Внеклассное мероприятие " Экологическая тропа"
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие " Экологическая тропа"

Оценка 4.7
doc
25.11.2020
Внеклассное мероприятие " Экологическая тропа"
Внеклассное мероприятие экологическая тропа..doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия

«Экологическая тропа»

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

                                                           Автор: учитель биологии,   

                                                           классный руководитель 

                                                           Демкова Елена Анатольевна                   

 

 

 

2020г

Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»

 

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Экологическая тропа».

 

Актуальность

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды  экологическая тропа, которая позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. 

Целевая аудитория воспитательного мероприятия – учащиеся 5-7 классов.

Роль и место воспитательного мероприятия

Так как я являюсь учителем биологии, тема экологического воспитания постоянно присутствует на уроках. Вопросам охраны природы и бережного, экономного отношения к ней посвящены классные часы, акции, рейды.

Цель мероприятия: Активизировать интерес учащихся  к  экологии.

Задачи:

        Образовательная: формирование экологических знаний учащихся; расширение их кругозора.

        Воспитательная: воспитание любви к природе, Родине; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности, комму никативности.

         Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; раз витие мотивации учебной деятельности.

 

Форма проведения и обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:  Форма проведения занятия «Экологическая тропа».  Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

Метод урока: экскурсия. Экологическая тропа рассчитана на организованное прохождение. Темы экскурсий могут быть разными в зависимости от возраста детей, времени года.

 

Этапы подготовки и проведения мероприятия

 

Первый этап организационный. Создается инициативная группа по организации учебной экотропы. Второй этап – прокладка маршрута экотропы и составление карто-схемы. Третий этап – оформление и благоустройство экотропы.

 

Оборудование, наглядные пособия: блокнот, фотоаппарат, мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, плакаты,  ватманы, маркеры, ножницы, бумага, нитки, скотч.

 

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Функции экотропы не ограничиваются предоставлением природоведческих и краеведческих знаний, ее основное назначение – воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения. Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас».

 

Экологические тропы

Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экотропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.

Посетители экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях.

Функции экотропы не ограничиваются предоставлением природоведческих и краеведческих знаний, ее основное назначение

– воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения. Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас».

Одной из разновидностей экологических маршрутов является учебная экологическая тропа, основная целевая аудитория которой - преподаватели и учащиеся. Создание и вся дальнейшая работа учебной экотропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности учащихся. При этом широко используются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный и исследовательский методы обучения.

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную,

обучающую, развивающую, воспитательную.

Познавательная и обучающая задача экотропы включает знакомство местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира и

способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление

экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния

деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения

природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы. Развивающая задача экотропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.

Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии

экологической культуры.

Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить.

И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.

   Экскурсия по экологической тропе в Мулловском парке.

   Точка №1. У входа в парк. Учитель рассказывает о парке, истории его создания. Наш парк был заложен в 1946 году в честь победы в ВОВ. На месте парка был большой пустырь со спуском к пруду. На этом пустыре комсомольцы и рабочие фабрики решили заложить парк. Было высажено несколько сотен саженцев берез, тополей, лип, осин, акаций. В парке работали качели, тир, танцплощадка, лодочная станция. Парк своей зеленью привлекал множество людей разных возрастов. Здесь отдыхали, занимались спортом во все времена года, проводили праздники.

   В настоящее время в парке есть насаждения различных типов, которые перестали выглядеть живописно. В некоторых местах наблюдается ослабление отдельных деревьев, преждевременное отмирание. Парк требует к себе хозяйского, бережного отношения.

   Точка №2. Березы. На фоне зелени травы красиво выделяются белые стволы любимых с детства деревьев. Долго можно видеть на ее веточках сережки - это тычиночные цветки. Они бывают видны еще с осени. Перезимуют зиму и в мае  пустят по ветру тучи желтой пыльцы. В это время на дереве появятся и молодые листочки. Часть пыльцы попадает на сережки с

с пестичными цветками, висящими на этом же дереве. В середине лета побуреют и сережки с пестичными цветками, на веточках появятся первые желтые листочки. Полетят семена-крылатки. Листопад березы самый продолжительный по сравнению с другими древесными породами, он длится около двух месяцев.

   Почему так светло в березовой роще? Это происходит потому, что солнечные лучи скользят по висячим листьям, сидящим на свешивающихся вниз гибких ветках. Листья не дают тени, они мало нагреваются и мало испаряют влаги, поэтому березы мало требовательны к влаге. Популярна береза и потому, что спасала людей от многих недугов. Ее листья, кора и древесина содержат лекарственные вещества. Деготь, получаемый из березы, издавна применялся как антисептик. Ученые заметили также и то, что микробы, попавшие на листья березы. Погибают в течение трех часов.

   С давних пор на Руси был в почете березовый сок, ему приписывалась лечебная сила. Любители березового сока часто ранят стволы ножом и топором, чтобы добыть сок. Поврежденная береза теряет за сутки до 5 литров сока, а потому ослабевает и подвергается нападению вредных насекомых и грибов. Не следует наносить бесцельно такие повреждения деревьям. Защита и охрана их в парках и в лесу-долг и обязанность каждого.

   Точка №3. Ряды стройных тополей. Сильнорослые кроны их возвышаются здесь над всеми кронами других пород. Тополь является «чемпионом» среди многих деревьев по поглощению углекислого газа из воздуха. Подсчитано, что в возрасте 20-25 лет тополь поглощает за пять летних месяцев 44 кг углекислоты, т.е. столько, сколько за это время успевают поглотить три липы, четыре сосны и семь елей, вместе взятые. Кроме того, тополь является хорошим поглотителем пыли, снижает температуру на 0-15 градусов, увеличивает влажность воздуха на 15-30 процентов. Необходимо широко использовать различные виды и сорта тополей, высаживать мужские экземпляры, которые не «мусорят» пухом.

   Точка №4. Дубы. В правом углу парка привлекают внимание два дерева дуба. Покрытые толстой растрескивающейся корой и изломанно-кривыми ветвями вековые старожилы шумят своей резной листвой. Все меньше становится деревьев этой ценной породы в лесопарках и лесах. Одной из причин можно назвать грибы-паразиты. Споры трутовиков когда-то проникли в обнаженную древесину в поврежденных местах на стволе. Споры проросли, развили грибницу, затем образовались плодовые тела. Такие деревья обречены. Чтобы исключить заражение здоровых деревьев, необходимо собрать эти плодовые тела, вынести из парка и сжечь.

   Точка №5. Ивы у воды. Естественные места обитания древовидных ив- берега прудов, рек. Применяются ивы в парках издавна для украшения берегов водоемов. Свешивая свои плакучие ветви над водой, они отражаются в тихой водной глади. Ивы высаживают не только для эстетических целей вокруг водоемов, прудов. Благодаря их прочным корням, скрепляющим бровки берегов различных водоемов, ивы имеют большое защитное значение для них. Они создают и благоприятный микроклимат вокруг себя, снижая температуру воздуха, повышая влажность окружающей среды, кроме того, прибрежные ивы очищают воду, являясь биологическими фильтрами.

   Точка №6. Около пруда. Верхняя часть пруда. Территория заболочена. Здесь большое разнообразие растений, приспособленных к избыточному увлажнению и временному затоплению. Здесь большие заросли из рогоза широколиственного, много камыша лесного и озерного. Вдоль берега растут сусак зонтичный, много ситника, осоки острой. Среди растений юго-западного берега много череды. Это лекарственное растение. Плоды этого растения цепляются за одежду, шерсть животных и разносятся на большие расстояния. На более сухих местах много лютика ползучего, мятлика болотного. Заросли растущих здесь растений играют немаловажную роль в жизни водоема. Они участвуют в естественной очистке воды, обогащают воду кислородом.

   Берега водоема с зарослями растений - это приют для земноводных животных, места гнездовья птиц. Всеобщее внимание посетителей парка привлекают белые лебеди. В прошлом белые лебеди были широко распространены, но из-за хищнических способов охоты на них численность птиц сократилась, в настоящее время охота на них повсеместно запрещена. Как редкие виды белые лебеди теперь строго охраняются.

   На водоеме можно видеть плавающих и отлично летающих озерных или обыкновенных чаек. Чайки прилетают сюда очень рано весной. Питаются в основном животными кормами, водными и наземными насекомыми, рыбами, лягушками, дождевыми червями. Частые гости у пруда - голуби и воробьи.

   В пруду водится типичная для пресных водоемов рыба: карась, окунь, встречается щука и линь.

   Точка №7. Лесхоз. На противоположном берегу пруда находится Мулловское лесничество. Лесхозы обеспечивают защитное лесоразведение. Создание насаждений на склонах оврагов и балок, при дорогах, полезащитных лесных полос, укрепление берегов водоемов, озеленение населенных пунктов, школ, детских садов, парков, организуют охрану существующих насаждений и уход за ними. Значительные работы лесхозы проводят по выращиванию посадочного материала.

   Точка №8. Плотина. С южного берега пруда расположена плотина. Это гидротехническое сооружение было построено для нужд фабрики, которая расположена неподалеку. Здесь были применены конструкции водоспуска-водосброса, а также использована аккумулирующая способность водохранилищ при пропуске весенних паводков.

   В процессе одной экскурсии нельзя увидеть все сразу: всех птиц, насекомых, цветение растений, листопад деревьев. Поэтому учитель приглашает слушателей посетить парк еще раз, несомненно, пройти тропой. Постараться увидеть больше и интереснее.

   В заключение учитель обращается к экскурсантам с призывом соблюдать правила поведения в природе, не оставлять после себя мусор, ведь «поведение человека в природе - это зеркало его души».

    Послеэкскурсионная работа со школьниками может проводиться в форме лабораторных занятий с собранными на экскурсии объектами; подготовки рефератов и сочинений; создания выставок; проведения экологических игр и викторин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 р

Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»

Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»

Развивающая : развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; раз витие мотивации учебной деятельности

Развивающая : развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; раз витие мотивации учебной деятельности

Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас»

Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас»

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную

Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную

Экскурсия по экологической тропе в

Экскурсия по экологической тропе в

Деготь, получаемый из березы, издавна применялся как антисептик

Деготь, получаемый из березы, издавна применялся как антисептик

Точка №5. Ивы у воды. Естественные места обитания древовидных ив- берега прудов, рек

Точка №5. Ивы у воды. Естественные места обитания древовидных ив- берега прудов, рек

Частые гости у пруда - голуби и воробьи

Частые гости у пруда - голуби и воробьи

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020