Данный материал даёт знания обучающимся о том, как надо заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, а так же даёт ответы на вопросы о том, что такое здоровье и от чего оно зависит.Главной дидактической целью занятия является не только повторить и обобщить изученный материал, но сделать это в необычной форме, которая позволит развить новые УУД, проявить учащимся свои способности, использовать жизненный опыт и создать значимый продукт.
Тема. Здоровым быть здорово
Цель: расширение знаний детей о правилах здорового питания,
направленных на сохранение и укрепление здоровья, через развитие
на занятиях личностных, познавательных, регуляторных и
коммуникативных учебных действий.
Планируемые результаты:
o Регулятивные:
Самостоятельно формулировать цель занятия и его тему после
предварительного обсуждения;
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
o Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний,
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации,
добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию,
Делать выводы на основе обобщения знаний.
o Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения,
Договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении
проблемы,
Уважительно относиться к позиции другого;
o Предметные результаты:
Формировать убеждение о необходимости сохранения личного
здоровья;
Формировать умение самостоятельно следить за личной гигиеной
и состоянием своего здоровья;
Формировать знания о пагубном влиянии вредных привычек на
здоровье человека;
Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
1. Организация класса(подарим друг другу свои улыбки, своё тепло, улыбнёмся друг
другу).
2. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и цели
урока.
Мне хочется сделать вам подарок. Я хочу подарить вам цветок, но этот
цветок непростой. Это цветик-семицветик, который может выполнить
1 ваше желание.
-Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его
лепестках.
(счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один
лепесток.
(Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот
лепесток.)
Работа с пословицами.
У вас на столе разбросана пословица. Вам нужно её собрать и
прочитать.
В здоровом теле - здоровый дух.
Добрый человек здоровее злого.
Здоровье дороже денег.
Здоровье сгубишь, новое не купишь
Что общего в этих пословицах?
О чём пойдёт речь на нашем занятии ? (о здоровье).
Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни?
-Как вы думаете, почему люди должны уделять внимание своему
здоровью?
-Как вы относитесь к своему здоровью?
3. Работа над темой занятия
- Представьте себе, что наше здоровье – это большой красивый
цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо вспомнить правила
здорового образа жизни.
На доске кружок от цветка, на котором написано слово здоровье.
Какого человека можно назвать здоровым?
- Теперь будем стараться раскрыть цветок.
- Вспомним сказку «Мойдодыр». Кто её автор? (Просмотр фрагмента из
мультфильма 45 сек.)
-Для чего животные купаются и чистят своё тело? (чтобы не было
запаха, быть чистыми, чтобы их не обнаружили другие звери).
-А зачем моется человек? (Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем
не заболеть).
-Почему плохо быть грязнулей?(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо
слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки -
появляются кишечные заболевания.)
- У Чистоты есть помощники. Назовите их (мыло, шампунь, зубная
щётка, вода, мочалка, расчёска).
- Я предлагаю вам послушать сказку о микробах.( Читает
учитель или инсценировка)
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на
свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем
больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки
хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если
она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать
на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что
на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки
можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой
подать!
- Откуда появляются микробы на коже? (от грязи)
-Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)
-Как вы заботитесь о чистоте тела?
На цветке появляется первый лепесток «Соблюдайте чистоту!».
Игра «Полезно, вредно».
Продолжите сказку: (групповая работа)
На карточках: "Жил - был один сказочный король. У него была дочь.
Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".
-Какая случилась беда с принцессой? (Стала худой, грустной, болел
живот).
-Какое правило она не знала?
- Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. Расскажите,
как правильно питаться.
Здоровое питание: разнообразное, богатое овощами и фруктами,
регулярное, без спешки.
На столе расположены картинки с разнообразной едой.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: продолжить сказку.
Игра «Магазин».
Итак, сейчас мы отправляемся в магазин. Посмотрите сколько здесь
самых разнообразных продуктов!( У учителя 4 разных по цветуконверта). В конвертах написано: завтрак, обед, полдник, ужин. В
зависимости от того ,что у вас написано, вы по очереди набираете
продукты. Я приглашаю покупателей в наш магазин.
- Ребята, как вы думаете, все ли продукты, которые выбрали они,
полезны для здоровья?
- Что не взяли? Почему?
Составление меню в группах. Обсуждение.
появляется 2й лепесток: «Правильно питайся».
- Назовите второе правило: Правильное питание. На цветке
4. Физкультминутка.
Если мой совет хороший,
Постоянно нужно есть -
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Если мой совет хороший,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
5. Работа над темой занятия
Ну, а сейчас, чтобы узнать следующее правило здоровья нам помогут
ребята, которые подготовили стихотворение. Выходите, пожалуйста, к
доске.
(Рассказывают 5 человек у доски).
Стихи о человеке и его часах.
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок ,
Умыться и поесть .
Успеет в школу он дойти
За парту в школе сесть .
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай .
Уроки делай не спеша
И книг не забывай .
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
- О чём говорится в этом стихотворении? (о режиме дня)
- Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не
переутомляться, надо правильно организовать свой день. Я хочу
попросить вас, ребята, составить режим дня.
Учитель:
- У вас на столах лежат листы цветной бумаги и карточки с
элементами режима дня, где:
Жёлтым цветом - обозначено утро,
Зелёным - день,
Красным - вечер,
Синим - ночь.
Наклейте эти карточки в соответствии с частями суток. Подумайте,
что вы будете делать утром, днём, вечером
( просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем, чистим зубы,
идём в школу, занятия в школе, обед, прогулка, чтение книг,
музыкалка, кружки, ужин, просмотр телевизора, спокойные игры,
чистим зубы, сон)
Учитель:
- Давайте подумаем, а что же будет, если мы не будем соблюдать
режим дня? Например: ночью мы не будем ложиться спать, а пойдём
гулять или будем смотреть телевизор?
(Наш организм не отдохнёт, мы не выспимся и можем заболеть)
- Что будет, если утром мы не будем умываться, делать зарядку,
чистить зубы?
(Мы будем плохо себя чувствовать)
- Вот видите, как важно соблюдать режим дня! Это тоже залог нашего
здоровья и хорошего настроения.-Молодцы, ребята! Один режим дня мы подарим ребятам, а другой
повесим в наш уголок.
- Назовите 3-ое правило
Появляется на цветке 3-й лепесток «Соблюдай режим дня».
(Стук в дверь. На метле под музыку влетает в класс Баба-Яга)
-Ох, умаялась старая! Ох, умаялась бабушка!
Ну, что, детки-шалунишки, противные детишки,
Занятие здесь затеяли
Всем на удивление?
Я пришла, чтобы испортить ваше настроение!
- Баба-Яга, ну, почему ты такая злая? Что тебе плохого сделали эти вот
ребята?
- А потому, что замучили меня эти вот детишки. Целый день они
кричат, шумят, не дают мне старенькой покоя.
- Но разве плохо, что дети смеются и поют, значит, им весело в школе.
- Да, хорошо вам говорить, а у меня ручки болят, ножки болят.
Заколдую я вас, заколдую!
- Подожди, бабушка колдовать, наши ребята объяснят тебе, почему ты
так часто болеешь.
(потому что злая, а доброта прибавляет людям здоровья)
- Ребята, давайте научим Бабу – Ягу, вести здоровый образ жизни.
-Ох, спасибо, ребятки, развеселили вы старенькую, преподали мне
урок здоровья. Пойду Лешего и Кикимору учить, может, тоже
поумнеют.
- Ребята, скажите Баба – Яге, чем надо заниматься, чтобы быть
здоровым и весёлым? Научим играть Бабу-ягу?
(игра «Передай мяч, позвав друга»
Делать зарядку.
Играть в подвижные игры на воздухе.
Заниматься физическим трудом и физкультурой.
Заниматься спортом. Отгадайте загадку.
Это бодрость и здоровье,
Это радость и веселье.
Плюс хорошая фигура
Вот что значит … (Физкультура
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – нипочем,
Не угнаться за …(мячом).
На снегу две полосы,Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи –то … (лыжи)
- Поднимите руку, кто из вас любит уроки физ-ры?
- Зачем надо много двигаться?
- Назовите 4е и 5-е правило, которое относится к здоровью.
На цветке появляются лепестки «Больше двигайся!», «Будь добрее»
6. Итог
И закончим мы наше занятие стихами:
Мы желаем вам,ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно,закаляйтесь-
Это так поможет вам.
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья! Рефлексия - Какие полезные советы вы
дадите своим родным, знакомым после нашего занятия?Что возьмёте
для себя? Что осталось непонятным?