ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ПОДВИГАМИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО НАШЕЙ РОДИНЫ. О ГЕРОИЧЕСКИХ ПОСТУПКАХ ЗИНЫ ПОРТНОВОЙ, ВАЛИ КОТИКА, МАРАТА КАЗЕЯ, ЛЕНИ ГОЛИКОВА И ДРУГИХ. О НЕЛЕГКОМ ТРУДЕ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК В КОЛХОЗАХ, НА ЗАВОДАХ, В ПОЛЯХ.
Урок мужества "Дети войны"
2 Г класс
Учитель начальных классов
Мартыненко Ольга Владимировна
Цели: побуждать интерес к изучению истории своей страны; воспитывать
сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего
народа на примере подвигов, совершенных детьми и подростками в годы
Великой Отечественной войны; формировать активную гражданскую позицию.
Место проведения: школьный класс.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, краеведческая и художественная
литература по данной теме.
Форма: коллективное творческое дело.
Подготовительная работа:
поисковая работа,
конкурс сочинений о детях войны,
обсуждение с учащимися темы и формы проведения классного часа,
распределение обязанностей между учащимися,
создание презентации по теме классного часа,
оформление кабинета,
подготовка оборудования,
подборка музыкального сопровождения и фрагментов из фильмов.
Ход классного часа
1. Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
Мы много раз видали рукопашный
В кино, ребята, только лишь в кино.
И было всем, поверьте, очень страшно.
Напомнило о прошлом нам оно.
Война – это хаос и ад. Здесь нет места для детей. Однако во время Второй
мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы
изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юные бедолаги,
оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чемони заслужили такой ужас… У войны нет лица, но на этих фотографиях она
оставила отпечаток на самых юных и невинных лицах.
«Мы были юны, страшно юны, среди разрывов и траншей» – эти строки поэта
Олега Шестинского посвящены детям и подросткам Великой Отечественной
войны, тем, кому к началу войны не исполнилось 18 лет. На фронт ушли их отцы,
многие погибли уже в начале военных действий на территории нашей Родины.
Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для
мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей
и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины
навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких
разведчиков и подпольщиков.
В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и
лекарственные травы, ухаживали за животными и помогали тщательно собирать
урожай, чтобы ни один колосок не пропал в поле (приложение 2,слайд 4
презентации).
На оккупированных фашистами территориях многие дети и подростки погибли от
голода и холода, от мучений в концлагерях. На Смоленщине были сожжены сотни
деревень вместе с жителями, погибали даже грудные дети.
Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, узнаем о детях и подростках, совершивших
героические подвиги в годы Великой Отечественной войны во имя будущего
нашей Родины, во имя нас с вами тоже. За свободу Родины многие юные герои
отдали свои жизни и наш долг знать и помнить об этом, чтобы никогда на
территории нашей России не разгорелся огонь войны.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана о том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
(А.Т. Твардовский)
2. По дорогам войны.
Дороги войны... По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших,
героев была своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине
и желание жить свободными на своей земле.
3. В первый класс – с передовой
Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь
Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на
артиллерийской батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова.
Вместе с бойцами Игорь стойко переносил опасности и лишения. Как мог,
помогал бойцам: приносил воду, письма, газеты, собирал и передавал
командованию немецкие листовки и не раз выслеживал немецких разведчиков.
Когда фашисты были разбиты под Сталинградом, Игорь прилетел на самолёте кродным в Москву. Осенью 1944 года он поступил в первый класс одной из
московских школ.
4. Доклад учеников о подвигах Марата Казея, Лени Голикова.
5. Пакет прибыл по назначению.
В 1942 году близ города Волгограда фашисты захватили в плен вместе со
взрослыми школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать
помещение, где жили офицеры.
Однажды фашистскому полковнику связной доставил важный пакет с важными
документами. Когда офицер заснул, Люся, захватив документы, смертельно
рискуя жизнью, пробралась к советским воинам.
За свой мужественный поступок Люся была награждена медалью «За отвагу».
6. Доклады уеников о героических поступках Зины Портновой, Вали Котика.
7. Подарок партизанам.
Война застала москвича Шуру Ефремова в Ельнинском районе на Смоленщине.
Мальчик видел, какие зверства творят фашисты на нашей земле. Шура созвал на
тайное собрание сельских ребят, где они решили собирать и прятать оружие и
боеприпасы. Шуре удалось связаться с партизанами. Он и некоторые его друзья
пришли в отряд и передали оружие партизанам. Он участвовал во многих
партизанских операциях.
Награждён орденом Красной Звезды.
... Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь...
Ребята – герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когдато ровесники шли...
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли! ...
И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных Друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна своих сыновей.
(Н. Добронравов)
8. Просмотр документального фильма о немецком концлагере в г. Смоленске
«Смоленское гетто»
Минута молчания. Моцарт «Реквием»
9. Военное сиротское детство
Трагедия нашего народа была в том, что многие дети во время войны потеряли
своих родителей, осиротели. Этим ребятам приходилось переживать голод,холод, болезни. У них не было крыши над головой. Они бродяжничали,
попрошайничали, воровали, чтобы выжить.
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.
Горбушка хлеба, две картошки –
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью – в рот.
Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
– Сынок, должно быть, сирота?
И на лице, в глазах, похоже,–
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.
В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
– Ну, сирота.– И тотчас: – Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.
(1943 А. Т. Твардовский)
11. Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. Жизнь
детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней
умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых
работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской
армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались
концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали
металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины.
Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много
подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто
таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё
не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки
делали ящики для снарядов, мин, патронов.
Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все
свои сипы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера
в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде.
12. В наши дни школьники принимают участие в поисковых отрядах на местах
боёв Великой Отечественной войны, организации школьных музеев. Мы храним в
своём сердце признательность всем героям Великой Отечественной, отдавших
все свои силы, а порой и жизнь, за свободу нашей Родины.
Учитель: Ребята, назовите детейгероев, которые участвовали в ВОВ? Вам
понравился сегодняшний урок? Я хочу, чтобы вы любили свою Родину, защищали
ее и делали все, что можно для ее процветания.13. Рефлексия. Учащиеся продолжают фразы, начатые учителем.
1. Я хотел бы…
2. Мне запомнилось…
3. Меня потрясло сильнее всего…
4. Мой дед рассказывал…
5. Я понимаю, что…
6. Я буду помнить…