Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО
Оценка 5

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Оценка 5
Памятки
docx
физическая культура +1
Детсад
18.09.2017
Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий..Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
здоровьесберегающие технологии.docx
В   последние   годы   выявилась   устойчивая   тенденция   к   существенному   снижению   показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально­ экономических и экологических условий.. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   можно   определить   как   науку,   искусство   и обязанность   так   обучать   и   воспитывать   учащихся,   чтобы   они   росли   здоровыми   и   счастливыми   и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.  В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: 1.   Создание   образовательной   среды,   обеспечивающей   снятие   всех   стрессобразующих   факторов учебно­воспитательного   процесса.   Атмосфера   доброжелательности,   вера   в   силы   ребенка, индивидуальный   подход,   создание   для   каждого   ситуации   успеха   необходимы   не   только   для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. 2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 3.Обеспечение   мотивации   образовательной   деятельности.   Ребенок   ­   субъект   образования   и обучающего   общения,   он   должен   быть   эмоционально   вовлечен   в   процесс   социализации,   что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 4.Построение   учебно­воспитательного   процесса   в   соответствии   с   закономерностями   становления психических   функций.   Прежде   всего,   имеется   в   виду   переход   от   совместных   действий   к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным. 5.Учет  системного строения  высших  психических функций.  При  формировании базовых  функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции. 6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение \\\"по единицам, а не по элементам\\\", принцип целостности. 7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным ­ он может выделить какой­то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени. 8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни. 9.Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов   напряженной   активной   работы   и   расслабления,   смена   произвольной   и   эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей. 10.Обеспечение   прочного   запоминания.   Научно   обоснованная   система   повторения   ­   необходимое условие здоровьесберегающих технологий. 11.Комплексная система закаливания детей. 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной   задачи   современного   дошкольного   образования­задачи   сохранения,   поддержания   и обогащения   здоровья   субъектов   педагогического   процесса   в   детском   саду:   детей,   педагогов   и родителей.  Цель   здоровьесберегающих   технологий   в   дошкольном   образовании   применительно   к   ребенку   – обеспечение   высокого   уровня   реального   здоровья   воспитаннику   детского   сада   и   воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,   знаний   о   здоровье   и   умений   оберегать,   поддерживать   и   сохранять   его,   валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической   самопомощи   и   помощи.   Применительно   к   взрослым   ­   содействие   становлению организационно­педагогические   технологии,  учебно­воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем   определяющие   структуру   воспитательно­   способствующую   предотвращению   состояний   переутомления, культуры   здоровья,   в   том   числе   культуры   профессионального   здоровья   воспитателей   ДОУ   и валеологическому просвещению родителей.     Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   наиболее   значимы   среди   всех   известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого­ педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: ● образовательного   процесса, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; ●  психолого­педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда  же относится  и  психолого­педагогическое сопровождение  всех элементов образовательного процесса); ● здоровье и формированию культуры здоровья учащихся. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды: 1.   Технологии   сохранения   и   стимулирования   здоровья:   Стретчинг,   ритмопластика,   динамические паузы,   подвижные   и   спортивные   игры,   релаксация,   технологии   эстетической   направленности, гимнастика   пальчиковая,   гимнастика   для   глаз,   гимнастика   дыхательная,   гимнастика   бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.   Технологии   обучения   здоровому   образу   жизни:   Физкультурное   занятие,   проблемно­игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС). 3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность,   а   используемая   в   комплексе   здоровьесберегающая   деятельность   в   итоге сформировала   бы   у   ребенка   стойкую   мотивацию   на   здоровый   образ   жизни,   полноценное   и неосложненное развитие. Применение   в   работе   ДОУ   здоровьесберегающих   педагогических   технологий   повысит результативность   воспитательно­образовательного   процесса,   сформирует   у   педагогов   и   родителей ценностные  ориентации,  направленные  на  сохранение  и  укрепление  здоровья  воспитанников,  если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены   необходимые   поправки   в   интенсивность   технологических   воздействий,   обеспечен индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку;   будут   сформированы   положительные   мотивации   у педагогов ДОУ и родителей детей. Возникает   необходимость   проведения   комплексной   оздоровительно­коррекционной   работы   с данными   детьми,   которая   включает   в   себя   мышечную   релаксацию,   дыхательную   гимнастику, артикуляционную   гимнастику,   пальчиковую   гимнастику,   упражнения   на   развитие   высших психических   функций   (внимания,   памяти,   мышления),   физкультминутки,   упражнения   для профилактики зрения, логоритмику.  1. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы   образовательную   деятельность,   разработан   соответствующий   режим   дня.   Коррекционные логопедические   занятия   в   детском   саду   проводятся   в   режиме   смены   динамичных   поз,   для   чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).   Часть   занятия   ребенок   может   сидеть,   часть   стоять,   тем   самым   сохраняется   его   телесная вертикаль. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем   двигательной   активности   дополняем   проведением   дифференцированных   физминуток, подвижных   игр,   минуток   настроения;   пальчиковой   гимнастики;   упражнениями   психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики. После обеденного сна проводится “коррекционно­оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий.   Под   руководством   воспитателя   дети   выполняют   комплекс   упражнений   для бодрствования,   точечный   массаж   и   самомассаж   живота,   области   груди,   шеи,   частей   лица, артикуляционная   гимнастика,   массаж   головы,   рук,   ног,   а   также   воздушные   ванны,   хождение   по рефлекторным   дорожкам.   Все   это   способствует   активизации   детей   после   сна,   а   также   служит профилактикой различных заболеваний.  2. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий  проводится мышечная релаксация.  Релаксация ­ комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.  3.  Важнейшие   условия   правильной  речи  ­  это  плавный   длительный   выдох,   четкая  ненапряженная артикуляция.  Правильное   дыхание   очень   важно   для   развития   речи.   Дыхание   влияет   на   звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Дыхательные   упражнения   помогают   выработать   диафрагмальное   дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. 4.   Артикуляционная   гимнастика ­   выработка   правильных,   полноценных   движений   и  определённых положений   артикуляционных   органов,   необходимых   для   правильного   произношения   звуков,   и объединение   простых   движений   в   сложные.   Главная   задача   ­   выработать   точность,   силу,   темп, переключаемость движений. . Артикуляционная   гимнастика   включает   упражнения   как   для   тренировки   подвижности   и переключаемости   органов,   отработки   определённых   положений   губ,   языка,   правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. 5.   Систематические   упражнения   по   тренировке   движений   пальцев,   наряду   со   стимулирующим влиянием   на   развитие   речи,   является   мощным   средством   повышения   работоспособности   коры головного   мозга,   влияет   на   центры   развития   речи,   развивает   ручную   умелость,   помогает   снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны: ­ пальчиковые игры с мелкими предметами; ­ пальчиковые игры со скороговорками;  ­ пальчиковые игры со стихами;  ­ пальчиковая гимнастика;  ­ самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; ­ пальчиковый алфавит;  ­ пальчиковый театр; ­ театр теней. ­ Для развития зрительно– тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей. 6. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки — повысить   или   удержать   умственную   работоспособность   детей   на   занятиях,   обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку   а   также испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Виды физминуток: 1.Оздоровительно­ гигиенические физкультминутки Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”. 2.Танцевальные физкультминутки Они   выполняются   обычно   под   музыку   популярных   детских   песен.   Все   движения   произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов. 3.Физкультурно­спортивные физкультминутки Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. 4.Подражательные физкультминутки Зависят   от   фантазии   и   творчества   учителя.   Можно   имитировать   движения   и   звуки   машин, паровозиков,   животных,   движения   лягушек,   обезьянок,   кузнечиков,   пчел.   Эти   физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение. 5.Двигательно­речевые физкультминутки Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. 6.Функциональная   анатомическая   незрелость   зрительной   системы   и   значительные   зрительные нагрузки,   которые   испытывает   глаз   ребенка   в   процессе   чтения   и   письма,   обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.  Движение   наглядно–   дидактического   материала (использование   подвижных   “мобилей”)   позволяет снимать   мышечное   напряжение   глаз,   вызывает   эмоциональный   подъем,   формирует   направленное сенсомоторное поведение и речевую активность.  Схема   зрительно­двигательных   траекторий (“Бегающие   огоньки”,   “Солнечные   зайчики”)   позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз. 7.  На своих занятиях проводим большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние  8. Игровая   гимнастика   (логоритмика)   –   используется   для   усвоения   детьми   различных   движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно­развивающими. На коррекционных занятиях с элементами логоритмики мы используем следующие моменты: ­дыхательная гимнастика ­пальчиковая гимнастика ­артикуляционная гимнастика ­массаж и самомассаж ­движения под музыку ­слушание музыки ­рисование в воздухе и на бумаге ­использование игровых ситуаций и драматизации ­физкультминутки ­выполнение заданий типа: дорисуй, раскрась, помоги. Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания. 9.   Сохранению   здоровья   способствует  применение   игровой   системы. Движение,   активность, изобретательность,   социализация   заложены   в   самой   системе:   покажи,   на   что   похожа   эта   буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время   обучения. Игровые   технологии   помогают   решать   не   только   проблемы   мотивации,   развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется   и   формируется   мировоззрение,   потребность   воздействовать   на   мир,   адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.  Театрально­игровая деятельность:     ­ игры­драматизации;  ­ сказкотерапия;  ­ сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;  ­ куклотерапия. Работа детей с куклой­марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения   правой   и   левой   рук,   вращать   кистями   и   пальцами.   «Проигрывая»   состояния   через терапевтическую   куклу,   ребенок   моторно   закрепляет   психоэмоциональный   опыт,   отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей они становятся настоящими помощниками:   помогают   снимать   психическое   напряжение,   позволяют   выполнять   вместе   что­то важное,   им  легче  рассказать   что­либо   о  себе,  чем  взрослому   или  другим   детям.  Таким  образом, осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни. 10. Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение.  Основные принципы игры на песке: 1.   Создание   естественной   стимулирующей   среды,   в   которой   ребенок   чувствует   себя   комфортно, проявляя творческую активность. Для   этого   мы   подбираем   задание,   соответствующее   возможностям   ребенка;   формулируем инструкцию   к   играм   в   сказочной   форме;   исключаем   негативную   оценку   его   действий,   идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход. 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО

Влияние здоровьесберегающих технологий в ДОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2017