Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»
Оценка 5

Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»

Оценка 5
Работа в классе
doc
математика
5 кл—6 кл
31.05.2020
Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»
В мероприятии рассматривается материал об обыкновенных и десятичных дробях
Внеклассное занятие по математике (урок мужества).doc

Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»

Цель урока:                                                                              (слайд 2)

 

·         Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики;

·         Воспитание патриотизма, чувства уважения   к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы  ВОВ.

·         Обобщить знания, умения и навыки действий с обыкновенными дробями.

 

    Оборудование:  ПК, экран, проектор; трафареты, презентация.

 

Ход  урока:

 

1.      Организационный момент.

2.      Основная часть:

 

I. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

I.         Стихотворение о Ленинграде читает ученик. Это стихотворение раскрывает о чем будет разговор на уроке,  для чего надо учить эту тему.

 

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
Ведь это мы, крещённые блокадой!
Нас вместе называют — Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
(О. Берггольц)

 Какова тема урока?

 

22, 4, 1941, 1945, 9, 75

Перед вами  числа, с каким историческим событием они связаны?

— В каком году это было?
 Составьте из этих цифр по три правильных и неправильных дроби.

Составляют варианты: (примеры)

 

В этом году, какой юбилей отпразднует наша страна?

75-летие со дня Победы над фашистскими захватчиками

Какая памятная дата ВОВ отмечается в январе?

                                          7 4 3 2 1 6 5

3) Разгадать анаграмму: АКОЛБДА (слайд 5)
— Знакомо ли вам это слово? Кто знает, что оно значит?
(БЛОКАДА. Оно значит, что город окружен врагом, и никто не может оттуда выбраться. Люди голодают)

27 января 76 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась почти 900 дней. Самым трудным периодом была зима 1941–1942 г. В городе оставалось много детей, стариков, раненных и больных людей. И увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами.

Сегодня на уроке мы представим осажденный немцами город и переживем вместе с его защитниками долгие дни блокады. В конце урока вам нужно ответить на вопрос:

-За что Ленинград получил звание города- героя?

 

Найдите названия дробям.

 

1/8 – одна восьмая,

1/4 – четверть,

1/3 - треть

1/2 – половина

1/5 – пятина,

1/10 - десятина.

– А какая дробь вошла в историю нашей страны? Её еще называли “восьмушкой”.

 

II. Практическое приложение решения задач на дроби

Одна такая восьмушка (отдельно лежит) была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Но Ленинград не сдавался.

 Применение знаний (записывают решение  у доски)

Задача о блокадной «восьмушке»: (письменно)

1) Подсчитать, сколько граммов весит  часть буханки хлеба массой 1 кг. (125 г)

2) Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24)

3) Половина от восьмушки? (1/16)

4) Что больше  1/24 или 1/16? (в  хлеба больше примерно на 21 грамм)

5) Сколько граммов приходится на  1/16 часть буханки? (пример на деление с остатком, чему равно частное) (примерно 62 грамма хлеба)

6) Сколько граммов приходится на  1/24 часть буханки? (пример на деление с остатком, чему равно частное) (примерно 41 грамм хлеба)

 

— Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба, на сколько граммов?

 

Послушайте отрывок «Кусочек хлеба» из книги Воскобойникова «900 дней мужества».

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею «осьмушку» хлеба на три части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее уже сил не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше:  часть буханки, вместо  41 грамма 62. Это больше примерно на 20 грамм на каждого. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом эта семейная реликвия была передана в музей.

 

 

– Так вот одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады. В блокадном Ленинграде выпекали хлеб из разных продуктов. И люди были рады этому хлебу. Обратите внимание, из чего выпекался хлеб

 

(демонстрируется фрагмент кинохроники Блокадного Ленинграда, изображающий кусочек блокадного хлеба, где хлеб выпекали из названных в таблице компонентов).

 

С 20 октября 1941 года ячменная мука была полностью израсходована и хлеб стали выпекать из такого состава:

 

 

Состав хлеба

 

Ржаная обойная мука

 

Льняной жмых

 

Отруби

Пищевая целлюлоза

Хвоя

Выбойки из мешков

Обойная пыль

В частях от кг

 

 

 

 

 

 

 

– Выразим в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба.

 

Перед вами цифры:

8 сентября 1941 г. - начало блокады.

январь 1943 г. - прорыв блокады ( по коридору шириной всего 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьем для предприятий, оружием для защитников)

 27 января 1944 г. – полное снятие блокады (враг отброшен на 100 км от города)

Что это за цифры? Совершенно верно, с ними мы знакомились до знакомства с дробями.  Решение задачи  на повторение темы нат. числа (ученики решают задачи в группах)            

Давайте посчитаем, действительно ли столько длилась блокада. 

1941 г- 92 дня, 23 дня

1942 г.- 365 дней

1943 г.- 365 дней

1944 г.- 27 дней    

Итого: 2×365 +(23+27)+92=730 +50+92= 780 +92=872 дня  (примерно 900 дней)

 

 Цена блокады. Задача

1)- Сейчас нам предстоит узнать о страшном свидетельстве блокады - дневнике Тани Савичевой.( Слайд)

Девочка записывала даты смерти   своих близких людей. Страшные записи   потрясли миллионы людских  сердец. « Женя умерла 28 декабря  в 12 часов дня 1942 года. Бабушка – 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер – 17 марта в 5 часов утра 1942 года… мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».  В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе Красный Бор создали детский дом. Работники выхаживали истощенных детей. И дети постепенно крепли, поправлялись. Но здоровье Тани было подорвано настолько, что девочку спасти не смогли…

2) Решение задачи (разбор у доски)

-900 осадных дней не прошли даром. Нам предстоит сейчас озвучить страшные цифры.

В сентябре в кольце блокады остались 2 млн. 887 тыс. человек

За весь период блокады Ленинграда погибло от голода болезней, бомбежек, обстрелов около 1 млн. 500 тыс. человек.  … Так какой же оказалась цена блокады?

Решение

2 887 000-1 500 000=1 387 000  осталось в живых

 

3) Пискаревское кладбище (Слайд)

- Большинство ленинградцев,  погибших во время блокады, похоронены на Пискаревском кладбище. В братских могилах покоится главным образом гражданское население, 9 мая 1960 г. на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Тысячи живых ленинградцев пришли поклониться погибшим.

Над бесконечными рядами могил, над прахом сыновей и дочерей своих – Родина –Мать. Скорбь ее безутешна, ибо невозвратимы ее утраты. Родина- Мать горда за своих детей, отдавших жизнь за великое дело.

Чтение учеником стихотворения

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

( В.Суслов)

 

7. Рефлексия: Память жива.

- Кем для вас для вас предстали жители осажденного немцами города? (герои)

- А сейчас вспомним, какое звание имеет город Ленинград?

- А сейчас подумайте, за что Ленинград получил звание города-героя? и продолжите предложение:

Ленинград – город-герой…

-Город- герой – высшая степень отличия, присваиваемая за героизм и мужество защитников.

- Ленинградцы были настоящими героями, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а ее союзники голод, холод, тьма…блокада.

 

Чтение стихотворения учениками

1. Опять война,

2. Опять блокада…

3. А может, нам о них забыть?

4. Я слышу иногда:

5. «Не надо, Не надо раны бередить.

6. Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

7. И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

8. Я не напрасно беспокоюсь,

9. Чтоб не забылась та война:

10. Ведь эта память – наша совесть

11. Она, как сила, нам нужна…

                          Юрий  Воронов.

Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами…

 

(Метроном)

- Давайте почтим минутой молчания героев ленинградцев, всех павших в годы Великой Отечественной войны.

(Если вы считаете, что такие уроки памяти нужны, то приклейте Звезду Памяти к мемориалу)

 

- В память о жертвах блокады Ленинграда я вам даю 1/8 часть черного хлеба. Представьте себе, это тот хлеб, которым питались жители осажденного города…

 


Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»

Внеклассное занятие по математике «Урок мужества»

И увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами

И увезти их из города не было возможным, так как город был окружен фашистами

Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного

Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного

Сейчас нам предстоит узнать о страшном свидетельстве блокады - дневнике

Сейчас нам предстоит узнать о страшном свидетельстве блокады - дневнике

Чтение стихотворения учениками 1

Чтение стихотворения учениками 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2020