Внеклассное занятие «Эрудит – кубик».
Цели:
- расширение кругозора учащихся ,вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку ,
литературе, психологии;
-развивать умственные способности, языковое чутье, приращение знаний в области занимательной лингвистики; тренировать сообразительность, интеллектуальную реакцию, вырабатывать навыки работы в группе, критичность мышления.
-воспитывать чувства сопереживания, желания поддержать товарища.
Оборудование : кубик с высотой ребра 30 см, каждая грань определенного цвета, набор заданий, музыкальное сопровождение, презентация.
Инструктаж. Кубик – неизменный атрибут незатейливых детских настольных игр. В конкурсном многоборье соревнуются 2 команды. Грани кубика разных цветов. Каждый цвет указывает на определенную функцию головного мозга – мышление , внимание, память и т.д. Представитель команды бросает кубик, определяет цвет выпавшей верхней грани и название психической функции, а конкретное задание выберут сами эрудиты на табло в презентации. Каждое из игровых делений с заданиями, уже выполненными игроками, исчезает.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Я рада приветствовать гостей, уважаемое жюри, болельщиков и, конечно же, наших игроков, пожелавших показать свою эрудицию на нашей увлекательной игре «Эрудит – кубик». Сегодня у нас будут соревноваться две команды – «Мегамозг» и «Мачомен», а состав команд мы определим с помощью жеребьевки.
2 . Жеребьевка.
Учащиеся распределяются по положительным и отрицательным эмоциям. Кому какая карточка досталась, тот и выбирает своего героя.
Мегамозг. Мачомен.
Отрицательные эмоции. Положительные эмоции.
Агрессия радость
Гнев восхищение
Злость любовь
Грусть смех
3.Инструктаж к игре.
4. Игра.
Каждая команда кидает кубик ,выпадает определенная номинация , а номер задания учащиеся выбирают на табло.
Восприятие.
Вопрос 1.
1. Угадай предмет .
· Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)
· Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
Вопрос 2.
«Таблица цифр».
Цель: Тренировка и развитие восприятия
1. Для тренировки и развитию восприятия у подростков используем методику поиска информации. Дан бланк на котором изображена, 100-клеточная таблица заполненная цифрами. предлагаю вам подсчитать сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9.
4 |
2 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1
|
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1
|
6
|
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4
|
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0
|
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9
|
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5
|
7 |
5 |
7 |
6 |
0 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5
|
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1
|
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1
|
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
1 - 2 -
4 - 5 -
7 – 8 -
Вопрос 3.
Приз. Команда получает 2б.
Вопрос 4.
«Угадай с …раз»
1. Эти два героя ничего сами не умели делать.
2. Неожиданно оно оказались на необитаемом острове.
3. Они носили чин генералов.
Ответ. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.
1. Этот герой не имел образования.
2. Он часто ходил на рыбалку.
3. Его задержали за откручиванием гаек.
Ответ. А.П.Чехов. Злоумышленник.
Мышление
Вопрос 1.
1) Подобрать к предмету второй пары такой
предмет, чтобы между ними была та же
смысловая связь, что и в первой паре.
Например: Карандаш – грифель, шариковая
ручка – паста.
Утверждения:
1) Коньки – лёд, лыжи -…
2) Дом – кирпич, стакан - …
3) Свет – глаза, запах - …
4) Река – лодка, дорога -…
5) Вода – жажда, пища –
Вопрос 2.
Лингваполис.
1. В Японии этот предмет называют "вакидзаси”, что буквально означает "на боку воткнутое”. Что это за предмет? (Меч)
2. На языке коми: "син”-глаз; "лыс” - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово "синлыс”. (ресницы)
3. Из малайского языка к нам пришло это название. В ПЕРЕВОДЕ с малайского на русский, получится "лесной человек”. Назовите это животное. (орангутанг)
Вопрос 3.
Школьникам предлагается ряд слов, из которых пять дается в скобках, а одно – перед ним. Ребята должны выделить слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).
Ответ: помещение, больные.
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья).
Ответ: сражения, солдаты.
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Ответ: берег, вода.
Любовь (розы, чувства, человек, город, природа)
Ответ: чувства, человек
Вопрос 4.
Переход хода.
Эмоции.
Вопрос 1.
Вопрос 2.
1. Конкурс "Мы не скажем, а покажем"
Ведущий:
Учёные утверждают, что в общении 7 % информации передаётся путём вербальных средств (только слова) через интонацию, тембр голоса - 38 %; а невербальные средства несут 55 % информации.
В связи с этим можно согласиться со словами Публиция: "Говорим мы голосами, а беседуем всем телом".
Для следующего конкурса каждой команде требуется три человека.
Участники команды должны передать друг другу интонацией, мимикой, жестами сообщения:
1 команда - "Завтра занятий не будет!"
2 команда - "Сегодня дискотека будет до 23.00 ч."
(Конкурс оценивается по 5-балъной системе.)
Вопрос3.
Конкурс «Прочти правило.».
Игрокам надо прочесть правило в соответствии с заданием, написанным на обороте.
Злость , удивление. .
Команды должны догадаться с какой эмоцией читает игрок.
Наречие – самостоятельная часть речи , которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы- Как? Когда? Где? Куда? С какой целью? и другие. Наречия не изменяются. В предложении бывают обстоятельствами.
Вопрос 4.
Приз . команда получает 3 б.
Память.
Вопрос 1.
Прослушайте ряд слов, запомните и запишите только глаголы.
Олень, рисовать, цветной, смотреть, лес, шипеть, розовый, карандаш, бежать, клевать, телефон, ручной, бросать, колесо.
Вопрос 2.
Приз .
Команда получает 2б.
Вопрос 3.
В гостях у А.С.Пушкина.
Вспомни и вставь пропущенные слова.
Сквозь волнистые --------------------(туманы)
Пробирается луна,
На (печальные)---------------- поляны
Льет (печально)----------------------- свет она.
Буря (мглою)-------------- небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по (кровле) -----------------обветшалой
Вдруг (соломой)---------------зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
(Короче)------------ становился день,
Лесов (таинственная)--------------------------- сень
С печальным шумом (обнажалась)-------------------------------….
Вопрос 4.
Прочитать три раза слова:
1.мама 3.дети 5.человек 7.брат
2.доброта 4.лень 6.мужчина 8.ребенок
Ответьте на вопросы.
1. Назовите второе слово.
2. Сколько слов оканчиваются на букву «а» ?
3. Назовите слово мн.ч.
4. Назовите слово, состоящее из одного слога.
5. Назовите существительное 3 склонения.
Внимание.
Вопрос 1.
Упражнение: «Слепота невнимания»
Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках.
Смотрят видео
Правильный ответ: 16 пасов.
Вопрос 2.
1. Игра «Хор».
Цель: развитие концентрации внимания.
Команды получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно- каждый своё слово. Задача «отгадчика»- понять и произнести предложение целиком.
Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить.
Стала жаба важно квакать.
Бедная кошка порезала лапу.
Вопрос 3.
Переход хода.
Вопрос 4.
«Исправь ошибки в тексте».
Одуванчики.
Все знают эти простые цветы. Они пахожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстра сазривают и делаються пушистым шариком. Дунеш на шарик, и поплывт в воздухе лёхкие пушинки. Вот почему нарот и назвал этот цветок одванчиком.
ЭГО «Я»
Вопрос 1.
В ходе следствия…
Учащиеся по характеристике определяют о каком педагоге идет речь.
Вопрос2.
Приз. Команда получает 3б.
Вопрос 3.
О каком писателе идет речь?
Годы жизни – 1821-1878 . Его отец был человеком жадным, невежественным и жестоким. За любую провинность своих крестьян наказывал розгами. Нередко бил и своих детей, жену. Поэт любил общаться с деревенскими мальчишками, к ним он убегал через лазейку в заборе. В жизни испытал много трудностей: голод, холод, жизнь в подвалах и на чердаках, за кусок хлеба переписывал бумаги крестьянам. (Н.А.Некрасов.)
Вопрос 4.
Упражнение : « Непохожий на меня, непохожий на тебя…»
Цель: определить умения обучающихся соотносить личностные
характеристики персонажей с возможным типом темперамента.
Задание: Определите тип темперамента игроков противоположной команды
Флегматик
|
Работоспособный Мало эмоциональный Серьёзный Надёжный Спокойный
|
Сангвиник
|
Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный
|
Холерик
|
Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный
|
Меланхолик
|
Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный
|
Подведение итогов.
Объявляем победителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.