Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа»
Ртищевского района Саратовской области
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению
«Развивающий час по
басням И.А. Крылова»
4 класс
подготовила
учитель начальных классов
Кузнецова Таисия Петровна
с. Красная звезда
2014
Цели: 1. Обобщить знания о баснях И.А.Крылова.
2.Продолжать формировать умение находить мораль в произведении.
3.Развивать память, внимание.
4.Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: портрет И.А.Крылова; рисунки к басням; карточки к конкурсу «Собери басню», выставка книг.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
- Рассмотрите выставку книг, которую вы оформили.
- Кто автор этих книг? (И.А.Крылов)
- Давайте вспомним, что же такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, получением, где объясняется смысл басни.)
- Проведём развивающий час по басням И.А.Крылова.
- За правильный ответ вы будете получать жетоны, а в конце занятия посчитаем, кто набрал больше всего жетонов, те получат небольшие подарки.
II. Конкурс «Назови басню»
- Назвать басни:
О лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Лисица и осёл»)
О волке («Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и Журавль»)
О медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Трудолюбивый медведь»)
Об обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»)
III. Конкурс “Назови героя»
- Кто сказал такие слова:
1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица. «Ворона и Лисица»)
2. «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чисто мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву» (Волк. «Волк и ягнёнок»)
3. «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышка. «Квартет»)
IV. Конкурс “Чьи эти слова?»
- К кому обращены эти слова?
1. «Соседка, престань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ль с слоном
Возиться?!» (К Моське. «Слон и Моська»)
2. «Ведь это дереву вредит, -
Её с Дубу ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»,
(К свинье. «Свинья под дубом»)
3. «Соседушка, я сыт по горло»
(К Демьяну. «Демьянова уха»)
V. Вспомните пропущенное слово в названии басни.
1. «Две … (бочки)»
2. «Мальчик и … (Змея)»
3. «Лисица и … (виноград)»
4. «Трудолюбивый … (Медведь)»
5. «Стрекоза и … (муравей)»
6. «Осёл и …(Соловей)»
7. «Свинья под … (дубом)»
VI. Конкурс “Мораль сей басня такова»
- В какой басне была макая мораль?
1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
(«Ворона и Лисица»)
2. «Вперёд чужой беде
Не смейся, Голубок!»
(«Чиж и Голубь»)
3. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука»
(«Лебедь, Щука и Рак»)
VII. Конкурс “Собери басню»
«Как музыке идти?» («Квартет») |
«Вот то-то мне и духу придаёт. Что я, совсем без драки, могу Попасть в большие забияки» |
«Хотел бы очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твоё уменье?» («Осёл и Соловей») |
«Постойте ж, я сыскал секрет!- Кричит осёл,- мы, верно уж, Поладим, Коль рядом сядем» |
«Соседка, престань срамиться…- Тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») |
«А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Ещё б ты боле навострился, Когда бы у него немножко Получился» |
Ответы: 1. «Как музыке идти?»
«Постойте ж, я сыскал секрет!-
Кричит осёл,- мы, верно уж,
Поладим,
Коль рядом сядем» («Квартет»)
2. «Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
«А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко
Получился» («Осёл и Соловей»)
3. «Соседка, престань срамиться…-
Тебе ль с Слоном возиться?»
«Вот то-то мне и духу придаёт.
Что я, совсем без драки, могу
Попасть в большие забияки» («Слон и Моська»)
VIII. Крылатые слова.
Многие фразы из басен И.А.Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.
- Вспомните их и назовите басни, из которых эти строки.
1. «Да только воз и ныне там» («Лебедь, щука и Рак»)
2. «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»)
3. «Сильнее кошки зверя нет» («мыши и Крыса»)
4. «А ларчик просто открывался» («ларчик»)
5. «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
IX. Подведение итогов
- Сегодня на занятии прозвучало много басен.
- Каких животных И.А.Крылов наделил человеческими качествами в своих баснях? (Лисицу, волка, соловья, щуку, рака, медведя, лебедя, слона, Моську, обезьяну и др.)
- А теперь посчитайте свои жетоны. Учитель раздаёт небольшие подарки тем ученикам, кто набрал больше жетонов.
Список использованной литературы
1. Журнал «Начальная школа» - №2, 2001
2.Крылов И.А. «Басни» - Москва, 2000
3.Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению – М.: «Вако», 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.