Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения
Изменения в обществе, экономике, политике и культуре говорят о том, что обществу нужны активные, мобильные личности, умеющие делать выбор, решать проблемы, ставить цели, планировать и организовывать их достижение, работать в команде, оценивать полученные результаты и т.д. Этими компетенциями учащиеся овладевают на учебных занятиях, построенных на основе принципов личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение может реализовываться посредством различных образовательных технологий, в частности модульной технологии обучения.
Модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Основной целью модульного обучения, является создание условий для усвоения учебного материала учащимися с учетом их индивидуальных особенностей.
Попробуем представить модель обучения, которая бы обеспечивала для каждого учащегося работу в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для этого несколько поменяем позиции учащегося и учителя на уроке: учащийся учится сам, выполняет конкретные задания, а учитель осуществляет наблюдение за его учением, т.е. «активно стоит в стороне»: организовывает, консультирует, контролирует. Для решения этой задачи можно использовать педагогическую технологию, применение которой будет способствовать развитию у учащегося самостоятельности, умений осуществлять самоуправление процессом обучения.
Модульное обучение базируется на принципе деятельности: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий учащегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и определенной помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основе модульной технологии находится программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Определимся с основными понятиями технологии модульного обучения.
Модульная программа – совокупность модулей по теме или разделу. При составлении модулей учитель может вносить корректировки в структуру модуля и его содержание, выстраивать систему целей и контроля в зависимости от своего личного методического багажа, уровня подготовки детей, режима работы школы и т.д. Главное, чтобы при этом у каждого ребёнка осталась реальная возможность учиться в своём темпе, иметь выбор содержания и способов освоения учебного материала. Ведь именно это и составляет суть личностно-ориентированного обучения.
Модуль – это информационный блок, в который входит план действий учащегося, содержание учебного материала и руководство по его усвоению. Иными словами, модуль – это план урока с позиции ученика.
Учебный элемент – структурный элемент модуля, имеющий свою цель, соответствующее задание, указание по его выполнению.
Построение модульных программ базируется на следующих принципах:
Принцип предметного подхода к построению содержания обучения. При отборе содержания главный ориентир – цель, т.е. для чего необходимо выполнить конкретный пункт плана. Содержание – как это сделать.
Принцип фундаментальности учебного материала означает, что в модуле особое внимание уделяется фундаментальным знаниям.
Принцип модульности. В соответствии с данным принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям. Каждый модуль представляет собой тему отдельного урока, который занимает свое место в изучении какой-то «большой» темы.
Принцип реализации обратной связи предполагает:
– входной контроль, необходим для того, чтобы убедиться, готовы ли учащиеся к изучению предлагаемого материала;
– текущий контроль (чаще всего это самоконтроль), необходим, чтобы определить успешность освоения материала и, в случае необходимости, получить индивидуальную помощь, консультацию;
– обобщающий контроль (итоговый), показывает уровень усвоения учебного материала учащимся, а также эффективность и правильность составления модуля учителем.
Принцип разносторонности получения информации обеспечивается следующим образом:
– учебный материал может быть получен из учебника (на странице … прочитай …);
– могут использоваться технические средства обучения, в том числе интернет (просмотри фрагмент фильма …, ознакомься с презентацией …, на сайте … рассмотри предлагаемые варианты решения);
– может быть предложен готовый алгоритм (например, решения задачи, или разбора предложения), по которому надо выполнить аналогичное задание.
Модуль может быть оформлен в виде таблицы, в столбцах которой указаны: номер учебного элемента, учебный материал с указанием заданий, руководство по усвоению учебного материала. Строки таблицы – этапы урока, пункты рабочего плана, учебные элементы, последовательно выполняя которые, учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.
Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме.
2. Формулировка темы урока.
3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.
6. Определение способов учебной деятельности учащихся.
7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них:
7.1. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
7.2. УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.
7.3. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.
8. Составление модуля данного урока.
9. Подготовка необходимого количества копий текста урока.
Показателями «грамотно» составленного модуля можно считать четко сформулированные цели, соответствие учебного материала этим целям, набор заданий с постепенным усложнением. Основной ориентир – развитие учащегося, поэтому каждый модуль заставляет отвечать на вопросы – зачем, для чего, как это сделать, где и как применить полученные знания и умения. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а учащийся работает с заданиями, выполнение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для учителя.
Сформулируем общие правила составления модуля.
1) Для составления модульной программы по изучению конкретной темы целесообразно воспользоваться примерным календарно-тематическим планированием: здесь уже указано рекомендованное количество часов на изучение того или иного материала (один модуль – один урок). Конечно, исходя из особенностей классного коллектива, допустимы корректировки на усмотрение учителя.
2) Формулируем цели – общую для всей темы, конкретную для каждого модуля, «узкую» для каждого учебного элемента внутри модуля.
3) Планируем входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. Возможно, потребуется провести коррекцию знаний путем дополнительного объяснения.
4) Подбираем учебный материал для каждого учебного элемента модуля.
5) Определяем методы и формы изучения материала для каждого учебного элемента модуля.
6) Планируем текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сравнение с образцами и т.п. Цель промежуточного контроля – своевременно выявить уровень пробелов в усвоении материала и устранить их.
7) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Мы должны выявить уровень усвоения материала с последующей доработкой.
8) Планируем проведение рефлексии и дифференцированное домашнее задание.
Для успешной работы учащихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, настраивал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Еще раз обратим внимание на то, что в числе преимуществ «модульных уроков» − комфортные для всех условия работы. Учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Каждый имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей. Целесообразно также для каждого элемента указать примерное время, которое может быть потрачено на выполнение задания. Это позволит вовремя увидеть возможные затруднения и оказать необходимую помощь. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой работы учащихся и приносит до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Преимущества для учеников:
▪ учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
▪ учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
▪ учебный процесс сконцентрирован на учащемся, а не на учителе.
Преимущества для учителя:
▪ учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах учащихся;
▪ учитель своевременно видит проблемы в обучении и может их исправить;
▪ учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся:
▪ ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
▪ ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы в рамках установленного времени;
▪ ученики несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителя:
▪ на начальном этапе трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником учащегося в достижении целей;
▪ необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого учащегося.
Таким образом, модульная технология ориентирована на использование естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, на развитие их самостоятельности и активности. Необычная организация урока с использованием модульной технологии развивает познавательный интерес.
Используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять учебной деятельностью. Применение модульной технологии на уроках дает учителю профессиональный рост, а учащимся возможность саморазвития и самореализации. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.
Для применения модульной технологии на уроках необходимы определенные условия:
– достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;
– готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, сформированность у них минимума знаний и общих учебных умений;
– возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.
Эта технология требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда. Только тогда она дает положительные результаты, повышение уровня знаний и умений учащихся, так же способствует формированию их личностных качеств.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989;
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /под общей редакцией Кукушина В.С/. - М.ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004;
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.:Наука, 1997;
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с.14 -15.;
6. Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995;
7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б.
Технология модульного обучения в школе: Практико -ориентированная монография.
Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка учащемуся для работы с модулем
Готовность учащегося к работе на уроке по модульной программе определяется:
- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;
- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право!
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.
4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема: Линейное уравнение с одной переменной (7 класс).
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Инструкции |
УЭ-О (1 мин) |
Цель урока: усвоить определение уравнения с одной переменной; научиться решать уравнения с одной переменной |
|
УЭ-1 Актуализация знаний (до 5 мин)
|
1) Закончи предложение. а) Равенство, содержащее переменную, называется … б) Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется … в) Решить уравнение – значит … г) Равносильными называются уравнения, имеющие … 2) Является ли корнем уравнения х2-1=0 число 2; 1; 0; -1? 3) Равносильны ли уравнения. а) –3 (х-5)=11 и 3(х-5)=-11 б) 2х-1=17 и 2х=17+1 ? Почему? 4) реши уравнение: |х|=11, |х|=0; |х|=-10; 4х=1; |х|-13=0; 2,8х=0. |
В парах.
Не оценивается.
2 балла
2 балла
6 баллов |
УЭ-2 Изучение нового материала (до 15 мин)
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4 |
Цель: выясни, какое уравнение называется линейным и сколько корней оно может иметь.
Уравнения 5х=-4, 0,2х=0, -3х=-6 можно записать в общем виде … Такие уравнения называются линейными уравнениями с одной переменной. Прочитай и запомни определение на странице … учебника. Реши уравнения: а) 8х=24; б) 8х+0; в) 0х=24; г) 0х=0 От чего зависит число корней линейного уравнения? Сделай выводы. Составь и запиши какое-либо уравнение вида ах=в, которое: а) не имеет решений; б) имеет бесконечно много решений. Подбери какое-либо значение а, при котором корнем уравнения ах=15 является положительное число; отрицательное число. Составь какое-нибудь уравнение вида ах=в, корнем которого является число 5; 0. |
Подумай сам!
Поделись мыслями с напарником.
Возможна помощь товарища или учителя. 2 балла
2 балла
2 балла |
УЭ-3 Формирование навыков (до 10 мин) |
Цель: научись решать простейшие линейные уравнения. Задание №1. №… 3 балла Задание №2. … 3 балла
|
Решайте нечетные номера – в парах, четные – самостоятельно. |
УЭ –4 (до 10 мин) |
Цель: научись решать уравнения, сводящиеся к линейным. Разбери образцы решения, запиши их в тетрадь. Образец: а) (7х+1)-(5х+3)=6, б) 3х+7=3х+11, 7х+1-5х-3 +6, 3х-3х=11-7 7х-5х=6+3-1, 0х=4 2х=8, корней нет х=4 Ответ: уравнение не имеет корней Реши №… самостоятельно |
4 балла. |
УЭ –5 Дополнительное задание |
Если осталось время, решай более сложные уравнения: №…
|
4 балла |
УЭ-6 Подведение итогов. (1-2 мин)
Рефлексия (1-2 мин)
|
Подсчитай набранные баллы и оцени свою работу на уроке:
20 – 25 баллов - «6»; 26 – 28 баллов -«8»; 29-33 балла - «10». Закончи предложение: Сегодня на уроке я запомнил… Я понял… Я научился… У меня не получилось… Мне хотелось бы… Я справлюсь с домашней работой… |
Самоанализ своей деятельности. |
Д/з |
П …, повт. п…. № …, … на выбор учащегося (задания разного уровня сложности) |
Желаю успешного выполнения домашнего задания! |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.