Сегодня в современных условиях развития общества, преобразования многих социальных институтов, возрастает роль института семьи как основы для вхождения молодого человека в общество. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Статья.doc
«ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»
Постельникова Наталья Федоровна, МОУЛицей №2, социальный педагог
Поволжский регион, Саратовская область, г. Саратов
Семья – важнейший институт социализации, т.к. является
средой существования, развития человека от самого рождения и до
смерти.
Семья – сложная система взаимосвязанных процессов.
Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов этой
системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под
влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье,
личностные свойства и качества родителей и самих детей.
С целью изучения детско – родительских отношений и стратегий
родительского воспитания мною было проведено исследование с
использованием методик для опроса родителей: анкетирование
родителей, «Опрсник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В.
Столина, психологические тесты «Какие мы родители?» и «Ребенок в
Вашей жизни». А также методик опроса детей: тест «Кинетический
рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана и тест «Какая
атмосфера царит в твоей семье?»
На основе полученных данных можно утверждать, что важной
характеристикой родительских отношений в современной семье
является гиперсоциализация, гиперопека, авторитарное отношение
родителей к детям, без учета их интересов и желаний.
Возможно, подобное отношение родителей к своим детям
отчасти обусловлено ответственностью родителей перед обществом
за своего ребенка, существовавшей в традиционной русской семье и
нашедшей отражение в русской культуре, в виде пословиц и
поговорок: «Валяй дети: отец в ответе. Кормил до усов, корми и до
бороды». Очевидно, большинство тестируемых считают, что
ответственность за ребенка перед обществом требует от родителя
контроля над ним.
Но, с другой стороны, эта тенденция, проявляющаяся более чем
у половины родителейреспондентов, может свидетельствовать о
проблемах внутри семьи. Подобное родительское отношение может
привести либо к разрыву между поколениями в будущем, когда дети
вырастут, либо к полному подавлению личностного начала в ребенке.
Отношение к детям современных родителей отличается
средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием
ребенка. Родители воспринимают своего ребенка таким, каков он
1 следят
выраженной
заинтересованностью
есть, с уважением относятся к его интересам и планам. Родители с
ярко
за
жизнедеятельностью ребенка. Они во всем стараются помочь ему,
высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В
современных семьях межличностная дистанция в общении между
родителями и ребенком очень близка (даже иногда чрезмерно
близка). Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще
воспринимают ребенка как маленького и беззащитного, не
способного к жизни без «родительского крыла». В связи с этим
большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка,
пристрастно следит за социальными достижениями ребенка, требует
от него социальной успешности. Большинство современных
родителей старается оградить ребенка от трудностей жизни,
старается контролировать все его действия.
Современная семья значительно отличается от традиционной
своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось
количество больших семей; в большинстве семей воспитывается
только один ребенок). Также современные условия жизни (низкий
уровень доходов, безработица, экономические и политические
преобразования) оказывают огромное влияние на семью. Возникают
проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как
самостоятельной системы, внутрисемейных отношений.
В современной семье неадекватное отношение родителей к
ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный
психологический дискомфорт.
В связи с этим я предлагаю ряд рекомендаций для родителей,
которые могли бы помочь в семейном воспитании:
1. Определите собственную концепцию воспитания, т.е.
обоснуйте принципы, которые хотели бы реализовать в процессе
взаимодействия с ребенком.
2. Определите диапазон невмешательства в дела ребенка.
Этот диапазон увеличивается по мере взросления ребенка.
Можно составить перечень действий, которые ребенок может
совершать без Вашего ведома. Исследователи предлагают также
дать ребенку возможность научить родителей, стараться быть
ненавязчивым. Ребенок должен почувствовать, что он вправе влиять
на события семейной жизни.
3. Научитесь определять мотивы взаимодействия между Вами и
ребенком.
4. Научитесь владеть собой и ситуацией, сопротивляться
внешними провоцирующими моментами.
2 5. Научитесь оберегать ребенка от внешних воздействий.
Например, если нет возможности изменить обстоятельства, то
всегда можно изменить отношение к ним, сделать их менее
травмирующими.
6. Постоянно наращивайте воспитательный потенциал путем,
заимствования
вдумчивого анализирования чужого опыта,
эффективных средств воздействия.
7. Научитесь анализировать собственные ошибки в воспитании,
конфликты, любое событие, т.к. они являются почвой для
дальнейшего изменения не только ребенка, но и Вас самих как
родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева А.А. Психология современной семьи. – М: Речь,
2.
2005.
Голод С.И. Современная семья // Человек. 2006. № 6. с.
6981
3. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.,
2008.
4. Некрасов А.А. Проектируем семью. Семьеведение. – М: АСТ,
2010
5. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 2007.
3
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.