МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Химия и жизнь. Взаимосвязь наук».
Харькевич Людмила Анатольевна
Учитель химии
Нижний Тагил
2022 г.
Лист регистрации
Класс____8 _____________________________________________
Предмет______химия________________________
Тема мероприятия: «Химия и жизнь. Взаимосвязь наук».
1. ____Туголукова Ирина Григорьевна______________________________
2. _____Шишкина Наталья Юрьевна_____________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
Директор МБОУ СОШ «ЦО №1»
Кузнецова Елена Игоревна
______________________
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема: «Химия и жизнь. Взаимосвязь наук».
Место проведения: классная аудитория.
Форма проведения: конкурсно-игровая программа – состязание для трех команд, состоящая из 4 туров.
Цель: развитие представлений учащихся о науке химии, её связи с другими науками, пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных учащихся, побудить к чтению и изучению химической литературы.
Структура мероприятия выдержана. Все этапы логически выстроены.
На всех этапах реализовывались принципы: научности, наглядности, практической направленности, связи с жизнью, положительной мотивации и успешности каждого ученика.
Применялись разнообразные формы и методы обучения и воспитания учащихся: словесные – беседа, загадки; методы формирования сознания уч-ся - «Кто быстрее?», «Больше, больше или дальше, дальше»; метод стимулирования - бальная оценка и поощрения - вручение диплома.
В ходе мероприятия использовались современные педагогические технологии: коммуникативная, здоровье-сберегающая, игровая, технологии поиска самостоятельного решения, технологий практической направленности.
Происходило формирование УУД, совершенствовались коммуникативные навыки, закладывались основы социально-трудовых отношений.
Результативность мероприятия.
Были учтены особенности интеллектуального развития учащихся данных классов. Активность детей была хорошая, все дети включались в процесс обсуждения и обучения, пассивных детей не было. Речь педагога была корректной и грамотной, взаимоотношения с учащимися доброжелательные. Взаимодействие учителя и учеников четко прослеживалось. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной. Во время проведения мероприятия присутствовал дух коллективизма. Активность учащихся на разных этапах мероприятия была высокой. Мероприятие прошло в соответствии со сценарием. Все поставленные задачи выполнены. Планируемы результаты развития УУД достигнуты в полном объёме. Каждое выступление сопровождалось ллюстрационным материалом (использовался проектор с презентацией, выполнялись красочные опыты). Ведущий вёл диалоги с залом. Цель мероприятия достигнута в полном объёме.
Учитель химии МБОУ СОШ «ЦО №1»
______________/Харькевич Л.А.
Анализ внеклассного мероприятия
Тема внеклассного мероприятия придумана с учетом уровня грамотности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов.
Ученики с удовольствием принимали участие в
конкурсах. Учитель подобрал такой увлекательный материал, что все дети
участвовали в игре, выполняли сложные, интересные задания. Познавательный
материал был подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и
сравнивать факты, логически мыслить. Выполнено адекватное планирование
внеклассного мероприятия (этапы, структура, ход его).
Содержание и форма мероприятия соответствовала поставленным
целям и возрастным особенностям детей. Мероприятие
характеризует целостность и динамичность, содержательность и воспитательная
ценность.
Соответствие оформления помещения и оборудования
целям и задачам.
Организованность, дисциплина и внешний вид
учащихся соответствовали данному мероприятию. Соревновательный, игровой,
коллективный и групповой характер мероприятия. Мероприятие очень заинтересовало
учащихся и вызвало бурю положительных эмоций.
Влияние личности учителя на подготовку и
проведение мероприятия прослеживалось в ходе мероприятия, создавались ситуации
успеха и реализовывались идеи сотрудничества.
По окончанию мероприятия были подведены итоги и были объявлены благодарности всем учащимся, которые помогали готовить мероприятие, были активны при проведении мероприятия и благодарности гостям за присутствие. Отмечается актуальность выбора темы мероприятия. Она соответствовала интересам учащихся, их возрастным особенностям. Показана междисциплинарная связь химии с другими науками естественно-научного цикла. Мероприятие способствует повышению интереса к предмету, познавательной активности, импровизации и воображению.
Нужно отметить массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия. Поставленным целям соответствовали адекватные приемы, способы и формы проведения мероприятия. Оно прошло успешно, так как никаких негативных моментов в мероприятии не прослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом работали индивидуально и вместе. Никаких изменений в ходе мероприятия не было. Во время мероприятия царила атмосфера дружбы и взаимовыручки. Все поставленные цели успешно реализованы.
Учитель физики МБОУ СОШ «ЦО №1»
_______________/_Туголукова И.Г._
Учитель биологии МБОУ СОШ «ЦО №1», руководитель ШМО
_________________/Шишкина Наталья Юрьевна
Данное мероприятие имеет междисциплинарный характер, содержит вопросы не только по химии, но и литературе, географии, физики, биологии, математики, оно развивает логическое мышление учащихся, формирует умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин
Цель: развитие представлений учащихся о науке химии, её связи с другими науками, пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных учащихся, побудить к чтению и изучению химической литературы.
Планируемые результаты :
Предметные: закрепление имеющихся знания в области химии, расширение кругозора химических знаний.
Метапредметные: понимание тесной взаимосвязи химии с различными областями другого естественно-научного общечеловеческого знания, формирование умения применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
Личностные: развитие познавательных интересов учащихся, усиление мотиваций к изучению химии, развитие логического мышления учащихся, усовершенствование навыков рефлексивной самостоятельной деятельности учащихся, их социальных компетенций, совершенствование умения работать в коллективе, воспитание культуры общения
· Оборудование: компьютер, проектор, интеракивная доска, оборудование и реактивы для проведения занимательных опытов.
Приложение : презентация «Химия и жизнь. Взаимосвязь наук».
Участники: учащиеся 8 классов (3 команды- 8а,8б,8в).
Ход мероприятия
(на экране слайд 1,2: тема мероприятия и слова Ломоносова о значении химии: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие)
1. Представление команд
2. Представление жюри
3. Игра.
1 тур «Химия +физкультура»
(на экране слайд 3)
Ведущий Древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым- бегай, хочешь быть красивым- бегай, хочешь быть умным-бегай». Итак, физическая физминутка-пишем скакалкой (звучит быстрая музыка).
Условия игры. Участник команды бежит на скакалке до обозначенной черты, пишет знак химического элемента, возвращается на скакалке и передаёт следующему участнику. Побеждает команда, которая «напишет» больше элементов быстро и правильно (команды пишут элементы: азот, кислород, фосфор, бор, углерод, сера, ванадий…).
2 тур «Химия и математика»
(на экране слайд 4)
Ведущий Командам необходимо рассчитать молекулярные массы: одной команде массу сернистой, другой – угольной кислоты, третьей – азотистой кислоты.
Ведущий Пока команды выполняют задание, у нас экспериментальная пауза.
(экспериментаторы выполняют опыт «Дым без огня»)
опыт «Дым без огня» (сдайд 5)
Для опыта необходимы 2 стакана: в1 – 1мл соляной кислоты, во 2 – 1мл аммиака. Поднести отверстия стаканов друг к другу. При соприкосновении аммиака и соляной кислоты выделяется белый дым хлорида аммония.
3 тур «Химия и литература»
( на экране слайд 6)
Ведущий раздаёт командам задание.
Ведущий Пока команды выполняют задание, у нас игра со зрителями
Задание: правильно прочитайте предложения.
1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает;
2. Куй феррум, пока температура высока;
3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине ;
4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного;
5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о;
6. Слово – аргентум, молчание – аурум;
7. Много оксида водорода утекло с тех пор.
8. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.
9. Звери живут за неметалл.
Литературная разминка (для зрителей).
В это время зрителям предлагают следующие задания.
Определите кому принадлежат следующие строки:
«Твоих оград узор чугунный…..»
А) М.В.Ломоносов; б)А.С. Пушкин; в) М. Ю. Лермонтов
2.Кто автор этих строк?
« Пугачёв бежал по берегу Волги. Тут тут он встретил астронома Ловица и спросил, что за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить ближе к звёздам»(А.С.Пушкин, «История Пугачёва» )
3.О каких соединениях серы упоминал А.С. Пушкин в стихотворении, написанном в 1832 году?
«Тогда услышал я (о, диво)
Запах скверный,
Как будто тухлое разбилося
Яйцо,
Иль карантийный страж
Курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил
Лицо….»
(Н2S и SO2)
4. Назовите формулу газа, о котором идёт речь в литературном произведении:
«-Угарный газ!- вскричал Холмс.
–Подождите немного. Сейчас он уйдёт
Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое пламя, мерцающее в маленькой жаровне посередине..В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли…» (А.Конан –Дойль. «Случай с переводчиком» (СО)
5. Назовите не менее 3 произведений, в заглавии которых фигурировало бы название химических элементов или веществ («Медный всадник», «Золотой теленок», «Человек в железной маске»,»Изумрудный город», «Малахитовая шкатулка», «Как закалялась сталь», «Гранатовый браслет» и др.)
4 тур «Естественные науки»
(слайд 6)
Выполняется задание по естественнонаучной грамотности «Красный прилив» (приложение)
Игра со зрителями. О каком элементе идет речь в загадке.
Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
Я не горюю, а горю, и воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад.
(Водород)
Я – коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я – всесильный окислитель.
(Кислород)
Вы со мной уже встречались –
Я – космический скиталец.
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я – любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
Иду на мелкую монету,
В колокола люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают имя мое – …
(Медь)
В честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь.
(Золото)
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице в поле и дома.
Я – в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу,
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
(Алюминий)
(Экспериментальная пауза: необычные химические опыты. Звучит медленная музыка.)
Опыт "Удивительные чернила" (слайд 5)
В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора йода в иодиде калия и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты HCl. Прибавляют около 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость моментально окрасится в синий цвет (образуется комплексное соединение крахмала с йодом). Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается, а при охлаждении снова окрасится (комплексное соединение крахмала с йодом восстанавливается).
Обугливание сахара
В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "выростать" чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегитратацией сахара серной кислотой:
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём: 2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O
«Зимний пейзаж» в стакане
Приготавливают в стакане на 300 мл насыщенный раствор нитрата свинца Pb(NO3)2 и опускают в него кристалл хлорида аммония NH4Cl. Постепенно в стакане начинают расти кристаллы, напоминающие собой растения, покрытые инеем: Pb(NO3)2+2NH4Cl=2NH4NO3+PbCl2.
Золотая осень
На дно стакана помещают 5-6 кусочков дихромата аммония (NH4)Cr2O7. Затем приготавливают раствор нитрата свинца Pb(NO3)2из расчета 25 г на 100 мл воды (воду подогревают). После охлаждения этот раствор выливают в стакан с кусочками дихромата аммония. Через некоторое время в результате реакции между нитратом свинца и дихроматом аммония на кусочках последнего появляются игольчатые кристаллы бихромата свинца. Постепенно разрастаясь, они будут принимать очертания «деревьев» в золотом осеннем уборе. Через несколько дней «лесная чаща» заполнит стакан.
Подведение итогов.
Ведущий. Пока жюри подводит окончательные итоги игры, зрителям предлагается следующее задание. Прослушайте стихотворение и скажите, кому поэт посвятил следующие строки:
Характер минералов, недра гор,
Механика,
Металлургия,
Оды.
Гидравлика – обдумыванье рек.
Рождение химической науки.
Встает великий русский человек,
Могучий разум, трудовые руки.
Склоняется над образцами руд,
Расплескивают сильные кислоты…
Работает.
Наука – это труд,
Единоборство, Точные расчеты. (М.Алигер М.Ломоносову)
А сейчас слово жюри для подведения итогов игры
Итоги игры. Награждение команд и активных болельщиков. (слайд 10)
Команда 1 2 тур Химия и математика Рассчитайте молярную массу: Сернистой кислоты _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
3 тур Химия и литература Перефразируйте предложения,чтоб получились популярные крылатые фразы. 1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает; 2. Куй феррум, пока температура высока; 3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине ; 4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного; 5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о; 6. Слово – аргентум, молчание – аурум; 7. Много оксида водорода утекло с тех пор. 8. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. 9. Звери живут за неметалл.
4 тур «Естественно-научные дисциплины» Задание по функциональной грамотности «Красный пилив».
|
Команда 2 2 тур Химия и математика Рассчитайте молярную массу: Угольной кислоты _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
3 тур Химия и литература Перефразируйте предложения,чтоб получились популярные крылатые фразы. 1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает; 2. Куй феррум, пока температура высока; 3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине ; 4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного; 5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о; 6. Слово – аргентум, молчание – аурум; 7. Много оксида водорода утекло с тех пор. 8. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. 9. Звери живут за неметалл.
4 тур «Естественно-научные дисциплины» Задание по функциональной грамотности «Красный пилив».
|
Команда 3 2 тур Химия и математика Рассчитайте молярную массу: Азотистой кислоты _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
3 тур Химия и литература Перефразируйте предложения,чтоб получились популярные крылатые фразы. 1. Не все то аурум, что металлическим блеском обладает; 2. Куй феррум, пока температура высока; 3. Недонатрий хлористый – на столе, перенатрий хлористый – на спине ; 4. Уходит как аш-два-о в оксид кремния четырехвалентного; 5. Необычайно твердая аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о; 6. Слово – аргентум, молчание – аурум; 7. Много оксида водорода утекло с тех пор. 8. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. 9. Звери живут за неметалл.
4 тур «Естественно-научные дисциплины» Задание по функциональной грамотности «Красный пилив».
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.