Развивающие: формировать коммуникативные ,исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности;продолжить работу по развитию речи учащихся,проводящуюся на уроках русского языка и литературы.
Воспитывающие: формировать социальную компетенцию,воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.
Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран
Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе;способствуют развитию логического и абстрактного мышления шестиклассников.Зрители также вовлекаются в процесс игры,имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.
Описание игры
Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран
1. Конкурс приветствий. Оценивается оригинальность приветствия и подготовленность каждой команды.
2. Конкурс капитанов. Капитаны состязаются в умении абстрактно мыслить,отвечая поочередно на блиц-вопросы.(Напр.
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
2. В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)
3. Конкурс знатоков ударений. Команды друг для друга заранее готовят плакаты с написанными в столбик словами . В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. (напр.
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
4. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. “ Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”.Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.Через проектор для каждой команды выносится на экран задание,в котором по содержанию ребята должны сформулировать известную пословицу или поговорку.(Напр.
5. Шуточный конкурс "телефонистов", в результате которого не может быть проигравших.Проверяется умение ребят слушать внимательно друг друга.Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу он передает скороговорку на ухо своему соседу. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. (Напр.. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.)
*Дополнительно можно получить баллы. назвав художественное средство, которое используется в этой скороговорке (Аллитерация)
6.Конкурс на проверку знаний учащихся по лексике,умение различать разнообразные лексические средства русского языка(синонимы,омонимы,многозначные слова,слова в переносном значении).Задание для команд выводится на экран через проектор.(Напр.
Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку)
7. По заранее подготовленным командами друг для друга плакатам с буквами ребята составляют фразы-призывы о русском языке. («Повторенье-мать ученья», «Друзья познаются в беде»)
8. Шуточный командный конкурс ,в результате которого не может быть проигравших. Загадки-складки “Доскажи словечко” (Напр.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
9.Творческое задание на время. Каждой команде предлагается фразеологизм,используя который нужно показать небольшую сценку.(Напр.:Работать спустя рукава.)
10. Конкурс для зрителей,который проводится во время подготовки командами задания №9.Среди зрителей ученики 5-х классов и шестиклассники,не вошедшие в состав команд. Задание:"Продолжи фразеологизм". (Напр.
11. Конкурс на знание фразеологизмов,аналогичный конкурсу №4 на знание пословиц и поговорок(Напр.
Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
12.Работа со зрителями.Загадки-шутки.(Напр.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
13.Конкурс по литературе на сообразительность и умение быстро реагировать на поставленную задачу.(Напр.
1. Сколько богатырей у Черномора?
2. Сколько подвигов совершил Геракл? )
14. Назвать литературные произведения, состоящие из 2-х слов,по первому слову.Задание для обеих команд выводится на экран(Напр.
Васюткино(озеро)
Алые(паруса)
15. На экран выводятся пары слов, по которым командам нужно назвать известную пословицу.(Напр.
1. Синица - журавль.
2. Аукнется - откликнется)
Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, полученные командами в ходе игры, учитывая также творческую подготовленность команд, сплоченность в группе, организованность во время проведения игры, знания, находчивость и чувство юмора игроков.
Награждение команды-победительницы и благодарность участникам, среди которых нет проигравших, т.к. главной наградой является знание родного языка.
Ход игры
Девиз нашей игры-слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык!»
Представление команд
Капитан 1 команды
Вас приветствует команда “Бобрята”
Наш девиз:
«Нам сегодня не до скуки-
Мы грызем гранит науки!»
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда “Знайки”
Наш девиз:
«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все.чему учились,мы будем вспоминать!»
Ведущий. Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка-5 баллов.
Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки. (Вопросы чередовать!) Оценка-1 балл за правильный ответ
Капитану 1 команды
Капитану 2 команды
2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Оценка-1 балл за правильный ответ
|
гусеница (личинка бабочки) торты (кондитерское изделие) баловаться (шалить, забавляться) цепочка (скрепленные между собой звенья цепи) тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша) |
мельком (в самое короткое время, бегло) украинский(относящийся к Украине,-напр.,язык) щавель (растение) звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон) квартал (часть города) |
Ведущий : Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Оценка-1 балл за правильный ответ
3 конкурс. Конкурс знатоков поговорок. (Проектор 1) Оценка-1 балл за правильный ответ
|
1 команде
|
|
2 команде
|
4 конкурс: Конкурс телефонистов.
Ведущий Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. Оценка-1 балл за правильный ответ
1 команде: Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры-для бобрят добры.
2 команде: Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
5 конкурс: Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах. (Проектор 2) Оценка-1 балл за правильный ответ
|
1 команде Скажи “родник” - (Ключ от дверей тут ни при чем). (А.Л.Барто) |
2 команде Шьет иглой портниха в строчку. (Я.А.Козловский) |
6 конкурс: Ведущий Прочитайте высказывание. Оценка-1 балл за правильный ответ
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. (Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам).
|
Плакат 1 команде |
Плакат 2 команде |
||||||||
|
Е |
Т |
Ь |
О |
Т |
Б |
Т |
З |
Ь |
З |
|
Н |
Ь |
Е |
Р |
В |
Е |
С |
Н |
Я |
У |
|
Ь |
У |
М |
Е |
О |
Д |
Я |
А |
П |
Р |
|
Я |
Ч |
А |
Н |
П |
Е |
В |
Ю |
О |
Д |
|
(Повторенье-мать ученья) |
(Друзья познаются в беде) |
||||||||
7конкурс Загадки-складки “Доскажи словечко” Оценка-1 балл за правильный ответ
1-й команде:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
2-й команде:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).
1-й команде:
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).
2-й команде:
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).
Ведущий: Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.
8 задание. Ведущий: “Угадай” Оценка-1 балл за правильный ответ. Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
1-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)
2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)
1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)
2-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)
9 задание Ведущий “Творческое” (на время).
Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка-максимально 5 баллов.
1-й команде: Гореть на работе.
2-й команде: Работать спустя рукава.
Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).
Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)
10 задание. СКОЛЬКО? (Вопросы чередовать) Оценка-1 балл за правильный ответ
1. Сколько было бременских музыкантов?
2. Сколько бабушек у Красной Шапочки?
3. Сколько богатырей у Черномора?
4. Сколько подвигов совершил Геракл?
5. Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков?
6. Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?
11 задание Ведущий. Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову. (Проектор 3) Оценка-1 балл за правильный ответ
|
Васюткино : Серая : Таинственный : Заколдованное :. |
Гадкий : Алые : Малахитовая : Военная : |
12. задание Ведущий. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные.(ИЛИ «Кто больше») Оценка-1 балл за правильный ответ
13 задание. Ведущий. Вспомните и запишите пословицы по двум словам..(Проектор 4) Оценка-1 балл за правильный ответ
1команде
1. Счастье-несчастье
2. Аукнется - откликнется.
3. Мать-мачеха
2 команде
1 Серебро - золото.
2. Перо - топор.
3. Синица - журавль
Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.
Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей
Приложение
Ответы
10 СКОЛЬКО?
|
Сколько было бременских музыкантов? Сколько бабушек у Красной Шапочки? Сколько богатырей у Черномора? Сколько подвигов совершил Геракл? Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков? Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке? Сколько писателей в русской литературе носили фамилию "Толстой"? |
5 1 33 12 5 5 3 |
11 Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.
|
Васюткино : озеро Серая : шейка Таинственный : остров |
Заколдованное:место Гадкий : утёнок Алые : паруса |
Малахитовая : шкатулка Военная : тайна |
12. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные (варианты произведений):
|
"Белоснежка и 7 гномов", "12 месяцев", "Машенька и 3 медведя", |
" Пятнадцатилетний капитан", " Три мушкетёра", "Три толстяка". |
13 Вспомните и запишите пословицы по двум словам
1. Не было бы счастья.да несчастье помогло..
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
4. Слово - серебро, а молчанье - золото.
5. Что написано пером, того не вырубишь топором.
6. Лучше синица в руках,чем журавль в небе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.