «Найди   и замени неправильную  букву»), проигрываются с детьми на уроках. Если у младшего школьника существуют серьезные проблемы с речью, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду. Специалист должен оказать необходимую помощь и дать ценные рекомендации родителям и учителям. Слайд 6 Расширение   словарного   запаса.  Набор   слов,   которым   пользуется   ребенок, называется словарным запасом.  Слова необходимы ребенку для того, чтобы ежедневно использовать их в своей жизни для общения с окружающими его людьми, для обучения чтению и письму.  Скудный словарный запас младших школьников приводит к тому, что они не могут полно   и   связно   рассказать   прочитанное   или   услышанное,   часто   употребляют   слова   в неправильном   значении   или   говорят   простыми   предложениями.   Недоразвитию   речи способствует   необщительность   ребенка,   так   как   он   редко   использует   речевые   навыки. Недостаток слов при общении ребенок пытается заменить словами­паразитами, например, «так сказать», «как бы», междометиями «ну», «э­э», а некоторые дети и вовсе, выражают свои мысли с помощью жестов.  Вот   некоторые   задания,   которые   я   использую   на   уроках,   для расширения словарного запаса.  Подбери определения: к слову «яблоко» (круглое, красное, спелое, сочное).  Узнай, про что я говорю: овощной, вкусный, горячий (суп).  Для чего служит – карандаш, фломастер, кисточка, мелок, иголка…  Подбери антонимы и синонимы к слову…  Составление предложений со словами­синонимами.  Объяснение и сравнение значений заданных слов.  Определение антонимов в поговорках и пословицах.  Напишите небольшой рассказ, в котором существительные будут заменены картинками. Попросите ребенка прочесть его. Младшему   школьнику   нравится   игра   в   ассоциации.   Назовите   любое существительное,   например,   «стул»,   а   ребенок   должен   назвать   слова,   с   чем   он ассоциируется – «деревянный», «четырехногий», «мягкое сиденье», «комната». В этой же игре   существительные   можно   заменить   прилагательными,   глаголами.   Называть   слова, которые бы вызывали вкусовые или цветовые ассоциации. Предложить ребенку объяснить смысл   поговорок   и   пословиц   –   это   будет   отличной   тренировкой   для   понимания переносного смысла высказываний. Можно предложить ребёнку игру в рифму. (Предлагается проиграть упражнения на слайде).  Действенный способ расширения словарного запаса ребенка – это чтение. Об этом поговорим чуть позже. Фактически,   для   большинства   людей   обогащение   и   активизация   словаря продолжается всю их жизнь. Слайд 7 Формирование грамматического  строя речи.   Свободная устная и    письменная речь опирается не только на владение достаточным словарным запасом, но и  на уровень сформированности грамматического строя речи. Развитие   грамматического   строя   речи   –   понимается,   как   длительный   процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка.  В работе над   формированием  грамматического строя речи  можно использовать разнообразные   устные   и   письменные   задания   на   уровне   предложения   и   текста.   Вот некоторые задания, которые я использую на урока:    составление, предложений по предложенным схемам; ответы на вопросы и формулировка вопросов; постановка в нужной форме слов, данных в скобках в рамках предложения или  текста; разыгрывание данных или самостоятельно составленных диалогов со схемами,  моделями;  исправление ошибок (корректировка текстов). Предлагается проиграть упражнения на слайде.   Слайды  8­9 Развитие навыков связной речи. Связная речь представляет собой  сложную форму речевой   деятельности.   От   неё   зависит   и   полнота   познания   окружающего   мира,   и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.  С начала школьного обучения у детей появляется необходимость решать учебные задачи,   а,   следовательно,   вести   рассуждение,   доказывать   своё   решение,   появляется необходимость   объяснять,   комментировать,   как   выполняется   та   или   иная   операция (пишется буква, изготавливается поделка, рисуется узор и т.д.), сообщать те или иные правила (перехода улицы, поведения в общественных местах, работы с инструментом и др.)., раскрывать ту или иную тему и т.д. Всё это требует от детей навыков связной речи.  Развитая связная речь – это свободное и правильное выражение   своих мыслей в устной и письменной форме. Упражнения, которые я использую на уроках, способствующие развитию связной речи:     объяснить смысл выражения; закончить текст по его началу; придумать начало к концу текста; пересказ текста в роли  главного героя;      рассказ на указанную тему; описание наблюдаемых  предметов;  составление рассказов по собственным наблюдениям;  выборочное чтение по рисунку;  составление, пересказ текста по рисункам. Предлагается проиграть упражнения на слайде. Слайд 10 Формирование интереса к чтению

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний

Влияние речевых навыков на усвоение учащимися системы знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019