«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Оценка 4.8

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
искусство
1 кл—6 кл
12.06.2017
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Публикация является частью публикации:
Проектная деятельность на уроках ИЗО.docx
Проектная деятельность на уроках ИЗО «Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»  («Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского).  I. Информационный аспект.  1. Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования в учащихся 5­7 классов  учебно­практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания  изобразительного искусства».  2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях  программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».  Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать  определённые условия.  С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания,  использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание  многоуровневых логических ходов пережитого.  Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует  развитию его способностей в сфере мышления и речи.  Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю,  показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить  уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей.  Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление  различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно­ распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д..  3. Главная идея моего педагогического опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка  относительно «Я» других людей.  Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам  человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь.  Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать,  но и может научиться делать, применяя знания.  Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся  подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы.  Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее  обучение, личностно­ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое  обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края.  В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности,  интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации.  Научные положения:  1) связь опыта, приобретаемого в процессе образования, с опытом, необходимым для будущей  жизни.  2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает  ребёнок.  3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта. II. Технологический (основная часть) аспект.  1. Актуальность педагогического опыта:  инновационный подход к методике преподавания предмета «Изобразительное искусство и  художественный труд», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока,  четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся.  Информация ­ главный результат и одновременно условие развития ребёнка.  Проектная деятельность ­ это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с  учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника ­ консультанта, а  на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся:  содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских  умений.  Цель предмета: воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром  окружающей природы.  Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование  навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и  декоративно­прикладных навыков, художественного вкуса.  2. При отборе и организации учебного содержания учитываются:  1) частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента,  анализа, обдумывания;  2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники применяют  изученный на уроках предметный материал;  3) основная часть уроков ИЗО проходит в различных организационных формах: аппликация,  конструирование, лепка из глины и солёного теста, урок – путешествие, компьютерный урок.  Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая,  художественно­эстетическая.  Формы и приёмы организации деятельности: различные посильные подростковому возрасту  упражнения, использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений, беседы о  предметах декоративно­прикладного творчества родного края, выставочный материал детских  поделок и рисунков, включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий,  лепки.                                              Проектная  деятельность                                          по учебному предмету «изобразительное искусство».  Участники: учащиеся 5 класса.                         I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства».  1.  Тема 2­х уроков: «Внутренний мир русской избы».  Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома».  Продолжительность: 1 неделя.  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении  женской и мужской половин в доме;  создание интерьера избы с «красным» углом. Продукт: сообщение.  1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор  Информации в группах.  2 урок: отчёты групп по собранной информации.                                         Ход проекта (по урокам):  1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности.  2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта.  3) Сообщение. Самооценка.  2.  Тема 2­х уроков: «Народный праздничный костюм».  Проект по теме: «Народная одежда – образ мира».  Продолжительность: 1 неделя.  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма;  разработка эскиза русского костюма.  Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого  возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей).  Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста.  Вопросы:  1) Что надевали на Руси?  2) Где в старину брали одежду?  3) Что обозначают рисунки на одежде?  1 урок: просмотр книг­сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу  семьи, родственников; посещение библиотеки.  2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой  одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей.                  II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве».  Тема 2­х уроков: «Роль художественных народных промыслов в современной жизни».  Проект по теме: «Промыслы нашего края».  Продолжительность: 1 неделя.   развитие навыка учащихся по сбору информации о промыслах Коми края;  Продукт: карта Коми края с указанием основных декоративно­прикладных промыслов Ход проекта:  1) Выступление творческих групп (с экспонатами). Составление карты.                     III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время».  1.  Тема 2­х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись».  Проект по теме: «Мифы Древней Греции».  Продолжительность: 1 урок.  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических  сюжетах Древней Греции;  создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд».  Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном  стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону).  2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».  Проект на тему: «Взгляд на символику».  Продолжительность: по 15 минут (на 2­х уроках).  Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;  выработка гражданской позиции учащихся.  Продукт: сочинение ­ эссе «Взгляд на символику».  Роли: учитель, учащиеся; «социологи».  Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов,  предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке.  3.  Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».  Проект на тему: «Эмблема моего класса».  Продолжительность: 1 урок.  Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса;  создание эмблемы 5 класса.  Продукт: эмблема 5 класса, выполненная в различной технике (квиллинг, художественная  фотография).            IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире».  1.  Тема: «Современное выставочное искусство».  Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам.  Продолжительность: 25 минут.  Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»;  развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему.  Продукт: сообщение.  Темы сообщений.  1) Керамические изделия.  2) Изделия из стекла.  3) Изделия из металла.  4) Изделия из гобелена.  5) Батик.  2.  Тема: «Современное декоративное искусство».  Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская  церковь»;  создание макета русской церкви.  Продолжительность: 2 урока.  Продукт: макет церкви посёлка.  3.  Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики».  Продукт: проект улицы Победы.  Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица Победы»;  создание макета улицы «Победа» с использованием техники бумагопластика.  Продолжительность: 2 урока.  Продукт: макет улицы «Победа». Участники: учащиеся 6 класса.  I четверть.  Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».  1.  Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств».  Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Я считаю лучшим вид  изобразительного искусства­..."  Продолжительность: 1 урок.  Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО;  создание сообщений.  Продукт: обмен собранной информацией поисковых групп.  Темы:  1) Графика.  2) Живопись.  3) Архитектура.  4) Скульптура.  5) Декоративно – прикладное искусство.  2.  Тема 2­х уроков: «Объём – основа языка скульптуры».  Проект по теме: «Познай самого себя».  Продолжительность: 2 урока.  Цель:  ­развитие навыка учащихся по сбору информации о развитии одного из видов ИЗО ­ скульптуры;  ­создание сообщения с включением стихотворения определённой исторической эпохи (1 урок);  ­лепка рельефного изображения из солёного теста (2 урок).  Продукт: сообщение (1­й урок).  Продукт: рельефная скульптура богини Афины из солёного теста (2­й урок).  Ход проекта:  1) Сообщения с подобранной информацией и наглядностью (1­й урок).  2) Самооценка, оценка педагога, итоговая оценка по пунктам: подбор  репродукций, представление работы, достигнутый результат (1­й урок).  3) Домашнее задание: подобрать и подготовить выразительное чтение  стихотворения, ответить на вопросы викторины (1­й урок).  4) Выразительное чтение стихотворения (2­й урок).  5) Создание художественного образа богини Афины из солёного теста (2­й урок).  6) Самооценка; оценка педагога. Итоговая оценка Группы:  1. «У истоков греческой скульптуры».  2. «Скульптурное убранство готических соборов».  3. «Шедевры Высокого Возрождения».                            II четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт».  1.  Проект на тему: «Полезность вещей в доме».  Продолжительность: 20 минут.  Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о сущности домашних вещей; эскиз полезной вещи для интерьера комнаты.  Продукт: эскиз нужной вещи.  Этапы работы над эскизом:  1) Проработка требований к проектируемому изделию.  2) Выбор лучшей идеи, её обоснование.  3)Экономическая и экологическая оценка изделия.                     III четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет».  Тема: «Портрет в графике».  Темы групп: 1) Музеи России.  2) Музеи Европы.  Продолжительность: 1­7 уроки четверти; на каждом уроке – 10 минут.  Цель: исследовательская работа по сбору информации о жанре «Портрет»;  создание презентации на тему «Портрет» (музеи мира).  Продукт: презентация на тему «Портрет».               IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».  1.  Тема: «Жанры в изобразительном искусстве».  Проект по теме: «Я считаю лучшим художником пейзажиста …».  Предварительное анкетирование на тему: «Он мне ближе всего из художников».  Продолжительность: 30 минут.  Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о русских художниках­ пейзажистах.;  создание презентации на тему «Мой любимый художник".  Продукт: презентации поисковых групп на тему «Мой любимый художник».  Темы:  1) Творчество И.И.Шишкина.  2) Творчество Ф.А.Васильева.  3) Творчество И.И.Левитана.                                         Участники: учащиеся 7 класса.  I четверть. Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека».  Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека».  Цель: развитие навыка учащихся в создании учебного пособия;  создание таблиц, отражающих изменения пропорций человеческого  организма (по мере увеличения роста человека).  Продукт: учебное пособие к уроку.  Продолжительность: урок.  Оборудование: фломастеры.  Роли: творческие группы.  Задачи:  1) (первая группа) создание учебного пособия «Младенчество»;  2) (вторая группа) создание учебного пособия «Я иду в школу»;  3) (третья группа) «Мне 14 лет».  Ход проекта:  1) отбор необходимой информации о возрастных изменениях человеческого организма;  2) исследование пропорций человека; 3) обдумывание будущей работы, выполнение её эскизов;  4) распределение в группах ролей по выполнению отдельных операций общей  работы;  5) оформление учебного пособия;  6) оценивание.                            II четверть. Тема: «Поэзия повседневности».  Тема урока: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве».  Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;  выработка гражданской позиции учащихся.  Продукт: эссе на тему «Кого я больше всего ценю в жизни?»  Продолжительность: 10 минут (на 2 уроках).  Участники: учитель, учащиеся, «социологи».  Ход проекта:  «группа социологов» собирает работы, распределяет по принципу схожести их содержания, на  следующем уроке сообщает о результатах.                    III четверть. Тема: «Великие темы жизни».  Тема: «В каждой картине есть главные герои».  Домашнее задание для групп: подобрать материал о Великой личности.  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Личностях России;  создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского  народа».  Продолжительность: 1 неделя.  Продукт: сообщение (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа».  Ход проекта:  1) Выступающие, аргументируя, называют положительные черты отобранной Личности.  2) Сообщение (презентация) о биографии Личности.                IV четверть. Тема: «Реальность жизни и художественный образ».  Тема: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства».  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Патриотах своего  государства;  создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского  народа».  Домашнее задание на 1 уроке: подобрать материал о Патриотах своего государства.  Продолжительность проекта: вся четверть.  Цель: создание презентации на тему: «Великие Патриоты».  3.  Педагогическая технология:  Моделирование, коммуникативный диалог, проектная  деятельность.  Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к  размышлению, анализу. Игра и исследование!  4.  Условия реализации опыта.  Предмет: ИЗО.  Материальная база: репродукции картин, книги, интернет­ресурс, медиатека. 5.  Результативность опыта.  Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету  «Изобразительное искусство» (5­7 классы): 2013 – 2012 гг.: 100%; 2014 – 2015 гг.: 100%; Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению  заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали  принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.  III. Внедренческий (заключение) аспект.  1. Степень новизны опыта: усовершенствование.  2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО), районное  методическое объединение учителей изобразительного искусства муниципального района.

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»

«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017