Ипатьевский монастырь. Призыв на царствование Михаила Фёдоровича.
|
Внук: Слушайте, слушайте, в газете написано, что в Кострому Романовы приезжают! И пойдут в Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Внучка: Они, цари-то, ездят по всей России, вот и к нам заглянули. |
|
Дедушка: Ездить-то они ездят…, но в Кострому приезжают как в родовое гнездо. |
|
Бабушка: В народе говорят: «Ипатий – Колыбель дома Романовых».
|
|
Дедушка: (на распев) Романовы давно покровительствуют монастырю. Внук: Но почему именно Ипатий так почитается, самой царской семьёй? |
|
Дедушка: Именно на реке Кострома, на месте удесного явления Пресвятой Богородицы, где стоит Ипатьевский монастырь, началось правление дома Романовых. |
|
Бабушка: Здесь, у святой иконы Федоровской Богоматери испрашивал благословения, восходя на престол, первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович. Внучка: Ой, расскажите, расскажите… (Бабушка на свой лад, как бы с середины истории…) |
|
Бабушка: Дворянин Иван Васильевич Шестов, владел Костромской вотчиной. Федоровская икона – особо почитаемая святыня костромских дворян Шестовых. |
|
Он выдал замуж дочку-то свою, Ксению за Федора Романова, |
|
племянника самого Грозного. |
|
Она-то и стала матерью первого царя рода Романова – Михаила Федоровича. Род Михаила Федоровича продолжал почитать древнюю икону, считается, что она была создана апостолом Христа — Святым Лукой. Внук: Не понимаю, зачем знать про Михаила Романова? До него цари были и после. |
|
Дедушка: Знать про Михаила надо! Смута завершилась в России - как взошел на престол царь Михаил Федорович - первый из династии Романовых. Бабушка: А как не знать-то! Ведь превратимся в «Иванов – родства не помнящих», пришли ниоткуда и ушли в никуда. |
|
(начало рассказа) Дедушка: Все началось в смутное время… Царь Бориска опалу наложил на род Романовых. Внук: Почему, дедушка?... Дедушка: Да оне де, Романовы, по родству с царем - могли на трон претендовать! Ведь Федор Никитич Романов приходился племянником жене Иоана Грозного! |
|
А Борис-то постриг Федора Никитича под именем Филарета и сослал его в Сийский монастырь. |
|
Бабушка: А жену-то его Ксению Иоанновну Романову, ну та из наших, из Шестовских, постригли под именем Марфы и сослали в Толвуйский Заонежский погост, |
|
а малолетнего сыночка Михаила отправил на Белоозеро (причитает). |
|
Дедушка: Как только Борис скончался, малолетнего Михаила Романова, как невинно пострадавшего от Годуновых, Лжедмитрий, который первый, вернул в столицу и пожаловал в стольники. Внук: Зачем? Дедушка: Чтобы расположить русский народ к себе – новому царю. Бабушка: А отца Михаила, инока Филарета, поставили ростовским митрополитом, и матушке разрешили приехать к сыну в Москву. Внучка: А дальше-то, что было? Бабушка: А потом поляки пришли, и оказалась Марфа с сыном в плену в Московском Кремле (причитает). |
|
Дедушка: На Казанскую, в 1612 году ополчение Минина и Пожарского освободили юного Михаила с матерью инокинею Марфою из польского плена и они уехали, с глаз подальше, в свою приданную Костромскую вотчину — село Домнино. Внучка: Дак это в 70 верстах от Костромы. |
|
Бабушка: Марфа с сынком ездила по ближайшим монастырям, молясь о муже, который остался у поляков в плену. А чаще всего обращалась к Федоровской иконе Божией Матери.
|
|
Дедушка: Созвали на Земский собор представителей всех земель русских, всех сословий по 10 человек, для выбора царя. Долго спорили, шумели и остановились на малолетнем Михаиле Романове, ну лет ему было, как тебе сейчас. Внук: (недоумевает) А почему его выбрали? Дедушка: Был род Романовых, старинный, знатный, ничем себя не обесчестили, ни службой недругам, ни присягой самозванцам. Уважали люди отца молодого царя, будущего Московского митрополита Филарета. Бабушка: И в первое воскресенье Великого поста вся православная Москва присягнула новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу! |
|
Дедушка: Тут же к избранному царю были отправлены московские послы. Бабка: По-утру, 14 марта, переправились в Ипатиеву обитель, где укрывались мать с сыном. |
|
Дедушка: И вот, на подходе к Ипатьевскому монастырю московское посольство встретилось с крестным ходом, который шел из Успенского собора Костромы, неся чудотворную Федоровскую икону Пресвятой Богородицы. Внучка: Она главная святыня не только Костромы, но и царской семьи! Внук: (медленно доходит) Костромичи несли икону, с надеждой умолить согласиться на царствование Михаила? |
|
Дедушка: Объединились послы московские с крестным ходом, начали умолять инокиню Марфу отпустить и благословить Михаила взойти на трон. Уговаривали целых 9 часов!
|
|
Бабушка: Мать с сыном все не соглашались, они хорошо помнили, что стало с предыдущими царями. Да и им не сладко пришлось!
|
|
Дедушка: Только когда послы в отчаянии упомянули о Божьем гневе, который постигнет того, кто не хочет спасти государство от окончательной гибели, – тогда инокиня Марфа уступила. |
|
Бабушка: (падает на колени) Она упала ниц перед иконой «Федоровской» Богородицы и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» Внучка: Теперь я знаю, почему 14 марта чествуют «Федоровскую» икону Пресвятой Богородицы! Внук: Потому что в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых перед ликом пресвятой Божьей Матери Федоровской. |
|
Бабушка: С тех пор, династия Романовых считала монастырь своей фамильной святыней. Царственные потомки стали щедрыми покровителями к обители – колыбели своей династии. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. Дедушка: В царствование Михаила Фёдоровича, Русская земля поднялась с колен, оправилась от разорений Смутой и отстояла право называться Великой Русской Державой. Внучка: Как много я не знала об истории своей страны. Внук: Нам нужно знать собственную историю, ведь все мы из одной колыбели и имя ей - Россия! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.