Внеклассное мероприятие по биологии
«Путешествие лесного Робинзона». 6кл
Учитель (на фоне музыки):
Красота родной земли, живая поэма природы… Знаем ли мы с вами, ребята, нежный и многокрасочный мир растений, окружающий нас? Наверное, нет. Яркой весной и в разгаре лета, задумчивой осенью и снежной зимой – всегда люди тянутся к природе, а особенно в лес. Он манит нас своей зеленью и прохладой, буйным разнотравьем и щебетом птиц. Однако мы плохо знаем то, что окружает нас в лесу то, что мило и дорого нашему сердцу с детства. А ведь каждый цветочек, каждая травинка- это живая поэма природы! Вот сегодня на уроке мы познакомимся с обыкновенными на первый взгляд растениями, живущими рядом с нами, но имеющими очень большое значение.
Но урок у нас будет не совсем обычный, потому что мы совершим путешествие в сказочный лес, встретимся с загадочными жителями леса - лесовичками, а еще к нам в гости спешит Робинзон. Не удивляйтесь, ребята, ведь наш урок- это игра, в которой каждому из нас отведена своя роль. И я тоже принимаю правила игры, а роль моя - врач-фитотерапевт, доктор, который в качестве лекарств пользуется только травами.
( Стук в дверь)
Кто-то стучит! Да это же и есть Робинзон.
Ребята, а кто это такой?
Ученица:
25 апреля 1719 года в Англии вышла книга, которой сужено было пережить века и стать одной из популярных и читаемых. Это книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой её стал любимым для многих поколений ребят. Для нас он мужественный, изобретательный человек, нашедший в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах.
Но!
Впрочем, давайте послушаем самого Робинзона.
Появляется Робинзон.
Робинзон раскланялся!
Робинзон:
Здравствуйте, ребята! Вот уже 300 лет живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив меня на берег, и едва не лишив жизни, она впоследствии сделала меня долгожителем! Видно не суждено мне было погибнуть в морской пучине! 28 лет пробыл я на острове почти в полном одиночестве. Но выжил и победил! А вот сегодня, я вижу, судьба сыграла со мной еще более злую шутку! И теперь забросила в лес средней полосы.
Учитель:
Тебе нравится у нас, Робинзон?
Робинзон:
Нравится! Конечно, здесь красиво, ничего не скажешь! Вот только оставаться один на один с дикой природой мне совсем не хочется! Особенно если не знаешь растений.
Уходит к двери.
Ухожу, ухожу.
Из двери появляются лесовички (Звучит музыка) Учитель:
А вот и хозяева лесной обители- маленькие лесовички.
1-й лесовичок:
Останься с нами, Робинзон!
Робинзон:
Нет!
2-й лесовичок:
Живи в лесу!
Робинзон:
Нет! Ухожу на необитаемый остров к своим бананам и апельсинам!
3-й лесовичок:
Хочешь, мы расскажем тебе, что такое лес?
4-й лесовичок:
Слушай внимательно!
(Стихи на фоне музыки) 1-й лесовичок:
Когда ты входишь лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
2-й лесовичок:
Нога твоя сползет по россыпи иголок,
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
3-й лесовичок:
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется пеночка короткой, четкой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
4-й лесовичок:
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родной земли моей неприхотливый лес
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
1-й лесовичок:
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от щедрости твоей,
Грибы и ягоды по солнечным просекам
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!
2-й лесовичок:
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила,
Для всех, умеющих их тайны разгадать!
3-й лесовичок:
Ну, теперь ты понял, что такое лес и для чего он нужен?
4-й лесовичок:
Останешься с нами и будешь лесным Робинзоном.
Робинзон: (уходит к двери)
Нет! Нет! Хочу на необитаемый остров.
(Лесовички совещаются):
1-й лесовичок:
Ну, раз так, откроем тебе большую-большую тайну леса (хором) лесную кладовую.
2-й лесовичок:
Лесная кладовая – это кладовая здоровья!
3-й лесовичок:
Тот, кто постигнет тайну лесной кладовой, навсегда полюбит лес, его обитателей, станет его частичкой, будет всегда здоровым, крепким, бодрым!
Робинзон:
Ну, давайте, валяйте свою кладовую! (Звучит музыка. Выходит дуб).
Учитель:
Природа одарила это дерево такой жизненной силой, что он способен противостоять почти всем невзгодам времени. 1000-1500 лет и даже больше отведено жить ему. Дуб – это символ непокорности, воли и могущества. У многих народов дуб считается самым старым деревом на земле. Дубовая ветвь означала могущество, и венком из дубовых листьев награждали за воинские победы.
«Дубы, не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбой, как величайшее чудо мира» - писал об этом дереве Плиний, древнегреческий философ.
Дуб:
Много и красиво сказал обо мне человек. Спасибо ему за это. Я ведь очень полезен и служу человеку верой и правдой много лет. Скажи, Робинзон, что ты знаешь обо мне?
Робинзон:
Ни-че-го!
Дуб:
А вы, ребята, что скажете?
Ребята:
1. Мебель, прочная древесина.
2. Листья используют для засолки огурцов.
3. Плющ
свисает с плеч ветвистых,
Словно старая броня.
Дуб – тебе, наверно, триста?
Как давно ты ждёшь меня?
Столько лет уже стоящий
Здесь, не пропустив ни дна,
Прошлый ты и настоящий,
Будущий после меня.
4. Лекарство.
Дуб:
Правильно!
В медицине используют дубовую кору. Собирают её ранней весной, сейчас, пока не распустились листья с молодых деревьев. Собранную кору сушат и хранят до 5 лет. Дубовая кора – это хорошее противовоспалительное средство.
1-й лесовичок:
А отгадайте загадку.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета,
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь).
2-й лесовичок:
А ты знаешь, Робинзон, что из желудей дуба получают муку. Вот как это делается. Жёлудь разрезают, очищают от кожуры и вымачивают двое суток в воде. Затем перекладывают в кастрюлю, заливают водой и доводят до кипения. После этого воду сливают, жёлуди высушивают до похрустывания. Остаётся хорошо растолочь в ступке и размолоть. При крупном помоле получается крупа, а из неё будет вкусная дубовая каша. Не пробовали? обязательно попробуйте, очень вкусно.
3-й лесовичок:
А я больше люблю дубовые лепёшки, они получаются при мелком помоле желудей. А ещё, если их смазать вареньем или повидлом, то получится очень вкусное блюдо.
Робинзон:
Вот это да! А что там ещё в вашей лесной кладовой?
4-й лесовичок:
Белоствольная наша красавица, Берёза, выйди, покажись добру молодцу Робинзону.
Звучит музыка, выходит Берёза.
Учитель:
Март. Утро года. После долгого зимнего сна просыпается живая природа. Пригрело солнышко и в деревьях запульсировали живительные соки. Одной из первых откликается на ласку весны белоствольная берёза. Недаром месяц начала весны на Украине – березень.
Берёза прекрасна в любое время года. Но самая-самая она весной, когда только развиваются её нежные, жёлто-зелёные листья, а воздух наполняют пьянящие берёзовые запахи.
На фоне музыки Лесовичок рассказывает легенду о берёзе.
Берёза:
А ещё я очень полезна. Вспомните берёзовые веники для бани. И не случайно веники делают из берёзовых листьев, ведь они целебны и улучшают общее состояние организма человека.
Вот тебе, Робинзон, на память веник для бани.
Робинзон:
А как ним пользоваться?
Берёза:
А вот так (хлопает Робинзона).
Учитель:
С берёз ранней весной собирают почки, набухшие, но не распустившиеся. Собирают вместе с ветвями и сушат при температуре 25-30о С.
Берёза:
Из моей древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует раны язвы, ожоги и кожные заболевания. Мои листья способны за 2-3 часа убить все болезнетворные микробы.
2-й лесовичок:
Настои и отвары, которые мы готовим из берёзовых почек, применяются как дезинфицирующее и мочегонное средство, при болезнях органов дыхания, при мелких ранениях и травмах.
Берёза:
Ребята, а кто любит берёзовый сок?
(Все поднимают руки).
Берёза:
Прекрасный и полезный напиток, обладающий общеукрепляющим действием!
Робинзон:
Вот это да!
Это действительно какое-то чудо, а не лес!
(Прыгает от радости и разбивает ногу. Сидит плачет. Выходит подорожник).
Подорожник:
Успокойся, Робинзон, я помогу тебе! Сорви мой листочек и приложи к ноге, оберни им больное место и ты почувствуешь, как боль станет постепенно утихать. Листочек приятно холодит, и скоро ты перестанешь хромать. Запомни, помог тебе подорожник. Я очень нужное растение, если кто-то поцарапал руку, кто-то получил ожог, кого-то укусила оса, пчела или шмель - всегда обращайтесь за помощью ко мне. Иногда я даже спасал людей от укусов змей. Мои листочки вытянут яд, успокоят боль.
Учитель:
Подорожник называется так потому, что растёт около дорог, а ещё оттого, что умеет подорожувати – путешествовать по свету. Его семена легко прилипают к обуви и путешествуют по стёжкам-дорожкам вместе с человеком. Даже в Америку он допутешествовал. И вырос там. Индейцы, коренные жители, ненавидели европейских завоевателей, которые несли смерть и горе, возненавидели, и подорожник и назвали его «след белого человека».
3-й лесовичок:
А вот на Дальнем Востоке и в Китае местные жители очень любят подорожник, т.к. из его семян варят вкусную подорожниковую кашу. Не пробовал, Робинзон?
Робинзон:
Нет.
Подорожник:
А в конце нашей встречи я расскажу вам легенду.
Это было очень давно, когда люди не знали ещё науки медицины. Жил в одной маленькой стране добрый молодец. Он очень любил людей, много делал им добра, исцелял раны, защищал слабых. Когда на страну нападали враги, он изгонял их.
Однажды, в тёплое летнее утро юноша пошёл в поле собирать цветы для лечения больных. Вокруг цвели цветы, пели птицы, порхали бабочки. И вдруг из засады на юношу напали враги. Они схватили его, били, терзали, топтали ногами и при этом зло кричали: «Сейчас ты умрешь и превратишься в растение. Ты будешь расти у дорог, тебя будут топтать, рвать». Кровь юноши, падая на землю, превращалась в растения. В листьях его текли целебные соки.
Вот такова судьба подорожника.
Выходит Лопух:
Все о них, да о них! А знаете кто я?
Все (хором):
Кто?
Лопух:
Я - Лопух!
Все смеются!
Ученик 1:
Чего вы смеётесь? Лопух- это доверчивый и простодушный человек.
Ученик 2:
«Пристал, как репей»- это тоже о лопухе.
Робинзон:
Слышал, слышал! Это же сорное, никому не нужное растение!
Учитель:
Действительно, выйдешь летом на улицу, а он тут как тут, у крыльца, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится: «Приглядись ко мне повнимательнее, уж не так я и плох». И на самом деле лопух очень полезен.
Лопух:
Чтобы оценить меня, надо докопаться до корней. Иногда мои корни достигают толщины крупной моркови. Его можно есть сырым, жареным, печь, варить. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12% белка и 45% сахара. Поэтому из моих корней можно получить сладкое повидло.
4-й лесовичок:
А еще из семян лопуха, если настоять на оливковом масле, можно получить репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Выходит Ромашка.
Ромашка:
А знаете ли вы, что я, Ромашка, иностранка?
Все (хором) удивляются. Не может быть.
Ромашка:
Да- да! 150 лет назад, в Европе меня никто не знал. Родом я из Америки. Попав в Европу, за несколько десятков лет я запрудила все пустыри и овраги от Атлантического до Тихого океана.
Зато сейчас меня знают все! Мамы ваши, когда купали вас – малышей, и тебя Робинзон, сыпали в воду мои веснушечные цветы. И не только для запаха, а чтобы росли вы здоровыми, бодрыми, румяными. Недаром меня назвали ещё и румянка.
Учитель:
И не только этим полезна ромашка. Цветы ее собирают, высушивают и используют настой как потогонное и обезболивающее средство, используют как лекарство для полоскания ванн, примочек.
1-й лесовичок:
А кто не знает, что ромашка предскажет судьбу? Погадать тебе, Робинзон?
(Гадает, любит – не любит).
Робинзон:
Вот это да!
Учитель:
Только под первыми весенними лучами солнца растает снег, а уже тянутся из под земли к свету упругие стебельки маленького растеньица с интересным названием мать-и-мачеха. Вот оно какое!
(Выходит мать-и-мачеха).
3-й лесовичок:
Такое поэтическое название не случайно. Люди дали это название растению из-за листьев.
Сверху они ярко-зелёные, блестящие, но холодный этот блеск – чужой взгляд мачехи на детей, а снизу листья покрыты нежным белым пухом: достаточно дотронуться – и услышишь нежное тепло, которым веет от родной мамы.
Мать-и-мачеха:
Я действительно такая, какой меня представил лесовичок. Но кроме всего, я ещё и лекарственная. Листья мои используют как средство для отхождения мокроты из лёгких при кашле, а так же как потогонный чай.
А ещё я – это зелёные часы и растение – барометр. Соцветия мои закрываются ровно в 5 часов вечера, а так же при наступлении пасмурной погоды или перед дождём.
Учитель:
Ребята, и дорогой Робинзон! Многие из вас были весной в деревне или за городом и видели как по лугам, в садах и по обочинам дорог весело зазеленели компании одуванчиков.
Первый весенний венок вы сплетёте из этих цветов. Жёлтый одуванчик – это маленькое луговое солнышко. Уйдёт большое солнце за тучи и луговое солнышко тоже спрячется – с головой укроется зелёным платочком.
4-й лесовичок:
Вот какие стихи есть о нём:
Уронило солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький портрет.
Робинзон:
Чем-чем, а одуванчиком вы меня никогда не удивите. Уж больно просто это растение.
Лесовички (хором):
Удивим! Ещё как!
1-й лесовичок:
Сегодня на завтрак у меня был салат из листьев одуванчика. Вот как я его приготовил: собрал листья одуванчика. Горечь легко удалил, ошпарив листья кипятком, добавил листьев лука, крапивы, и заправил солью, уксусом и подсолнечным маслом.
В некоторых странах одуванчики выращивают даже на огородах, и заготавливают в прок как капусту путём квашения.
2-й лесовичок:
А я сегодня на завтрак пил одуванчиковое кофе. Для того, чтобы его приготовить корни, осенью хорошо очищают и сушат. Затем поджаривают и перемалывают их и получают кофе.
Одуванчик:
Вы знаете, а ведь мы растём в Московском Ботаническом саду в отделе лекарственных растений. Посетители этого сада с удивлением смотрят на грядки с важно сидящими одуванчиками:
- Может быть, их оставили по недосмотру?
- Нет, нас посадили специально, ведь мы лекарственные. Мы, одуванчики, содержим витамин С, который укрепляет зубы и витамин А, улучшающий зрение. В старину нас называли «эликсир жизни», т.к. его рекомендуют употреблять для улучшения пищеварения и при болезнях печени. Спиртовая настойка – это хорошее средство при лечении ангины, а масляная настойка помогает при ожогах. Вот какой я необходимый!
Учитель:
Ребята! Много на свете есть полезных и нужных растений, много уроков подряд могли бы мы говорить о лесной кладовой. Но я думаю, что и вы, ребята, и ты, Робинзон, убедились в том, что каждое растение – это настоящее чудо природы. И чем больше мы будем знать о них, тем богаче, интереснее, здоровее будет жизнь. Давайте не забывать, что мы люди – дети, а природа – это наша добрая и любящая мать.
Так давайте же оберегать, любить и ценить её как благодарные дети.
Робинзон:
Решено! Остаюсь на постоянное место жительства в вашем лесу, вступаю в союз лесовичков.
Лесовички:
И, пройдя краткий курс обучения лесных наук о растениях, получаешь звание Лесной Робинзон!
(Одевают ленту под торжественную музыку и аплодисменты).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.