МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ»
«День космонавтики»
Подготовила:
учитель начальных классов
Тагирова Люция Мухтарамовна
Цели:
Ø систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
Ø расширить словарный запас учащихся;
Ø воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
¾ Рассмотрите изображения (слайд 2)
¾ Что объединяет все предметы? (Они все летают)
¾ На какие группы можно разделить? (Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт)
¾ С глубокой древности люди мечтали лететь как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд.
¾ Вспомните, на чем совершали свои полеты герой ваших любимых сказок? (Ответы учащихся).
¾ Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер, туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, самый быстрый транспорт. (Слайды 3-6)
¾ Отгадайте загадку: ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (Ракета). (Слайд 7)
¾ Отгадайте еще одну загадку, связанную по смыслу с первой:
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт) (Слайд 8)
3. Сообщение темы и целей занятия.
¾ Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
4. Физминутка для глаз.
Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз за указкой
¾ В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
¾ Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. (Слайд 9)
5. Работа в группах.
Класс делится на группы, каждая группа получает лист с текстом и заданием. Дети читают текст, отвечают на вопросы.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется космическая орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета. Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
Ни на один час не
прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим.
Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают
Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции,
ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За
космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Вопрос:
1. Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты.
Первыми
космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной
шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка
вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты.
Собаки
полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она
должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года,
шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные
дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума,
переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3
ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
На Лайку надели специальный скафандр. О здоровье собаки ученые узнавали с
помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из
космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они
возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Вопросы:
1. Как готовили
собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5
группа. Первый космонавт.
12 апреля
1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором)
Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое
путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть,
что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел
вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а
приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского
района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1»,
и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева,
который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
Вопросы:
1. Как зовут
первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце
припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в
комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить
шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами,
оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина
сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется
одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники.
4
октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать
погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы,
телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники
фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос:
1. Что изучают искусственные спутники Земли?
6. Физминутка.
7. Подведение итогов работы групп.
- Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
Вопросы
1 группе: (слайд 11)
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?
Вопрос
2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие? (Слайды 12- 13)
Вопрос
3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт? (Слайд 14)
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный
ученик)
Если
спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно
услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)
8. Работа в парах.
Игра «Собери слово»
-
Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них
слово-качество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый,
внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый,
терпеливый, наблюдательный.
- Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.) В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт,
не забудь - во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас - выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать - должен много, много (знать).
Любой космический маршрут - открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на (орбиту).
9. Физминутка
– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
- Продолжим подведение итогов работы групп.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом
космонавтов? (Слайд 15)
Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов. (Слайд 16)
-
Как
вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова)
У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны искусственные
спутники? Это вопрос для 7 группы. (Слайд 17)
10. Подведение итогов. Рефлексия
– А
сейчас разгадаем кроссворд «Знаешь ли ты космос?» (Слайды 18-25)
Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Татьяны Лариной
Кто
полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!
Им
на земле спокойно не живётся,
Их почему - то вечно тянет в высь,
Им звёзды покоряются, сдаются,
На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно
знает с детства мальчик каждый,
Гагарин Юрий - космоса герой,
Ведь космонавтом не рождаются однажды,
Он может рядом быть с тобой или со мной.
И
вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетит...
Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,
Летите, дети, в небо, путь открыт!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.