Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.02.2017
Цели данного мероприятия: знакомство с Радищевским музеем, привитие любви к прекрасному, к своей малой Родине. Это заочная экскурсия в Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева, где мы можем прикоснуться к великому Искусству. Музей принадлежит к числу самых крупных и старейших в стране. Поток посетителей здесь не иссякает никогда. Ежегодно музей посещают более ста восьмидесяти тысяч человек.
Музей им. Радищева.docx
Внеклассное мероприятие.
Я поведу тебя в музей
(посвящается Саратовскому музею
имени А. Н. Радищева)
Автор:
Фоломкина Наталья Борисовна
преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Балашовское медицинское училище»
Аркадакский филиал
2017г. Цели мероприятия: знакомство с Радищевским музеем, привитие любви к
прекрасному, к своей малой Родине.
Аудитория: студенты 02 курсов.
Вед.1
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
Я поведу тебя в музей!
сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идем
И входим наконец
В большой красивый красный дом,
Похожий на дворец.
Из зала в зал переходя,
Здесь движется народ.
Вся история великой культуры
Передо мной встает.
Вед.2
Вед.3
Вед. 1
Вед.2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Добрый день дорогие гости! Сейчас мы совершим заочную экскурсию в Саратовский
государственный музей им. А.Н. Радищева, занимающий в истории русской культуры
особое место.
Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу самых
крупных и старейших в стране.
Если вы попадете в этот музей, то вероятно, заинтересуетесь прежде всего историей
его создания. Вам сообщат, что он, как первый, общедоступный, провинциальный
музей в России опередил своим рождением даже столичные музеи: на семь лет
Третьяковку и на тридцать лет – Русский музей.
Основателем музея был известный художник – пейзажист, профессор Академии
художеств Алексей Боголюбов, внук великого революционера Александра
Николаевича Радищева.
Чем было вызвано намерение А. П. Боголюбова основать Радищевский музей именно
в Саратове? Ведь сам он, кажется, никак не был связан с этим городом. Боголюбов
родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье военного. Однако на
склоне лет, подводя итог прожитому, он напишет в своих „Записках моряка
художника": «По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева».
Мать Боголюбова, Фекла Александровна, была дочерью А.Н.Радищева. С детства она
воспитала в своих сыновьях уважение к памяти их знаменитого деда. Это высокое
чувство фамильной гордости Боголюбов сохранил на всю жизнь.
Семейные предания называли Саратов родиной А. Н.Радищева. Это убеждение
разделял и А. П. Боголюбов, считавший, что будущий писатель родился и провел
первые годы в Саратовской губернии. Здесь находилось родовое имение Верхнее
Аблязово. Во второй половине XIX века оно принадлежало потомкам А. Н. Радищева.
Боголюбов не раз бывал в Аблязове, путешествуя по Волге в 1860е годы или
приезжая в Саратов в связи с хлопотами по устройству музея, строительству здания и
организации экспозиции.
В феврале 1875 года по Саратову пронесся загадочный слух: будто, некий Боголюбов
собирается открыть здесь Радищевский музей.
2 Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 1
Но постепенно все забылось, и еще почти три года незаметно пронеслись над
головами Саратовских обывателей.
В декабре 1877 года слух этот возник вновь, он ширился, привлекая к себе внимание
местной прессы, и, наконец, стал несомненным: известный пейзажист, профессор
живописи Петербургской академии художеств Алексей Петрович Боголюбов
действительно предполагает завещать свое собрание картин и редкостей Саратову с
тем, чтобы город предоставил для будущего музея "постоянное, прочное и удобное
помещение".
Правда, сама эта идея не была нова для России. Уже в 1860х годах появилось
несколько открытых для обозрения частных коллекций, например, замечательная
галерея русской живописи В.А. Кокорева в Москве, но они поддерживались
инициативой и деньгами владельцев. С 1852 года считался общедоступным Эрмитаж,
но ведь он был императорским. Да и вход в него, по свидетельству "Санкт
Петербургских ведомостей", был доступен не массе, а только немногим из немногих.
В 1862 году открылся Румянцевский музей. Да ведь, то Москва!
А тут — Саратов. Город с населением в сто двадцать тысяч человек не имел
освещения, водопровод действовал только в центре, не было приличной больницы,
маленький деревянный театр вмещал лишь часть желающих, нужны были мостовые,
бани, да мало ли что еще... Суховеи, неурожаи, падеж скота — на все нужны деньги, а
карман городской казны и так слишком тощ. Музей не сулил городу никаких доходов,
а выложить на него надо круглую сумму, и потом нужны будут средства — на
содержание здания, штата служителей, а там и рисовальной школы. Не будет ли музей
в Саратове выглядеть "как щегольская шляпа на человеке, платье которого —
простое, жалкое рубище? " — думала образованная часть городских деятелей.
"Зачем он нужен вообще? " — рассуждали купцы и промышленники. Хотя, с другой
стороны, — дают даром, цена подарка, говорят, поболее ста тысяч рублей. Грех
отказываться.
Двухлетние раздумья были прерваны ультиматумом потерявшего терпение
Боголюбова, который пригрозил передать коллекцию другому городу, хотя бы Пензе,
на землях которой тоже были поместья А.Н. Радищева. Угроза эта возымела
действия. Дело сдвинулось с мертвой точки.
Специальное здание для музея решено было строить в конце 1882 года на средства
города. Место постройки – Театральная площадь. Из городской казны нужно было
выделить около ста тысяч рублей.
Два года продолжалось строительство, которым руководил губернский архитектор
А.М. Салько
И вот он, наконец, этот день, 29 июня 1885 года.
Давайте вообразим этот солнечный летний день. В 12 часов дня, в самом большом
зале, на втором этаже собралась приглашенная публика.
А.П. Боголюбов – во фраке с орденскими ленточками, стройный и как будто
помолодевший, заметно волнуясь, произнес речь: «Вы поняли мою мысль, вы дали
средства завершить ее, а потому дело мое и ваше составляет наше общее дело….»
30 июня 1885 года был днем бесплатного посещения «для народа». Первый хранитель
музея А.П. Кунец вспоминал: « К десяти часам утра к музею собралась огромная
толпа народа в несколько тысяч, одновременный доступ которой не мог быть
дозволен по невозможности вместить ее в здание музея. Впускалось за раз 500 600
человек, но всем желающим войти в музей в этот день не удалось его осмотреть.
Всего до двух часов дня в музее перебывало 2700 посетителей.
Вед. 2
На непривычно голой площади кажущееся особенно массивным здание музея. Толпа
3
Вед. 2
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 1 народа у дверей – мужики в лаптях, с окладистыми бородами, купчихи и купцы,
чиновники и мещане, будто оглядываются на нас из столетнего далека. Можно смело
утверждать, что большая часть этих людей пришла в музей впервые в жизни.
Вед. 3
Вед. 2
Вед. 1
Дело, начатое А.П. Боголюбовым, обладало, видимо, такой силой нравственного
примера, что втягивало в свою орбиту и людей далеких от искусства. Они старались
помочь, чем могли – дарили деньги, мелкие драгоценности. Ближайший друг А.П.
Боголюбова – Е.Ф. Шивр, жившая во Франции, завещала Радищевскому музею
большую часть своего состояния – около 300 000 франков.
Крупные и ценные по качеству пополнения случались не часто. И, как правило, к ним
имел отношения сам основатель музея. Либо это были подношения его друзей (Ф.А.
Бронников подарил музею более сотни своих живописных работ), либо экспонаты,
выданные, благодаря его хлопотам, из царских собраний (в 1887 году от Александра
III поступило около 500 различных предметов, в том числе 7 картин). По завещанию
А.П. Боголюбова в 1897 году в музей перешло около 400 экспонатов, среди которых
находилось более девяноста картин самого художника и тридцать картин других
мастеров, в том числе такие шедевры, как «Русская деревня» В.Д. Полякова,
«Портрет Нади Репиной» И.Е. Репина. Около 200 произведений, в том числе десять
картин поступили по завещанию Н.П. Боголюбова – брата А.П. Боголюбова в 1899
году. На этом, в основном, и закончилось формирование коллекции музея до
революции.
Новые пополнения собрания начались в первые годы советской власти. Из бывших
поместий в музей начали стекаться сотни произведений искусства: замечательные
полотна мастеров конца XIX начала XX века – А.Я. Головина, П.П. Кончаловского,
Н.П. Крылова, П.В. Кузнецова, работы художников XVIII первой половины XIX века
И.Б. Лампи, Ф.М. Матвеева, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова,
А.К. Саврасова, поступившие в 1920 году из Государственного музейного фонда,
заполнили явные пробелы в составе коллекции.
Имя каждого дарителя, независимо от количества и качества подношения, начиная
от императора Александра III и кончая простым крестьянином, было крупными
красивыми буквами вписано на страницы инвентарной книги.
Давайте зайдем в залы музея. Поднимемся по узорной чугунной лестнице и
попытаемся представить залы, украшенные лепниной и росписью. В несколько рядов
по стенам теснятся большие и маленькие картины, акварели, гравюры, фотографии. А
рядом – стекло и фарфор, мебель и серебро, скульптуры и другие редкости.
Уже первые посетители видели экспонаты, которыми и сегодня гордится музей:
картины и этюды А.А. Иванова, Ф.А. Васильева, работы Ф. Депорта и Ф. Буше, К. А.
4
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2 Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Монтичелли и, конечно, многочисленные произведения самого А.П. Боголюбова. К
концу 1885 года в музейной коллекции насчитывалось 3979 предметов. Собрание же
А.П. Боголюбова (включая книги) исчислялось 1300 произведениями. Из них только
207 картин и 306 акварелей и рисунков. Остальное – гравюры, альбомы,
разнообразные предметы прикладного искусства.
Мы переходим в новый зал,
И громко в тишине:
«Смотри, Светлана,
я сказал,
Картина на стене!
И на картине – той портрет,
В котором все мы узнаем
Знаменитого нашего земляка
Александра Николаевича Радищева.
Внимательно задумчивые, как бы проникающие в вашу душу, глаза, высокий лоб,
благородная седина еще не старого человека.
При первом взгляде можно подумать, что на портрете изображен вельможа
екатериновских времен. Но если присмотреться….Нет, это не вельможа. Скорее, это
мыслитель. Впрочем, почему « скорее?» Перед нами действительно мыслитель –
Александр Николаевич Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в
Москву».
Это единственный прижизненный живописный портрет писателя, принадлежащий
кисти неизвестного художника, является главным экспонатом «уголка» Радищева.
Музей обладает также уникальным портретом первой жены А.Н. Радищева – Анны
Васильевны, урожденной Рубановской. Тонкий по живописному мастерству и
передаче настроения портрет сохранил облик этой женщины, неожиданную смерть
которой в 1783 году сильно переживал Радищев. Автор портрета неизвестен.
В небольшой витрине хранятся экземпляры книги «Путешествие из Петербурга в
Москву». Трудно назвать другое литературное произведение, судьба которого была
столь тяжкой и длинной.
Находим мы в «уголке» и портрет Алексея Петровича Боголюбова, человека,
которому Саратовский художественный музей обязан своим рождением.
Биография А.П.Боголюбова, которую он рассказал в своих „Записках моряка
художника", богата событиями: офицерская служба и пребывание в Академии
художеств, встречи с К. П. Брюлловым и А. А. Ивановым, учеба в Италии, в
Дюссельдорфе у А. Ахенбаха, у мастеров французского пейзажа, знакомство с Ж.
Энгром и Деларошем, дружба с К. Коро, Ш.Добиньи, И. С. Тургеневым, работа над
пейзажами в России и за границей, забота о молодых русских художниках во Франции
и участие в делах Товарищества передвижников, наконец, основание Радищевского
музея в Саратове. За видимой разноголосицей фактов встает человеческий и
творческий облик Боголюбова, патриота и просветителя по натуре.
Музей не любит суеты и спешки. Он мудро сосредоточен и даже замкнут в себе. Для
проникновения в его глубины, мерцающие огнем вдохновения художников прошлого,
требуются терпение и время. Пробежать по залам и мельком взглянуть на полотна,
все равно, что пересмотреть обложки книг, не заглядывая в текст. Картины тоже
требуют, чтобы их вдумчиво «листали».
Отшумевшие столетия канули в вечность. Их нет и никогда не будет. Ничто не
повторится. Все это осталось запечатленным в слове, звуках и красках.
Вед. 2
Искусство древней Руси представлено иконами. На первый взгляд, они мало
5
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1 Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
отличаются друг от друга. Четырнадцатый век, пятнадцатый, шестнадцатый… Все
так похоже и так однообразно. Но если всматриваться, вдуматься, сопоставить. И, о,
чудо! Изображения словно бы оживают. В «Илье Пророке» угадывается возвышенное
состояние образа, «Чудо Георгия о змие» позволяет ощущать развитие подвига и
образа во времени.
Саратовский музей – один из немногих в России, хранящий полотна итальянских,
фламандских, французских, немецких мастеров. Постойте у картины «Мадонна с
ангелами» неизвестного итальянского художника XV века, присмотритесь,
подумайте, и вам станут понятны идеалы красоты мастеров, живших четыреста лет
тому назад. Это тоже чудо.
VIII век в живописи не случайно называют иногда веком портрета. И не просто
портрета, а портрета психологического. В этом жанре находили себя Рокотов,
Левицкий, Боровиковский и другие мастера, чьи полотна украшают Радищевский
музей.
В России того времени работали довольно много иностранных художников, которые
обрели здесь почву для подлинного вдохновения. Б.К. Растрелли, его сын В.В.
Растрелли, Э.М. Фольконе и др.
«Портрет Екатерины II» работы знаменитого австрийца И.Б. Лампи – прямая
иллюстрация к этой цитате. Изящный быстрый мазок, легкие пепельные оттенки
цвета, необходимая улыбка, сглаженные морщины – и вместо дебелой, некрасивой,
шестидесятитрехлетней Екатерины на холсте возникает снисходительно
величественная «Минерва Росская». Работы Лампи, ставшие эталоном виртуозной
портретной лести, демонстрируют самые разнообразные варианты так называемого
«парадного портрета».
Вед. 3
Вед. 2
Вед. 1
Вглядитесь в лица супругов Загряжских, запечатленных кистью Ф.С. Рокотова.
Краски неярки, лица окутаны мягкой дымкой, спокойны и просты позы. Обаяние
задушевности, естественности и простоты наполняет эти работы, хотя Анастасия
Михайловна изображена в нарядном платье и с драгоценными украшениями, а
Николай Артемович – с орденской лентой и звездой.
И первым среди мастеров, прокладывающих новые пути в портретном искусстве,
следует назвать В.А. Тропинина. В саратовском музее хранится шесть портретов
этого художника. Домашность образов художника, неповторимая задушевность его
интонации, манера изображать человека «в халате и в туфлях» отвечали внутренним
потребностям людей той эпохи, их желаниям найти опору в сфере частного быта.
XIXвек представлен в музее в полотнах Крамского, Маковского, Репина, Поленова,
Савицкого, Сурикова, Саврасова, Васильева, Нестерова, Серова.
Конечно, простое перечисление имен еще ничего не раскрывает, но за ними стоит
нечто такое, что манит к себе неудержимо и властно.
Постойте перед вечерней зарей на картине А. Саврасова «Весна», разглядите
скрытую жизнь деревьев и трав в «лесной чаще» И.Шишкина, побудьте, хотя бы
недолго, под лучами заходящегося солнца на картине Ф. Васильева, которую он
назвал «Березовая роща к вечеру », и вы будите вознаграждены.
Есть в музее работы малоизвестных живописцев: «Псарь» Н. Сверчкова трогательный
рассказ о крепостном мальчике, лишенном детства.
Бытовые картины, запечатленные кистью саратовца Ф. Журавлева, вроде «Приезда
извозчика домой», «Благословение невесты», «Купеческих поминок», могли бы
сделать честь любому художественному музею.
Вед. 1
Еще более своеобразным живописцем предстает перед нами мечтательный, нежный,
6
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3 Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
задумчивый Б. Борисов Мусатов со своими «Водоемом», «Осенним мотивом» и др.
полотнами, исполненными в оригинальной манере.
В ряду самобытных мастеров, рожденных на саратовской земле, неповторимый К.
Петров – Водкин. Он с «Купанием красного коня» внес в советское изобразительное
искусство революционную страсть, а с картиной «Смерть комиссара» поднялся до
классических высот жанровой живописи.
К своему столетию музей развернул одну за другой тематические выставки. Одна из
них посвящена Волге.
Из всех, пожалуй, рек на свете
Тебе нет равных по судьбе.
Семь тысяч рек, совсем как дети,
Не от тебя бегут, к тебе.
Беря начало в зорях алых,
Как бы на самый высший суд,
Семь тысяч рек больших и малых
Тебе все лучшее несут.
Они к тебе от века рвутся,
Совсем как к матери родной,
Чтоб напоследок обернуться
Твоей высокою волной.
И. Палькин
Из русского музея и из Третьяковской галереи, из музеев Казани, Куйбышева,
Астрахани, Горького, Чебоксар пришли в Саратов картины, этюды, графические
листы, изображающие все то, что зовется Волгой.
На переднем плане утесы. Куст с обнаженными корнями, чудом зацепившийся за
глинистую кручу. Между утесами голубеет вода. В тумане белеющее крыло паруса.
Это Волга.
Глухая ночь над сонной водой. Луна, перехваченная узкой полоской тучи. Темень,
хранящая вечную тайну. Отблески серебра на качнувшейся волне. Это тоже Волга.
Последний пароход у речного причала, захваченный ранней зимой. Борта, палуба,
сходни, дебаркадер – все под снегом, все леденеет прямо на глазах. Даже дым,
валящий из трубы, кажется, на лету обрастает снегом. И это Волга.
Волга братьев Никонора и Григория Чернецовых, стоящих у истоков русского
пейзажа. Светлой, тихой грусти Волга Левитана. Цветастая, праздничная, ликующая
Волга Кустодиева. Волга Репина, Саврасова, Юона, Кузнецова, Ромадина, Рылова.
Во всем блеске и оригинальности своего таланта предстает Б.М.Кустодиев.
«Ярмарка» одна из лучших работ Кустодиева зрелого периода. Все в этой картине
пестро и празднично: и узоры женских платков и деревянные короба, выставленные на
продажу, и пестрядь народных платьев из набивного ситца, и синее небо в узоре
облаков, и нарядный бело – красно зеленый собор с синими, в звездах «луковицами».
Как в той сказочной корзине,
Чем играют малыши:
Ленты, кружево, ботинки,
Что угодно для души,
Ложки, чашки, вилки, вазы.
И совсем не для игры
Европейские паласы,
Азиатские ковры.
Пропасть ситца и шифона,
7 Вед. 1
Вед. 2
Выбирай на вкус любой
Белый, черный и зеленый,
И как небо голубой.
Есть надеть что, что носить,
Есть что есть, что закусить.
Куры, кролики, индейки,
Рыбы в кляре, рыба фри….
Разговору на копейки
Объеденье на рубли.
Покупай на щи с наваром,
Покупай на холодец.
Тары – бары растабары….
Вот и будешь молодец.
И сосиски, и сардинки,
Сало с маслом – все есть тут,
В этой сказочной корзинке,
Что на Волге по старинке
Люди ярмаркой зовут.
Отдел советского искусства начал формироваться в музее с 1919г.
С.П. и А.П. Ткачевы «Свет в деревне». Эта картина делает нас свидетелями
важнейшего события. Как окно в минувшее. Достоверна не только каждая деталь
обстановки избы, освещенной непривычно ярким светом электрической лампочки, но
и состояние людей.
Близок к такому взгляду на прошлое саратовский художник Б.С. Давыдов. В картине
«Страда», посвященной современной деревне, изображена сценка недолгой
передышки во время жатвы.
В разделе советское искусство представлена не только живопись, но советская
графика, скульптура, прикладное искусство. Плакат, гравюра, книжная графика
получили после революции небывалую аудиторию. В произведениях В. Фаворского,
А.Кравченко, В. Фалеева, Н. Куприянова отразился не только быт, сколько история
страны.
Неиссякаемый поток новых имен, новых произведений. Музей не только хранит
старые ценности, но и участвует в постоянном движении, обновлении искусства.
В музее имеется коллекция западноевропейского искусства одна из интересных в
стране. В ней есть полотна многих известных европейских мастеров: Д.Вазари,
Ф.Депорта и Ф. Буше, К. Коро. Есть уникальные произведения, которые могли бы
стать гордостью любого значительного художественного собрания.
Музей располагает обширной коллекцией произведений выдающегося живописца,
саратовца по рождению, Павла Варфоломеевича Кузнецова. Основную часть ее
составляют полотна советского времени. В любой работе художника свободно и
естественно выражено его светлое радостное мировосприятие. Летний букет,
стоящий в вазе на дачном плетеном стуле, этот обычный для живописца мотив
превращён волшебством его кисти в настоящую красочную симфонию.
«Портрет штурмана В.А.Конашевича», был написан в годы войны, видимо, на
короткий срок приехавшего с фронта. Легкая листва, воздух кажется единой,
охватывающей фигуру средой,
придающей всему изображению оттенок
безмятежности, радостного любования всем живым, красивым.
Поколение, пришедшее в искусство к концу 1950х годов, видевшее войну, принесло
с собой обостренное чувство жизненной правды, гражданственность, повышенное
8
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 2 Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 2
Вед. 1
внимание к нравственным проблемам. Одним из самых ярких, талантливых
художников этого поколения был В.Е.Попков. Его небольшой этюд «Мальчик из
Жигалова» сделан на Севере. Именно русский Север, его природа, люди дали
художнику живое чувство Родины, исторической судьбы народа.
В.М.Юстицкий стал одним из активнейших деятелей первого послереволюционного
десятилетия. Немногое дошло до нас: погибли праздничные панно, картины.
Дошедшие до нас картины говорят об авторе, как о неутомимом искателе новых
путей в искусстве.
Особым смыслом наполнился в 1930е годы образ молодости, уверенно шагающей в
будущее советской страны. Тема молодости стала главной в творчестве
Н.М.Чернышева. Героини его картин трогательно угловатые, по своему грациозные
девочки подростки. Одна из лучших работ Н.М.Чернышева в собрании музея «Тоня».
Самые ранние работы коллекции относятся к XIIIXV векам. Это, прежде всего,
скульптура «Мадонна с младенцем Христом и святая Анна». Скульптура поступила в
музей по завещанию А.П.Боголюбова.
Единственное произведение Ноорта в собраниях нашей страны, это очень тонкая по
живописи картина «За шитьем». Питер Ноорт изображает женщину за шитьем и
обстановку скромного интерьера. Необыкновенно тонкая по живописи работа
показывает превосходное до мелочей знание быта и досуга простых людей.
Мастером – итальянцем в 15 веке исполнено тондо (композиция в круге) «Мадонна с
ангелами». Тондо было передано музею в дар известным коллекционером, знатоком
старого искусства А.В. Звенигородским, считавшим эту картину работой
ренессанского художника.
Коллекция декоративного прикладного искусства также связана с именем
Боголюбова, подарившего музею 40 предметов старого фарфора. История этого
тонкого и изысканного искусства уходит вглубь веков. Фарфор возник на рубеже VII
VIII веков в Китае. В Европе о нем узнали в XIII веке. Венецианский путешественник
Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. Европу охватила
«фарфоровая лихорадка», все хотели иметь изделия из этого белого блестящего
материала. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то
их продолжали хранить, черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как
ювелирные украшения. О фарфоре складывались легенды.
Каждая страна своим путем шла к фарфору, вырабатывая и особую технологию, и
особенный характер орнаментики. На всю Европу славилась французская посуда с
цветными фонами: бирюзовыми, розовыми, голубыми, с росписью в медальонах,
обрамленных золоченным орнаментом. Такой фарфор делали на Севрской
мануфактуре – главном фарфоровом производстве Франции.
В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д.И. Виноградовым на
Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) в Петербурге. Музей может гордиться
великолепными образцами ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Корнилова, Сафронова,
имеющими свое неповторимое обаяние.
Коллекция советского фарфора 20х годов сравнительно невелика. Она представлена
агитационным фарфором, который в 20е годы был одним из средств революционной
пропаганды.
Блюдо и чашки, расписанные по рисунках С. Чехонина и Н. Альтмана, скульптуры Н.
Данько, тарелки А. Щекатихиной – Потоцкой с революционными лозунгами и
эмблематикой молодого советского государства. Его выставляли в специальных
витринах в Москве на Кузнецком мосту и в Петрограде на Невском.
Вед. 1
Русские и стекольные заводы, государственные и частные, возникают в начале XVIII
9
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3 Вед. 2
Вед. 3
Вед. 3
Вед. 2
века в Москве и Петербурге, под Смоленском и Калугой. Спрос на предметы из
стекла растет. Растет и количество заводов. Появляется на реке Гусь под
Владимиром знаменитый завод Мальцева, под Пензой в селе Никольском завод
Бахметьевых.
Изделия из стекла, хранящиеся в музее, пришли тем же путем, что и фарфор: в 1897
году по завещанию А.П. Боголюбова, через Государственный музейный фонд, из
частных коллекций.
Замечательными памятниками стекольного дела являются кубки XVIII века, высокие,
конической формы, часто с крышками, орнаментированные резными гербами
царствующих особ или вензелями. Вензели обрамлялись растительными побегами и
завитками, которые назывались «рокайль». По верху кубков у края встречается узор
из гравированных и полированных «ямок» с дужками. Стойки ножек делались в виде
балясины с «яблоками», которые нанизывались на стойку иногда до пяти штук.
Гравировка в этих изделиях была неглубока и размашиста. Эти качества отличают
русские кубки от кубков Богемии и Германии, хранящихся в музее.
На частных заводах изготовлены многочисленные цветные стаканы, графины,
флаконы. Цветное стекло очень любили в России. В отличие от Западной Европы,
здесь делали из сплошного цветного стекла посуду, которая в большом количестве
появилась в середине XVIII века. Это связано с успешными опытами М.Ломоносова.
В конце XVIII начале XIX веков появляются высокие граненые графины с пробками
разной формы, рюмки, поднятые на тонких ножках, изящные бокалы, сверкающие
гранями, нарядная посуда, которой украшались праздничные столы. Граненую
посуду делали из бесцветного стекла с добавлением свинца, придающего особый
блеск. Ее называют хрустальной и гранят так называемой «алмазной гранью». Этот
прием до сих пор применяется в стеклоделии.
Вторая половина XIX века была временем обостренного интереса к декаративно
прикладному искусству. Широкое распространение получает коллекционирование
предметов старины. Не случайно тогда же определился и повышенный интерес к
старинной мебели. Коллекционеры собирают резную золоченую мебель XVIII века,
комоды, кабинеты, дубовые и ореховые массивные шкафы Германии XVII века. Самая
ранняя мебель музейного собрания датируется XVIXVII веками. Это мебель
Германии. Франции, Италии, Голландии, собранная А.П.Боголюбовым.
Русская мебель представлена предметами убранства дворянского интерьера первой
трети XIX столетия. Главенствует стиль ампир, зародившийся во Франции и ставший
достоянием всей Европы. Основным материалом русских мастеровмебельщиков
станут красное дерево и карельская береза, полюбившиеся им за красивую фактуру
древесины.
Мебель, хранящаяся в музее, изготовлена руками крепостных мастеров и
представляет собой тот вариант ампира, который широко входил в быт русского
дворянства. Она более проста, чем дворцовая мебель.
Особенно разнообразна мебель для сидения. Два парных кресла с ажурными резными
спинками, украшенными золочеными лирами, пример русской бытовой мебели
первой четверти XIX века. Встречаются формы, почти лишенные украшений,
фанерованные карельской березой золотистого цвета с черными глазками.
В это время в интерьере дворянской усадьбы появляется еще одна комната, так
называемая диванная, и непременная ее принадлежность диван. Обычно это диваны
мягкие, прямоугольной формы, навершия спинок и локотники фанерованы
карельской березой или красным деревом, получившим в те годы широкое
распространение. В интерьере диван сочетался с креслами и преддиванным столиком.
10
Вед. 1
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
Вед. 1 Вед. 2
Вед. 3
Вед.1
Эта мебель отличается от парадной: здесь меньше позолоты, вместо бронзы
применяется дерево, сохраняется один из традиционных приемов обработки
древесины, так любимый русскими мастерами, резьба.
Больше века Радищевский музей честно несет свою службу художественного
образования народа. В его стенах проходили выставки Товарищества передвижников,
Московского товарищества художников, местных живописцев. Музей знакомил
саратовцев с творчеством художников города и всей страны, с произведениями
современных мастеров Германии, Японии, Америки, Греции, Испании... Картины
Радищевского музея демонстрировались на выставках во многих странах мира.
За первый год существования музея через его залы прошло шестьдесят две тысячи
человек. За столетие более восьми миллионов поднялись по узорной лестнице
вестибюля, остановились у "Нади Репиной", вгляделись в лицо самого А.П.
Боголюбова на репинском портрете. Поток посетителей не иссякал никогда, даже в
годы революции и Великой Отечественной войны. Сейчас в течение года музей
посещают более ста восьмидесяти тысяч человек.
Накапливались мысли для полета
Среди глухой духовной суеты.
И город наш руками патриота
Зажег огонь нетленной красоты.
В живом порыве гордого стремленья
Себя увидеть в облике ином
На тот огонь сходились поколенья
И озаряли душу тем огнем.
И оживали на полотнах узких
В таинственном свечении веков
И гуманизм иконописцев русских,
И молодость фламандских мастеров.
Играло время в золотые трубы
И вихрем революции неслось.
Все, что когда – то начал Боголюбов,
Все именем достойным назвалось.
Прошло сто лет.
На празднике искусства
Мы собрались, поклонники его.
Душа ликует.
Торжествуют чувства.
И с прошлым укрепляется родство.
И в нас живет великая забота –
Всю эту красоту и благодать
Возвысить вновь и с чувством патриота
Вновь на сто лет потомкам передать
Н.Палькин «Руками патриота»
11 Красивое каменное двухэтажное здание музея тактично вошло в
существовавшую застройку Театральной площади. Композиция плана и главного
фасада навеяна образами классицизма. В этом убеждают симметричная, завершенная
небольшим фронтоном лицевая часть здания, ее отдельные элементы — колонки,
рустовка стен, подоконные балюстрады, замковые камни окон. В основе плана лежит
каноничная схема — совпадающий с его продольной осью коридор с расположенными
по бокам от него анфиладами помещений, который приводит к крупному и светлому
залу. Но был и ряд новаций: сдержанность декора (подчеркивалось, что здание —
своего рода футляр для хранящихся в нем художественных ценностей), современная
отделка (точная лицевая кладка) и, наконец, крупные, почти витринные окна, дающие
достаточно света экспонатам.
Интерьер музея впечатляет, но не роскошью, а величавой гармонией. Холл и
исходящая из него круто вверх широкая парадная лестница, залитые солнечными
потоками, рвавшимися в здание через световой фонарь, сообщали приподнятость и
предчувствие чуда каждому вошедшему в этот удивительный храм искусства.
Музей служит делу народного образования и носит гордое имя Радищева, памятник
которому было установлен у художественного музея. Пристальный взгляд Радищева,
«который всегда будет для России поборником освобождения крестьян», рука
сжимает перо. Автор гранитного монумента – народный художник, почетный
гражданин Саратова, скульптор Александр Павлович Кибальников.
Мы завершили заочную экскурсию в музей А.Н. Радищева, который находится в
Саратове.
Спасибо всем, я думаю, что наша экскурсия Вам запомнится. Сегодня мы
прикоснулись к великому и бессмертному Искусству.
Вед.2
Вед. 3
Вед. 1
Вед. 2
Вед. 3
.
12
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Внеклассное мероприятие. Я поведу тебя в музей (посвящается Саратовскому музею имени А. Н. Радищева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.