Проектная деятельность на уроках ИЗО
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
(«Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского).
I. Информационный аспект.
1. Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования в учащихся 57 классов
учебнопрактической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания
изобразительного искусства».
2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях
программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать
определённые условия.
С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания,
использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание
многоуровневых логических ходов пережитого.
Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует
развитию его способностей в сфере мышления и речи.
Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю,
показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить
уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей.
Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление
различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно
распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик
– учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д..
3. Главная идея моего педагогического опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка
относительно «Я» других людей.
Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам
человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь.
Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать,
но и может научиться делать, применяя знания.
Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся
подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности
самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы.
Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее
обучение, личностноориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое
обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края.
В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности,
интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации.
Научные положения:
1) связь опыта, приобретаемого в процессе образования, с опытом, необходимым для будущей
жизни.
2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает
ребёнок.
3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта. II. Технологический (основная часть) аспект.
1. Актуальность педагогического опыта:
инновационный подход к методике преподавания предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока,
четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся.
Информация главный результат и одновременно условие развития ребёнка.
Проектная деятельность это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с
учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника консультанта, а
на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся:
содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских
умений.
Цель предмета: воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром
окружающей природы.
Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование
навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и
декоративноприкладных навыков, художественного вкуса.
2. При отборе и организации учебного содержания учитываются:
1) частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента,
анализа, обдумывания;
2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники применяют
изученный на уроках предметный материал;
3) основная часть уроков ИЗО проходит в различных организационных формах: аппликация,
конструирование, лепка из глины и солёного теста, урок – путешествие, компьютерный урок.
Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая,
художественноэстетическая.
Формы и приёмы организации деятельности: различные посильные подростковому возрасту
упражнения, использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений, беседы о
предметах декоративноприкладного творчества родного края, выставочный материал детских
поделок и рисунков, включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий,
лепки.
Проектная деятельность
по учебному предмету «изобразительное искусство».
Участники: учащиеся 5 класса.
I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства».
1.
Тема 2х уроков: «Внутренний мир русской избы».
Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении
женской и мужской половин в доме;
создание интерьера избы с «красным» углом. Продукт: сообщение.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор
Информации в группах.
2 урок: отчёты групп по собранной информации.
Ход проекта (по урокам):
1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности.
2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта.
3) Сообщение. Самооценка.
2.
Тема 2х уроков: «Народный праздничный костюм».
Проект по теме: «Народная одежда – образ мира».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма;
разработка эскиза русского костюма.
Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого
возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей).
Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста.
Вопросы:
1) Что надевали на Руси?
2) Где в старину брали одежду?
3) Что обозначают рисунки на одежде?
1 урок: просмотр книгсказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу
семьи, родственников; посещение библиотеки.
2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой
одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей.
II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве».
Тема 2х уроков: «Роль художественных народных промыслов в современной жизни».
Проект по теме: «Промыслы нашего края».
Продолжительность: 1 неделя.
развитие навыка учащихся по сбору информации о промыслах Коми края;
Продукт: карта Коми края с указанием основных декоративноприкладных промыслов
Ход проекта:
1) Выступление творческих групп (с экспонатами). Составление карты.
III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время».
1.
Тема 2х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись».
Проект по теме: «Мифы Древней Греции».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических
сюжетах Древней Греции;
создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд».
Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном
стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону).
2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Взгляд на символику».
Продолжительность: по 15 минут (на 2х уроках).
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;
выработка гражданской позиции учащихся.
Продукт: сочинение эссе «Взгляд на символику».
Роли: учитель, учащиеся; «социологи».
Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов,
предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке.
3.
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы».
Проект на тему: «Эмблема моего класса».
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта эмблемы своего класса;
создание эмблемы 5 класса.
Продукт: эмблема 5 класса, выполненная в различной технике (квиллинг, художественная
фотография).
IV четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире».
1.
Тема: «Современное выставочное искусство».
Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам.
Продолжительность: 25 минут.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»;
развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему.
Продукт: сообщение.
Темы сообщений.
1) Керамические изделия.
2) Изделия из стекла.
3) Изделия из металла.
4) Изделия из гобелена.
5) Батик.
2.
Тема: «Современное декоративное искусство».
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская
церковь»;
создание макета русской церкви.
Продолжительность: 2 урока.
Продукт: макет церкви посёлка.
3.
Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики».
Продукт: проект улицы Победы.
Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица Победы»;
создание макета улицы «Победа» с использованием техники бумагопластика.
Продолжительность: 2 урока.
Продукт: макет улицы «Победа». Участники: учащиеся 6 класса.
I четверть.
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
1.
Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств».
Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Я считаю лучшим вид
изобразительного искусства..."
Продолжительность: 1 урок.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО;
создание сообщений.
Продукт: обмен собранной информацией поисковых групп.
Темы:
1) Графика.
2) Живопись.
3) Архитектура.
4) Скульптура.
5) Декоративно – прикладное искусство.
2.
Тема 2х уроков: «Объём – основа языка скульптуры».
Проект по теме: «Познай самого себя».
Продолжительность: 2 урока.
Цель:
развитие навыка учащихся по сбору информации о развитии одного из видов ИЗО скульптуры;
создание сообщения с включением стихотворения определённой исторической эпохи (1 урок);
лепка рельефного изображения из солёного теста (2 урок).
Продукт: сообщение (1й урок).
Продукт: рельефная скульптура богини Афины из солёного теста (2й урок).
Ход проекта:
1) Сообщения с подобранной информацией и наглядностью (1й урок).
2) Самооценка, оценка педагога, итоговая оценка по пунктам: подбор
репродукций, представление работы, достигнутый результат (1й урок).
3) Домашнее задание: подобрать и подготовить выразительное чтение
стихотворения, ответить на вопросы викторины (1й урок).
4) Выразительное чтение стихотворения (2й урок).
5) Создание художественного образа богини Афины из солёного теста (2й урок).
6) Самооценка; оценка педагога. Итоговая оценка
Группы:
1. «У истоков греческой скульптуры».
2. «Скульптурное убранство готических соборов».
3. «Шедевры Высокого Возрождения».
II четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт».
1.
Проект на тему: «Полезность вещей в доме».
Продолжительность: 20 минут.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о сущности домашних вещей; эскиз полезной вещи для интерьера комнаты.
Продукт: эскиз нужной вещи.
Этапы работы над эскизом:
1) Проработка требований к проектируемому изделию.
2) Выбор лучшей идеи, её обоснование.
3)Экономическая и экологическая оценка изделия.
III четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема: «Портрет в графике».
Темы групп:
1) Музеи России.
2) Музеи Европы.
Продолжительность: 17 уроки четверти; на каждом уроке – 10 минут.
Цель: исследовательская работа по сбору информации о жанре «Портрет»;
создание презентации на тему «Портрет» (музеи мира).
Продукт: презентация на тему «Портрет».
IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
1.
Тема: «Жанры в изобразительном искусстве».
Проект по теме: «Я считаю лучшим художником пейзажиста …».
Предварительное анкетирование на тему: «Он мне ближе всего из художников».
Продолжительность: 30 минут.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о русских художниках пейзажистах.;
создание презентации на тему «Мой любимый художник".
Продукт: презентации поисковых групп на тему «Мой любимый художник».
Темы:
1) Творчество И.И.Шишкина.
2) Творчество Ф.А.Васильева.
3) Творчество И.И.Левитана.
Участники: учащиеся 7 класса.
I четверть. Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека».
Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека».
Цель: развитие навыка учащихся в создании учебного пособия;
создание таблиц, отражающих изменения пропорций человеческого
организма (по мере увеличения роста человека).
Продукт: учебное пособие к уроку.
Продолжительность: урок.
Оборудование: фломастеры.
Роли: творческие группы.
Задачи:
1) (первая группа) создание учебного пособия «Младенчество»;
2) (вторая группа) создание учебного пособия «Я иду в школу»;
3) (третья группа) «Мне 14 лет».
Ход проекта:
1) отбор необходимой информации о возрастных изменениях человеческого организма;
2) исследование пропорций человека; 3) обдумывание будущей работы, выполнение её эскизов;
4) распределение в группах ролей по выполнению отдельных операций общей
работы;
5) оформление учебного пособия;
6) оценивание.
II четверть. Тема: «Поэзия повседневности».
Тема урока: «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве».
Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе;
выработка гражданской позиции учащихся.
Продукт: эссе на тему «Кого я больше всего ценю в жизни?»
Продолжительность: 10 минут (на 2 уроках).
Участники: учитель, учащиеся, «социологи».
Ход проекта:
«группа социологов» собирает работы, распределяет по принципу схожести их содержания, на
следующем уроке сообщает о результатах.
III четверть. Тема: «Великие темы жизни».
Тема: «В каждой картине есть главные герои».
Домашнее задание для групп: подобрать материал о Великой личности.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Личностях России;
создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского
народа».
Продолжительность: 1 неделя.
Продукт: сообщение (презентации) на тему «Вечно в памяти русского народа».
Ход проекта:
1) Выступающие, аргументируя, называют положительные черты отобранной Личности.
2) Сообщение (презентация) о биографии Личности.
IV четверть. Тема: «Реальность жизни и художественный образ».
Тема: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства».
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Патриотах своего
государства;
создание сообщения (презентации) на тему «Вечно в памяти русского
народа».
Домашнее задание на 1 уроке: подобрать материал о Патриотах своего государства.
Продолжительность проекта: вся четверть.
Цель: создание презентации на тему: «Великие Патриоты».
3.
Педагогическая технология:
Моделирование, коммуникативный диалог, проектная деятельность.
Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к
размышлению, анализу. Игра и исследование!
4.
Условия реализации опыта.
Предмет: ИЗО.
Материальная база: репродукции картин, книги, интернетресурс, медиатека. 5.
Результативность опыта.
Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету
«Изобразительное искусство» (57 классы): 2013 – 2012 гг.: 100%; 2014 – 2015 гг.: 100%; Учащиеся
стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению
заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали
принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах.
III. Внедренческий (заключение) аспект.
1. Степень новизны опыта: усовершенствование.
2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО), районное
методическое объединение учителей изобразительного искусства муниципального района.
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
«Внедрение проектной деятельности в учебный процесс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.