Ростовская область, Мартыновский район, х. Кривой Лиман пер. Южный, 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 22 х. Кривой Лиман
|
|
«Утверждаю» Директор МБОУ- СОШ № 22 Приказ от 30.08.2021 г. № 178 ________________ Редько Г.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «По следам истории» на 2021-2022 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование 5 класс
Количество часов в год – 32
Учитель - Куковкина Марина Геннадьевна
Программа разработана на основе
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования"
- Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения)
- Основной образовательной программы МБОУ-СОШ № 22 х. Кривой Лиман
- УМК: УМК: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2016.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизм, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ннализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
А. Ученик научится
понимать:
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
· принципы и способы периодизации всеобщей и отечественной истории;
· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;.
· особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
· взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
· осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации;
· использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
· использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
· систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
· формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
Б. Получит возможность научиться
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
· учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
2. Содержание учебного предмета
Введение
Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.
Раздел 1. Наши древнейшие предки
В гостях у первобытного человека
далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.
Загадки древнейших рисунков
Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.
Раздел 2. Путешествие по странам древнего Востока
В гостях у египтянина.
Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина.
Храм — жилище богов.
Священные животные и боги. Мифы древнего Египта.
Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды.
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья.
Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья.
Путешествие по городам древней Финикии.
Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Путешествие по древней Палестине
Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейскихплемен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа
Путешествие по Древней Индии.
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги,
Дорогами Великого шёлкового пути.
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские нероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь, Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.
Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы).
Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел З. В древней Греции
Греция Гомера.
Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея»
На народном собрании в Афинах.
Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия.
Священный огонь в Олимпии.
Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты
Современные олимпийские виды спорта.
В греческом храме.
Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.
Наследие Александра Великого.
Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.
Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме «В Древней Греции.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры.. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи
В гостях у римлянина
Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи.
Религия древнего Рима.
Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.
Раб (говорящее орудие труда)».
Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах.
В школе гладиаторов.
Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры.
Все дороги ведут в Рим.
Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты.
Правление Траяна — лучшего из императоров.
Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Древний Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие).
3.Тематическое планирование
№п/п |
Перечень разделов и последовательность их изучения |
Количество часов на изучение каждого раздела |
Сроки изучения разделов |
Сроки контроля |
1 |
Введение |
1 |
07.09 |
|
2 |
Наши древнейшие предки |
4 |
14.09-5.10 |
|
3 |
Путешествие по странам Древнего Востока |
10 |
12.10-21.12 |
21.12 |
4 |
В Древней Греции |
9 |
28.12-01.03 |
01.03 |
5 |
Древний Рим: от города до могучей империи |
8 |
15.03-24.05 |
|
|
Итого |
32 |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Липуга Е.Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.