Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальной школы с историей образования праздника "Дня славянской письменности", историей создания славянского алфавита и его создателями. Мероприятие способствует формированию интереса и уважения к родной культуре, воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину, уважение традиций нашего народа.
Иконка файла материала День славянской письменности.docx
Праздник «День славянской письменности»    Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём,  уважение к народным традициям.    Задачи: • Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её  взаимосвязь со славянской культурой. • Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками  – братьями Кириллом и Мефодием.                                                         Ход мероприятия                   Исполняется песня «Моя Россия» (муз. Струве Г., сл. Соловьев) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и  странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.     Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие  предки. Это люди, которые жили много­много лет тому назад, это дедушки и бабушки  наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда­то взято И упрочено трудом.  (Г. Ладонщиков)             Исполняется песня «Что мы Родиной зовем?» (муз. Струве Г., сл. Степанов В.) Учитель: Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник,  посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию.  Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей,Христианских своих просветителей. Учитель: В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по  национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было. Звучит  фонограмма «шум  моря».  Освещается середина сцены. На ней два    подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший,  сидя, «рисует на песке» Кирилл: (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все время  разговаривает по­гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по­славянски. Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что  знания, книги – все от греков. Кирилл: А почему у славян нет своих книг? Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке). Мефодий. А « Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и  «Я» тоже нет. Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и  записывать. Необходимы  только какие­нибудь знаки.  Мефодий:  Какие­нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть  ничего случайного. Кирилл:  Но если все­таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это пусть  будет Я. А вот это – Ж.  Учитель: Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл  свою мечту. С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Великое дело совершил Кирилл – в знакомом с детства славянском языке он смог уловить  основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение.  Много потрудились братья для создания славянской азбуки! По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием – Братьев славных, равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.        Звучит «Гимн Святым Кириллу и Мефодию» (музыка и слова  М. Розенгейма) Учитель: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди...  Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя:  добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи  нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы Аз и Буки. Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!) Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка,  аптека, аквариум и др.) Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки) Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей  буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.) Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука) Учитель: Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в  начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С  азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Учитель: А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста! Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю. Учитель: А чтобы много знать, надо много читать. Ведь чтение – главное учение.             Исполняется  песня «Читайте, читайте» (муз. Гуртового О, сл. Пригожина Г.) Учитель: Продолжим знакомство со славянской азбукой. Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь. Учитель: Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?  (Говорить). Верно, глаголить ­ значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько  подумать. В народе говорили: «Молвишь ­ не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не  выкупишь».  Учитель: Смотрите, к нам спешит еще одна буква! Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро. Ведущий 2. Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Доброта приносит людям радость  И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет.Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.       Исполняется пеня «Дорогою добра» (муз. Минков М, сл. Энтин Ю.) Учитель: А к нам из азбуки идет новая гостья! Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди. Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья  Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить.                  Исполняется песня «Дети земли» (музыка и слова Ударцева В.) Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и  скорбно весьма, что из нашего вы исчезли письма. Буквы: ­ Что значит исчезли? ­ Что мы не важны, ­ А старые вещи вам не нужны? ­ Керосиновая лампа ­ это тоже старьё, но ты не выбросил её. Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт. Буквы: Ну вот! Эти вещи стали редкость, Это память о наших предках. Ну и мы такая же память, Нас нельзя забыть и нельзя оставить, Нас Пушкин, Лермонтов писал, Мы светом грамоты их путь освещали. Мы в старинных книгах живём. И не только видом красивы. Православный дух храним На страже церкви нашей будем.         Исполняется песня «Всюду музыка живет» (муз. Дубравин Я., сл. Суслов В.) А всё же до жалости редко,  Среди почитаемых книг  Мы ищем язык наших предков ­  Для нас неудобный язык.Пускай не во всем он понятен  И мудрым ученым, порой  И белых в нём более пятен,  Чем даже на карте земной.  Но вслушайтесь в давнюю эту  Эпоху, за каждой строкой.  В словах легковесности нету.  Густой, непрозрачный и вязкий,  Тяжёлый, как сотовый мёд!  Как капли его золотые,  Живут и сейчас в языке  Слова налитые, густые,  Хоть каждое взвесь на руке.  Они веселы и суровы.  До наших времён донесли  Значительность каждого слова  В начале Российской земли. Учитель: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий.  Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и  чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми,  чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и  Мефодия поражает нас простотой и удобством.     Великое множество книг великими поэтами и писателями были написаны с помощью  букв славянской азбуки. Этими буквами писалась история нашей Родины.     Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и  сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных  храмах. Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному  человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!.. Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке. Д о р о ж и т е  Родным, милым словом:  М н о г о л и к и м ­  Большим языком !  Нашей жизни ОН ­  П е р в о о с н о в а ­  Всем народам  Планеты ­ знаком !  Берегите ЕГО  От цветистых  Иностранных  И чуждых нам слов,  Чтоб поток ­  От наречий ручьистых ­  Не затмил  Родника ­ Родников!  В нём черпайтеЖивящую силу:  Русских говоров,  Песен, стихов... ­  Всё, что дорого  С е р д ц у,  Чтоб слилось  В ЯЗЫКЕ, ­  Как Основе Основ   Исполняются песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. Островский А., сл. Ошанин. Л),    «Нам нужен мир» (муз. и сл. Е. Сырмыч) Учитель: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой  простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв ­ 33. Европейские народы,  которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от  неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей ­ братьев Кирилла  и Мефодия.      День славянской письменности и культуры ­ это праздник просвещения, праздник  родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам Чтоб научить нас читать. Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Вспоминай их добрым словом — Слава им, борцам суровым... Все (хором).  Слава нашей стороне! Слава русской старине!                         Исполняется песня «Мы вместе» (муз. и сл. К Ситник)