Данная разработка «Животный мир нашей Родины» посвящена проблеме экологического воспитания. Материал направлен на закрепление знаний детей : о своём крае,о «Красной книге», о правилах поведения в природе, о животных и птицах. Разработка содержит научные данные, речевой и наглядный материал.
Она предназначена для детей со сложной структурой дефекта среднего школьного возраста. Её можно использовать для воспитания в детях нравственно-экологических качества личности.
Аннотация
Данная разработка
«Животный мир нашей Родины» посвящена
проблеме экологического воспитания. Материал направлен на закрепление
знаний детей : о своём крае,о «Красной книге», о правилах поведения в
природе, о животных и птицах. Разработка содержит научные данные, речевой
и наглядный материал.
Она предназначена для детей со сложной структурой дефекта среднего
школьного возраста. Её можно использовать для воспитания в детях
нравственноэкологических качества личности.
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место
всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема
взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого
общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные
масштабы.
Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и
длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение
определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости,
улучшать,
облагораживать природную среду.
умение и желание активно защищать,
Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине.
Чтобы школьник научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать
её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства каждодневно.
Поэтому целью моей работы и данной разработки является: воспитание у
детей интереса и любви к природе, к родному краю, желание беречь и
выращивать растения,
Утвердить в детских сердцах
доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому – важнейшая
экологическая задача, решить которую
возможно, если дети будут
располагать знаниями о природе, овладеют способами выращивания растений,
научатся наблюдать и понимать окружающий мир.
животных.
Цель: привлечь детей к природоохранительной работе;
воспитание интереса и заботливого отношения к животным.
Задачи:
развитие познавательного интереса;
формирование мировоззрения, взглядов, суждений;
углубить знания детей о животных, птицах, занесённых в Красную
книгу;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, привычку
заботится о природе и её обитателях; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
способствовать сплочению классного коллектива.
Ожидаемый результат:
В ходе занятия дети должны усвоить знания о «Красной книге» и её
страницах; углубить свои знания о животных и птицах; усвоить правила
поведения в природе и захотеть следовать им; испытать эмоциональное
переживание, тревогу за всё живое и желание оберегать природу.
Оборудование:
1. Набор картинок зимующих и перелётных птиц.
2. Выставка рисунков «Обитатели леса».
3. Выставка книг « Мир животных».
4..Название команд «Тигры», «Снежные барсы».
5.Презентация.
6. Карточкизадания.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов: Бориса Заходера,., Д. Ушинского Г.Скребицкого,
В.Бианки о природе.
2.Экскурсии в природу.
3.Наблюдение за растениями и животными во время прогулок и походов.
4.Рисование плакатов, рисунков о природе, условных знаков о правилах
поведения в природе.
5.Заучивание стихов.
6.Подбор загадок о животных для команды соперников.
7.Подбор материала для презентации.
8.Участие в экологической акции «Больше кислорода».
9.Проведение операции «Помоги пернатым».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, мы живём с вами в прекрасной стране. Как
называется наша страна? (Россия). Наша страна очень большая. У нас есть
леса и горы, реки и озёра, степи и поля. У нас великолепная и разнообразная
природа. (Слайд№1)
1 ученик. Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой .
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
2 ученик. Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живу в том светлом доме яИ все мои друзья.
3 ученик. Куда б дороги не вели,
Всегда мы будем в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Л. Дайнеко
(Слайд №2)
Воспитатель. Сегодня мы поговорим только о части природы о
животных. Наша викторина называется «Животный мир нашей Родины».
Викторина чемто напомнит вам спортивное состязание, но вы будете
состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях – кто больше знает и быстрее
соображает. Ваши ответы оценит профессиональное жюри: это главный
лесничий … и его помощники – 2 мудрые совы … и … .
За каждый правильный ответ команда может получить …1 очко
Соревноваться будут две команды
«Тигры»
(идёт представление команд)
«Снежные барсы»
1 ученик. Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а
человек – это маленькая часть этой природы. (Слайд №3)
Но ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а
ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 га
леса.
Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные
стали редкими.
Учёные мира создали Международный союз охраны природы, который
стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь.
Составили списки растений, животных, которые исчезли или находятся под
угрозой, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и
назвали её …? «Красная книга». (Слайд №4)
Красный цвет – сигнал опасности, внимания. В 1974 году была создана
Красная книга и у нас в стране. В неё записаны 52 вида зверей и 65 видов
птиц. (Слайд№5)
В этой книге страницы разного цвета: на чёрные страницы записаны
уже вымершие животные, которых мы уже никогда не увидим: морская
корова, странствующий голубь.
(Слайд№611)
Красный – исчезающие животные (снежный барс, амурский тигр,
красные волки).
Жёлтый – животные, количество которых стремительно снижается
(это редкие животные, например, розовый фламинго, джейран).
Серый – животные, которые до сих пор мало изучены.
Белый – животные, численность которых всегда была невелика.(Слайд №12)
Зелёный – животные, которых удалось спасти от вымирания и
сохранить их численность (речной бобр, лось)
Ученик:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Красная книга Российской Федерации переизданная вышла в свет в 2001
году.
I конкурс «Найдите животных в словах»
БАГАЖ – ЖАБА
КОЛОСЬЯ – ЛОСЬ
ЗОНТИК – КИТ
САЛОН – СЛОН
II конкурс «»Найдите ошибки в рассказе»
«Лыжный поход»
Саша и Маша взяли с собой лыжи и пошли в лес. В лесу было очень
красиво. Здесь можно встретить зайца и белку, медведя и лису. Неожиданно
ребята вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёные их
иголочки радовали глаз.
Они решили отдохнуть под большим деревом. Но тут Саша увидел на
ветке густой ели гнездо, а в нём какую – то птицу. Кто же зимой насиживает
яйца? «Да это ворона», уверенно ответила Маша. «Давай не будем ей
мешать» Пошли дальше», сказал Саша.
Подходя к полю, дети увидели много звериных следов возле стога сена.
Наверно, это волк ловит мышей, подумали ребята и побыстрее убрались
восвояси.
Немного усталые, но довольные прогулкой ребята возвращались домой.
Ошибки:
Медведь зимой спит.
У лиственницы иголки опадают осенью.
Вороны зимой не выводят птенцов. Это клесты.
«Мышкует» не волк, а лисица.
III конкурс «Перелётные и зимующие птицы»
(На доске изображения птиц, необходимо команде «Тигров» отобрать
зимующих, а команде «Снежных барсов» перелётных птиц.)Слайд№13
IV конкурс «Вопрос – загадка».
(Каждая команда задаёт по две загадки).
1. Есть на речке лесорубы
В серебристо – серых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
Слайд№1416
2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончил лов, убрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.
(Пеликан)
3. Какая птица носит название танца?
(Чечётка)
4. Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
(Зебра)
5. Сколько мышей уничтожает одна сова за лето?
Варианты ответов: 100 (сто), 1000 (тысяча), 500 (пятьсот).
6. Сколько цветов необходимо облететь пчеле, чтобы собрать 100 кг.
мёда?
Варианты ответов: 500 000 (пятьсот тысяч), 1000 000 (1 миллион),
10 000 (десять тысяч)
V конкурс «О ком в народе так говорят» Добавь поговорку.
Труслив, как … (заяц)
Упрям, как … (осёл)
Здоров, как … (бык)
Голоден, как … (волк).
Колючий, как … (ёж).
Хитёр, как … (лиса).
VI конкурс «Кто я?» (физминутка)
Каждый член команды должен изобразить какое – нибудь животное,
пока звучит музыка. А по её окончанию команды должны сказать, кого
изобразили их соперники.
Слово предоставить жюри.
Слайд№17
VII Конкурс «Экологическая жалоба».
Жалоба 1.
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и
глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли
это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». Кто это? (Это
сова).Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова
уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Слайд№18
Жалоба 2.
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в
сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня
большая.»
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Воспитатель. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не
внесены в Красную книгу. Это хорошо известные животные: белка, ёж,
синица, дятел, лягушки, бабочки и муравьи… Их жизнь часто зависит от тебя,
от твоего поведения в природе.
Слайд№19
VIII конкурс – правила поведения «Как ты поступишь?»
Вы должны дать ответ, как вы поступите.
I команда
«Вы пошли в поход в лес. Увидев полянку мухоморов , двое ребят стали
сбивать их палкой и топтать ногами. Выскажите своё мнение по этому
поводу».
2 команда
«Вы отдыхали на берегу красивой реки. После отдыха собрали свой мусор
(банки, бутылки, бумажки…). Мальчики сказали давайте закопаем, другие
предложили сжечь, а девочки сказали надо взять с собой и выбросить в
контейнер для мусора. Как поступите вы?
IX конкурс «Конкурс капитанов» Графический диктант
Дети читают стихи о природе.
Слайд№2034
10 Конкурс «Разгадайте кроссворд»
X конкурс «Кто больше знает пословиц об охране природы».
Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить.
Враг природы тот, кто её не берет.
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Слайд№35 (Клип на песню Газманова)
11.конкурс «Разгадывание кроссворда»
Жюри подводит итоги награждает команды.
Ведущий. Очень хочется верить, что всё, о чём мы с вами говорили,
останется в вашей памяти. Михаил Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице –
воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранятьприроду – значит охранять Родину». Любите и берегите природу. Пусть
благодаря именно вам, она станет богаче! А наша уникальная планета станет
ещё краше!
Рефлексия
Вот и закончилось наше занятие .Хочется узнать ваше мнение. Кому
понравилось содержание викторины, было интересно, был активным и
появилось желание сделать для природы что –то полезное – тот возьмёт
зелёный листочек.
Тот, кого содержание мало заинтересовало, было не интересно и нет ни
каких стремлений что то делать – возьмёт синие листочки.
Кому было скучно, неинтересно возьмёт белый.
Заключение
Я думаю, что мероприятие удалось. Раскрыты цели, содержательно и
интересно прошла работа. Дети узнали чтото новое, закрепили старые знания,
повторили правила поведения в природе, отнеслись к этому серьёзно, у детей
сформировалась установка, что правильное поведение в природе – показатель
их культуры. Ребята правильно оценивали поступки в предложенных
заданиях. Содержание некоторых элементов занятия способствовало
эмоциональному развитию.
Литература
1.Детская энциклопедия «Махон» «Животные», «Мир леса» М.2010.
2.Грехова Л.И. В союзе с природой М.Ставрополь 2003
2.Зенина Т.Н –Экологические праздники М 2008.
3. Молодова Л.П. –Игровые экологические занятия с детьми М. 2003
4.Козлова М.А. –Классные часы М. 2009