Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
искусство +2
5 кл—11 кл
31.01.2018
Посвящается 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского и 155-летию К.А. Дебюсси. Для обучающихся 5 - 10 классов.
Цель: познакомить с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского, французского композитора К.А. Дебюсси.
Айвазовский и Дебюсси невероятно любили море, вдохновлялись морской природой, были покорены ее красотой и создали всемирно известные произведения о море. Море для Айвазовского полно непреодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение композитора, его целеустремленность.
Соавтор материала: Полякова Елена Николаевна, учитель музыки ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа-интернат"
внекл меропр2.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ»
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ»)
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРЯТИЯ
для 5-10 классов
по теме:
(посвящается 200летию со дня рождения И.К. Айвазовского и 155летию К.А. Дебюсси)
Подготовили и провели:
Учитель музыки: Полякова Е.Н.
Учитель изобразительного искусства: Устенко Л.А. г.Зерноград
2017г.
МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ (посвящается 200
летию со дня рождения И.К. Айвазовского и 155летию К.А. Дебюсси)
Цели:
Познакомить с творчеством художникамариниста И.К. Айвазовского, французского
композитора К.А. Дебюсси;
Ход мероприятия:
Стихотворение о море
Вольфгер Владислав Валериевич.
Море
Море бездонное, нежно манящее,
Тихий прибоя звон.
Чайки в небе натужно кричащие,
Пена, барашки волн.
Берег песчаный, влажный и трепетный,
Яркого солнца лучи.
Волны качаются с ритмами времени,
Вдаль унося корабли.
Те за луной уплывают просторами,
К пальмам из южных стран.
Эх, побродяжничать, сбросить оковы бы,
Душного города хлам.
Море бездонное, тихо манящее,
Нежный прибоя звон,
И корабли, в мираж уходящие,
Чаек надрывный стон.
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем,
слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно
пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью.
Ребята, вы догадались, чему будет посвящена наша встреча?
Тема нашего мероприятия: «Музыка моря в творчестве художников и
композиторов». Сегодня мы рассмотрим образ моря в живописи великого
русского художника Ивана Константиновича Айвазовского и в творчестве
французского композитора Клода Ашиля Дебюсси. Не случайно мы среди
большого количества художников и композиторов выбрали именно
Айвазовского и Дебюсси. Это год для них является юбилейным. В июле И.К. Айвазовскому исполнится 200 , а К.А. Дебюсси — 155 лет со дня
рождения.
Оба гения невероятно любили море, вдохновлялись морской природой,
были покорены ее красотой и создали всемирно известные произведения о
море. Море для Айвазовского полно непреодолимой, неукротимой силы и
этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог
подчеркнуть свободолюбивое настроение композитора,
его
целеустремленность.
Познакомимся поподробнее с каждым из них.
Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в
Феодосии. Этот город расположен в республике Крым, на берегу Черного
моря. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и
музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился
играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох,
первым обративший внимание на художественные способности мальчика,
дал ему и первые уроки мастерства, периодически дарил ему карандаши,
бумагу, краски.
Яков Христианович поспособствовал поступлению молодого дарования в
Симферопольскую гимназию. После ее окончния, в 1833 году Айвазовский
поступает в Петербургскую Академию художеств.
В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и
«Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль
в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за
картину «Штиль».
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд
пейзажей с крымскими городами. Часто сюда приезжают его друзья –
композиторы: А.Рубинштейн, Г. Венявский. Они собирались в его уютном
домике, на берегу моря, часто музицировали с художником, проводя ночи
у раскрытых окон гостиной или на балконах, любуясь видами моря.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии художеств в
Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое
искусство. В Риме, Вене, Неаполе, Венеции и других европейских городах
проходят успешные выставки его работ, за что Парижский Совет
Академий и награждает его золотой медалью.
Вернувшись в Россию Айвазовский получает звание академика, его
направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать
ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает
участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами.
Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал
"Чесменский бой". Чесменское сражение – один из самых важных эпизодов русскотурецкой
войны 17681774 гг. В течение ночи российские корабли смогли
«запереть» в Чесменской бухте и уничтожить большую часть турецкого
флота.
На переднем плане – силуэт флагмана русской флотилии. В глубине
Чесменской бухты – погибающие от взрывов турецкие корабли. Мы
видим, как они горят и тонут – разлетаются обломки мачт, бушует пламя
огня, озаряя темную ночь трагическим светом.
Турецкие моряки, чудом уцелевшие после взрыва, хватаются за обломки
деревянного корабля, пытаясь удержаться на воде, и взывают о помощи.
Поднимаясь вверх, сизый дым пожара смешивается с облаками. Смешение
стихии огня, воды и воздуха напоминает какойто адский фейерверк.
Сверху несколько отрешенно смотрит на все, что происходит, луна.
Несмотря на жестокость происходящего, картина «Чесменский бой»
производит мажорное впечатление. Видно, что сам живописец в процессе
создания полотна переживал чувство радостного волнения, упоения
блестящей победой, одержанной русскими моряками. Картина отличается
виртуозной техникой, мастерством и смелостью исполнения.
«Чесменский бой» И. К. Айвазовского относится к числу полотен,
прославляющих одну из самых славных страниц в истории российского
флота.
В 1850 году Айвазовский пишет одну из самых известных картин
"Девятый вал", в которой художнику удается показать всю жизненную
красоту могучей стихии моря.
Как вы понимаете это название «Девятый вал»?
Вал это высокая, большая волна. Есть первый, второй, третий, пятый ...
вал. С каждым разом волна всё выше и выше, всё сильнее и сильнее. И вот
возникает последний девятый вал самый могучий, самый опасный,
роковой.
Издавна среди моряков ходят легенды о гигантских волнах, возникающих
из ниоткуда. Неожиданно из океана вырастает стена воды высотой в
десятки метров, поглощает все на своем пути и исчезает. Ни один корабль
не способен устоять перед этой силой.
Художник изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца
освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый
обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Мы
можем представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие
терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные
средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии.
Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного
впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами
солнца. Картина написана самыми яркими красками палитры. художник
использовал широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и
лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в
воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным
гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но
прекрасной в своем грозном величии стихии.
Это полотно нашло широкий отклик в момент его появления и остается до
наших дней одним из самых популярных в русской живописи. В настоящее
время оно находится в Государственном Русском музее г.Санкт
Петербурга.
В 1881 ГОДУ АЙВАЗОВСКИЙ пишет одно из своих основных
произведений, полное величия и силы «Черное море»
На большом холсте вода и над ней небо. Но зрители подолгу, не
отрываясь смотрят на эту картину.
Перед нами – суровое, взволнованное, беспредельное море и небо над ним,
такое же бесконечное. Усиливается ветер, волны становятся больше, и на
гребнях уже появляются «барашки» пены.
Рождаясь гдето на горизонте, большие валы волн словно движутся на нас,
создавая особый, торжественный строй полотна. Художник восхищается
мощью морской стихии. Только крошечный силуэт рыбачьей лодки далеко
на горизонте напоминает нам о присутствии в этой стихии человека.
Полотно написано в строгой, сдержанной колористической гамме – здесь
преобладают зеленоватосерые и свинцовосерые оттенки. В центре
полотна цвет сгущается до черноты и напоминает о бездонных глубинах.
Это придает картине еще более возвышенное звучание.
Картина оказывает необычайно сильное эмоциональное воздействие. Она –
свидетельство того, что Айвазовский понимал и чувствовал не только
внешнюю красоту моря, но улавливал строгий ритм его дыхания и
восхищался потенциальной мощью.
Крамской писал про картину: "На ней нет ничего, кроме неба и воды, но
вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый,
бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых
грандиозных картин, какие я только знаю".
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый
живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ
немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью.
На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии,
проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников
Куинджи, Лагорио, Богаевский. Айвазовский был первым учителем своих внуков, впоследствии ставших художниками: Михаил Пелопидович Латри
(31 октября 1875 год, Одесса – 11 февраля 1941 год, Париж), Алексей
Васильевич (Вильгельмович) Ганзен (2 февраля 1876, Одесса — 19
октября 1937, Дубровник, Хорватия), Николай Константинович Арцеулов
(11 июня 1889 год, Одесса — 20 июня 1956 год, НьюЙорк, США),
Константин Константинович Арцеулов (17 (29) мая 1891, Ялта — 18
марта 1980, Москва)
Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, повествующий и последних
моментах жизни великого художника, в сопровождении стихов Тютчева.
И. К. Айвазовский умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте 82х лет.
Перед самой смертью он написал картину «Морской залив»; а в последний
день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая
осталась незаконченной.
В Русском музее города СанктПетербурга, где хранятся его картины, к
200летию со дня рождения, организована интерактивная выставка под
названием «Музыка моря». Зрителям представляется возможность
полюбоваться пейзажами известного художникамариниста в
сопровождении музыкальных произведений, посвященным образам моря.
Среди них больший акцент уделяется Дебюси так как 2017 год является
для него юбилейным. В этом году ему исполнится 155 лет со дня
рождения.
Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа
СенЖермен в семье скромного достатка его отец в прошлом был
морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий.
Мальчик с самого раннего детства проявлял интерес к музыке. Самыми
яркими впечатлениями из них были редкие посещения оперы. С девяти лет
Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. 1873 году он поступил в
Парижскую консерваторию.
В 1877 году его музыкальный
исполнительский талант был отмечен премией за исполнение сонаты
Шумана.
Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое
заграничное путешествие по Западной Европе по приглашению русской
меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, которая принадлежала в
течение многих лет к числу близких друзей П. И. Чайковского.
Эта первая поездка в Россию пробудила огромный интерес композитора к
русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни. (3 раз посещал
Россию)
Сильное влияние на стиль Дебюсси оказало творчество крупнейших
русских композиторов — Бородина, Балакирева, Мусоргского. Но самое большое впечатление произвели на Дебюсси блеск и живописность
оркестрового письма композитора Н.А. РимскогоКорсакова.
Оба композитора видели источник музыки в природе. «Музыка ближе
всего природе…», «Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии
ночи и дня, земли и неба — воссоздания атмосферы и ритма
величественного трепета природы», говорил Дебюсси.
Среди множества его произведений встречаются такие, которые уже
своим названием говорят о связи природы и музыки. Например: ноктюрны
«Облака», «Сирены», фортепианная пьеса «Лунный свет».
Крупнейшим и значительнейшим сочинением Дебюсси явилось «Море»
(1903—1905), носящее подзаголовок «Три симфонических эскиза».
Сочинению «Моря» предшествовал очень большой опыт наблюдений
Дебюсси. С детства Дебюсси часто совершал поездки к морю, и уже тогда
полюбил его. В дальнейшем эта любовь росла, стала исключительно
прочной и нежной. Он любовался Средиземным морем, восторгался
Атлантическим океаном и Ла Маншем на протяжении всей жизни и уже
будучи взрослым, стоя на прибрежной скале, восклицал: «Море — это все,
что есть наиболее музыкального...»
«Море» — является оркестровым сочинением Дебюсси, обозначенное
автором как «три симфонических эскиза». Термин, «три симфонических
эскиза», указывает на связь музыки с живописью, как это свойственно и
другим произведениям композитора. «Три эскиза» представляют собой
части единого целого и не могут исполняться по отдельности.
Первая картина этого произведения «Море от зари до полудня» передает
впечатление игры переливания красок воды и неба. Начинается она
неторопливо, но затем слышны перекликания деревянных инструментов, и
появляется движение морских волн. Движение ширится: море
переливается всеми красками в лучах восходящего солнца, волны
ускоряют свой бег.
Вторая картина, «Игра волн», напоминает движение танца, посвящена
изображению стихии движения. Преобладает радужное настроение,
подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В
последнем разделе на фоне неумолчного плеска волн появляются новые
мелодии.
В последней картине «Диалог ветра с морем» воплощение энергии
шумов разбушевавшейся стихии. Море показано совсем иным — бурным и
грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие
мрачное и тревожное настроение. Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития
материала. К. Дебюсси сосредоточил свое внимание на разнообразной игре
красок и форм изменчивой водной стихии, в чем проявилась
импрессионистическая сущность его искусства.
Первое исполнение произведения «Моря» состоялось 15 октября 1905
года, которое вызвало продолжительную и оживленную дискуссию по
поводу новых непривычных тенденций в музыке.
Музыкальный критик писал в своей рецензии, что в отличие от других
сочинений Дебюсси, поразительно близких к природе, «Море» походит
скорее на репродукцию. «Я не слышу, не вижу, не чувствую моря»,—
заявил критик.
Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы
природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму
ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной
звукописи. В своей музыке композитор задался целью выразить не только
взволнованное чувство человека, созерцающего величие природы, но и
воплотить три элемента шум моря, движение волн и изменчивые краски
морской воды,
„Море" — истинное чудо
импрессионистского искусства…»
отражающей небо.
Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся
творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой
мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера принесли
композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в
России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим
успехом.
Начало войны вызвало у Дебюсси подъем патриотических чувств. В
печатных высказываниях он подчеркнуто называет себя: «Клод
Дебюсси — французский музыкант». Целый ряд произведений этих лет
навеян патриотизмом. Своей главной задачей он считал воспевание
красоты в противовес ужасным деяниям войны, калечащим тела и души
людей, уничтожающим ценности культуры. Дебюсси был глубоко
подавлен войной. С 1915 года композитор тяжело болел, что также
отразилось на творчестве.
До последних дней жизни Дебюсси не прекращал своих творческих
поисков. Жизнь композитора трагически оборвалась 26 марта 1918 года во
время бомбардировки Парижа немцами.
Мы кратко познакомили вас с жизнью и творчеством великих людей: И.К.
Айвазовского и К.А. Дебюсси. Подводя итог нашего мероприятия, предлагаем вам узнать интересные
факты из жизни этих выдающихся людей.
А знаете ли вы?
1.
А знаете, ли вы, что картину «Прощание Пушкина с морем» Айвазовский
писал вместе с известным художником, фамилию которого вы определите
по его картинам. Кто этот художник? (Илья Репин). Как вы думаете, кто
из художников писал пейзаж, а кто портрет? (Айвазовский – море, Репин
– портрет).
2. А знаете, ли вы, что Дебюси обладал большим чувством юмора. В
юношеские годы Дебюсси увлекался творчеством композитора Вагнера.
Один из школьных товарищей Клода както сказал:
Удивительно, что при всей твоей преданной любви к Вагнеру ты не стал
его подражателем...
Ах, оставь, усмехнулся Дебюсси. Сколько раз тебе приходилось с
удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал
кудахтать...
3. Айвазовский обладал фотографической памятью. Он внимательно
рассматривал тот или иной ландшафт, после чего отправлялся в
мастерскую и брался за кисть. Мастер считал, что именно умение писать
по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего: скопировать
пейзаж могут многие, переосмыслить — единицы.
4. А знаете, ли вы, что Дебюсси никогда не купался в море. Он говорил:
«Оно слишком огромно, и я не стремилюсь переходить с морем «на ты».
5. Айвазовский создавал свои картины с фантастической скоростью. На
работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов,
самое большее – пара дней. Любопытно, что он никогда не возвращался к
законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их.
6. В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена. Некоторое
время рукопись считалась утерянной, затем была найдена. Где, по вашему
мнению, она была найдена?
в письменном столе жены композитора;
в квартире друга композитора;
в Домемузее композитора.
7. А знаете ли вы, что Айвазовский за свою жизнь написал огромное
количество картин. Выполните вычисления и определите, сколько картин
на счету мастера? (7835473231+877=6000) За свою жизнь художник
написал более 6 тысяч картин. Какого размера были его самая большая и самая маленькая картина?
Размер самого маленького полотна нам начертит и вырежет ……….— 10 x
7 сантиметров. Определим размер его самого большого полотна. В этом
нам помогут учащиеся:….. С помощью красной ленты отмерьте ширину –
429 см, а с помощью зеленой – высоту 282 см. Эту картину, которая
называется «Среди волн», художник написал в 1898 году, в возрасте 81
года. Эту картину Айвазовский писал 10 дней.
8. А знаете ли вы, что любимый девиз Дебюсси совпадает с девизом одного
из родов войск Российской армии. Предлагаем вам три варианта: Чем
громче крикнешь, тем дальше слышно! – девиз войск связи, Всё выше и
выше девиз летчиков и Дебюсси. Без права на ошибку – девиз саперов.
9. Когда Айвазовский находился в Венеции, то, из толпы зевак, к нему
подошел некий человек. Поначалу он просто восторгался искусством
мариниста, а затем предложил написать ему картину не за деньги, а за ….
Перед вами три варианта ответов. Что предложил незнакомец в качестве
платы за картину? Ботинки, краски, колбасу. Оказывается, у незнакомца
была своя колбасная фабрика, поэтому он посчитал такой бартер вполне
приемлемым. Художник был весьма удивлен подобным предложением,
однако с усмешкой на губах, согласился.
Вот сколько интересных фактов из жизни Айвазовского и Дебюсси вы
сегодня узнали.
Морская стихия величественна в своей красоте, поэтому многие поэты,
художники и композиторы посвящают ей свои произведения: пытаясь
передать словами штиль и бурю, ища в шуме волн аккорды неведомой
песни, которая созвучна их душе; находя то соотношение красок, которое
совпадает с возникшим образом морской стихии. Само по себе море
служит источником вдохновения, так как в нем видят многие из тех
качеств, о которых мечтают – страсть, силу, свободолюбие.
Тема моря актуальна и в наше время. Многие современные художники
пишут великолепные морские пейзажи: Юрий Ковалев «Море», 2012г.;
наш земляк Алексей Адамов «Чайки над Таганрогским заливом», 2010г.,
Рамиль Гаппасов серия картин «Регата», 2014г.
Композитором Зацепиным была написана песня: «Море, ты слышишь,
море», Юрием Антоновым «Море», Олегом Газмановым «Морячка»
и многие другие. Песня «Экипаж одна семья» стала гимном Военно
морского флота, автором которой является: Погорельский Юрий
Михайлович, композитор : Плешак Виктор Васильевич.
«Экипаж одна семья» 1 куплет: Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Маяки нужны и нужен нам локатор,
А ещё нам верные нужны ребята.
Припев: И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.
2 куплет: Нам для службы на море нужны походы,
И приветы из дому в далёких водах,
И чтоб не терять минут свободных даром
Нам, конечно, в кубрике нужна гитара.
3 куплет: Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина Россия.
Завершаем наше мероприятие, отрывком из произведения «Ода морю…»
современной поэтессы Веры Федориной:
О, море!.. О, прекрасная стихия!, не обузданная человеком...
Что может быть великолепнее в своем величии, нежности, игривости,
гармонии звука и красок!.. О, море я влюблена в тебя настолько,
насколько может любить человеческое сердце!..
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Внеклассное мероприятие на тему: "МУЗЫКА МОРЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.