Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)
Оценка 4.8

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
астрономия
11 кл
14.11.2018
Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу. Такие занятия также приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.
Планеты внекл..docx
Предмет: Астрономия. Класс: 10 ­11 Учитель: Елакова Галина Владимировна. Место   работы:   Муниципальное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г.  Канаш Чувашской Республики.                         Внеклассная работа по астрономии.                                           Тема: Планеты. Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова:                                                               «Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно                                                                      жить в колыбели».                                                                                                  К.Э. Циолковский Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  знаний учащихся по теме «Планеты», развивать способности к поиску решения проблемы,  самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование  интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного  и активного включения в диалог. Планируемые результаты: Предметные: познакомиться со строением планет.  Основные понятия:  ­коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение  организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться  договариваться. ­ регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель  работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми  результатами. ­познавательные: умение работать с разными источниками информации, умения  анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со сверстниками,  формирование уважительного отношения к иному мнению. Форма работы – групповая. Организация образовательного пространства: Межпредметные связи: астрономия, физика, литература, искусство, история. Мотивация к учебной деятельности.  Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Деятельность учителя: Вы узнаете:    Какие объекты входят в состав Солнечной системы.    Чем отличаются планеты земной группы от планет­гигантов.    Что такое пояс Койпера и облако Оорта.    Что Меркурий, Венера, Марс во многом похожи на Землю.    Как парниковый эффект делает комфортной жизнь на Земле.    Как парниковый эффект перегревает атмосферу Венеры.    Какие физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.    Почему на Меркурии нет атмосферы? Об оптическом исчезновении сатурновых колец и чем обусловливается это        исчезновение.                  Вспомните:       По каким законам движутся планеты.      Какие планеты называют верхними, а какие – нижними?      Как выглядит внутреннее строение Земли.      Как формулируются законы Кеплера?     Какие планеты относятся к нижним планетам?     Какие планеты относятся к верхним?     Можно ли днем увидеть планеты?    Учитель: Еще в древние времена было замечено среди звезд несколько особенных, как  бы блуждающих среди других, тогда как взаимное расположение всех остальных звезд  казалось неизменным. Этим особенным звездам древнегреческие наблюдатели дали общее  название – планет (греч. «планаомай» ­ блуждаю). Блуждали они в том же поясе звезд, в  котором происходило видимое движение Солнца и Луны, среди 12 созвездий зодиака, т.е.  вблизи эклиптики. Таких планет тогда было известно пять. Названия их, данные по именам  римских богов, сохранились до настоящего времени: быстро движущийся Меркурий (бог  путешествий и торговли); блестящая Венера (богиня красоты); Марс (бог войны); Юпитер  (главный бог); Сатурн (бог времени). Уран и Нептун открыты были позже. Первоначально  названный в честь английского короля III, Уран в конечном счете получил все­таки  традиционное имя в честь греческого бога. Нептун – в честь римского бога моря и его два  спутника также были названы в честь морского бога – Тритон и Нереида – морская нимфа.  Если луч света распространяется от Солнца 8 мин, то до границы планетной системы он  добирается около 4 ч.     За орбитой Нептуна находится так называемый пояс Койпера, состоящий из карликовых  планет Плутона, Эриды, Хаумеды и др., а также большого числа более мелких тел. Еще  дальше вплоть до границы Солнечной системы располагается гипотетическое облако  Оорта, состоящее из ледяных глыб и ядер комет.     Ученик: Для обозначения планет, Солнца и Луны современные астрономы употребляют  значки весьма древнего происхождения. Знак Меркурия есть упрощенное изображение  жезла мифического бога Меркурия, покровителя этой планеты. Знаком Венеры служит  изображение ручного зеркала – эмблемы женственности и красоты, присущих богине  Венере. Символом для Марса, покровительствуемого богом Войны, выбрано копье,  заслоненное щитом, ­ атрибуты воина. Знак Юпитера – не что иное, начальная буква  греческого наименования Юпитера – Zeus. Знак Сатурна, по толкованию Фламмариона,  есть искаженное изображение «косы времени» ­ традиционной принадлежности бога  судьбы. Знак Урана – кружок с буквой Н, в честь Гершеля, открывателя планеты. Знак  Нептуна отдает дань мифологии изображением трезубца бога морей.     Ученик: Существует такая притча. «В начале были Солнце и Луна, царь и  царица небес, абсолютные монархи, они правили всем, что было им подвластно,  размещаясь под сводами своих дворцов — созвездий Льва и Рака.     Когда Меркурий увидел, что эти двое властвуют над всем зодиаком, он решил  попросить (так как Меркурий самая разговорчивая из планет, отвечает за  коммуникацию) какое­нибудь место на небе и для себя. Солнце, по природе  щедрое и великодушное, сказало ему: — Хорошо, ты можешь взять себе созвездие Девы, расположенное рядом с моим  собственным владением (созвездием Льва). Меркурий известен как двойственная планета, образец двуличности, обладающий  раздвоенным языком. И вот, увидев, как легко получить владение в подарок от  Солнца, он дождался ночи и обратился к Луне, царице ночи: — О повелительница! Солнце подарило мне участок неба. Неужели ты позволишь,  чтобы оно превзошло тебя в щедрости? Солнце символизирует дух, а Луна — эмоциональную сторону нашего «Я». Луна отвечала Меркурию: — Что ж, если так, возьми себе созвездие Близнецов, рядом с моим владением —  созвездием Рака. И вот Меркурий, мыслящий ум, получил во владение два созвездия. Он ещё и  самый хитрый, самый предприимчивый. Он самый первый из всех планет получил  два владения для себя — созвездия Девы и Близнецов. Венера (олицетворяет желание) увидела, как поступил Меркурий, и сделала то же  самое. Солнце, честное по натуре, не могло себе позволить преподнести один и тот же подарок дважды. Оно сказало Венере: — Я уже отдал место рядом с собой Меркурию, но ты можешь взять себе  следующий участок неба. И этим участком оказались Весы. Тогда Венера, по примеру Меркурия, обратилась с той же просьбой к Луне и получила от неё в дар созвездие Тельца. Таким  образом, у Венеры тоже получилось два владения, которые следуют за владениями  Меркурия — это Телец и Весы. Увидев, что сделала Венера, Марс (олицетворение действия) взял с неё пример и  получил во владение Скорпиона и Овна. Затем то же самое проделал Юпитер (олицетворение мудрости) и получил в ответ  на свою просьбу созвездия Стрельца и Рыб. Самым последним узнал о произошедшем Сатурн. Самый медленный из всех, он  всегда получает все новости последним. И Сатурн — олицетворение сдержанности — получил то, что осталось с обеих сторон, Козерога и Водолея».    Учитель: (Расшифровка). Порядок олицетворяет собой расстояние разных планет до Солнца. Меркурий —  самая близкая планета к Солнцу. Дальше — Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.  Здесь показана очерёдность развития сознания, которая возникает первоначально  из духа. Дух — это Солнце и воспринимается эмоциональным умом — Луной. По  мере развития то же самое происходит и с мыслящим умом — Меркурием. Чем  больше наш ум мыслит, тем больше он желает, и это уже Венера. Желания  воплощаются в действиях — это Марс, а из действия рождается мудрость, мы  получаем опыт, и это Юпитер. Наблюдая и анализируя последствия наших  поступков, наша мудрость становится зрелой и неизбежно приходит  самоограничения и сдержанность — это Сатурн.     Ученик: Давным­давно на планете Марс жили мужчины. Их цивилизация была  высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы. Целый день они работали, а вечерами уединялись в своих пещерах. Иногда так бывало, что кому­то из них  становилось плохо, и он надолго уходил в свою пещеру. И никому и в голову не могло  прийти войти туда и побеспокоить его, потому что все знали – пройдет время, и все  наладится само собой. Тогда он выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела.  Так жили мужчины на планете Марс, и им нравилась такая жизнь. В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли эту  планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и пели  протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому­то из женщин  становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вмести, разговаривали,  пели, и через некоторое время ей становилось легче. Так жили женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь. Однажды цивилизация Марса достигла таких высот, что смогла построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Через какое­то время одна из звезд  превратилась сначала в пятно, потом шарик, и, наконец, в планету. Это была Венера.  Мужчины поняли, что планета заселена разумными существами, и попытались установить  контакт. Женщины сразу понравились мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись  к незваным гостям настороженно, они не сразу им понравились женщинам. Но прошло  какое­то время и все наладилось. Оказалось, что двум цивилизациям есть, чем поделиться друг с другом. Часть мужчин  осталось на Венере, а часть женщин полетело на Марс. Мужчины вырыли на Венере свои  пещеры и стали жить там, а когда кому­то из них становилось плохо, он уединялся там.  Это показалось женщинам очень странным, но они понимали, что они представители  разных планет, а на каждой планете свои обычаи и законы и надо их принимать и уважать.  Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин, многое казалось странным и  неправильным. Но они знали, что у жителей разных планет свои законы и если ты не  можешь их понять, надо просто принимать их. Обладая такими знаниями, они жили мирно  и хорошо. И вот однажды, решили они построить большой звездолет и отправиться в космос. К  экспедиции долго готовились, на борту звездолета было много мужчин и женщин. Но когда они отказались в космосе, как это часто бывает, когда мужчина и женщина остается  вместе, они потерялись. Проблуждав некоторое время, они наткнулись на планету, ранее  им неизвестную. Они решили сесть на нее и исследовать. Это был поистине рай. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой.  Здесь была ярко­зеленая зелень, голубое небо и удивительный океан. Реки были полны  рыбы, леса – птиц и животных. Они никогда бы и не подумали, что в мире существует  такое чудо. Планета настолько им понравилась, что они решили остаться здесь. А через  некоторое время все мужчины с Марса и все женщины с Венеры переселились на эту  планету, которую они решили назвать Земля. Долгое время они жили здесь счастливо и мирно, как и раньше. Но проходили годы  сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных планет.  Мужчины не понимали женщин, а женщины не понимали мужчин. Они пытались переделать друг друга, они ссорились. Гармония и мир покинули землю, начались войны, горели  города, началась эпоха хаоса. Так и продолжается до сих пор, хотя всего­то нужно вспомнить, что мы жители разных  планет, живущим по своим законам. А законы другой планеты нужно принимать и уважать.    Ученик: Земля – песчинка в Океане                   Среди бесчисленных миров.                    И мы не только лишь земляне,                    Коль слышим межпланетный зов.                    И если крылья для полёта                    Сумел расправить и взлететь –                    Нет совершенней звездолёта                    Магнит земной преодолеть. (Нумен)   Учитель: В видимом движении планет по поясу зодиака наблюдается следующая  особенность: тогда как Солнце и Луна перемещаются все время в одном и том же  направлении – против видимого суточного вращения, планеты движутся то в том же  направлении, то останавливаются и движутся в обратном направлении; через некоторое  время вновь останавливаются, после чего перемещаются еще дальше против суточного  вращения. Перемещение против видимого суточного вращения названо прямым  движением, а по видимому суточному вращению – попятным движением. Планеты при этом описывают петли и движутся то быстрее, то медленнее. Так наблюдали древние, так  наблюдаем планеты мы и теперь.    Ученик: Можно ли днем увидеть планеты?   Учитель: Меркурий удобно наблюдать днем, когда планета стоит высоко над  горизонтом, после же захода Солнца Меркурий бывает так низко на небе, что земная  атмосфера заметно искажает телескопическое изображение. Венера и Меркурий обращаются вокруг Солнца внутри орбиты Земли. В результате этого  обе планеты проходят цикл смены фаз, что можно наблюдать в небольшой телескоп.  Венера вращается вокруг своей оси с востока на запад.     Венера и Меркурий видны на западной стороне неба сразу после захода Солнца в период  восточной элонгации. Они как бы следуют за Солнцем по небу. В это время их часто  называют вечерними звездами. Как утренние звезды они наблюдаются в восточной стороне  неба незадолго перед восходом Солнца. В это время они находятся в своей западной  элонгации и «ведут» Солнце за собой.      Во время соединения Венера и Меркурий проходят выше или ниже Солнца. Примерно 13  раз в столетие Меркурий и гораздо реже Венера в момент соединения проходят по диску  Солнца. Такое прохождение Меркурия было в 1986 году, а Венеры – 2004 и 2012 году.   В нижнем соединении Венера бывает с интервалом в 584 дня. Тогда она проходит к Земле  ближе, чем любая другая планета (на расстояние около 42 млн. км).      Ученик:  Смотрите! Знаете, кто этот странник? Зовётся именем бога – посланника.  Самая близкая к Солнцу планета —  Будем знакомиться – Меркурий это. Он любит прятаться в лучах Быстрее всех и очень сильно От жара в солнечных печах Раскалена поверхность за день длинный. Из ветра Солнца только атмосфера И там, где царство темной ночи, Температура держится примерно Под минус двести. Между прочим На взгляд – двойник Луны, соседки. Знакомые вокруг пейзажи, Метеориты падают нередко И грунт составом сходен даже.  (Презентация «Планеты Земной группы).   Ученик: Известен рассказ Араго о Наполеоне I, который однажды во время  парадного следования по улицам Парижа был обижен тем, что толпа,  пораженная появлением Венеры в полдень, уделяла больше внимания этой  планете, чем его высокой особе.    Учитель: С улиц больших городов Венера в дневные часы видна даже чаще, чем с  открытых мест: высокие дома заслоняют Солнце и тем самым защищают глаза от  ослепляющего действия прямых его лучей.  Ученик: Случаи видимости Венеры днем отмечены и русскими летописцами.  Так, новгородская летопись говорит, что в 1331 г., днем «явися на небеси знамение,  звезда светла над церковью». Звезда эта была Венера.     Учитель: Наиболее благоприятные эпохи для видимости Венеры в дневное время  повторяются каждые 8 лет. Сокрыв свой лик за белоснежной паранджой,  За солнцем следуя Прекрасной Дамой в свите,  Ты вновь и вновь свершаешь путь по круговой,  Всевышним заданной космической орбите…  Ты с давних пор притягиваешь взоры,  Являясь эталоном Красоты!  И меркнут звёзд брильянтовых узоры,  Когда сверкнёшь с небесной высоты. (В. Астеров)    Ученик: Почему Марс и его два спутника Фобос и Деймос можно наблюдать  только в мощные телескопы?    Учитель: Внешние планеты, и Марс в том числе, выглядят ярче всего, когда они  находятся на земном небе в противоположной стороне по отношению к Солнцу. Такое  положение называется противостоянием. В этот момент мы видим полностью освещенный  диск планеты. В противостоянии Марс оказывается в среднем через 780 дней. Труднее  всего наблюдать внешние планеты в положении, когда по отношению к Земле они  находятся за Солнцем. Это положение называется соединением.   Из­за эксцентриситета своей орбиты во время некоторых противостояний Марс проходит  к Земле особенно близко. Такие противостояния называются великими. Марс имеет в этот  момент наибольшие видимые угловые размеры и наблюдать его лучше всего. Великие  противостояния наступают в тех случаях, когда Марс находится в перигелии, при этом  расстояние от Земли до Марса сокращается до 56 млн. км. Это бывает в августе один раз в  15­17 лет.    Ученик:  Марс красноватый на Землю глядит, Многих смущает его внешний вид. Имя имеет в честь бога войны, И охранять его вроде должны Фобос и Деймос (как ужас и страх). Эти названья у всех на устах. Спутники это родные его — Камни большие и только всего! В здешних «морях» нет ни капли воды. Может, помогут полярные льды? Шапки полярные есть изо льда, Только из них не струится вода. Лед это, видно, совсем не простой. Нет в нем воды, говорят, лед сухой. «Каналы» на Марсе — пропасти, рвы. Если упасть, не сносить головы! Может, то русло высохших рек? Вряд ли их создал простой человек! Климат на Марсе засушлив, суров. Трудно дышать, хоть зови докторов! Слишком его атмосфера легка. Жизни на нем не нашли мы пока. За Марсом находится пояс камней, Но вряд ли найдется на них мир людей. (Ж. Парамонова) Ученик: (Презентация: «Планеты гиганты») Планеты солнечной системы, масштаб не соблюден     Учитель: В телескоп (d =10см объектива) можно различить характерные полосы на  Юпитере. Самая большая планета Юпитер выглядит ярче всех звезд и планет, за  исключением Венеры. На Юпитере имеются разноцветные, параллельные темные и светлые  полосы облаков и Большое Красное пятно. Четыре самых ярких спутников Юпитера – Ио,  Европа, Ганимед, Каллисто – каждую ночь изменяют свое положение по мере обращения  вокруг планеты.   Ученик: В небольшой телескоп четыре самых больших спутников юпитера  выглядят как звезды. Какие наблюдения доказывают, что это на самом деле  спутники планеты? Учитель: Можно наблюдать, что по мере обращения вокруг Юпитера спутники меняют  свое положение относительно планеты.   Ученик:  Пятую именем Вселенского владыки И римского царя богов зовут Юпитер. Юпитер очень, очень уж большой И лун за шестьдесят уже открыто Космический глотает мусор хорошо Имеет три кольца элитных. Массивней разом спутников, планет Быстро вращается с цветными облаками А иногда «сверхмолнии» прочертят след Владеет сильными магнитными полями. Построен, как слоеный шар из газов И твердым внутренним ядром. Посмотрим в телескоп, увидим сразу, Столетних вихрей, Красный Дом. А к спутникам, открытым Галилеем: Каллисто, Ио, Ганимед, Европа, Давно космические зонды долетели, Через пространство, проложили тропы. Всех ярче звёзд, после Венеры, Юпитер в небе выглядит у нас. Немного не добрал в размере И стать звездой не выпал час.   Учитель: Планеты­ гиганты имеют большие массы и состоят в основном из легких  химических элементов водорода и гелия, удерживают вокруг себя по несколько десятков  спутников, быстро вращаются, обладают сильными магнитными полями и все имеют  гигантские кольца вокруг себя.   Ученик: Из чего состоят кольца? Почему в небольшой телескоп они выглядят  сплошными?   Учитель: С помощью космических аппаратов вокруг Юпитера было обнаружено кольцо,  внешний радиус которого близок к 126000 км. Кольцо очень тонкое, обращено к Земле  ребром, и поэтому с Земли не видно.   У Сатурна имеется кольцо, открытое еще в 1657 году. Позже выяснилось, что это не одно, а семь тонких плоских концентрических колец, которые отделены друг от друга темными  промежутками. Все они располагаются вокруг планеты в плоскости ее экватора, общая их  ширина ­  несколько тысяч километров. В небольшие телескопы видны только два кольца и  темный промежуток между ними. Кольца не сплошные, а состоят из мириадов твердых  (каменных и ледяных) обломков различных размеров – от нескольких сантиметров до  нескольких десятков метров, которые, как крошечные спутники, обращаются вокруг  планеты. Эта огромная система колец в сравнении со своими диаметром и шириной  удивительно тонкая: ее толщина не превышает двух километров. У Урана и Нептуна также  есть кольца.        Ученик:  Там в ожерелье жемчужных колец Тускло мерцает Сатурн молодец. Назван он так в честь бога судьбы, Только не слышит людской он мольбы. Нет атмосферы и вечно зима. Жизни там нет. Ведь кромешная тьма! Колечко Сатурна — загадка природы — Серебряный свет восхищает народы. А это кусочки, покрытые льдом, И всевозможных размеров при том. А ширина у кольца — боже мой! Может катиться наш шарик Земной! Опять неудача, и снова в полет! К холодным мирам наш летит звездолет. (Ж. Парамонова)    Ученик: Нептун в сиянье голубом – “морское божество” Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле. Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством – Всех, чьи труды законы неба открывали. Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли Значительно плотней, среди планет – гигантов. Тринадцать спутников известно из его семьи, Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных. Метановая атмосфера, ветры, облака, Один из спутников, в движении обратном, С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка На что хватило тяготения понятно.    Учитель: В телескоп Уран выглядит небольшим диском (иногда окрашенным в  зеленоватый цвет). Вы можете найти его невооруженным глазом или с помощью  простейших оптических приборов, если будете точно знать, где он находится. Кольца  Урана находятся на расстоянии около 50 000 км от планеты. Его толщина составляет всего 1 км.     Ученик:  Уран больших планет собрат, Такой же газовый гигант, Но, хотя Уран гигантен, Нет на нем полос и пятен, И, к тому же, исключенье Он в манере обращенья. Воображение тревожа, Уран летит вкруг Солнца лёжа, И точно так, вращаясь боком, С ним спутников летает много. Всех больше лун имеет он И даже окружен кольцом, Но поскромней, чем у Сатурна, Уран ­ зеленый, изумрудный.    Ученик: Как кольца у Сатурна и других плане – гигантов связано с действием  приливов на спутники со стороны планеты?   Учитель: Так как сила тяготения со стороны планеты убывает обратно пропорционально квадрату расстояния, то ближайшая к планете часть спутника сильнее притягивается к  планете, а противоположная – слабее. Разница этих сил – приливная сила – стремится растянуть спутник. Чем ближе спутник к планете, тем эта приливная сила больше.  На  расстоянии от планеты, примерно равном двум ее радиусам, приливная сила сравнивается с собственной силой тяжести на поверхности спутника. Спутник разрушается. Это  расстояние получило название предела Роша в честь ученого, рассчитавшего его. У  Юпитера и Сатурна кольца расположены как раз на границе предела Роша. По­видимому,  большой спутник по каким – то причинам сблизился с планетой до этого расстояния и был  разрушен.     Учитель: «Пилотируемая экспедиция 2Марс – 2010» прибыла в район  марсианского экватора в местную полночь. Космонавты вышли из спускаемого  аппарата и залюбовались звездно­бархатным марсианским небом, рассматривая  очертания знакомых созвездий. «А вон ту яркую звезду я не узнаю», ­ сказал один.  «Да ведь это наша Земля!», ­ воскликнул другой. «Боже, как она хороша! Никогда  бы не подумал, что она может блестеть ярче гиганта – Юпитера». Оцените  описание с астрономической точки зрения». Решение: Земля наша видна с Марса так же, как Венера с Земли – по утрам и вечерам.  Наибольшая элонгация Земли при наблюдении с Марса 42°. Поэтому в полночь Земля  на небе Марса не видна. Возможно, космонавты увидели Юпитер, который там в 1,3  раза ярче, чем на Земле.       Ученик:  На ясном небе темном Видны соседние миры. Взгляни на свет их ровный, Избавься от хандры! Найди рогатое созвездье И в его центр посмотри, И два сияющих брильянта У взгляда станут на пути: Планета – сила светит ярче Любой сияющей звезды. Но ярче силы светит рядом  Богиня вечной красоты. В созвездии тринадцатом Еще два мира светят. И лишь Сатурна нет нигде На небе темном этом. (О. Угольников)     Учитель: В какой сезон года (с точностью до месяца) и в какое время суток  могла наблюдаться такая картина?    Ответ: В стихах рассказано положение планет на небе. Рогатым созвездием могут быть  Овен, Телец или Козерог. В его центре находятся две планеты. Богиня вечной красоты –  Венера, планета­сила – Юпитер (а не Марс, который, находясь рядом с Венерой, т.е.  недалеко от Солнца, не светил бы ярче любой сияющей звезды). Сатурна в данный момент  на небе нет, следовательно, еще два мира – это Меркурий и Марс, и они находятся в  тринадцатом созвездии – Змееносце.    Меркурий и Венера – внутренние планеты, не отходящие от Солнца дальше, чем на 28° и  на 47° соответственно. Значит, они не могут отстоять более чем на 75° друг от друга. А так как Меркурий находится в созвездии Змееносца, то Венера не может быть видна в  созвездиях Овна или Тельца, отстоящих почти на 180°. Ей остается находиться в центре  рогатого созвездия ­ Козерога. Но и в этом случае угловое расстояние между Меркурием и  Венерой не менее 45° ­ 50°, т.е. они находятся по разные стороны от Солнца (или Меркурий будет очень близко к Солнцу), и тем не менее видны на ясном небе темном. Солнце,  находящееся между Меркурием и Венерой, не может быть горизонтом. Остается  единственный вариант – полное солнечное затмение; при этом Солнце находится в центре  или на западе созвездия Стрельца (не далее 28° от меркурия), т.е. картина могла  наблюдаться во второй половине января и только днем во время полного затмения Солнца.                                            Вопросы: (задания можно разделить по группам)                                          группа №1: 1. Какие планеты могут наблюдаться в противостоянии? Какие не могут? Ответ: Внешние планеты могут. 2. Какие планеты не могут находиться в нижнем соединении? Ответ: В нижнем соединении не могут находиться внешние планеты (все, кроме Венеры и  Меркурия).  3. В какой конфигурации и почему удобнее всего наблюдать Марс? Ответ: В противостоянии, так как в это время ближе всего к Земле, повернут к ней  целиком освещенным полушарием, виден всю ночь. 4. Сколько времени в среднем идет свет от Солнца до Марса? Ответ: Среднее расстояние от Солнца до Марса 1,5 а.е., т.к. 1 а.е. =150 млн. км, с = 300  тысяч км/с. Найдем время t = S/ v = 750с= 12.5 мин. 5.  Почему периоды хорошей вечерней видимости планет в Северном полушарии  наступают обычно зимой и весной, а утренней – летом и осенью? Ответ: Именно в эти периоды планеты имеют склонение больше солнечного и могут быть  хорошо видны даже при сравнительно небольшом угловом расстоянии от Солнца. Дуга  эклиптики на небе в эти периоды поднимается высоко над горизонтом В южном полушарии ситуация обратная.  6. Объясните, почему Титан – спутник Сатурна – смог сохранить свою атмосферу, а Меркурий – нет? Ответ: Титан и Меркурий имеют сходную массу и размеры, но Меркурий находится  значительно ближе к Солнцу и получает от него намного больше тепла. В разогретой  атмосфере частицы имеют большие скорости и легче уходят от планеты, поэтому  Меркурий не удержал атмосферу. Холодная атмосфера Титана значительно более  устойчива. 7. Может ли Венера наблюдаться в созвездии Близнецов? Ответ: Венера может наблюдаться в созвездии Близнецов, так как это всего на несколько  градусов южнее эклиптики, а отклонение Венеры от эклиптики может достигать 8°. 8. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от  перигелия к афелию? Ответ: Уменьшается согласно второму закону Кеплера: в перигелии она максимальна, в  афелии минимальна.  9. 21 сентября 1999 года произошло покрытие Урана Луной. В этот день Уран  находился в созвездии Козерога. Какое из двух явлений – исчезновение или  появление Урана – можно было легко наблюдать в небольшие телескопы? Ответ: Легко было наблюдать только исчезновение Урана. Поскольку созвездие Козерога  видно в сентябре по вечерам, значит, Луна была растущая. Исчезновение Урана в начале  его покрытия происходило у левого, темного края Луны, поэтому явление легко можно  было наблюдать. Появление планеты произошло из­за светлого края луны; заметить слабый Уран в этот момент трудно. 10. Условия видимости Венеры повторяются через 8 лет почти в те же числа  месяцев. Выяснить причину этого явления. Ответ: Причина в том, что 8 земных лет почти в точности равны пяти синодическим  периодам Венеры (5×584 = 2920 суток).                                            Группа №2 1. Какие планеты могут находиться в верхнем соединении? Ответ: В верхнем соединении могут находиться только внешние планеты (все, кроме  Венеры и Меркурия).  2. В какой из конфигураций могут быть и внутренние и внешние планеты? Ответ: Все планеты (внутренние и внешние) могут находиться в верхнем соединении. 3. Какие планеты могут быть видны рядом с Луной во время полнолуния? Ответ: Рядом с полной Луной, т.е. в противостоянии могут быть видны только внешние  планеты. 4. У внутренних планет ­ Меркурия и Венеры – наблюдаются фазы, наблюдаются  ли они у внешних планет? Ответ: Из внешних планет фазы заметны только у Марса. 5. Происходят ли на Марсе солнечные затмения? (Примечание: угловой диаметр у Фобоса 13,8'; у Деймоса – 2,4'). Ответ: Наибольший угловой диаметр у Фобоса (13,8)'; так как Марс в 1,5 раза дальше  Земли от Солнца, то угловой диаметр солнечного диска на Марсе равен 30'/ 1,5 = 20'.  Следовательно, Фобос не сможет полностью закрыть собой солнечный диск и произвести  полное солнечное затмение. Его прохождение по диску Солнца можно назвать кольцевым  затмением. 6. Планета видна на Земле в полночь. Ближе или дальше от Солнца, чем Земля  находится эта планета? Ответ: Дальше, независимо от того, в какой части небосвода видна планета: гипотенуза  всегда длиннее катета. 7. В какой конфигурации удобно всего наблюдать Венеру утром? Ответ: Вечером Венера находится к востоку от Солнца, т.е. находится в восточной  элонгации (несмотря на то, что они заходят вместе с Солнцем на западе). Утром Венера в  западной элонгации.  Восход у Венеры и Солнца будет восточной стороне, но не этот  «восток» играет роль в определении, какая элонгация. Роль играет, с какой стороны от  Солнца находится Венера – к востоку или к западу от Солнца. 8. Может ли Венера наблюдаться в созвездии Ориона? Ответ: Венера может наблюдаться в созвездии Ориона, так как это созвездие находится  достаточно далеко от эклиптики, а отклонение Венеры от эклиптики может достигать 8°. 9. Какие планеты, в какой конфигурации и из каких мест на Земле можно  наблюдать всю ночь, с вечера до рассвета? Ответ: Кроме верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн, …) можно наблюдать и одну  нижнюю – Венеру, в ее нижнем соединении с Солнцем. Наклон орбиты Венеры к эклиптике  около 3,5°. Так что с Земли она видна под углом около 8° от Солнца. Поэтому вблизи  полярного круга ее можно наблюдать всю ночь. 10. Почему для любого наблюдателя на поверхности Марса его спутники Фобос и  Деймос – проводят больше времени под горизонтом, чем над ним? Ответ: Это объясняется близостью спутников к поверхности планеты, которая заслоняет  от любого «марсианина» большую часть их орбиты, а марсианским «полярникам» вообще  не позволяет видеть спутники (на полюсах Марса и без этого хватает страха и ужаса –  очень уж там холодно!). Группа №3 1. Может ли Венера наблюдаться в созвездии Большого Пса? Ответ: Венера не может наблюдаться в созвездии Большого Пса, так как это всего на  несколько градусов южнее эклиптики.  2. Почему при наблюдении с Земли астрономы не смогли точно определить массу Венеры таким же способом, как они определяли массы большинства других  планет? Ответ: Массу планеты можно определить точно, если у нее есть спутник. У Меркурия и  Венеры спутников нет. Оценка массы планеты по ее влиянию на другие планеты и  пролетающие рядом астероиды не дает высокой точности. Точно определить массу Венеры  удалось лишь с помощью космических аппаратов. 3. Какие планеты, в какой конфигурации и из каких мест на Земле можно  наблюдать всю ночь с вечера до рассвета? Ответ: Все верхние планеты видны с вечера до рассвета в периоды их противостояния с  Солнцем (если в данной точке они восходят над горизонтом). Однако подобная ситуация  может сложиться еще в одном случае, когда планета имеет значительно большее (в Южном  полушарии ­  меньшее) склонение, чем Солнце, и может стать незаходящей в полярных  широтах, в то время как Солнце будет опускаться под горизонт довольно глубоко.  4. Меркурий расположен ближе к Солнцу, чем Венера. Однако на поверхности  Венеры температура выше, чем на Меркурии. Почему? Ответ: парниковый эффект в атмосфере Венеры. 5. Как меняется значение скорости движения планеты при ее перемещении от  афелия к перигелию? Ответ: В афелии скорость планеты минимальная, затем она возрастает и в перигелии  становится максимальной. 6. Как происходит видимое движение планет? Ответ: Планеты перемещаются петлеобразно. 7. Каким методом в настоящее время определяется расстояние до ближайших  планет? Ответ: Определяют методом радиолокации, зная скорость распространения радиоволн и  фиксируя время от момента посылки импульса до его возвращения после отражения от  поверхности планеты, можно определить расстояние до нее. 8. В какое время года вечерняя видимость Меркурия является наиболее  благоприятной? Ответ: Весной, когда вечером на западе эклиптика образует с горизонтом наибольший  угол. 9.  «После захода Солнца стало быстро темнеть. Еще не зажглись на темно­ синем небе первые звезды, а на востоке уже ослепительно сияла Венера». Все ли  верно в этом описании? Ответ: Венера на нашем небе никогда не удаляется от Солнца более чем на 46°,  следовательно, она не может быть на востоке, когда Солнце на западе. 10. Наклон оси Марса к плоскости его орбиты 65°, эксцентриситет орбиты 0,093 (эксцентриситет земной орбиты 0.017). На основании этих данных скажите,  существует ли на Марсе надобность в среднем солнечном времени? Ответ: Надобность в среднем времени на Марсе должна быть, причем еще большая, чем на  Земле, поскольку, при практически одинаковом наклоне осей вращения, орбита Марса  значительно более эллиптичная, чем орбита Земли. Учитель: Закончить сегодняшнее занятие хотелось бы стихотворением Валерия Брюсова.  Сын Земли. Я – сын Земли, дитя планеты малой, Затерянной в пространстве мировом, Под бременем веков давно усталой, Мечтающей бесплодно об ином. Я – сын Земли, где дни и годы – кратки, Где сладостна зеленая весна, где тягостны безумных душ загадки, где сны любви баюкает Луна. От протоплазмы до ихтиозавров, От дикаря с ружьем из кремния, До гордых храмов, дремлющих меж лавров, От первого пророка до меня. Мы были узники на шаре скромном, И сколько раз, в бессчетной смене лет Упорный взор Земли в просторе темном Следил с тоской движения планет! К тем сестрам нашей населенной суши, К тем дочерям единого отца Как много раз взносились наши души, Мечты поэта, думы мудреца! И, сын Земли, единый из бессчетных, Я в бесконечное бросаю стих, ­ К тем существам, телесным иль бесплотным, Что мыслят, что живут в мирах иных. Не знаю, как мой зов достигнет цели, Не знаю. Кто привет мой донесет, Но, если те любили и скорбели, Но, если те мечтали в свой черед И жадной мыслью погружались в тайны, Следя лучи, горящие вдали, ­ Они поймут мой голос не случайный, Мой страстный вздох, домчавшийся с Земли! Вы, властелины Марса иль Венеры, Вы, духи света иль, быть может, тьмы, ­ Вы, как и я, храните символ веры: Завет о том, что вместе будем мы!     Учитель: Подведем итоги. Рефлексия. Впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:  1. «+» — все, что понравилось на уроке 2. «­» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным 3. «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься…                                          сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… этот урок показался мне… за урок я бы поставил себе, потому что… мое настроение после задуматься… Литература. 1. Малахова И.М.: Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя:/ И. М.  Малахова, Е.К. Страут, ­ М.: Просвещение, 1989. – 96с. 2. Орлов В.Ф.: «300 вопросов по астрономии», издательство «Просвещение»/ В.Ф. Орлов, ­  Москва, 1967­101 с. 3. Моше Д.: Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Гурштейна/ Д.  Моше – М.: Просвещение, 1985.  – 255с. 4.  Воронцов­  Вельяминов Б.А.: «Астрономия»/ Б.А.Воронцов­ Вельяминов, Е.К. Страут,  Издательство «Дрофа». 5. Левитан Е.П.: «Астрономия» учеб. для 11 кл.общеобразоват. учр./ Е. П. Левитан: ­ М.:  «Просвещение»,1994. – 207 с. 6. Перельман Я. И. «Занимательная астрономия»/ Я. И. Перельман / Д.: ВАП, 1994. ­ 208 с. 7. Ерпылев Н.П. Энциклопедический словарь юного астронома Э61/ Н.П. Ерпылев. – 2­е  изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1986. – 336 с. 8. Астрономия. Е. П. Левитан, 1994 г.  9.Попов П.И. Астрономия. Учебник для географических факультетов/ П. И. Попов:  Учпедгиз; Москва, 1959. ­ 256 с.                         10.Чаругин В. М.: Астрономия. 10­11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций:  базовый уровень/ В. М. Чаругин; – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.  11.Сурдин В.Г. «Астрономические задачи с решениями»: Учебное пособие.– М.: Едиториал УРСС, 2002.­240 с.  12. Газета «1 Сентября», Физика №37,1997г : http://spacegid.com/planetyi-nashey-s-vami-solnechnoy- sistemyi.html#ixzz5SmpOVE2P

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)

Внеклассная работа по астрономии на тему "Планеты"(астрономия, 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018