Внеклассное мероприятие по литературе «В тридевятом царстве, сказочном государстве» (4-5 класс)
Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
русская литература
4 кл—5 кл
31.10.2017
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов «В тридевятом царстве, сказочном государстве». Проводится в форме сказочной лингвистической экспедиции. В разработке представлены шуточные задания на знание сказок, сказочных героев, лингвистические задания со сказочной лексикой. Игра поможет в развитии памяти, воображения, речи учащихся.
сценарий мероприятия. 5 кл.docx
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 45 класса.
Сказочная лингвистическая экспедиция
«В тридевятом царстве, сказочном государстве».
Цели мероприятия:
формирование у обучающихся познавательного интереса к народному творчеству,
литературе;
развитие познавательных процессов (памяти, воображения, внимания, речи);
развитие умения работать в группах
Ход мероприятия.
Учительглавный сказочник:
Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну Тридевятое царство,
сказочное государство. Немало препятствий встретим мы на пути, но смекалка и
находчивость помогут нам.
Команды «ДОБРЫ молодцы» и «КРАСНЫ девицы».
Знаете ли вы, какой магической силой обладает сказочное число 3?
В нашей экспедиции будет три этапа.
Проверим, хорошо ли вы подготовлены к путешествию!
1 этап: Разминка.
Шуточные вопросы.
1. Кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору?
2. Сколько лет Кащею Бессмертному?
3. Какого роста был мальчикспальчик?
4. Из какого металла был сделан стойкий оловянный солдатик?
5. Кто сидел на златом крыльце?
6. У кого длинная коса?
7. У кого был румяный бок?
8. Сколько разбойников противостояло АлиБабе?
9. Какого цвета шапочку носила Красная Шапочка?
10. Из чего была сделана Снегурочка?
11. Какую обувь носил кот в сапогах?
12. Кем приходился попу Балда?
Поменяй одну букву.
«Кепка», «Кособок», «Золотая рубка», «Ивансолдатский сон», «Царь
певица», «Медведь лиловая нога», «Шарптица», «Кот и киса», «Полк и семеро
козлят»
Восстанови пословицу.
Для 1 команды.
Сказка, а, песня, красна, складом, ладом. (Красна сказка складом, а песня ладом.) Для 2 команды.
Послушать, сказка, складка, сладко. (Сказка складка, послушать сладко.)
Телеграммы. Кто прислал эту телеграмму?
Нашёл сапогискороходы, скоро прибуду домой.
Бабушка и дедушка, спасите! За мной гонится лиса!
Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!
Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!
Купил семена, приезжай тянуть.
Хвост нашли, грустить перестал.
Помни: всё исчезнет после 12 ночи.
Ушёл от зайца, волка, медведя.
Купила самовар. Приглашаю к чаю.
В гости не прилечу, Мотор забарахлил.
Спасибо, ласточка, за чудесное спасение.
2 этап: Сказочная лексика
1 Задание: в приведённых отрывках подчеркните выражения, которые обычно
встречаются в сказках, объясните, что они означают.
Привели Иванацаревича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили
его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон – и сделался таким красавцем,
что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Ехали по долам, по горам, по зелёным лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу
стоит избушка на курьих ножках, когда надо – повёртывается.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается – приехал он в царство змеиное, убил царязмея, освободил прекрасную
королевну и женился на ней, стал с молодою женою житьпоживать да добра
наживать.
Вышли они за город, разостлали ковёрсамолёт, сели и поднялись выше облака
ходячего; летелилетели и спустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых
коней покинули.
2 Задание: В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь не употребляются или
употребляются очень редко, объясните, как вы их понимаете.
Ведать, посулить (награду), дол (по горам, по долам), грош, промеж(себя)
3 Задание: Объясните значение выделенных слов в предложениях.
Не стали старик со старухой удерживать да отговаривать. СНАРЯДИЛИ они всех
троих сыновей в путьдорогу.
4 Задание: Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить
значение выделенных сочетаний
Воротился Иванцаревич в свои
палаты не весел, НИЖЕ ПЛЕЧ
БУЙНУ ГОЛОВУ ПОВЕСИЛ.
Всех выше, всех лучше царевна Царевичи принялись ссориться, да
Что, хозяин, кручинишься, а мне правды
не сказываешь? золотого царства такая краса,
что НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ
ПЕРОМ
ОПИСАТЬ
царевнакрасавица тотчас остановила их
5 Задание: В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда
прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями(эпитетами).
Например, ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ, КРАСНАЯ ДЕВИЦА, ПОЛЕ ЧИСТОЕ.
Найдите постоянные эпитеты в предложениях, подчеркните их волнистой линией.
А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные
стороны.
Взяла Василиса Премудрая Иванацаревича за руки и повела за столы дубовые, за
скатерти узорчатые.
Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые
лебеди.
Вышел Иванцаревич к синему морю и видит: на берегу, на жёлтом песке, лежит
издыхает щука рыба.
6 Задание: В сказках часто встречаются характерные для них повторы: ПУТЬДОРОГА,
ЖДАТЬПОЖДАТЬ. Найдите такие повторы в предложениях, определите, какой частью
речи они являются.
Разнеслась вдруг в том царствегосударстве дурная весть…
Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжёлые,
взяли котомки с хлебомсолью, сели на добрых коней и поехали.
Выезжает чудоюдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все
двенадцать огнём – пламенем пышут.
Плохо пришлось Ивану: чудоюдо свистом его оглушает, огнём его жжётпалит,
искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.
Поутру рано Иван встал, начал одеватьсяобуваться.
Захотят братья полежатьотдохнуть – тутто их и спалит огнём.
7 Задание: К словам, выделенным в левом столбике, найдите синонимы в правом столбике.
Кваква, Иванцаревич, говорит лягушка
квакушка, что ты так запечалился?
Или услышал от своего отца слово
неласковое?
Не тужи, Иванцаревич!
Ложись лучше спать – почивать: утро вечера
мудренее!
Кваква, Иванцаревич, говорит
квакушка, почему так печалишься?
Иль услышал от отца своего слово
недоброе?
Не горюй, Иванцаревич! Ложиська да спи:
утро вечера мудренее.
8 Задание: Найдите в предложениях антонимы.
Долго ли, коротко ли ехали – увидели яблоньку. Много ли мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.
3 этап. Знаешь ли ты сказки.
Отгадай сказку.
Для 1 команды. «Шаам и двеемьд». «Шокупет лозойто бекошерг». «Метреко»
Для 2 команды. «Рецаавняглушак». «ИваксКаруб». «Вочмокайдю».
Подумаем над сказкой.
Ответь: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова
мораль или вывод из сказки.
Для 1 команды. «Колобок». (7 героев, «Я, колобок, колобок по амбару метён, по
сусекам скребён...», Не надо забывать об осторожности с хитрецами.)
Для 2 команды. «Репка». (7 героев, «Бабка за дедку, дедка за репку, тянутпотянут
вытянуть не могут», Дружно не грузно, а врозь хоть брось.)
«Чёрный ящик».
1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить
страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла).
2. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье мудрую
жену, которая была заколдована. (Стрела).
3. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы
угодить своенравной принцессе мачехе с её дочкой. (Подснежники).
4. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. (Мочалка).
5. Ктото за когото ухватился цепко.
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка).
6. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького
зверька. Они успокоились тогда, когда получили взамен такой же предмет, но
другого цвета. (Яйцо).
Подведение итогов.
Внеклассное мероприятие по литературе «В тридевятом царстве, сказочном государстве» (4-5 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе «В тридевятом царстве, сказочном государстве» (4-5 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе «В тридевятом царстве, сказочном государстве» (4-5 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе «В тридевятом царстве, сказочном государстве» (4-5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.