Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"
Оценка 5

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
26.06.2019
Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальной школы с историей образования праздника "Дня славянской письменности", историей создания славянского алфавита и его создателями. Мероприятие способствует формированию интереса и уважения к родной культуре, воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину, уважение традиций нашего народа.
День славянской письменности.docx
Праздник «День славянской письменности»    Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём,  уважение к народным традициям.    Задачи: • Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её  взаимосвязь со славянской культурой. • Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками  – братьями Кириллом и Мефодием.                                                         Ход мероприятия                   Исполняется песня «Моя Россия» (муз. Струве Г., сл. Соловьев) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и  странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.     Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие  предки. Это люди, которые жили много­много лет тому назад, это дедушки и бабушки  наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы. Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса. Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда­то взято И упрочено трудом.  (Г. Ладонщиков)             Исполняется песня «Что мы Родиной зовем?» (муз. Струве Г., сл. Степанов В.) Учитель: Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник,  посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию.  Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. Учитель: В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по  национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было. Звучит  фонограмма «шум  моря».  Освещается середина сцены. На ней два    подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший,  сидя, «рисует на песке» Кирилл: (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все время  разговаривает по­гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по­славянски. Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что  знания, книги – все от греков. Кирилл: А почему у славян нет своих книг? Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя. Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке). Мефодий. А « Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и  «Я» тоже нет. Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и  записывать. Необходимы  только какие­нибудь знаки.  Мефодий:  Какие­нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть  ничего случайного. Кирилл:  Но если все­таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это пусть  будет Я. А вот это – Ж.  Учитель: Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл  свою мечту. С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Великое дело совершил Кирилл – в знакомом с детства славянском языке он смог уловить  основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение.  Много потрудились братья для создания славянской азбуки! По широкой Руси – нашей матушке – Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются. Вспоминают Кирилла с Мефодием – Братьев славных, равноапостольных В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.        Звучит «Гимн Святым Кириллу и Мефодию» (музыка и слова  М. Розенгейма) Учитель: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди...  Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя:  добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи  нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы Аз и Буки. Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!) Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка,  аптека, аквариум и др.) Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки) Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей  буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.) Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука) Учитель: Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в  начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С  азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Учитель: А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста! Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю. Учитель: А чтобы много знать, надо много читать. Ведь чтение – главное учение.             Исполняется  песня «Читайте, читайте» (муз. Гуртового О, сл. Пригожина Г.) Учитель: Продолжим знакомство со славянской азбукой. Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь. Учитель: Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята?  (Говорить). Верно, глаголить ­ значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько  подумать. В народе говорили: «Молвишь ­ не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не  выкупишь».  Учитель: Смотрите, к нам спешит еще одна буква! Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро. Ведущий 2. Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. И народы будут жить дружней, Если будем мы с тобой добрей. Доброта приносит людям радость  И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети.       Исполняется пеня «Дорогою добра» (муз. Минков М, сл. Энтин Ю.) Учитель: А к нам из азбуки идет новая гостья! Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди. Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья  Ты можешь, ты должен, Ты в силах друзьям подарить.                  Исполняется песня «Дети земли» (музыка и слова Ударцева В.) Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и  скорбно весьма, что из нашего вы исчезли письма. Буквы: ­ Что значит исчезли? ­ Что мы не важны, ­ А старые вещи вам не нужны? ­ Керосиновая лампа ­ это тоже старьё, но ты не выбросил её. Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт. Буквы: Ну вот! Эти вещи стали редкость, Это память о наших предках. Ну и мы такая же память, Нас нельзя забыть и нельзя оставить, Нас Пушкин, Лермонтов писал, Мы светом грамоты их путь освещали. Мы в старинных книгах живём. И не только видом красивы. Православный дух храним На страже церкви нашей будем.         Исполняется песня «Всюду музыка живет» (муз. Дубравин Я., сл. Суслов В.) А всё же до жалости редко,  Среди почитаемых книг  Мы ищем язык наших предков ­  Для нас неудобный язык. Пускай не во всем он понятен  И мудрым ученым, порой  И белых в нём более пятен,  Чем даже на карте земной.  Но вслушайтесь в давнюю эту  Эпоху, за каждой строкой.  В словах легковесности нету.  Густой, непрозрачный и вязкий,  Тяжёлый, как сотовый мёд!  Как капли его золотые,  Живут и сейчас в языке  Слова налитые, густые,  Хоть каждое взвесь на руке.  Они веселы и суровы.  До наших времён донесли  Значительность каждого слова  В начале Российской земли. Учитель: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий.  Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и  чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми,  чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и  Мефодия поражает нас простотой и удобством.     Великое множество книг великими поэтами и писателями были написаны с помощью  букв славянской азбуки. Этими буквами писалась история нашей Родины.     Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и  сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных  храмах. Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному  человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!.. Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке. Д о р о ж и т е  Родным, милым словом:  М н о г о л и к и м ­  Большим языком !  Нашей жизни ОН ­  П е р в о о с н о в а ­  Всем народам  Планеты ­ знаком !  Берегите ЕГО  От цветистых  Иностранных  И чуждых нам слов,  Чтоб поток ­  От наречий ручьистых ­  Не затмил  Родника ­ Родников!  В нём черпайте Живящую силу:  Русских говоров,  Песен, стихов... ­  Всё, что дорого  С е р д ц у,  Чтоб слилось  В ЯЗЫКЕ, ­  Как Основе Основ   Исполняются песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. Островский А., сл. Ошанин. Л),    «Нам нужен мир» (муз. и сл. Е. Сырмыч) Учитель: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой  простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв ­ 33. Европейские народы,  которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от  неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей ­ братьев Кирилла  и Мефодия.      День славянской письменности и культуры ­ это праздник просвещения, праздник  родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам Чтоб научить нас читать. Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Вспоминай их добрым словом — Слава им, борцам суровым... Все (хором).  Слава нашей стороне! Слава русской старине!                         Исполняется песня «Мы вместе» (муз. и сл. К Ситник)

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2019