Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 5 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 102 часов
Программа ориентирована на 102 учебных часов в год для учащихся 5 «Б» класса. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Программа включает в себя проведение аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Актуальность внеурочной деятельности в классе.
Диагностические исследования:
Воспитательные задачи, поставленные перед классом, решаются. Наблюдения и анкетирования показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения, учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Каждый год проводятся большое количество анкет как среди учащихся, так и с родителями класса для определения заинтересованности родителями внеурочной деятельности в школе.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня в данном виде деятельности будут достигаться через форму социальной пробы (инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми).
Результаты второго уровня достигаются через КТД. Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».
Результаты третьего уровня достигаются через социально-образовательное проектирование. Это образовательная форма, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.
Задачи:
Ø расширение культурно-образовательного пространства;
Ø совершенствование социально-психологических отношений;
Ø формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
Ø дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Программа соответствует направленности: научно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической.
В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
2. Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
3. Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
5. Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику ЕАО (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал области, развитие физической культуры и спорта, пограничное расположение региона)
6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
7. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
8. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о христианском мировоззрении и образе жизни; правилах конструктивной групповой работы; о проектной деятельности, профориентационных по ряду профессий и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и обработка её; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе, о профилактике пожарной, террористической, детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия):школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Форма проведения |
Дата |
Примечание |
Сентябрь |
|||||
1 |
Социальное |
День Знаний. Праздник первого звонка. |
Классный час |
2.09 |
|
2 |
Духовно-нравственное |
Я – частица класса |
Диагностика уровня развития классного коллектива |
3.09 |
|
3 |
Духовно-нравственное |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
Классный час по теме «Борьба с терроризмом» |
4.09 |
|
4 |
Общеинтеллектуальное |
«Мои права и обязанности» |
Беседа о школьном уставе |
9.09 |
|
5-6 |
Духовно-нравственное |
"Знай и люби свой край" |
Экскурсия в музей |
10.09 |
|
7 |
Спортивно-оздоровительное |
Улицы и движение в городе, поселке |
Беседа по плану занятий ПДД |
11.09 |
|
8-9 |
Духовно-нравственное |
Настоящая дружба. Как ты ее понимаешь? |
Беседа. |
16.09 |
|
10 |
Общеинтеллектуальное |
«Мир занимательных задач» |
практикум |
17.09 |
|
11-12 |
Общеинтеллектуальное |
Великие математики |
Защита проектов |
18.09 |
|
Октябрь |
|||||
13 |
Духовно-нравственное |
Социальные отношения. Отношения со сверстниками. |
Анкетирование. |
2.10 |
|
14-15 |
Социальное |
«Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле» |
Участие в концерте ко дню учителя. |
4.10 |
|
16 |
Общеинтеллектуальное |
"Занимательная математика". 5 кл |
Викторина |
7.10 |
|
17-19 |
Духовно-нравственное |
Экскурсия |
Экскурсия в санаторий Каспий |
9.10 |
|
20 |
Спортивно-оздоровительное. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека |
Классный час о вредных привычках. |
14.10 |
|
21 |
Спортивно-оздоровительное. |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
Игры на свежем воздухе |
15.10 |
|
22 |
Общекультурное |
"Живая книга" |
Рейд по проверке состояния учебников. |
21.10 |
|
23-24 |
Социальное |
"Вместе - мы одна страна" |
Участие во всероссийской акции ко Дню народного единства. |
25.10 |
|
25 |
Общеинтеллектуальное |
Подведение итогов I четверти. |
Классный час |
26.10 |
|
Ноябрь |
|||||
26 |
Общеинтеллектуальное |
«Как достичь успеха в учебе?» |
Устный журнал |
5.11 |
|
27-28 |
Социальное |
«Посвящение в пятиклассники» |
Праздничное мероприятие с учителями и с родителями |
6. 11 |
|
29-30 |
Спортивно- оздоровительное |
Игры на свежем воздухе |
Правила игры. Проведение игры. |
7.11 |
|
31 |
Социальное |
«Дружба в нашем классе» |
Круглый стол |
11.11 |
|
32-33 |
Духовно-нравственное |
Настоящая дружба. Как ты ее понимаешь? |
Беседа |
12.11 |
|
34 |
Спортивно- оздоровительное |
Как защититься от простуды и гриппа |
Беседа |
18.11 |
|
35-36 |
Духовно-нравственное. |
День матери |
Праздник мам. |
19.11 |
|
37 |
Социальное. |
«Сколько профессий-столько дорог» |
Беседа-диспут |
25.11 |
|
38-39 |
Обшеинтеллектуальное |
"Задачи на сообразительность, внимание, смекалку" |
Практикум |
26.11 |
|
Декабрь |
|||||
40 |
Спортивно- оздоровительное |
Мой внешний вид – залог здоровья
|
Беседа о внешнем виде учащихся. |
2.12 |
|
41 |
Обшеинтеллектуальное |
Разбор заданий школьного тура олимпиады
|
Практикум |
4.12 |
|
42 |
Социальное |
«Хоровод дружбы» |
Видео урок |
9.12 |
|
43-44 |
Духовно-нравственное |
12 декабря – День Конституции РФ
|
Классный час |
12.12 |
|
45 |
Социальное |
"Конфликт. Способы поведения в конфликте" |
Психологический диспут |
18.12 |
|
46-47 |
Общеинтеллектуальное |
Игра «Математический футбол» |
Игровой математический практикум |
17.12 |
|
48 |
Общекультурное |
"Мастерская Деда Мороза"
|
рисуем новогодние плакаты |
18.12 |
|
49-51 |
Общекультурное |
Новогодний вечер |
Новогодний праздник |
25.12 |
|
52 |
Общеинтеллектуальное |
Подведение итогов II четверти. Рейтинг успеваемости.
|
Класный час |
30.12 |
52 |
Январь |
|||||
53 |
Духовно-нравственное |
«Что такое уважение» |
Беседа |
15.01 |
|
54 |
Духовно-нравственное |
«Твои права и обязанности в школе» |
Беседа о правилах поведения в школе |
20.01 |
|
55 |
Социальное |
«Ярмарка профессий» |
Презентации |
21.01 |
|
56-60 |
Спортивно-оздоровительное. |
Поездка в Чиндирчеро |
|
29.01 |
|
Февраль |
|||||
61-62 |
Спортивно-оздоровительное |
Влияние компьютера на наше здоровье |
Устный журнал, викторина |
3.02 |
|
63 |
Социальное |
Дружба начинается с улыбки |
Тренинг общения |
4.02 |
|
64-65 |
Обшеинтеллектуальное |
«Учение – это труд». |
Беседа Анкетирование |
10.02 |
|
66-67 |
Обшеинтеллектуальное |
«Математическая викторина» |
Внеклассное мероприятие |
11.02 |
|
68-70 |
Спортивно-оздоровительное |
«А ну-ка, мальчики!» |
соревнования ко Дню защитника Отечества. |
19.02 |
|
71-72 |
Спортивно-оздоровительное |
«За здоровый образ жизни» |
Игры на свежем воздухе |
25.02 |
|
Март |
|||||
73 |
Общеинтеллектуальное |
Головоломки и числовые ребусы
|
Практическая работа |
2.03 |
|
74-75 |
Общекультурное |
«Мы вас любим» |
Участие в праздничном мероприятии к Международному женскому дню. |
4.03 |
|
76-77 |
Общекультурное |
«Весеннее кафе» |
Вечер: поздравление мам и девочек с праздником |
5.03 |
|
78 |
Общекультурное |
«Я талант! |
Презентации к классному часу |
9.03 |
|
79 |
Спортивно-оздоровительное |
Спорт любить — здоровым быть! |
Классный час о значении ЗОЖ для человека. |
10.03 |
|
80 |
Общеинтеллектуальное |
Подведение итогов III четверти. Рейтинг успеваемости.
|
Классный час |
17.03 |
|
81 |
Социальное |
Уборка класса и школы |
Общественно-полезная работа |
18.03 |
|
Апрель |
|||||
82 |
Социальное |
«В школе ты гость или хозяин?» |
Устный журнал, викторина |
6.04 |
|
83-84 |
Спортивно-оздоровительное |
«Формула здоровья» |
Викторина |
7.04 |
|
85 |
Общекультурное |
«Космические загадки ко Дню космонавтики» |
Игра-соревнование |
11.04 |
|
86 |
Общеинтеллектуальное |
Выпуск математической газеты |
|
13.04 |
|
87-88 |
Общеинтеллектуальное |
Математическая эстафета |
Участие в неделе математики |
16.04 |
|
89-90 |
Духовно-нравственное |
«Самопознание. Учись управлять собой» |
Беседа-тренинг |
20.04 |
|
91 |
Духовно-нравственное |
«Всемирный День здоровья» |
Беседа |
22.04 |
|
92 |
Общеинтеллектуальное |
Мои увлечения – шаг к будущей профессии. |
Самопрезентация. |
27.04 |
|
Май |
|||||
93-94 |
Духовно-нравственное |
Праздник весны и труда |
Участие в первомайских демонстрациях |
1.05 |
|
95 |
Спортивно-оздоровительное |
Игры на свежем воздухе. |
Игры |
4.05 |
|
96 |
Духовно-нравственное |
«Мы помним, мы гордимся» |
Классный час |
7.05 |
|
97 |
Духовно-нравственное |
Поклонимся великим тем годам |
Урок мужества |
8.05 |
|
98 |
Общеинтеллектуальное |
«Как достичь успеха в учебе?» Готовимся к экзаменам. |
Устный журнал |
16.05 |
|
99 |
Общеинтеллектуальное |
Подведение итогов года. Рейтинг успеваемости.
|
Классный час |
У 20.05 |
|
100-102 |
Спортивно-оздоровительное |
Экскурсия |
Поездка в лес |
23.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.