Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Путешествие по России»
Возрастная группа: школьный возраст (7-8 лет);
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: познакомить учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России.
Задачи:
Обучающие:
§ Познакомить детей с профессией фоторепортера;
§ Дать начальные представления о природных и рукотворных достопримечательностях России – Петергоф, озеро Байкал, Долина гейзеров, Мамаев Курган;
§ Способствовать обогащению и активизации словаря детей
Развивающие:
§ Способствовать развитию познавательной активности;
§ Создавать условия для развития психических процессов (мышление, внимание, память);
§ Создавать условия для развития творчества.
Воспитательные:
§ Воспитывать патриотические чувства к своей Родине;
§ Способствовать развитию самостоятельности; целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
§ Вызвать у детей желание создать свой журнал.
Внеклассное занятие
«Путешествие по России»
I.Организационный момент
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
II. Проблемная ситуация.
-Ребята, я работаю в другой школе, и когда к вам собиралась, мои ученики очень захотели с вами познакомиться и передать привет.
-А вы хотели бы с ними познакомиться? ( Замечательно!)
Видеозвонок
«Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы ответили на наш звонок! Разрешите представиться – мы ученики 1А класса школы №5. В нашем классе ребята имеют различные увлечения. Но есть у нас одно общее. А какое, вы узнаете, если вы откроете коробку и посмотрите, что мы вам передали через нашего учителя..
-Ребята, давайте посмотрим, что здесь лежит?
(После открытия коробки)
Дети: карта, открытки, фотоаппарат и дневник путешествий
III. Формулирование темы урока, постановка цели урока
-А как вы думаете, для чего это все нам нужно? (Для путешествия)
-Действительно, карта нам нужна для перемещения в пространстве, фотоаппарат и дневник, для того, чтобы фиксировать всё увиденное.
-Куда бы вы хотели отправиться в путешествие?(Ответы детей)
-Просторы какой страны изображены на карте? (Карта страны)
- Предлагаем вам отправиться в заочное путешествие по нашей стране - Россия! (Формулирование темы)
-Ребята у нашей огромной Родины есть чудесные места, которые создала природа или человек. Они вошли в проект «Семь чудес России»
- Вы их знаете?
- Давайте же посмотрим некоторые из них и запомним, какие уникальные есть места в нашей стране.
- Цель нашего урока познакомиться с некоторыми историческими, культурными и природными чудесами современной России.
- На чем мы с вами можем отправиться в путешествие? (варианты детей)
- Посмотрите на карту, какая большая у нас страна, поэтому, быстрее всего будет добираться на самолёте.
- Приготовились: руки в стороны –в полет, отправляем самолет (звук самолета). По курсу Санкт-Петербург. (Приземляемся в локации Петергофа).
IV. Работа по теме урока
1) Петергоф – собрать пазлы
- Строительство Петергофа было начато в 1712 году во времена правления Петра I. Этот город знаменит на весь мир не только своими дворцами и парками, но, в первую очередь, крупнейшей системой фонтанов — 147 действующих объектов. Поэтому называют городом фонтанов. Мы предлагаем собрать один из фонтанов Петергофа «Тритон»
-Задание «Собрать пазлы»
Открываем конверт и собираем картинку, после того как вы закончите задание, покажите сигнал.
На экране картинка «Фонтан «Тритон».
Из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон(древнегреческий бог), вырывается струя. А какой высоты, вы узнаете, если выполните задание в карточке желтого цвета.
(Карточки)
7+0+2-3-4+5-1+2=8
- Правильно нашли ответ. Высота струи, которая вырывается из пасти дьявола, 8 м.
- Ребята, соберите фрагменты фонтана в конверт. А в дневник путешественника приклейте картинку.
2) озеро Байкал
-Ну что, пристегиваем ремни безопасности. Приготовились: руки в стороны –в полет, отправляем самолет (звук самолета).
-По курсу озеро Байкал (Приземляемся в локации озера Байкал).
- Ребята, наши друзья по переписке, первоклассники из Иркутской области прислали вам небольшой сюрприз.
-Смотрим видео экскурсию.
-Глубочайшее в мире озеро Байкал. Вода в нем пресная, необыкновенно прозрачная, чистая и насыщена кислородом. В не столь уж и давние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Местные жители называют Байкал морем. Как вы думаете, почему? (Большое по размерам) По площади Байкал равен площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. Более половины года озеро скованно льдом. Зимой вода замерзает, а пузыри, наполненные разным газом, так и норовят устроить феерическое представление. (Параллельно словам провожу действия с сухим льдом). Несмотря на то, что озеро очень глубокое, на дне Байкала дайверы (кто погружается в воду) находят интересные предметы: машины, велосипеды, бронепоезды, а недавно обнаружили деревянный дом.
- В дневник путешественника приклейте картинку (фото)
3)Полуостров Камчатка
- Прежде чем, полететь в следующую локацию, вам необходимо выполнить задание в карточке голубого цвета. Выполните вычисления и расшифруйте слово.
(Карточки)
К |
8-0= |
М |
0+6= |
А |
7-4 = |
Т |
5+4= |
Ч |
9-9 = |
А |
2+2= |
А |
3-1 = |
К |
7-6= |
8 |
3 |
6 |
0 |
4 |
9 |
1 |
7 |
К |
А |
М |
Ч |
А |
Т |
К |
А |
-Ну что, пристегиваем ремни безопасности. Приготовились: руки в стороны –в полет, отправляем самолет (звук самолета). По курсу полуостров Камчатка (Приземляемся в локации Долины Гейзеров).
-Как вы понимаете слово гейзер?
-Гейзер – это фонтан горячей воды и пара, вырывающийся из-под земли.
В долине более 20 крупных гейзеров. Самый большой гейзер «Великан» во время извержения выбрасывает до 30 тонн кипятка. Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, другие один раз в 4-5 часов. Один из самых красивых гейзеров называется «Сахарный», он извергается каждые 2-3 минуты, а гейзеры «Факел» и «Вечный фонтан» работают почти непрерывно. (Запускает пар в одном и з них).
Проведение эксперимента
-Ребята, хотите посмотреть, как внутри гейзера образуются пузырьки кипящей воды, которые затем вырываются наружу?
- Тогда проведем небольшой эксперимент. Но сначала вспомним правила безопасности при проведении эксперимента (проговаривают правила). Перед каждым из вас стоит 2 емкости, в одну из них налито масло, а во вторую – подкрашенная вода. Вам необходимо соединить эти жидкости, для этого воду аккуратно переливаем в масло. Ребята, т.к. плотность воды больше масла, т.е. она тяжелее, вода опускается на дно. А сейчас возьмите шипучую таблетку и опустите в стакан. Попробуйте описать, что у вас получилось.
(Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность.) В гейзере точно так же образуются пузырьки кипящей воды, которые затем с большой силой выплескиваются наружу.
- В дневник путешественника приклейте картинку (фото)
Физкультминутка «Чударики-самолёт»
4) ВОЛГОГРАД
-Пора отправляться. Пристегиваем ремни безопасности. Приготовились: руки в стороны –в полет, отправляем самолет (звук самолета). По курсу город-герой Волгоград (Приземляемся в локации Мамаев Курган).
-В каждом городе есть монумент в память о Великой Отечественной войне, но самый величайший памятник стоит на вершине Мамаева Кургана в Волгограде, его название «Родина мать зовет». Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. На момент создания эта скульптура была самой высокой в мире. Высоту знаменитой скульптуры вы узнаете, если решите задачу в белой карточке.
(Карточки )
В субботу возложить цветы к памятнику пришли 80 учеников, а в воскресенье на 5 учеников больше. Сколько учеников пришли в воскресенье? (80+5=85 уч.)
Решение:
-И так высота знаменитой скульптуры 85 метров.
- В дневник путешественника приклейте картинку (фото)
-Ну что, пристегиваем ремни безопасности. Приготовились: руки в стороны –в полет, отправляем самолет (звук самолета). По курсу город Новочебоксарск.
5) Новочебоксарск
- Ребята, какое чудесное место вы бы показали гостям, которые приехали в первый раз в наш город? (Соборная площадь)
V. Подведение итогов
Викторина
1) Как называется фонтан в Петергофе?
2) В какой области находится озеро Байкал? Сколько по времени скованно озеро Байкал?
3) Чем знаменита Камчатка? Что такое гейзер?
4) Как называется памятник на вершине Мамаева Кургана?
Сегодня вы посмотрели 4 чуда России, которые вошли в проект «Семь чудес России» Предлагаем вам ребята другие 3 чуда: Собор Василия Блаженного в Москве, гора Эльбрус в Кабардино- Балкарии, Хребет Маньпупунер в Республике Коми заочно посмотреть со своим учителем и продолжить вести дневник путешественника.
Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои цениости и традиции. Дом, который мы должны любить, беречь и гордиться, ведь это наша с вами Родина.
VI. Рефлексия
- Каждая группа подумает и поделится своими впечатлениями об увиденном на камеру, передаст привет первоклассникам нашей школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.