МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМЕНИ ТРЕХ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА ПОСЕЛКА МАЛОКУБАНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«ПРОВОДЫ КАЗАКА В АРМИЮ»
Учитель начальных классов:
Благова Людмила Викторовна
Сценарий драматизации «Проводы казака в армию».
Цель занятия :
♦ познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
♦ привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
♦ воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными ценностями.
Задачи:
♦ формировать представление учащихся об историческом времени, преемственности социально-нравственных ценностей;
♦ развивать у учащихся познавательный интерес к истории своего края.
Звучит весёлая казачья песня. Дети под музыку входят в зал. Садятся на скамейку.
1 мальч : По станице разговоры, скоро казакам на сборы.
2 мальч. : Кто из молодых ребят едет в этот раз в отряд?
1 дев-ка: Да Громовых сын – Андрюшка.
2 дев – ка: Ой, пошли к нему , подружка.
3 мальч: Едет в дальнюю станицу, надобно нам с ним проститься.
Открывается занавес. На сцене казачий курень: Мать накрывает на стол, за прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке – вяжет носки, отец с Андреем чинят портупею.
Урядник: Здорово дневали! Это Громовых курень?
Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.
Атаман меня прислал, да наказ свой передал.
Казаку уж девятнадцать – пора службой заниматься.
Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.
Прощевайте, я пошел…
Мать: Может сядете за стол? (кланяется), отобедаем гуртом.
Урядник: Это как – нибудь потом. Много дел у нас в управе – ну до встречи на заставе.
Мать: (причитает) Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек
Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.
Отец(строго): Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.
Сестра (ласково): Ой, ты родненький мой братка
Будет там тебе не сладко
Потемнеет белый день, опустеет наш курень.
(обнимает брата).
Бабушка: Ишь, коза, разголосилась, ничего ведь не случилось. ( задумчиво).
Я вон деда провожала, и во след ему бежала.
Не велел мне горевать, говорил: «Так надо, мать!»
Звучит музыка
1дев –ка: ну что пойдем – то мы к Андрюшке?
2 дев-ка: Собирайтесь – ка подружки .
Входят подружки .
1 дев – ка: Здорово, дневале, отчего Андрюш не весел, отчего ты нос повесил?
2 дев-ка: Он за нами заскучал. Да чуть плакать не начал.(смеются).
Андрей: Эх, вы девки, тарахтелки, расставляйте – ка тарелки , отобедаем гуртом.
1 дев-ка: Да уж это мы могём
2 дев-ка: А пока готовим стол, мы чего – нибудь споём.
Песня частушки
1 друг: Кто там любо так спевает, на веселье приглашает? Пойдём друга навестим, на подружек поглядим.
Входят дружки Андрея.
1 друг: Здорово дневале! Ох, веселье тут у вас!
2 друг: Слышно всем издалека провожают казака.
1 друг: Ну – ка Андрей, скажи, коня –то тебе батя справил?
Андрей : А как же, славный конь, боевой.
2 друг: Это уж точно говоришь: верный друг казака – конь.
3 друг: А я слыхал, что казак не поест, а коня накормит.
1 друг: Ты, Андрюха не журись, да домой скорей вернись
Чтоб станицы охранять – должен на коне скакать, да саблей вострою махать
Ну – ка братки , покажем как саблей надобно владеть?
Машут шашками
Крёстный: Мать, да где ты там? Вечно ты копаешься!.
Крестная: Да иду, иду.
Крестный: Слышь, уже гуляют кумовья.
Крестная: Да слышу, слышу, сыночка провожают.(плачет).
Крестный: Цыц, мать, не беда – казак вырос!
Входят
Крестный: Здорово, дневале.(кланяются)
Мать: Ну вот уж, все и собрались, пожалуйте гостёчки дорогие, за стол.
Отец: Чем богаты, тем и рады.
Все проходят и садятся за стол.
Крёстная: Мы сыночка обнимаем, да наказом наставляем
Не позорь родителей, да всегда будь бдительным.
Крёстный: Дюже сну не доверяй, саблю чаще навостряй.
Слушай меня, Андрюша, сынок. Береги честь смолоду. Имей волю признать свою неправоту. Не завидуй другим и не держи зла в своём сердце. (надевает портупею) Вот теперя ты казак.
Крестная мать: Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.
Держи слово –слово казака дорого!
Рушничок я вышивала, да Андрюшу вспоминала.
В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.
Бабушка: Поди сюда, жалочка моя. Чти внучок старших - уважай старость. Каждого старика почитай отцом, а престарелую казачку – матерью.
Вот внучок твоего деда папаха – надевай не ведай страха .
Вот землица кубанская.
Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю.
Дружок: Андрюха, друг. Погибай, а товарища выручай. Так всегда было у казаков.
Взаимная выручка – основа казачьего братства.
2 дев- ка: Помни Андрюшенька: казак главным делом считает служение народу своему и Родине.
Отец: Да, сынок. Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть! Вот тебе сабля сынок!
Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.
Слышится звук трубы.
Какак-дед. Сынок, на чужбину идешь. Окинь взором края родные и сердцу милые, да послушай слова заветные.
В моей прикубанской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода Кубани слаще мёда.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
«Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться!»
Андрей
Прости батяня, может чем обидел, дай мне своё родительское благословение.
Отец, обращаясь к жене:
Мать, икону неси нашу семейную, прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на службу в воинстве.
Отец.
(взяв икону) Бог тебя простит, сынок, и я прощаю. Вот тебе моё родительское благословение, береги сынок землю русскую от ворога. Помни свой долг, своих родителей. Покажи свою казачью удаль. Помни сынок моё завещание, с ним тебя ни вражеская пуля ни возьмет, ни острая шашка головы не коснётся.
Андрей:
Маманя, и ты прости меня.
Мать.
Господь тебя прощает и я прощу.
Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве и народе твоем.
Держи слово –слово казака дорого!
Рушничок я вышивала, да сыночка вспоминала.
В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.
Мать повязывает рушники со словами:
1. (Первый рушник): «Служи - не тужи»
2. повязывая второй рушник, приговаривает: «Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом».
Андрей: Прощай , сторона моя родная, прощайте мать милые друзья.
Мать. Господи, благослови. Лежит камень на горе, что конь. Так бы и в него, сына моего, и товарищей его, и в коня вороного не шла стрела и пулька. Как Солнце и месяц светлы бывают, так и сын мой Андрей ими укреплен…Во имя отца , и сына и святаго духа . Аминь»
Какзак-дед. Хватит девки горевать. Надо б песню просвевать, чтоб дорога на чужбину пролегала без ухабов.
Песня казачья строевая
Отец:
Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал - не забудь.
Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.
Андрей: Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом.
Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной.
Честь семьи я соблюду, деда не посрамлю.
Песня 4 класс
Использованная литература:
1. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 144 с.
2. Журнал – сборник « Читаем, учимся, играем.» № 11 ,2004г.
3 . Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 2, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.