Занятие предлагается проводить на классных часах и беседах в 5 классе, когда дети перешли из начальной школы в среднюю школу.
Задачи: Раскрыть понятие дружба, посредством анализа воспитательных ситуаций.
Познакомить детей с понятием бескорыстие, эгоизм.
Воспитывать у детей умения дружить, находить пути бескорыстной помощи друзьям.
Беседа о дружбе.docx
Тема: «УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Задачи: Раскрыть понятие дружба, посредством анализа воспитательных ситуаций.
Познакомить детей с понятием бескорыстие, эгоизм.
Воспитывать у детей умения дружить, находить пути бескорыстной помощи друзьям.
Оборудование: листочки с вопросами, памятки:Основные законы дружбы», «Правила
дружной работы», « Правила честной игры и состязаний».
Ход занятия.
Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споем,
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем
Подарит нам радость, согреет теплом.
Итак, мы приглашаем вас поговорить о дружбе, о друзьях.
Оглянитесь внимательно вокруг себя.
Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует
нас самих.
Представь, что ты идешь по дороге, и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь, дружбу найдешь.
Направо пойдешь друга потеряешь.»
Что выберешь ты?
(рассуждения детей.)
Предлагаю обсудить такой вопрос:
1.Нужна ли дружба вообще? Почему?
(вопрос записан на доске).
Человек может обойтись без многого — но не без человека! Жизнь на каждом шагу
подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что
одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца,
но обычно умирает на третьи сутки. И смерть не столько от истощения, сколько от ужаса
оторванности от людей.
2.Почему люди дружат?
(вопрос записан на доске).
(рассуждения детей).
Настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен. Канадский ученый
Г.Салье справедливо считал, что если ты хочешь, чтобы тебя любили, а это нужно каждому
человеку, то должен добиваться этого, делая что то хорошее для других, порой даже
отказывая в чем — то себе.
3.Почему люди ценят дружбу?
(вопрос записан на доске).
(рассуждения детей). Дружба — самое необходимое в жизни. Истинный друг не тот, кто поможет в беде, а тот, кто
порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
4.От чего зависит дружба?
(вопрос записан на доске).
(рассуждения детей).
«Уважен хочешь быть — умей других уважить!»
Еще издавна говорили люди. Но не всегда это получается. Чего не хватает для
взаимопонимания?
Предлагаю прослушать монолог о дружбе. Постарайтесь ответить на вопросы:
1. По каким критериям выбирают себе друзей?
2. Что является главным для тебя в дружбе?
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ.
Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе назвать своим
другом?
Однозначных ответов на на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я
уверен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говориться « от обратного».
Понятие, противоположное дружбе, это эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть
настоящего друга... Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре»
приводит такое определение дружбы: « бескорыстная стойкая приязнь». На первое место
знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того,
чтобы он тебе что — нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Та дружишь с
человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний
мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга « за красивые глаза». Умеет
человек хорошо и модно одеваться — буду с ним дружить. Не умеет — не буду. Я не
понимаю таких ребят. И, жалею, что у них никогда не будет настоящих друзей. А без друзей
человек не может быть счастливым.
Считается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если
дружба для тебя действительно ценна — ты делаешь это, не задумываясь.....
Уверен,что, говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как
порядочность..... Порядочность
лежит в основе многих человеческих поступков.
Заступиться за младшего, которого обижают, даже если одноклассники станут насмехаться
над тобой, придти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам,
все это проявления порядочности....
Я бы поставил порядочность на первое место в разговоре о дружбе. Потому, что уверен —
лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные,надежные друзья. Друзья на
всю жизнь. Такие, о которых мечтает каждый из вас.
(ответы детей на вопросы).
Согласны ли вы с мнением автора, что порядочность должна быть на первом месте в ваших
отношений с другом. И почему?
5.Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское
отношение? Предлагаю составить портрет идеального друга. Качества нужно прикрепить к лепесткам
ромашки, чтобы мы увидеть, к чему нужно стремиться, чтобы завоевать настоящих друзей.
Перечень качеств.
Добрый
Веселый
Унылый
Обидчивый
Трудолюбивый
Капризный
Умелый
Мечтательный
Отзывчивый
Внимательный
Гордый
Красивый
Упорный
Упрямый
Уверенный
Спокойный
Решительный.
Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят
только отрицательные черты. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих
стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
Как можно узнать, настоящий у тебя друг?
(ответы детей).
Только в реальной жизни, в конкретных ситуациях можно убедиться, что этот человек
настоящий друг.
Предлагаю обсудить ситуации, которые встречаются в нашей жизни.
Вопрос: Представьте себя на месте рассказчика. Как бы вы поступили?
1. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне
звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я
ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел,
насколько Олег был признателен мне, я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть
не ему, а мне нужна была бы его помощь, то он не задумываясь, помог бы мне.
А как бы вы поступили на моем месте?
2. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные
роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу не участвовал. Илья сказал, что
лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель
театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел
играть роль Бармалея, хотя никогда не принимал участие в наших постановках. Мы начали
тянуть жребий, и роль досталась Игорю, Илья играл в школьном театре и в этот раз мог
отказаться, но не согласился со мной и не уступил. Я видел, что Игорь был очень расстроен,
но помочь я ему мог только морально.
А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
3. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у
Николая в руках упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком
с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал
смеяться в полный голос, а я собирать все с асфальта. Мне было грустно и обидно, что мой
друг не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья.
А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы
принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считаете наиболее значимым
для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб
своего друга, умение их предугадать.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты».
По поступкам ваших друзей судят о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные
поступки, помогите ему это понять и исправиться. Иногда друг может ненароком обидеть,
не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам.
«Берегите друзей!»
Ведь в народе говорят, что человек без друзей, как птица без крыльев. Еще Сократ говорил:
«Одно из важнейших свойств настоящей дружбы умение предугадывать просьбы
друзей!»
Хочется на память о нашем занятии вручить вам памятки: «Основные законы дружбы»,
«Правила дружной работы», « Правила честной игры и состязаний».
Что же такое дружба в вашем понимании?
( ответы детей).
В словаре В.Даля дружба определяется так: «Взаимная привязанность двух и более людей,
тесная связь их. В добром смысле — бескорыстная, стойкая привязанность, основанная на
любви и уважении, в дурном — тесная связь, основанная на взаимных выгодах».
Мы с вами поговорили о влиянии дружбы на жизнь людей, перечислили условия,
необходимые для ее существования, поговорили о значимости дружеских отношений. Когда у О.Гольдсмита спросили, что такое дружба, он ответил: «Слово, иллюзия,
очаровывающая нас тень, следующая за счастьем, и исчезающая в часы несчастья».
Согласны вы с этим мнением? Почему?
Я хочу, чтобы сегодняшний разговор, обмен мнениями, суждениями, нашими знаниями в
поисках общего решения вы продолжили со своими друзьями. А урок, который мог каждый
вынести сегодня, был бы для вас очень важным и значимым.
это
что
том,
значит
Милосердие, доброта, сопереживание, умение разделить чужую боль, вовремя поддержать в
тяжелую минуту, помочь в горе и беде, честность это лучшие черты человека. Мне очень
хочется, чтобы они были характерны и вам, чтобы вы выросли высоконравственными
людьми. Однажды мои выпускники 11 класса решили написать себе письма в будущее. Они
10 лет хранились у меня, а на вечере встречи ребята с большим интересом и теплотой читали
свои послания. Давайте и мы с вами попробуем составить рассказ о себе, представив себя
взрослым. Ваши рассказы я сохраню, и к ним мы вернёмся в 11 классе. Сравним, как
изменятся наши мысли и мечты за два года. Учитель раздаёт заготовки писем. В будущем я,
конечно, буду ____________________________________ человеком. ___________________
человеком
________________________________
______________________________________________________________________. Я буду
работать _______________________________________________________. На работе я буду
стараться, чтобы людям со мной было ______________________ А для этого важно помнить
о
_____________________________________
______________________________________________________________________. У меня
будет ________________ семья. Мне хочется, чтобы отношения между всеми
_________________________________________________________. В своём поведении с
ними
________________________________________________
_______________________________________________________________.
Особое
внимание, заботу я буду уделять _________________________________________, Потому
что ___________________________________________________________. У меня будут
друзья, с которыми я _______________________________________. Но главное, к чему я
буду
______________________
_______________________________________________________________________________
___________________________
_________________________________.
__________________________, Может кто из вас, ребята, хочет прочесть своё письмо?
Ребята зачитывают свои варианты писем. Закончить сегодняшний наш разговор я хочу
словами Стендаля, которые, по сути, объединяют всё вами сказанное сегодня: «Чтобы
хорошо жить среди людей, не нужно жить для себя» Человек должен жить для человека!
Берегите соборы душ, Даже если некого любить. И от грубости людей на сердце ноет. Храм
души во тьме поможет жить, Трудно лишь суметь его построить. Замечайте красоту цветов,
Запах сена и прибитой пыли, Растрепавшихся берёзок, лепестков, Бархат лун на шёлковой
ковыли. Постарайтесь замечать добро, И слепите мир в душе своей, На одной из
жизненных дорог Сразу станет легче и теплей. И когда вам нечего хранить, Сохраните
человечность встреч. Храм души всегда поможет жить. Важно лишь соборы душ сберечь.
стремиться
будущем,
буду
в
это
я
Внеклассное занятие :"«УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Внеклассное занятие :"«УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Внеклассное занятие :"«УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Внеклассное занятие :"«УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Внеклассное занятие :"«УМЕЙТЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.