МБУДО Новоусманского муниципального района Воронежской области «Детско-юношеский центр»
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру
«Будь природе другом»
Педагога дополнительного образования
Гугкаевой Натальи Владимировны
Цели и задачи:
- расширять представления учащихся об окружающем мире;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уважение к красоте;
-развивать творческие способности учащихся
Оборудование: диски с инструментальной музыкой,
презентация с видеоматериалом для сценария, магнитофон, интерактивная доска,
карточки с животными, ножницы, бабочки из цветной бумаги, нитки, конфеты,
стихи, кукла Природа.
Методические рекомендации:
Материал может быть использован классными руководителями и воспитателями
детских садов.
Оформление класса: на доске репродукции с изображением природы; по классу развешаны,
вырезанные из цветной бумаги и картона бабочки, цветы; звучит фоновая музыка;
на интерактивной доске слайды с пейзажами природы и заданиями; рисунки детей.
Ход занятия.
Учитель:
Природа нашей страны очень красива и разнообразна, но в
последнее время мы слышим о том, что она гибнет. Человек 1000-летиями покоряет
её, преобразовывает, нещадно уничтожает. От этого страдают растения, животные и
сам человек.
Ребята, а вы бережно относитесь к природе? Не вредите ли вы ей?
Не ломаете ли вы ветки деревьев?
Не рвёте ли вы полевые цветы?
Не ловите ли вы майских жуков?
Давайте же будем беречь эту красоту и наслаждаться ею!
(Звучит музыка, из-за ширмы появляется Природа)
Природа:
- Я природа. Я – великий мастер
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Ягоду в бору…
И, наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колосок! Как всему венец…
Только ты
Мой дар, мое уменье
Не прими за дань, я не раба,
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой - одна судьба!
( С.Викулов)
Природа:
Ребята, сегодня я вас приглашаю окунуться в мир природы,
ощутить всю её красоту и значимость. Человек на земле – недавний гость в
сравнении с природой. Наши угрюмые предки еще прятались в пещерах, а на лугах
уже пестрели цветы. Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок –
это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.
Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои
чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И, щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
( К.Жанэ )
Учитель: Проникновенно писали о цветах и поэты. Вслушайтесь в их строки.
1-й чтец: Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат над снегам
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед –
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
( Е.Серов)
2-й чтец: На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмет.
( Я.Колос)
3-й чтец: Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки –
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
( С.Маршак)
4-й чтец: Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
( И.Никитин)
5-й чтец: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим - я и ты? ( А.Фет)
6-й чтец: Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
( Р.Гамзатов)
Учитель: Ребята, мы должны не только чувствовать красоту и величие мира
цветов. Мы должны беречь это богатство. А знаете ли вы как сберечь цветы?
Цветам посвящено много загадок. Сейчас мы вместе с нашей гостьей Природой их
вам загадаем.
(Дети, отгадав загадку, щелкают по картинке, появляется отгадка.)
Загадки о цветах
Учитель:
Он стоит на ножке тонкой,
Словно аист, в поле чистом.
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым.
(одуванчик)
Природа:
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят.
(ландыш)
Учитель:
фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон.
(колокольчик)
Природа:
Расцветает он весною,
Украшает всё собою,
Нежный, яркий и прекрасный,
Жёлтый, розовый и красный.
(тюльпан)
Учитель:
По заснеженной лужайке
Ходит мальчик в белой майке.
(подснежник)
Природа:
Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок. Белые реснички.
(ромашка)
Учитель:
Там, где цветы там и насекомые, которые питаются цветочным
нектаром. Летом на солнечных лужайках часто можно увидеть мальчишек и девчонок
, которые ловят бабочек. Скажите, можно ли ловить их? Почему? Конечно. Ведь они
тоже часть живой природы.
Конкурс "Освободи бабочку"
На веревке привязаны выполненные из цветной бумаги бабочки. Игрок с
завязанными глазами должен срезать "бабочку" с веревки. На ней приз –
конфета.
Учитель:
Ребята, а как вы считаете, важны ли животные? Почему?
(ответы детей)
А теперь, разгадаем загадки о животных, заселив ими лесную опушку.
(Дети, отгадав загадку, нажимают на картинку, появляется отгадка.)
Учитель:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Природа:
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Учитель:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Природа:
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Еж)
Учитель:
В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
Природа:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
Конкурс пантомимы "Узнай животное"
(У учителя набор карточек с изображением животных. Ребята должны
изобразить животное жестами, движениями. А остальные ребята должны отгадать,
что это за животное. (Заяц, медведь, лиса, обезьянка, лягушка, кошка, волк,
змея)
Ведущий:
Мы много сегодня говорили о красоте природы, о бережном к
ней отношении. Хотелось бы, чтобы наша встреча оказалось для вас полезной. Что
же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня? Как следует относиться к
окружающей нас природе?
Ещё раз об этом напомнят вам:
Услышу ль сосен шум в полдневный час
Журчанье струй средь камушков у брода, -
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени – ПРИРОДА!
2. Природа-мать ни рек
И не морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес…
Цени ее доверие, ПРИРОДЫ!
Не обмани его!
3. Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля. ( С.Викулов )
Учитель:
Природа прекрасна – она сама делает жизнь тех, кто ее любит,
кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. И еще.
Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом
своих товарищей. Человек не может существовать без животных и растений. И наша
задача охранять и беречь их
Учитель:
Ребята, я очень рада, что вы всё поняли и запомнили, как
важна для нас природа. И в заключении наша гостья Природа дарит вам в подарок
песенку соловья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.