Цели:
Подготовительная работа: Для проведения мероприятия выбирается жюри. Каждый класс выбирает команду из 4 человек с капитаном команды. Каждой команде дается домашнее задание:
Оформление: Презентация
ХОД ПРАЗДНИКА
Учитель:
Здравствуйте ребята!
Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.
22 апреля планета людей отмечает День Земли. Нет, это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.
День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира.
Близится 22 апреля. Ластится солнце к Земле, как и тысячи лет назад, оживляя её. Но какая всё же густая тень лежит на ней сейчас. Забыли, забыли мы о том, что каждый из нас – каждый человек и всё человечество – кормится от Земли. Плохо ей – и нам нехорошо.
Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты, оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.
Итак, начинаем. Вашему вниманию представляем небольшую инсценировку в двух действиях.
Действие I. Благоустроенная квартира жилого дома. Действующие лица:
Мама: Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова.
Папа: Да уж, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах всё время пишут, и по телевизору показывают. Надо её исправлять.
Ребёнок: Кто же такая, это экология, от которой у мамы болит голова, и что она такого сделала?
Ребёнок 2: Плохо себя вела или не убирала за собой? Громко кричала или капризничала?
Ребёнок 1: И если она такая плохая, зачем о ней пишут в газетах?
Ребёнок 2: Может, она похожа на домоправительницу Фрекен Бок, которую тоже показывали по телевизору и которую “низводил” Карлсон?
Ребёнок 1: И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Ребёнок 2: Давай, спросим у мамы с папой, что такое экология. Может, быть они скажут.
Ребёнок 1: Мам!
Ребёнок 2: Пап!
Ребёнок 1, 2: Что такое экология?
Мама: Это когда вокруг всё плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты – есть.
Ребёнок 1: Но тогда за что же наказывать эту таинственную экологию, в чём она виновата?
Мама: Экология ни в чём не виновата. Во всём, что случилось с природой, виноват человек.
Папа: Для того, чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, что же такое “экология”.
Мама: И я думаю, что в этом нам смогут помочь ребята из кружка “Юный эколог” . Идём скорей.
Действие II. Отряд экологов:
Капитан: Раз, два
Экологи: Три, четыре
Капитан: Три, четыре
Экологи: Раз, два
Капитан: Кто шагает дружно в ряд?
Экологи: Наш экологов отряд.
Капитан: Наш девиз
Экологи: “Словом и делом в защиту природы”.
Капитан: Мы слышали, вам нужна помощь?
Эколог 1: Мы всегда рады помочь.
Эколог 2: Вы хотели узнать, что такое экология? Так вот. Что же такое экология? Слово это нерусское, это такая наука, такая же, как физика или математика. И уже, поэтому она не может быть плохой или хорошей. Наука либо есть, либо её нет.
Эколог 3: Любая наука что-то изучает, помогает нам познавать то, что нас окружает. Что же изучает экология? Об этом говорит первая часть слова “эко” (или “ойкос”), что означает дом. Получается, что экология – наука о доме.
Мама: Домоводство какое-то?! Как печь пирожки, варить компоты, убирать в квартире и тушить зайцев в собственном соку.
Эколог 4: Вы правы. В чём – то она и впрямь похожа на домоводство, а в чём-то совершенно не похожа.
Капитан: В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковёр, выносить мусор каждый день.
Ребёнок 2: Но если природа – тоже наш дом, то получается, что и здесь уместны некоторые правила домоводства.
Эколог 1: Да, например, нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву.
Эколог 2: А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство.
Мама: Да-да. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках, можно прочитать только одно – как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу.
Эколог 3: Да, таких ужасов в книжках по экологии вы не найдёте, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живёт и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков закон природы).
Эколог 4: В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий.
Капитан: Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить?
Эколог 1: Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться.
Эколог 2: А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.
Учитель: Что такое экология.
Учащиеся: Экология – наука о доме.
Учитель: А наш дом – Земля, в котором мы живём, и не только мы одни. (клип «Живёт повсюду красота»).
А теперь мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Уважаемые натуралисты, сегодня вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.
Конкурс № 1. «Разминка» (Командам поочередно задаются вопросы, если команда не даёт правильного ответа, то ответить могут болельщики класса. Если и у болельщиков нет правильного ответа, то вопрос передаётся учащимся других классов. Ответы на все вопросы оцениваются в 1 балл)
Вопросы первой команде
Вопросы второй команде
Вопросы третьей команде
Вопросы четвёртой команде
Конкурс №2. «Устами младенца» (Учитель зачитывает детские высказывания о наиболее распространенных отходах. Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ, оценивается от 1-5 баллов). Детские высказывания:
Конкурс №3 «Конкурс капитанов» Узнай растение по описанию. (от 1- 3 баллов за правильный ответ)
Клип «Не рвите цветы»
Конкурс №4 «Защитники природы» А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует.
1) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домишки. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! Можно ли выгуливать собак и кошек в детской песочнице? (нет, нельзя, так дети могут заразиться глистами)
2) Ходим, ходим по лужку, собираем по цветку: красный, белый, синий цвет… Замечательный букет. Почему нельзя рвать цветы? (нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться)
3) Зайку серого найду, принесу его домой – будет этот зайка мой. Почему нельзя ловить диких зверей? ( нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут)
4) Завтра утром в лес пойдём и опята, и маслята, и груздочки соберём. Вот наелись мы, ребята! Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? ( можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов)
5) Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, как усами шевелит. Можно ли ловить насекомых? (нельзя, они являются пищей для животных)
6) Огонь траву с цветами вместе выжег, кусты спалил, в зелёный лес вошёл. Он, как испуганная стая белок рыжих, метался со ствола на ствол. Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
7) Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам – уборщицы? Газон никак не подмету, соблюдайте чистоту! Какой вред наносят обёртки, упаковки, бумажки растениям? (пластиковые обёртки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света – газон портится)
8) Колкую, зелёную срубили топором, из лесу душистая к нам приходит в дом. Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
9) Посадили деревце у себя во дворе, пусть растёт зелёное, лист резной, лист резной. Поливаем деревце часто, часто мы, чтоб оно со временем нам дало плоды. Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: берёзу, клён, акацию? Почему? ( они украшают окружающую среду, очищают воздух)
10) Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой! Почему нужно беречь воду? Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? ( пресной воды на земле очень мало, а морскую воду нельзя использовать ни в быту, ни в промышленности. Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой – 100 л в сутки)
11) Какой вред приносит дым из фабричных труб? ( кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы)
12) В глуши лесной, в глуши зелёной, всегда тенистой и сырой, в крутом овраге под горой бьёт из камней родник студёный. Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился? ( не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами)
13) О чём поют воробушки в последний день зимы? – Мы выжили! – Мы дожили! – Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам? ( кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм)
14) Разведу я на окошке и душистые горошки, и фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами! Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? ( растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии)
15) Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)
16) Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной? (птицы улетают с гнезда, птенцы погибают)
Учитель: Можно много ещё рассуждать, а не пора ли перейти к конкретным делам. И если хорошо подумать, это не так и сложно – конкретный вклад в заботу о Земле! А вы хотите жить в чистом городе? Что может сделать каждый из вас?
Дополните высказывания:
Учитель: Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит любить Родину. Так писал М.Пришвин.
Экологи:
1) Дерево, трава, цветы и птицы не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
2) Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живём.
Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зелёный луг.
3) Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе этот мир останется лишь в книжке.
4)Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся.
5) Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Учитель: Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все наши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.
Жюри подводят итоги
Учитель: А теперь слово предоставляется нашему жюри (жюри объявляет победителей). Наше мероприятие подошло к концу. Мы с вами очень интересно провели время, многое узнали. Расскажите об этом своим друзьям, знакомым, родственникам. Так пополнится наша семья людей, которым проблемы охраны природы небезразличны. До свидания, ребята, до новых встреч!
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.