Внеклассная деятельность как условие повышения качества исторического образования.
Бамбурова Т.А. учитель истории МБОУ СОШ №16
Новые Стандарты школьного образования и Концепция профильного образования в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Один из путей решения этих проблем интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Исходя из этих особенностей времени сложилась моя система преподавания истории в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения оказывает заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую. В сотрудничестве с учащимися реализуются различные проекты с использованием информационных технологий в форме: олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов, викторин.
Инновационные технологии используются и для успешной реализации программы воспитательной работы с учащимися. Основным методом реализации программы стал метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения, способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
Для учащихся 7-8 классов разработан проект «Сбережём историческую память». Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов связанных с тематикой Великой Отечественной войны, творческие отчёты, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.
Таким образом в ходе самостоятельной работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни.
Мои ученики, постоянно участвуя в городских конкурсах и акциях по патриотической тематике: «Мир, освещённый солнцем», «Ради гнездышка в лесу», «Партизанской тропой», «Мы наследники Победы», «65 добрых дел во имя Победы», добиваются высоких результатов. В рамках акции «Согреем памятью сердца», организованной «ООО Газпром добыча Уренгой» с учащимися класса были организованы тематические встречи: «Ёлка Победы», «Детство, опалённое войной», флеш – диалог «История, рождённая Победой», экскурсия в музей трудовой славы «ООО Газпром добыча Уренгой», где в ходе живого общения с представителями разных поколений у ребят остались незабываемые впечатления о встрече, чувство гордости за свой регион и его исторический вклад в победу над врагом. Подобная деятельность способствует духовному самоопределению школьников, освоению и пониманию ими истоков родной культуры и истории, а также воспитывает стремление к созданию собственных творческих ценностей.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Открытие на базе нашей школы музея «Хранители Воинской славы» дало ученикам возможность более глубже приобщиться к истории своей страны, своего города. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, ребята собирают материалы воспоминаний, готовят презентации, проводят экскурсии для учащихся школ и гостей города.
Музейная комната широко используется для проведения уроков и внеклассных мероприятий с привлечением ветеранов Великой Отечественной войны, родителей, настоятеля храма Серафима Сарровского, Михаила Афанасьевича. Такие мероприятия способствуют патриотическому воспитанию учащихся, вырабатывают гражданскую позицию и помогают формировать правильное представление об обществе и роли человека в нем.
В заключение хочется отметить, что в решении задачи формирования всесторонне развитой личности внеурочная работа является наиболее рациональной системой, необходимым и систематическим дополнением к урокам, создавая условия для повышения качества учебно- воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.