Могушкова Ирина Николаевна, учитель географии МБОУ Озерищенская СОШ Дорогобужского района Смоленской области
Внеклассное мероприятие «В мире географических профессий».
Эпиграф.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
В.Маяковский.
Цель мероприятия: дать учащимся профессиональную информацию о географических профессиях .
Аудитория: учащиеся 6-8 классов.
Учитель.
В современных условиях жизни сложно говорить о выборе профессии, ведь часто случается так, что человек не всегда становится тем, кем он хотел бы быть. Но знать о профессиях нужно. Количество профессий достигает более 3тысячи, а специальностей ещё больше -свыше 40тысяч. Географических профессий также много. Вот некоторые из них: геолог, геодезист, метеоролог, топограф и другие. Сегодня пройдет «парад» только некоторых географических профессий. Итак на сцену приглашается геолог.
Геолог. (дается краткая характеристика особенностей профессии «геолог»).
В недрах нашей планеты
найдены все элементы Д.И. Менделеева. Это сделали геологи.Назначение профессии геолог - изучение
участков геосферы, на предмет содержания в них полезных ископаемых, в целях их
разработки и добычи, изучение различных пород земной коры для определения их
возраста, принадлежности, истории образования, обновления.
В рамках этой профессии
существует несколько специальностей. Это – минералогия, петрография, горная
геология, палеонтология, гидрогеология, космическая геология, геофизика,
геохимия, геоэкология и инженерная геология;
Условия труда у геологов
разных специальностей могут быть разные, но чаще всего работа геолога связана с
частыми командировками и экспедициями, работающими в полевых условиях.
Тот, кто решил стать геологом
должен обладать такими качествами как Наблюдательность. Умение анализировать.
Хорошее воображение. Объемное зрение. Умение рисовать. Физическая выносливость.
Работа в ограниченном коллективе требует также умения быть терпимым к другим
людям.
А теперь послушаем геодезиста.
Геодезист.
Не одну карту
невозможно составить без работы инженеров-геодезистов. Людей этой профессии
можно назвать истинными первопроходцами. Чтобы измерить и показать на карте
высоты гор, глубины впадин, течение рек, уровни морей и озёр, геодезисты с
нивелиром, рейками и теодолитом, делая всевозможные замеры, пешком исходили всю
страну. Контуры, высоты и другие характеристики природных объектов,
изображённые на картах, используются проектировщиками и строителями. Поэтому
геодезисты первыми появляются на строительных площадках, где в дальнейшем
вырастут города и заводы, возникнут плотины и линии высоковольтной электропередачи, пролягут железные и шоссейные дороги.
В процессе строительства они
осуществляют геодезический контроль за взаимным расположением промышленных,
жилых, гидротехнических и прочих сооружений, применяя новейшую
контрольно-измерительную аппаратуру.
Геодезисты работают в тайге и
в тундре, на высокогорных плато и в каменистых степях, в пустынях и крупных
городах.
Основная задача геодезиста –
инструментальная съёмка и различные расчёты, связанные с составлением планов и
карт.
Каждый желающий посвятить
себя геодезии должен хорошо знать математику и географию, иметь острое зрение,
обладать физической закалкой, быть выносливым, смелым и хладнокровным
человеком.
Картограф расскажет о своей профессии.
Картограф. (дается краткая характеристика особенностей профессии «картографа»).
С географическими
и историческими картами каждый из нас знаком с детства. Без карты невозможно не
только изучение, но и освоение мира. Каждая карта – это труд многих людей. На
основе измерений и съёмок, проведённых с помощью сложной техники,
инженеры-картографы составляют подробнейшие планы данного участка и
разрабатывают проект карты. Проект карты – это система документов, состоящая из
нескольких томов или папок, где указывается, цель создания карты, её будущий
масштаб, таблицы условных обозначений.
Затем в работу вступают
картографы-составители. С помощью специального прибора – координатографа – они
строят координатную сетку: километровую или сетку параллелей и меридианов.
Программу для этого прибора составляют картографы-математики. После нанесения
сетки картограф-составитель с большой точностью (до десятой доли миллиметра)
вычерчивает карту. Эта работа может длиться до полугода и требует от
специалиста предельного внимания и сосредоточенности.
Когда оригинал карты
составлен, над ним начинает работать ещё один специалист – корректор. Он всё
проверяет и вносит необходимые дополнения и поправки. После этого карта
попадает к картографу-чертёжнику, который готовит издательский оригинал карты
для типографии. Чертёжники-картографы работают в больших залах. Там всегда
тишина, хотя в одном помещении могут работать по 20 – 30 человек.
Квалифицированного картографа
отличает развитый глазомер, усидчивость, собранность, умение с большой
точностью дозировать мышечные усилия (твёрдость руки).
Профессия картографа может привлечь
человека, любящего работу конкретную, кропотливую, аккуратную. Она подойдёт человеку не очень общительному, избегающему резко меняющихся условий
труда.
На парад профессий приглашается метереолог.
Метеоролог.(дается краткая характеристика особенностей профессии «метеоролога»).
Метеорология – от
греческого «небесные явления», наука о земной атмосфере и происходящих в ней
явлениях. Инженер – метеоролог – занимается анализом материалов различных
наблюдений и даёт заключение о состоянии атмосферы в целом, о развивающихся в
ней физических процессах, обнаруживая закономерности в изменении погоды и их
влиянии на деятельность той или иной отрасли народного хозяйства.
Существует три основные
специальности, по которым готовят метеорологов – инженер-метеоролог,
агрометеоролог и климатолог. Внутри метеорологической специальности есть
множество специализаций: синоптическая, аэрологическая, морская метеорология,
авиационная, спутниковая, метеорологического приборостроения и др. Например, синоптик –
это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных физических процессов
и предсказания будущего состояния погоды. Важнейшим элементом работы синоптика
является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном
виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на
сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно
на большом пространстве. По-гречески «синоптикос» - обозревающий все вместе.
Это греческое слово и дало название профессии метеоролога-синоптика,
синоптической карте погоды и науке о предсказании погоды – синоптике.
Аэрологи— занимаются
изучением состояния атмосферы на высотах, морские метеорологи— обеспечением
метеорологической информацией морского транспорта, а авиационные метеорологи —
воздушного транспорта. Радиометеорологи разрабатывают вопросы использования
различных радиотехнических средств для исследования атмосферы.
Метеорологи— люди со
специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы
метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники.
Местом работы метеоролога
могут быть метеорологические станции и посты, научно-исследовательские суда.
Гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, аэропорты,
морские порты, аэрологические станции, градостроительные организации,
научно-исследовательские институты.
Необходимые
качества, обеспечивающие успешность в профессии – Наблюдательность. Терпение.
Настойчивость. Точность и тщательность при проведении измерений. Склонность к
монотонной работе. Умение переносить неблагоприятные погодные условия и
одиночество. Способность анализировать и сопоставлять факты; умение
прогнозировать ситуацию.
Основой профессии метеоролога выступают школьные знания по географии; математике; физике; химии.
На парад профессий приглашается почвовед.
Почвовед. (дается краткая характеристика особенностей профессии
«почвовед»).Основной задачей
почвоведения является исследование процессов в естественных и в используемых в
сельском хозяйстве почвах в целях рационального использования природных
ресурсов и охраны природы.
Почвоведы работают в основном
в сельском хозяйстве. Они занимаются повышением плодородия почв, исследуют
возможность применения тех или иных удобрений, дают рекомендации по мелиорации,
борются с эрозией, осуществляют экономическую оценку земель. Данные
почвоведения используются также при строительстве дорог, различных сооружений и
т.д., при проведении мероприятий по санитарной охране почв (от засорения
сточными водами, твердыми отбросами и т.д.). Структуру и свойства почв
исследуют самыми разными методами: экспедиционными, стационарными, лабораторными
(физико-химические, рентгенографические, радиоизотопные и т.д.).Важная функция
почвоведа - составление почвенных карт, необходимых для агротехнических и
мелиоративных рекомендаций.
Требования к
индивидуальным особенностям специалиста почвоведа это:
• спокойный, уравновешенный характер;
• самостоятельность мысли и способность принимать важные решения;
• склонность к кропотливой лабораторной работе;
• большой объем долговременной памяти;
• концентрация, устойчивость и избирательность внимания (без которых
невозможна успешная исследовательская работа);
• логическое мышление (помогает обеспечить последовательность
научных разработок при исследованиях).
Профессия почвоведа имеет и
медицинские противопоказания. Это кожные и аллергические заболевания и
бронхиальная астма;
Почвовед должен знать:
• особенности и категории грунтов и их свойства;
• задачи по развитию сельского хозяйства;
• основы земельного законодательства;
• агрономию; мелиорацию.
Получить профессию почвоведа
можно на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов, во всех
сельскохозяйственных и многих лесотехнических Вузах.
Работать специалисты
почвоведы могут в проектных и научно-исследовательских институтах, агентствах
недвижимости, строительных компаниях, фермерских хозяйствах, экологических
службах.
Океанолог расскажет об особенностях своей профессии.
Океанолог
Нашу планету с большим основанием можно было бы назвать планетой
Океан, поскольку 71% её поверхности занят морями и океанами. В Океане
зародилась жизнь. Океан - важнейший источник пищевых ресурсов. Дно Океана
содержит в себе огромные ещё не изведанные запасы полезных ископаемых. В
морской воде растворено множество различных газов, солей и редких химических
элементов. Океан – неисчерпаемый источник пресной воды и во многих странах уже
работают установки по опреснению морской воды. Энергия приливов используется
для получения электроэнергии.
Океан не только источник материальных
ресурсов и благ, но и опасная, грозная стихия. Над ним зарождаются мощные
тайфуны, в результате моретрясений возникают цунами.
Та громадная роль, которую
играет Мировой океан, заставляет человека исследовать его со всех сторон. Океан
– сложная природная среда, и поэтому океанология синтезирует в себе методы и
принципы различных наук.
Специалисты – океанологи
изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения
океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша,
вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают
океанографической информацией государственные учреждения и субъекты
хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и
проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские
гидрологические прогнозы.
Исследования ведутся как в
отдельных точках океана с кораблей, автономных буёв, так и с помощью
спутниковой аппаратуры.
Самостоятельность и
творческий подход к решаемой задаче – одна из основных черт океанолога.
Квалифицированный специалист не только эрудирован в научном и техническом
плане, но и обладает высокими волевыми качествами и хорошей физической
подготовкой: ведь он зачастую работает под водой с аквалангом, без которого
невозможно проведение многих экспериментов. Длительное пребывание в море
сопряжено с большими психологическими нагрузками. Работа в сложных, иногда в штормовых, условиях, требует выносливости, собранности и
аккуратности.
Наш парад завершают биогеограф и геоморфолог.
Биогеограф.
Биогеография - наука о распределении по земному шару
различных биоценозов, а также животных, растений и микроорганизмов.
Биогеография относится к числу пограничных наук и
развивается на стыке биологии и географии. Она составляет теоретическую основу
рационального использования растительного покрова и животных, проживающих на
данной территории, способствует разработке норм и сроков использования растительных
и животных ресурсов в связи с особенностями географической среды. Добыча пушных
зверей и дичи, сбор лекарственного и технического растительного сырья,
использование кормовых трав невозможны без знания запасов, прироста и других
количественных показателей. Разработка мер борьбы с вредителями сельского и
лесного хозяйства, с возбудителями, носителями и переносчиками человеческих
болезней также нуждается в знании количественных особенностей их
распространения и распределения внутри ареала. Изучение биогеографических особенностей
различных зон и физико-географических областей необходимо и для правильной
организации охраны природы. Работа биогеографов имеет преимущественно
полевой и экспедиционный характер. Они составляют комплексные, либо частные
сравнительно-географические описания обследуемых территорий, выявляют экологические и
биогеоценотические связи и зависимости, количественно оценивают биологическую
мощность биогеоценоза в целом или его отдельных составляющих, составляют биогеографические
карты. Для будущего биогеографа важны знания по таким школьным предметам,
как биология, география, химия, экология. Получить специальность биогеограф можно
на биологических факультетах университетов.
Профессия «Геоморфолог»
Геоморфоло́гия — это
наука о рельефе, его внешнем облике, происхождении, истории развития,
современной динамике и закономерностях географического распространения.
Основополагающий вопрос геоморфологии: «Как выглядит процесс, формирующий
рельеф?» Геоморфологи пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и
предсказывают будущие изменения, проводя полевые измерения, физические
эксперименты и математическое моделирование. На практике дисциплина
непосредственно связана с географией, геологией, геодезией, почвоведением,
палеонтологией, а также со строительством. Специалисты- геоморфологи проводят
количественный анализ взаимосвязанных процессов, таких как роль солнечной
энергии, скорость круговорота воды и скорость движения литосферных плит для
вычисления возраста и ожидаемого будущего отдельных форм рельефа. Использование
точной вычислительной техники дает возможность непосредственно наблюдать такие
процессы, как эрозию, в то время как ранее можно было основываться на
предположениях и догадках. Компьютерное моделирование также очень ценно для
тестирования определённой модели территории со свойствами, которые схожи с
реальной территорией.
В профессии геоморфолога
выделяют несколько узких специальностей, например:
Палеогеоморфология—изучает
облик поверхности Земли в определённые периоды истории.
Флювиальная геоморфология
(или русловедение) – изучает влияние рек на рельеф поверхности.
Ледниковая геоморфология (или
гляциология) – изучает ледниковые формы рельефа.
Практическое применение
геоморфологии состоит в инженерной оценке рельефа при строительстве, измерении
влияния на рельеф климатических изменений, прогнозе и смягчении последствий
катастрофических явлений (оползней, обвалов, селей и др.), контроль за
водообеспеченностью территорий, береговая защита.
Основные решаемые задачи:
изучение истории и динамики
изменения рельефа;
предсказание будущих
изменений рельефа;
проведение полевых измерений,
физических экспериментов и математического моделирования.
Учитель. Сегодня мы стали участниками парада увлекательных профессий. Вы видите, что, помимо популярных профессий юристов, программистов, дизайнеров, стране нужны грамотные специалисты, хорошо разбирающиеся в природных особенностях Земли, чтобы сохранить её богатства для будущих поколений. Но кроме традиционных географических профессий встречаются редкие профессии: вулканолог, эпидемиолог, спелеолог .
Задание №1.А теперь давайте попробуем определить о каких профессиях идет речь?
Угадайте
профессию:
Стать ________ хочу –
Камни разные учу.
Вот руда, в ней есть металлы.
Вот различные кристаллы.
Камень здесь – морской коралл,
Рядом жемчуг засверкал.
Самый крепки, знай, алмаз,
Я найду его не раз. Геологом..
“Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!.." Вулканолог
Когда тебя со всех сторон сожмут тиски холодных стен
Ты не грусти таков закон земля испытывает всех
И темнотой, и теснотой, и ревом рек, и тишиной,
И красотою неземной, и неприступною стеной.
И если ты все это испытал
Без сил не лег, сорваться не сглупил
Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин!
И покоренный навсегда, решив судьбы своей вопрос
Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
Туда, где шорохи живут, цветы из камня, где растут
И пусть по службе обойдут, пусть ненормальным назовут
В охрипшем хоре трезвых голосов
В тоске под сводом неба голубым
Ты будешь вечно слышать сердцем зов
Не пройденных, ненайденных глубин!
Во все пещеры ты проник, не пропуская не одной
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной
Но повторяться не с руки свою пещеру ты найди,
Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других!
И если ты все это испытал
Без сил не лег, сорваться не сглупил
Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин! Гимн
спелеологов
Задание №2
Командам раздаются образцы горных пород. Учащиеся должны назвать породу, рассказать о её происхождении и
использовании.
(гранит, известняк, мрамор,
каменный уголь, торф, бурый железняк)
Задание №3
1.
Назовите самый большой
океан и покажите его на карте.
2. В каких единицах измеряется солёность вод Океана?
1. Назовите самый холодный океан покажите его на карте.
2. Как называются подводные аппараты, на которых океанологи осуществляют
глубоководные погружения?
1. Назовите самый глубокий океан покажите его на карте.
2. При какой температуре замерзает океаническая вода?
Задание №4.
Определить по карточкам условные топографические знаки.
Задание №5
1. Найдите лишнее растение: 2. Найдите лишнее животное:
Кедр, лиственница, дуб, пихта. Белка, дрофа, лось, дятел.
3. Найдите лишнее животное:
Черепаха, лемминг, песец, олень.
По образцам из гербария определите в какой природной зоне растут эти растения:
бук, карликовая берёза, лиственница, саксаул, ковыль, верблюжья колючка.
Рефлексия.
Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни
один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и
взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население
и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в
глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и
социальных проблем, роли географии в их решении, в прогнозировании развития
взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях.
Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления
о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина
мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы
осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности,
определить активную жизненную позицию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.