Внеурочная и внеклассная работа

  • Библиография
  • docx
  • 19.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Отличительные признаки внеурочной и внеклассной работы
Иконка файла материала Внеурочная работа.docx

Внеурочная работа - это дополнительная работа по предмету. Например, ведение астрономического кружка или литературного клуба, проведение предметных декад, подготовка учеников к олимпиадам и научно-практическим конференциям, экскурсии, оформление стендов для учебного кабинета, выпуск газеты, проведение конкурсов, вечеров, диспутов, конференций по предмету. Ведение сайта, участие в телекоммуникационных олимпиадах и конкурсах по учебным предметам.

Внеклассная работа - это воспитательная работа, которая проводится также во внеурочное время, но не учителем-предметником, а классным руководителем, организатором внеклассной и внешкольной работы. Поскольку практически каждый предметник является и классным руководителем, он должен совмещать все эти виды деятельности. К внеклассной работе относится подготовка и проведение тематических вечеров, бесед, поездок, прогулок, обеспечение участия класса во всех школьных делах (подготовка выступлений детей, выпуск с ними стенгазет и т. п.) .

И внеклассная, и внеурочная работа учителя - это огромный круг обязанностей, невероятное количество часов, затраченных на поиск нужных материалов и подготовку самых разнообразных дел и документов. При этом учитель выступает в ролях: сценариста, режиссёра, художника, фотографа, учёного-экспериментатора, методиста, спич-райтера, экскурсовода, массовика-затейника (аниматора) , надзирателя и козла отпущения - если что не на высшем уровне. Кто может, уважаемые коллеги, дополните список!)))

Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.
Внеклассная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых (Педагогическая энциклопедия. - М 1964.-Т.1).