Развивающие: формировать коммуникативные ,исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности;продолжить работу по развитию речи учащихся,проводящуюся на уроках русского языка и литературы.
Воспитывающие: формировать социальную компетенцию,воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.
Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран
Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе;способствуют развитию логического и абстрактного мышления шестиклассников.Зрители также вовлекаются в процесс игры,имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.
Описание игры
Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие,девиз,эмблемы команды,соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд,которые в дальнейшем выводятся на экран
1. Конкурс приветствий. Оценивается оригинальность приветствия и подготовленность каждой команды.
2. Конкурс капитанов. Капитаны состязаются в умении абстрактно мыслить,отвечая поочередно на блиц-вопросы.(Напр.
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
2. В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)
3. Конкурс знатоков ударений. Команды друг для друга заранее готовят плакаты с написанными в столбик словами . В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. (напр.
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
4. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. “ Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”.Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.Через проектор для каждой команды выносится на экран задание,в котором по содержанию ребята должны сформулировать известную пословицу или поговорку.(Напр.
5. Шуточный конкурс "телефонистов", в результате которого не может быть проигравших.Проверяется умение ребят слушать внимательно друг друга.Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу он передает скороговорку на ухо своему соседу. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. (Напр.. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.)
*Дополнительно можно получить баллы. назвав художественное средство, которое используется в этой скороговорке (Аллитерация)
6.Конкурс на проверку знаний учащихся по лексике,умение различать разнообразные лексические средства русского языка(синонимы,омонимы,многозначные слова,слова в переносном значении).Задание для команд выводится на экран через проектор.(Напр.
Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку)
7. По заранее подготовленным командами друг для друга плакатам с буквами ребята составляют фразы-призывы о русском языке. («Повторенье-мать ученья», «Друзья познаются в беде»)
8. Шуточный командный конкурс ,в результате которого не может быть проигравших. Загадки-складки “Доскажи словечко” (Напр.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
9.Творческое задание на время. Каждой команде предлагается фразеологизм,используя который нужно показать небольшую сценку.(Напр.:Работать спустя рукава.)
10. Конкурс для зрителей,который проводится во время подготовки командами задания №9.Среди зрителей ученики 5-х классов и шестиклассники,не вошедшие в состав команд. Задание:"Продолжи фразеологизм". (Напр.
11. Конкурс на знание фразеологизмов,аналогичный конкурсу №4 на знание пословиц и поговорок(Напр.
Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
12.Работа со зрителями.Загадки-шутки.(Напр.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда хвастают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
13.Конкурс по литературе на сообразительность и умение быстро реагировать на поставленную задачу.(Напр.
1. Сколько богатырей у Черномора?
2. Сколько подвигов совершил Геракл? )
14. Назвать литературные произведения, состоящие из 2-х слов,по первому слову.Задание для обеих команд выводится на экран(Напр.
Васюткино(озеро)
Алые(паруса)
15. На экран выводятся пары слов, по которым командам нужно назвать известную пословицу.(Напр.
1. Синица - журавль.
2. Аукнется - откликнется)
Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, полученные командами в ходе игры, учитывая также творческую подготовленность команд, сплоченность в группе, организованность во время проведения игры, знания, находчивость и чувство юмора игроков.
Награждение команды-победительницы и благодарность участникам, среди которых нет проигравших, т.к. главной наградой является знание родного языка.
Ход игры
Девиз нашей игры-слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык!»
Представление команд
Капитан 1 команды
Вас приветствует команда “Бобрята”
Наш девиз:
«Нам сегодня не до скуки-
Мы грызем гранит науки!»
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда “Знайки”
Наш девиз:
«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все.чему учились,мы будем вспоминать!»
Ведущий. Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка-5 баллов.
Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки. (Вопросы чередовать!) Оценка-1 балл за правильный ответ
Капитану 1 команды
Капитану 2 команды
2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Оценка-1 балл за правильный ответ
гусеница (личинка бабочки) торты (кондитерское изделие) баловаться (шалить, забавляться) цепочка (скрепленные между собой звенья цепи) тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша) |
мельком (в самое короткое время, бегло) украинский(относящийся к Украине,-напр.,язык) щавель (растение) звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон) квартал (часть города) |
Ведущий : Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Пословица не на ветер молвится”, “Пословица ведется,как изба веником метется”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Оценка-1 балл за правильный ответ
3 конкурс. Конкурс знатоков поговорок. (Проектор 1) Оценка-1 балл за правильный ответ
1 команде
|
2 команде
|
4 конкурс: Конкурс телефонистов.
Ведущий Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. Оценка-1 балл за правильный ответ
1 команде: Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры-для бобрят добры.
2 команде: Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
5 конкурс: Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах. (Проектор 2) Оценка-1 балл за правильный ответ
1 команде Скажи “родник” - (Ключ от дверей тут ни при чем). (А.Л.Барто) |
2 команде Шьет иглой портниха в строчку. (Я.А.Козловский) |
6 конкурс: Ведущий Прочитайте высказывание. Оценка-1 балл за правильный ответ
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. (Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам).
Плакат 1 команде |
Плакат 2 команде |
||||||||
Е |
Т |
Ь |
О |
Т |
Б |
Т |
З |
Ь |
З |
Н |
Ь |
Е |
Р |
В |
Е |
С |
Н |
Я |
У |
Ь |
У |
М |
Е |
О |
Д |
Я |
А |
П |
Р |
Я |
Ч |
А |
Н |
П |
Е |
В |
Ю |
О |
Д |
(Повторенье-мать ученья) |
(Друзья познаются в беде) |
7конкурс Загадки-складки “Доскажи словечко” Оценка-1 балл за правильный ответ
1-й команде:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
2-й команде:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).
1-й команде:
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле …….(волочили ноги).
2-й команде:
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши……(вянут).
Ведущий: Задание для зрителей “Продолжи фразеологизм”.
8 задание. Ведущий: “Угадай” Оценка-1 балл за правильный ответ. Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим: он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
1-й команде: хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
2-й команде: об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
1-й команде: чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)
2-й команде: проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)
1-й команде: о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)
2-й команде: все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)
9 задание Ведущий “Творческое” (на время).
Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка-максимально 5 баллов.
1-й команде: Гореть на работе.
2-й команде: Работать спустя рукава.
Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).
Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)
10 задание. СКОЛЬКО? (Вопросы чередовать) Оценка-1 балл за правильный ответ
1. Сколько было бременских музыкантов?
2. Сколько бабушек у Красной Шапочки?
3. Сколько богатырей у Черномора?
4. Сколько подвигов совершил Геракл?
5. Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков?
6. Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?
11 задание Ведущий. Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову. (Проектор 3) Оценка-1 балл за правильный ответ
Васюткино : Серая : Таинственный : Заколдованное :. |
Гадкий : Алые : Малахитовая : Военная : |
12. задание Ведущий. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные.(ИЛИ «Кто больше») Оценка-1 балл за правильный ответ
13 задание. Ведущий. Вспомните и запишите пословицы по двум словам..(Проектор 4) Оценка-1 балл за правильный ответ
1команде
1. Счастье-несчастье
2. Аукнется - откликнется.
3. Мать-мачеха
2 команде
1 Серебро - золото.
2. Перо - топор.
3. Синица - журавль
Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.
Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей
Приложение
Ответы
10 СКОЛЬКО?
Сколько было бременских музыкантов? Сколько бабушек у Красной Шапочки? Сколько богатырей у Черномора? Сколько подвигов совершил Геракл? Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков? Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке? Сколько писателей в русской литературе носили фамилию "Толстой"? |
5 1 33 12 5 5 3 |
11 Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.
Васюткино : озеро Серая : шейка Таинственный : остров |
Заколдованное:место Гадкий : утёнок Алые : паруса |
Малахитовая : шкатулка Военная : тайна |
12. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные (варианты произведений):
"Белоснежка и 7 гномов", "12 месяцев", "Машенька и 3 медведя", |
" Пятнадцатилетний капитан", " Три мушкетёра", "Три толстяка". |
13 Вспомните и запишите пословицы по двум словам
1. Не было бы счастья.да несчастье помогло..
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
4. Слово - серебро, а молчанье - золото.
5. Что написано пером, того не вырубишь топором.
6. Лучше синица в руках,чем журавль в небе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.