Внеклассное мероприятие по химии
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие по химии

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
doc
химия +1
10 кл—11 кл +1
04.04.2017
Внеклассное мероприятие по химии
Предлагаю вашему вниманию переделку известной сказки "Про Федота стрельца"на химический лад. Мы со студентами показали её в рамках предметной недели. Прошла на "УРА!" Прочитайте и поймёте сами, что очень интересно. Это не пародия, но старшим классам понравилась. Спасибо за внимание!
химический вечер.doc
СЦЕНАРИЙ ХИМИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА  «СКАЗ ПРО ФЕДОТА­СТРЕЛЬЦА,  УДАЛОГО МОЛОДЦА"                 С занимательными опытами по химии. УЧЕБНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:  Формировать   химические   знания   учащихся   в   процессе   проведения викторины.  Организовать проведение занимательных опытов с целью формирования интересов учащихся к химии.  Развивать творческие способности учащихся, формируя их актерское мастерство.  Формировать   коллектив   учащихся   в   ходе   подготовки   важного общешкольного мероприятия  Осуществлять   эстетическое   воспитание   учеников,   создавая   яркое театральное представление. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ЦАРЬ – маленький шустрый старичок в великоватой для него мантии и короне слегка набекрень. ГЕНЕРАЛ  –  настроенный   патриотически,   лихой,   но   медленно соображающий военный герой в мундире с саблей. ФЕДОТ­СТРЕЛЕЦ  – простой русский парень, добрый, но немного ленив, в расшитой рубахе навыпуск. БАБА­ЯГА  –  знаменитая   колдунья   со   скверным   характером, великолепный   химик­практик,   не   придает   большого   значения   своему внешнему виду. МАРУСЯ  –  красавица   и   умница,   решает   все   проблемы   мужа   с помощью   грамотной   организации   химической   экспериментальной деятельности. МОЛОДЦЫ  –  безымянные   деятели   химической   науки,   готовые выполнить   любой   социальный   заказ   общества,   в   отглаженных белоснежных халатах. СКОМОРОХИ  –  вопросами, в русских костюмах с колокольчиками. веселят   публику   коварными   химическими ВЕДУЩИЙ поясняет зрителям, что же здесь происходит (можно и в микрофон за сценой). В правой части сцены – декорации царских палат, царский трон. Слева – жилище   Бабы­яги:   стол   с   химическими   реактивами   для   опытов, химическая посуда, все украшено ветками деревьев. Посередине сцены – дом Федота­стрельца. ВЕДУЩИЙ: Верьте, аль не верьте, а жил на белом свете Федот­стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, Ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, Ни в парше, ни в парче, а так, вообче Как­то дают ему приказ – чуть свет. Поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, А злобности в ём – агромадный объем. С генералом ведет речь, Как стрельца в тюрьму упечь. Мощные телохранители вносят на сцену Царя. Входит генерал. ЦАРЬ: Ты у нас такой дурак По субботам или как? Нешто я должон министру Объяснять любой пустяк? Чтоб худого про царя Не болтал народ зазря, Действуй строго по закону,  То бишь действуй… втихаря. Ну а я уж тут как тут –  Награжу тебя за труд: Кузнецам дано заданье –  Орден к завтрему скуют!.. ВЕДУЩИЙ: Целый день генерал ум в кулак собирал Все кумекал в поте лица –  Как избавиться от стрельца. Да в башке мысли от напряга скисли Вспомнил на досуге о старой подруге Бабе­яге – Костяной ноге. Схожу­ко я к ней, Она поумней!.. А та середь дубравы собирает травы, Варит всяческие отравы. Баба­яга   помешивает   стеклянной   палочкой   в   колбе,   взмучивая осевший   осадок,   затем   поджигает   горстку   дымного   пороха, наблюдается бурное выделение дыма. Порох готовят заранее. ОПЫТ: ПОЛУЧЕНИЕ ДЫМНОГО ПОРОХА Смешивают 7,5 массовых частей нитрата калия, 1 массовую часть серы,   1,5   части   древесного   угля.   Щепотку   смеси   растирают   и помещают на железную подставку. ЯГА: Ты чавой­то сам не свой, Не румяный, не живой!.. Али швед по Петербургом, Али турок под Москвой?.. Съешь осиновой коры –  И взбодришься до поры: Чай, не химия, какая, Чай, природные дары! ГЕНЕРАЛ: Полно, бабка!.. Я не хвор!.. Отойдем­ка за бугор!.. Расшугай ежей и белок,  Есть сурьезный разговор. Тут у нас один стрелец –  Шибко грамотный, стервец!.. Вот и вышло мне заданье Извести его вконец! Только как? Башку срубить –  Да молва начнет трубить!.. Не поможешь ли советом,  Как хитрей его сгубить? ЯГА: Колдуй, баба, колдуй, дед, Баба­Яга на зажженную спиртовку сбрасывает тонкую магниевую или чугунную пыль. Наблюдаются красивые искры. Трое сбоку – ваших нет, Туз бубновый, гроб сосновый, Про стрельца мне дай ответ! ОПЫТ: НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РАСТВОРА ЩЕЛОЧИ КИСЛОТОЙ В колбу с находящимся на дне каплями фенолфталеина Баба­яга приливает   прозрачный   раствор   щелочи.   Наблюдается   малиновое окрашивание   раствора.   Затем   приливает   в   эту   колбу   прозрачный раствор кислоты. Раствор обесцвечивается. Коль он так ретив и скор,  Что с царем вступает в спор, ­  Пусть он к завтрему добудет Из воды златой раствор. Баба­яга   отдает   генералу   колбу   с   полученным   прозрачным раствором. ГЕНЕРАЛ: Ай да бабка! Ай да спец! Вот и хлопотам конец! Хоть вынай ее из ступы – Да министром во дворец! За добро плачу добром: Хошь – куницей, хош – бобром, А не хошь – могу монетой Медью или серебром!.. ОПЫТ: ПРЕВРАЩЕНИЕ «МЕДНОЙ» МОНЕТКИ В «СЕРЕБРЯНУЮ» Зачищенную   «медную»   монетку,   например,   достоинством   в   50 копеек, Генерал щипцами опускает в раствор нитрата ртути. Через одну минуту наблюдается «посеребрение» монетки: она покрывается слоем ртути. Генерал пытается щипцами всучить монету Бабе­яге. ЯГА: Полно, голубь, не греши, Убери свои гроши, ­  Генерал убирает монету в полиэтиленовый мешок, завязывает его и убирает под стол. После вечера монету в вытяжном шкафу опускают в   колбу   с   азотной   кислотой   до   полного   растворения.   Полученный раствор утилизируют.  Я ведь энто не для денег, Я ведь энто для души. Будет новая беда –  Прямиком спеши сюда. Чай, и мы в лесу не звери, Чай, поможем завсегда!.. ВЕДУЩИЙ: Зовет царь стрельца, удалого молодца. Ишо не дал задание, а уж сердит заранее. ЦАРЬ: Раздобудь к утру раствор Из воды златой узор!.. Государственное дело, ­  Расшибись, а будь добер! ВЕДУЩИЙ: Пришел Федот домой, от горя немой. Выходит жена Маня к нему на свидание. МАРУСЯ: Не кручинься и не хнычь! Пусть лютует старый хнычь! Ну­ко встаньте предо мною,  Тит Кузьмич и Фрол Фомич! Хлопает в ладоши – появляются 2 молодца. Коли поняли приказ –  Выполняйте сей же час! МОЛОДЦЫ: Не извольте сумлеваться, Чай оно не в первый раз! ОПЫТ: ПРИГОТОВЛЕНИЕ «ЗОЛОТОГО РАСТВОРА» Молодцы   берут   каждый   по   биологической   пробирке,   в   одной   из которых 5 мл 1 М раствора нитрата или ацетата свинца (II), а в другой 10 мл 1 М раствора йодида калия. Каждый вливает содержимое своей пробирки   в   колбу,   желательно   на   1   л.   Наблюдается   образование желтого мелкокристаллического осадка. Затем в колбу добавляют 5 мл   концентрированной   уксусной   кислоты   и   500   мл   горячей дистиллированной  воды. Осадок при этом  полностью растворяется. При   медленном   охлаждении   колбы   наблюдают   образование   крупных золотистых кристаллов йодида свинца. Охлаждение приготовленного раствора длится не менее 15 минут. Поэтому еще одну колбу с раствором готовят заранее, к началу вечера. Пока идет представление, колба с приготовленным заранее раствором охлаждается.   Она   стоит   на   черном   картонном   ящике,   закрытым стеклом. В ящик помещается подсветка, например, настольная лампа. Один из молодцов ставит колбу для охлаждения рядом с колбой, где уже   выпадают   кристаллы.   Второй   включает   подсветку,     и   ученики некоторое   время   наблюдают   красивый   процесс   роста   кристаллов. Молодец передает раствор Марье, а та Федоту. ВЕДУЩИЙ: Наутро Федот у царских ворот. Пришел на прием и раствор при ем. ФЕДОТ: Ты вчерась просил раствор, ­ Ну дак я его припер. Все согласно договору –  Золотишко и колер. ВЕДУЩИЙ: Зовет царь генерала, штырь ему в забрало! ЦАРЬ: Ну а как народ в стране? Может ум и в глубине? Ты задай людям заданье –  Пусть подумают при мне. Выбегают два скомороха и задают зрителям химические загадки. За правильный ответ даются жетоны. 1. Какой   индикатор   используют   в   виде   слабительного   средства (фенолфталеин)? 2.  Какой металл одно время называли серебро из глины (алюминий)? 3. Какой металл получил название от греческого слова «цвет» (хром)? 4.  Название  какого  металла   является  ругательством   на языке  немецких металлургов (никель)? 5. Первый оружейный металл (медь). 6.  Какой  металл   назывался  в  древности  по  имени  ближайшей  к  солнцу планеты (ртуть)? 7. Первый искусственно синтезированный элемент (технеций) 8. Самый распространенный элемент во Вселенной (водород). 9. Какой химический элемент раньше открыли на Солнце, чем на Земле (гелий)? 10. Самый тугоплавкий металл (вольфрам).  11. Какое холодное «масло», будучи влито в холодную воду, делает ее горячей (купоросное масло)? 12.   Название   какого   элемента   носит   название   двух   млекопитающих животных (мышьяк)? 13. Как обуглить дерево без огня (концентрированной серной кислотой)? 14. Какая вода мутится от дыхания (известковая)? 15. Этот металл алхимики обозначили знаком Солнца (золото). 16. Как получить воду из огня (сжечь водород в кислороде)? ЦАРЬ: Ну, браток, каков итог? Обмишурился чуток? Видно, наш народ не хлипкий, А вот ты башкой усох. Ты мне, вашеблагородь, Брось горячку­то пороть! Ты придумай, как без сабли Нам Федота побороть! Ну, а будешь дураком – Не ищи вины ни в ком: Я тебе начищу рыло Лично этим кулаком!.. Телохранители царя надевают на кулак боксерскую перчатку. Царь грозит ею Генералу. ВЕДУЩИЙ: Зря генерал руки потирал: Не вышло с налета – погубить Федота. Опять у бедняги башка в напряге. Думал­думал, ничаво не надумал. Как ни крутись – без Яги не обойтись! Поперся опять в дубраву – искать на Федота управу. ЯГА: Ты чаво опять смурной? Что причиной, кто виной? Аль гишпанец гоношится, Аль хранцуз пошел войной? Вот из плесени кисель! Чай, не пробовал досель! Дак испей – и враз забудешь Про мирскую карусель! Баба­яга дает Генералу стакан, в который налит чай, Генерал, морщась, пьет. Он на вкус не так хорош, Но зато сымает дрожь, Будешь к завтрему здоровый, Если только не помрешь!.. Генерал поперхнулся, Яга участиво стучит его по спине. ГЕНЕРАЛ: Я опять насчет стрельца! Нет беде моей конца! Оттого я и хвораю, Оттого и спал с лица. До чего ж, подлец, хитер – Всем вокруг носы утер! Сколь ты тут не колдовала, А добыл он тот раствор! Хоть на вид он и простак, А башкой варит мастак, Так что впредь колдуй сурьезней, С чувством, так твою растак! ЯГА: Колдуй, баба, колдуй, дед, ОПЫТ «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА» На фарфоровую плитку насыпают горкой дихромат аммония. В   центре   горки   Баба­яга   делает   углубление,   куда   капает   каплю спирта. Заем зажигает вулкан горящей спичкой. Наблюдается яркое воспламенение дихромата с образованием искр и разбрасыванием в стороны зеленого оксида хрома. Трое сбоку – ваших нет, Туз бубновый, гроб сосновый, Про стрельца мне дай ответ! ВЕДУЩИЙ: Так!.. Эге!.. Угу!.. Ага!.. Вот что вызнала Яга: ЯГА: Пусть он сыщет вам яйцо,  Что само пройдет в кольцо, Да при этом не сломает Об него свое нутро! Обыщи весь белый свет –  Таковых в природе нет! Энто я тебе, голуба, Говорю, как краевед!.. ВЕДУЩИЙ: Зовет царь стрельца, удалого молодца. Не успел наш Федот утереть с рожи пот, А у царя­злодея – новая затея. В общем, жисть у Федьки – хуже горькой редьки!.. Пришел Федот домой, сопли – бахромой! Сел перед лучиной в обнимку с кручиной. Жена­красавица на шею бросается, А он сидит, плачет – горюет, значит!.. МАРУСЯ: Ты чаво глядишь сычом? Аль кручинишься о чем? Аль в солянке мало соли, Аль бифштекс недоперчен? ФЕДОТ: Да какой уж там обед! Царь замучил – спасу нет! Поутру опять придется Перед ним держать ответ! Этот царь лютей врага –  Снова шлет меня в бега: Отыщи, кричит, яйцо, Что само пройдет в кольцо. Да при этом не сломает Об него свое нутро. МАРУСЯ: Не кручинься и не хнычь! Есть печали и опричь! Ну­ко втаньте предо мною, Тит кУзьмич и Фро Фомич! Коли поняли приказ –  Выполняйте сей же час! МОЛОДЦЫ: Не извольте сумневаться –  Чай, оно не в первый раз!.. ОПЫТ ПРОХОЖДЕНИЕ ЯЙЦЧЕРЕЗ ГОРЛЫШКО КОЛБЫ Горло   колбы   заранее   смазывают   маслом.   Молодцы   наполняют колбу углекислым газом из аппарата Кипа и приливают туда насыщенный раствор   щелочи.   Гладко   очищенное   вареное   вкрутую   яйцо   кладут заостренной   частью   на   горлышко   колбы.   Происходит   поглощение   газа щелочью  с образованием разряженного  пространства.  Яйцо  постепенно втягивается в колбу. ВЕДУЩИЙ: Чуть свет Федот – у царевых ворот. Пришел на прием и яйцо при ем. Федот демонстрирует царю колбу с яйцом внутри. ВЕДУЩИЙ: Вызывает царь генерала – ажно прям из­под одеяла. Генерал в панике, понимает – зовут не на пряники! Царь на троне сидит, на весь мир сердит. ЦАРЬ: Сколь не бился ты, милок, ­ Не попал Федот в силок! Об тебе уже составлен Фицияльный некролог. Только надобно решить, Как первей тебя решить: Оглушить канделябром Аль подушкой задушить?.. ГЕНЕРАЛ: Оплошал я, государь! Вот те сабля, хочешь – вдарь! Только больше тем Федотом Мне мозги не скипидарь! Что дурак – не обессудь! У меня другая суть! Мне б куды­нибудь в атаку Аль на штурм куды­нибудь!.. Там собрался у ворот Энтот… как его… народ! Поспрошаю у народа Про научвенный я род… Выбегают скоморохи и задают химические вопросы зрителям: 1. Чем обусловлен приятный запах миндаля, вишневых, персиковых косточек (синильная кислота)? 2. Другое название рудничного (болотного) газа (метан). 3. Соли уксусной кислоты (ацетаты). 4. Оксид водорода (вода). 5. Реакция обмена между солью и водой (гидролиз). 6. Каков цвет лакмуса в кислой среде (красный)? 7. Почему азот назвали «азотом» (безжизненный, инертен)? 8. Какой процесс имеют ввиду, когда говорят о лужении посуды (покрывают оловом)? 9. Как можно растворить золото (в царской водке)? 10.   Почему   современным   оловянным   изделиям   не   грозит   оловянная   чума (добавляют висмут, сурьму, свинец)? 11. Почему сплавы вольфрама получают спеканием, а не сплавлением (очень высокая температура плавления ­3410С) 12.   Из   сплавов   каких   элементов   делают   лопасти   вертолетов   (алюминий, магний, кремний)? 13. Почему говорят, что азот – элемент, несущий в себе много противоречий (переводится с латыни как «безжизненный», но необходим для жизни всех организмов)? 14. Первый из семи металлов, известных человечеству в древности (медь). 15.   При   недостатке   этого   элемента   замедляется   рост   растений,   желтеют листья, плоды становятся менее сладкими (калий). 16. Что такое красная и желтая кровяные соли (гексацианоферраты железа 2 и 3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕДУЩИЙ: Молодец, честной народ, Вынь­ка рожи из бород! Чай, у нас не панихида, А совсем наоборот! Нам теперь не слезы лить –  Песни петь да меды пить!.. Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. Смысл сего произведенья, Я надеюсь, вам вдомек! До свиданья, все пусть в прок.

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии

Внеклассное мероприятие по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017