Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В мире басен И.А. Крылова»
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В мире басен И.А. Крылова»

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
чтение
3 кл
03.11.2019
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В мире басен И.А. Крылова»
Конспект мероприятия.docx

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

«В мире басен И.А. Крылова»

    Параллель 3 классов МБОУ «СОШ №103» города Воронежа

Балнова Е.М., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №103» города Воронежа

 

Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

 - расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова.
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы.
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Форма внеклассного мероприятияигра.

Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 3 класс.

Средства наглядности и оборудование:
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозапись басни.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова

- Иллюстрации к басням

- Выставка книг И.А.Крылова.

 

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Мне хочется начать наше мероприятие с таких строк:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

(Отрывок из басни «Лисица и виноград» читает ученица 3 класса)

 

- Ребята, кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов)

- Правильно. Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Посмотрите на доску (ВОЛЫРК НАВИ) именно так сначала подписывал свои работы ни кому неизвестный Иван Андреевич. И сегодня мы с вами отмечаем 250-летие со дня рождения этого великого баснописца. Мы окунемся в мир его прекрасных басен. Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?

 

Дети: Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

 

Дети: Дедушка Крылов,  так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками т пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить.

 

- Ребята, вы знакомились на уроках литературного чтения с творчеством И.А. Крылова. Совместными усилиями ученики 3 А класса создали интересный, познавательный альбом о жизни и творчестве И.А. Крылова, куда поместили интересные факты из жизни баснописца, тексты его басен и иллюстрации к ним. Каждый желающий может посмотреть этот альбом. И сегодня мы проведем внеклассное мероприятие в форме игры – викторины по басням И.Крылова. Мы разделились на 4 команды по классам. Сейчас каждая команда хором скажет, как она называется…

 

- Вспомним правила работы в группе.

- Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем. Итак, смелее в путь!

 

 

II.Повторение литературоведческих терминов.

- Что такое басня? (Басня -  это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический (иносказательный) смысл. Главными героями басни являются животные, растения, люди.

- Каковы же особенности басен?

Дети: интересный короткий занимательный сюжет;мало описаний;много диалогов;героев обычно несколько;главный герой выражает основную идею;героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;басни обычно пишутся в стихотворной форме;используется прием иносказание;в начале или в конце сформулирован вывод-мораль (мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора); высмеиваются человеческие пороки.

- Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? (Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство)

 

III. Викторина по басням И.А. Крылова

 

1 задание: «Крылатые выражения».

- Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». Почему? (Ответ на этот вопрос дадут наши ребята)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

 

- Так писал о Крылове М.Исаковский, а вы согласны со словами поэта? Почему мы говорим, что слова из басен Крылова стали “крылатыми выражениями”?

- Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.

 

- А сейчас 1 конкурсное задание. Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами” и вы объясняете их смысл:

(задание оценивается в 2 балла)

      А Васька слушает да ест.

      Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

      А воз и ныне там.    

      Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться?

 

2 задание: «Половинки». (задание оценивается в 2 балла)

Соедините половинки и вы сможете прочитать названия животных.

3 задание “Загадочные животные”. (задание оценивается в 2 балла)

1) Каждой команде предстоит разгадать, названия каких животных “спрятались” здесь. (Муравей, Мартышка, Ворона, Соловей, Стрекоза, Кукушка, Лисица)

2) Какими чертами характера наделил И.А.Крылов своих героев? 

 

4 задание: «Герои басен». (задание оценивается в 1 балл)

Отгадайте, о каком герое басни идет речь?

…Лето красное пропела, оглянуться не успела… (Стрекоза)

…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…(Мартышка)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать… (Волк)

И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, щука и рак)

 

5 задание: «Подбери пару». (задание оценивается в 2 балла)

- Помогите герою басни найти свою пару.

(Чиж - Голубь, Моська – Слон, Повар – Кот, Ворона – Лисица, Ягненок – Волк, Кукушка – Петух. Муравей – Стрекоза, Мартышка – Медведь)

 

6 задание: «Герои говорят» (задание оценивается в 1 балл)

 - Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?

-Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье моё

С песком и илом? (Волк, «Волк и Ягненок»)

 

-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица… (Лисица, «Ворона и Лисица»)

 

- Все про очки лишь мне налгали;

   А проку нá волос нет в них…(Мартышка, «Мартышка и очки»)

 

- Кумушка, мне странно это:

   Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

 

7 задание: «Иллюстрации к басням» (задание оценивается в 1 балл)

- Угадайте, к каким басням сделаны следующие иллюстрации

(«Квартет», «Волк на псарне», «Слон и Моська», «Осёл и Соловей»)

 

Физкультминутка.    

- Итак, мы вспомнили героев басен и.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок, Соловей, Осёл, Свинья.

 

8 задание: «Соберите пазл» (задание оценивается в 2 балла)

Вам предлагаются разрезные картинки. Соберите пазл и получите сцену из басни И.А. Крылова. Отгадайте название басни. (Слон и Моська, «Ворона и Лисица»)

 

- Молодцы!

9 задание: «Из какой басни этот предмет?» (задание оценивается в 2 балла)

 

Сыр – «Ворона и лисица»

Воз – «Лебедь, щука и рак»

Скрипка – «Квартет»

Очки – «Мартышка и очки»

Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

Виноград – Лисица и виноград»

Ларчик – «Ларчик»

Желудь - «Свинья под дубом»

Западн - «Чиж и голубь»

Куриная ножка - «Кот и повар»

 

10 задание: «Узнай басню» (задание оценивается в 2 балла)

1. Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

   От радости в зобу дыханье сперло, -

   И на приветливы Лисицыны слова

   Ворона каркнула во все воронье горло:

   Сыр выпал – с ним была плутовка такова. («Ворона и лисица»)

 

2. «Эх, эх! – ей Моська отвечает. –

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)

 

3. Но что же, возвратясь, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

«Ах ты, обжора! Ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет. («Кот и повар»)

 

4. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». (Квартет»)

 

 

 

 

 

 

 

11 задание: «Фразы из басен» (задание оценивается в 2 балла)

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

 

А ларчик

Чтоб музыкантом быть

Знать, она сильна

Оглянуться не успела

Хоть видит око

Чем кумушек считать трудиться

А Васька слушает

А вы, друзья, как ни садитесь

Когда в товарищах согласья нет

Ты виноват уж тем

Сыр выпал

что лает на слона

просто открывался

так надобно уменье

да зуб неймёт

что хочется мне кушать

всё в музыканты не годитесь

не лучше ль на себя кумаоборотиться

да ест

с ним была плутовка такова

на лад их дело не пойдет

как зима катит в глаза

 

12 задание:  «Знатоки басен И.А.Крылова» (задание оценивается в 2 балла)

Проверка знания текста басни “Мартышка и очки”.

- Каждая команда получает тексты басни “Мартышка и очки”, часть слов пропущена и задача учеников – восстановить текст басни.

Басня Мартышка и Очки

Мартышка к ____________ слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести __________.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к _______ их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их ___________, то их полижет;
Очки _______________ никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне _______________;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с ______________ и с печали
О камень так хватила их,
Что только_______________ засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — __________не зная ей,
___________про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

- Молодцы, ребята!

 

IV. Инсценирование басен И.А.Крылова (13 задание)

- Сейчас нам предстоит посмотреть отчет творческих групп. Вы готовили инсценирование басен по своему выбору.

V. Память благодарных читателей.

Памятник И.А.Крылову в Санкт-Петербурге. 

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

 

Памятник И.А.Крылову в Москве. 

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.

Баснописец сидит в окружении героев своих произведений: “Слон и моська”, “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Мартышка и очки” и многие другие.

 

VI. Подведение итогов урока.

– Чему учат нас басни И.А.Крылова?
Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- С того дня, когда Крылов писал басни, прошло 250 лет, а они живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.

Слово жюри, подведение итогов.

Объявление результатов соревнования между командами.

Оценивание актеров.


 

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В мире басен

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В мире басен

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать

II .Повторение литературоведческих терминов

II .Повторение литературоведческих терминов

Загадочные животные”. (задание оценивается в 2 балла) 1)

Загадочные животные”. (задание оценивается в 2 балла) 1)

Из какой басни этот предмет?» (задание оценивается в 2 балла)

Из какой басни этот предмет?» (задание оценивается в 2 балла)

Фразы из басен» (задание оценивается в 2 балла)

Фразы из басен» (задание оценивается в 2 балла)

V. Память благодарных читателей

V. Память благодарных читателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019