Внеурочная деятельность по волейболу
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность по волейболу

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
физическая культура
7 кл
19.09.2018
Внеурочная деятельность по волейболу
Программа внеурочной деятельности по волейболу составлена на основе учебного пособия «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов» Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г. Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств. Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
ВНЕУРОЧКА волейбол 7 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение Львовская средняя общеобразовательная школа  №4                                                               «Утверждаю»                                                        Директор МОУ Львовская школа №4                                                         _____________Рассказова Е.И. 31.08. 2017г. Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Волейбол» 7 «В» класс Составитель: Дроздова Екатерина Сергеевна    учитель физической культуры 2017­2018 учебный год Пояснительная записка     Программа внеурочной деятельности по волейболу составлена на основе учебного пособия  «Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»  Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.­ М.  Просвещение, 2011, в соответствии с  ФГОС ООО 2010 г.      Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.           Особое   внимание   уделяется   детскому   возрасту,   поскольку   на   этом   этапе   развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека. Обязательным   компонентом   ФГОС   является   внеурочная   деятельность.   В   проекте образовательных   стандартов   внеурочная   деятельность   рассматривается   как   специально организованная   деятельность   обучающихся   в   рамках   вариативной   части   образовательного плана.   Рабочая   программа   по   внеурочной   деятельности   (спортивно­оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.     Дополнительная   образовательная   программа   имеет   физкультурно­спортивную направленность   и   предназначена   для   углубленного   изучения   раздела   «Волейбол» образовательной   программы   средней   школы   (5­9   кл.).   Целесообразность   и   актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных   часов   отведённых   на   изучение   раздела   «волейбол»   в   школьной   программе недостаточно   для   качественного   овладения   игровыми   навыками   и   в   особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет   недостаток   двигательной   активности,   имеющийся   у   подростков,   имеет оздоровительный   эффект,   а   также   благотворно   воздействует   на   все   системы   детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит   учащимся   идти   в   ногу   со   временем   и   повысить   уровень   соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку,   которой   в   других   программах   уделено   незаслуженно   мало   внимания.   Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих   результатов,   тестирования   для   перехода   на   следующий   этап   обучения,   поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.   направленности «Волейбол» для учащихся 5­9 классов разработана  на основе: ­   требований   нормативных   документов   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ­   действующими   образовательными   программами   по   физической   культуре   для образовательных учреждений.           Программа   спортивно­оздоровительного   направления     «Волейбол»     во   внеурочной деятельности     для   учащихся   основной     классов,     соотносящаяся     с   Государственным стандартом   и   концепцией   образования,     по   своему   содержательному   наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников,  целью,  которой является: ­ способствовать  всестороннему физическому развитию; ­ способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.   Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   по   спортивно­оздоровительной В   соответствии   с   целями   данной   программы     можно   сформулировать   три   группы   задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Основные задачи: Оздоровительная  задача: ­ укрепление здоровья; ­ совершенствование  физического развития; Образовательные задачи: ­ обучение  основам техники и тактики игры волейбол; ­ развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и  гибкости; ­ формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической  культуры  для самостоятельного использования их в повседневной жизни. Воспитательные задачи: ­ формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; ­ воспитание моральных и волевых качеств. Общая характеристика курса      Волейбол ­ один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия волейболом   улучшают   работу   сердечно   ­   сосудистой   и   дыхательной   систем,   укрепляют костную   систему,   развивают   подвижность   суставов.   Постоянное   взаимодействие   с   мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная   реакция   на   зрительные   и   слуховые   сигналы.   Игра   в   волейбол   требует   от занимающихся   максимального   проявления   физических   возможностей,   волевых   усилий   и умения   пользоваться   приобретенными   навыками.   Развивается   чувство   ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.  В предложенной  программе выделяются  четыре раздела: Основы знаний. Общая физическая подготовка. Специальная подготовка. Примерные показатели двигательной подготовленности. В   разделе   «основы   знаний» представлен   материал,   способствующий   расширению   знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта. В разделе «общефизической подготовки»  даны упражнения, строевые команды и другие двигательные   действия.   Общефизическая   подготовка   способствует   формированию   общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам. В   разделе   «Примерные   показатели   двигательной   подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся: Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста. Нормативы по физической подготовке. Практическая   часть   более   чем   на   90   %   представлена   практическими   действиями   – физическими   упражнениями.   Теоретическая   часть   включает   в   себя   объяснение   педагогом необходимых теоретических  понятий, беседу с  учащимися, показ изучаемых   технических элементов, просмотр  презентаций. Два   раза   в   год   должны   проводиться   контрольные   испытания   по   общей   и   специальной подготовке. Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения. Значение   волейбола   в   общеобразовательной   системе,   общеразвивающих   и   специальных упражнений в системе общефизической подготовки. По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: ­ достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;  ­ победы на соревнованиях районного и областного уровня;  ­   повышение   уровня   технической   и   тактической   подготовки   в   данном   виде   спорта;   ­ устойчивое овладение умениями и навыками игры;  ­ развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;   ­   укрепление   здоровья   учащихся,   повышение   функционального   состояния   всех   систем организма;  ­ умение контролировать психическое состояние. Программа  «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов: ­   принцип   модификации,   основанный   на   выборе   средств,   методов   и   форм   организации занятий, учитывающих возрастно ­ половые и индивидуальные особенности детей. ­принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач. ­принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей. ­ принцип последовательности  обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык Личностные, метапредметные, предметные результаты Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням   и   предметными и   представлены   соответственно   личностными,   метапредметными   результатами. Личностные результаты: ­ дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; ­умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; ­умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: ­определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; ­умение   объективно   оценивать   результаты   собственного   труда,   находить   возможности   и способы их улучшения. Предметные результаты: ­формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья; ­ умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; ­ умение вести наблюдение за показателями своего физического развития Данная  программа    делает    акцент  на  формирование  у  учащихся  активистской   культуры здоровья и предполагает: ­   потребность   в   систематических   занятиях   спортом,   регулярном   участии   в   спортивных соревнованиях,   стремление   показывать   как   можно   более   высокие   результаты   на соревнованиях; ­ умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; ­   спортивный   образ   (стиль)   жизни,   предусматривающий   активные   занятия   спортом   и регулярное участие в спортивных соревнованиях; ­ стремление индивида вовлечь в занятия волейболом   свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.). Место программы в учебном плане  соответствует     компоненту  федеральному    Программа        государственного образовательного   стандарта   второго   поколения   и   представляет   собой   вариант   программы организации внеурочной деятельности учащихся 5­9 классов. Рассчитана  на 170 учебных часа и   предполагает   равномерное   распределение   этих   часов   по   неделям   с   целью   проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.  Режим   занятий: занятия   по   данной   программе   проводятся   в   форме   урока,тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных   нормативов,   мониторинга,   контрольного   тестирования,   самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.  Периодичность   ­1   раз   в   неделю   по   одному   учебному     часу   ограниченному     временем (45мин).   Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка. Особенности   набора   детей –   учащиеся   пятых   классов   с   разным   уровнем   физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача). Формы контроля – опрос, тесты­практикумы. Основное содержание курса Основы знаний (теоретическая часть): Основы истории развития волейбола в России; Сведения о строении и функциях организма человека; Правила игры в волейбол (пионербол); места занятий, инвентарь. Общефизическая подготовка (практическая часть): Строевые упражнения; Гимнастические упражнения; Легкоатлетические упражнения; Подвижные и спортивные игры. Специальная физическая подготовка (практическая часть): Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий; Подвижные игры; Упражнения для развития прыгучести; Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча; Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; Техника нападения (практическая часть): Перемещения и стойки; действия с мячом. Передачи мяча; техника защиты: действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и  остановок. Тактическая подготовка. Тактика нападения: Индивидуальные действия Командные действия Тактика защиты: индивидуальные действия, командные действия Контрольные игры и соревнования:  теоретическая часть Правила соревнований практическая часть: Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола Учебно­тренировочные игры Физическая подготовленность Стойки и перемещения.  Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.  Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие   шаги,   прыжки,   «скованность   движений».   Техника   перемещений   оценивается   в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии ­ правым боком вперёд, вдоль лицевой   линии   –   приставными   шагами   спиной   вперёд,   левая   нога   впереди   (4.5   м),   затем правая.  Предполагаемые результаты освоения курса «Волейбол» Личностные Первый   уровень:   усвоение   школьником   социально   значимых   знаний.  Это   в   первую очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живёт. Знание об истории волейбола и развития его в нашей стране. Второй уровень: развитие социально значимых отношений.  Формировать положительное отношение   к   систематическим   занятиям   волейболом.   Учить   взаимоотношению   в   команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому труду. Учить ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам. Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально значимых действий Понимать   роль   волейбола   в   укреплении   здоровья.   Научить   школьников   самостоятельно составлять   свой   режим   дня   и   график   тренировок.   Уметь   самостоятельно   подбирать упражнения для своего физического развития. Предметные Иметь представлениеоб  истории развития волейбола в России; О правилах личной гигиены, профилактики травматизма Технически правильно выполнять двигательные действия  в волейболе. Играть в волейбол по упрощенным правилам.   Метапредметные Учащиеся научатся: Следовать при выполнении задания инструкциям учителя Понимать цель выполняемых действий Различать подвижные и спортивные игры Учащиеся получат возможность научиться: Принимать решения связанные с игровыми действиями;  Взаимодействовать друг с другом на площадке Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: Общефизическая и специальная физическая подготовка Виды испытаний Бег 30 м Челночный бег 3х10 м Прыжки в длину с места, см 6­минутный бег, м Наклон вперёд из положения сидя, см Подтягивание на высокой перекладине из виса (м.),  кол­во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (дев) Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин) Прыжки в высоту с разбега, см Прыжки в высоту с места, см мальчики с 6,1 ­ 5,5 9,3 – 8,8 160 ­ 180 1000­1100 6 ­ 8 4 ­ 5 100­110 90­100 40­45 девочки 6,3 – 5,7 9,7 – 9,3 150 ­ 175 850­1000 8 ­ 10 10 ­ 14 110­120 80­90 35­40 Технико­тактическая подготовка Виды испытаний № п/п мальчики Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол­во удачных попыток из 10) Жонглирование мячом насобой верхней передачей (кол­ во раз) Жонглирование мячом насобой нижней передачей (кол­ во раз) Первая передача ( прием) на точность из зоны 6 в зону 3 (расстояние 6 м) 7­9 8­10 5­7 3 №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 Примерное распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся Учебный материал Перемещения Стойка игрока (исходные положения) Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым  боком, лицом вперед Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты,  прыжки вверх) Передачи мяча Передача сверху двумя руками вперед­вверх (в опорном  положении) Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через  сетку) Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении  передачи Передача мяча снизу двумя руками над собой Передача мяча снизу двумя руками в парах Подачи мяча Нижняя прямая Верхняя прямая Подача в прыжке Атакующие удары (нападающий удар) Прямой нападающий удар (по ходу) Нападающий удар с переводом вправо (влево) Прием мяча Прием мяча снизу двумя руками  Прием мяча сверху двумя руками Прием мяча, отраженного сеткой Блокирование атакующих ударов Одиночное блокирование Групповое блокирование (вдвоем, втроем) № 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3  1 2 1 2 3 1 2 классы 8 7 6 З С + З С + + + + 5 Р Р + 9 + + + Р З З С С Р Р Р Р Р Р Р Р З С С + З С + З З Р З С С Р Р З З З С + З С + Р З Р + + З Р З С С Р З С 3 1 2 3 4 1 2 1 1 Страховка при блокировании Тактические игры Индивидуальные тактические действия в нападении, защите Групповые тактические действия в нападении, защите Командные тактические действия в нападении, защите Двухсторонняя учебная игра Подвижные игры и эстафеты Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование  технических приемов и тактических действий Игры развивающие физические способности Физическая подготовка Развитие скоростных, скоростно­силовых, координационных  способностей, выносливости, гибкости Судейская практика Судейство учебной игры в волейбол Р Р + + + + Р + + + + З С С З Р + + + + З С З С З Р + + + + + + + + + +            Тематическое планирование 5­9 классы Тема (количество часов) 5­6 классы 68 часов Техника и обучение техническим приёмам игры Обучение стойке волейболиста и технике перемещений ­ приставными шагами ­ двойным шагом ­ прыжками ­ вперёд­назад двойным шагом ­ спиной вперёд ­ скачками вперёд ­ по сигналу ­ в стойке перемещения различными способами, с  выполнением различных заданий Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками  вверх­вперёд (в опорном положении) на месте Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче.  Передачи мяча: ­ имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения ­ передача мяча после подбрасывания ­ передачи мяча в парах после набрасывания партнёром Обучение техники передачи мяча сверху двумя руками  вверх­вперёд (в опорном положении) в движении ­ передачи мяча над собой на месте, в движении, после  Характеристика основных  видов деятельности ученика стойкой Овладение волейболиста   и   различными способами перемещения. Стойка волейболиста и техника перемещений различными   способами, выполнением заданий   с различных     Принимать   мяч   сверху   двумя руками. Правильно располагать пальцы рук на мяче. Уметь   правильно   передавать мяч.   Правильно   располагать пальцы на мяче и держать локти в правильном положении. Передавать   мяч   сверху   через сетку   в   прыжке   с   места   и   не большого разбега. перемещения. ­ передачи над собой и партнёру ­ передачи после варьирования расстояния и траектории ­ передачи мяча в тройках Подвижные игры с верхней передачей мяча. ­ «Эстафеты у стены», «Не урони мяч»,  «Мяч в  воздухе», «Мяч над сеткой»,  «Вызов номеров», «Мяч  над головой»«Передачи в движении», «Свеча». Обучение нижней прямой подаче: ­имитация ­подачи в парах, подачи через сетку, подачи по зонам ­подачи на точность ­ последовательно в зоны 1,6,5,4,2 ­ на партнёра, располагающегося в различных точках  площадки ­ между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии  от 2 до 1 м друг от друга Обучение приёму мяча снизу двумя руками ­ имитация приёма мяча ви.п. ­ в парах ­ в стойке волейболиста принимать мяч снизу двумя  руками. Правильно работать ногами. Работать в паре. ­подбивание мяча  с продвижением ­ приём мяча наброшенного партнёром ­ в парах ­ приём мяча после отскока от пола ­ приём мяча  после набрасывания через сетку. Тактическая подготовка  Тема . 7­9 классы 102 часа Верхняя прямая подача: ­ имитация подачи мяч ­ подачи в стену ­ подачи в парах ­ подачи через сетку ­ подачу в правую и левую половину площадки ­ подачи на точность ­ соревнования на большое количество подач в заданный  участок Передача мяча через сетку в прыжке: ­ имитация верхней передачи мяча в прыжке через сетку  с места и небольшого разбега ­ верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания  над собой Передавать   и   перебивать   мяч через сетку, стоя спиной к ней. Передавать   мяч   на   точность   в мишени,   расположенные   на стене, на игровой площадке.   Развитие ловкости, внимательность. Умение играть в   команде.   Взаимовыручка   и взаимодействие игроков. Научится   подавать   нижнюю подачу. Уметь направлять мяч в заданную   зону.   Подавать   мяч снизу.   Выполнять   большое количество подач подряд. Уметь   принимать   мяч   снизу. Сочетать   правильную   работу рук и ног. Принимать мяч после перемещений. Уметь принимать мяч в паре и через сетку.   тактической Значение подготовки   в   волейболе. Тактика   передач.   Тактика приёмов мяча. Характеристика основных  видов  деятельности ученика Подавать верхнюю подачу.  Подавать подачи по зонам и на  точность. Передавать мяч сверху через  сетку в прыжке с места и не  большого разбега. Научится  правильному отталкиванию и  удару по мячу. ­ верхняя прямая подача в прыжке после подбрасывания  вперёд­вверх и небольшого разбега Передача мяча сверху двумя руками назад (в опорном  положении) ­ имитация передачи мяча ­ в парах;  в тройках;  в четвёрках ­ передачи через сетку назад ­ передачи на точность в мишени, расположенные на  стене ­ передачи мяча из зон 3 за голову в зону 2 ­ передачи мяча из зоны 3 за голову в зону 4 Приём мяча, отражённого сеткой: ­ приём мячей, отскочивших от сетки с собственного  набрасывания ­ приём мячей после набрасывания в сетку другим  игроком ­ приём мячей после удара в сетку другим игроком Прямой нападающий удар: ­ прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в  один, два и три шага. ­ имитация нападающего удара в прыжке с места ­ имитация нападающего удара в прыжке с разбега ­ в парах ­ броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега ­ броски теннисного мяча в прыжке с места и разбега в  парах ­ нападающий удар через сетку ­ нападающий удар через сетку после подбрасывания  мяча ­ нападающий удар через сетку с разных зон  подбрасывания мяча ­ нападающий удар после встречной передачи ­ нападающий удар со второй передачи Одиночное блокирование: ­ имитация блокирования ­ передвижение вдоль сетки, с остановкой, прыжком и  выносом рук над сеткой ­ в парах через сетку, касаясь ладонями друг друга над  сеткой ­ в парах, занимающиеся располагаются с  противоположных  сторон сетки. Один набрасывает мяч  на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону. ­ блокирование после набрасывания над сеткой ­ то же но набрасывание правее, левее блокирующего ­ блокирование нападающего удара выполненного из  разных зон Передавать и перебивать мяч  через сетку, стоя спиной к ней.  Передавать мяч на точность в  мишени, расположенные на  стене, на игровой площадке. Знать особенности мяча  отскочившего от сетки.  Принимать мяч отражённый  сеткой. Уметь своевременно  выходить к мячу. Уметь выполнять разбег и  толчок двух ног. Выполнять  нападающий удар с места и в  прыжке через сетку. Научиться выполнять  нападающий удар после  подбрасывания мяча из разных  зон. Научиться правильному  разбег и выходу к мячу. Выполнять одиночное  блокирование через сетку.  Противодействовать  нападающему удару.  Своевременно выходить на  блок. Уметь предугадывать  действия нападающего игрока. Тематическое планирование 7 класс № п/п 1. 3 4 5 6 Тема занятия Основы знаний (теоретическая часть) Передачи мяча Подача мяча Прием мяча Подвижные игры и эстафеты Тактическая подготовка.  Контрольные испытания Контрольные игры, соревнования и товарищеские встречи 7 8 9 10 Физическая подготовка  11 Атакующий удар 12 Блокирование атакующих ударов Итого  Кол­во часов 1 6 5 4 в процессе занятий 3 2 3 в процессе занятий 6 4 34 часа Календарно – тематическое планирование по волейболу7 класс. 3­й год обучения. № п/п Тема занятия Дата  проведения фак т план Тип занятия Вид деятельности 04.09­ 08.09 Изучение  нового  материа­ ла Основы истории развития волейбола  в России.Влияние физических  упражнений на организм человека.  Техника безопасности на занятиях по  волейболу. Правила игры  мини­ волейбол.  1 1. 1 Основы знаний Развитие  волейбола.  Влияние  физических  упражнений на  организм  человека.  Техника  безопасности на занятиях по  волейболу.  Передачи мяча 2  3  4  5  6 № п/п  7 Передачи мяча  в парах после  набрасывания  партнёром.  Игра по  упрощенным  правилам. Передачи мяча  сверху двумя  руками вверх­ вперёд в  движении. Игра  по упрощенным  правилам. Имитация  верхней  передачи мяча в прыжке через  сетку с места и  небольшого  разбега. Передача мяча  сверху двумя  руками назад (в  опорном  положении): имитация  передачи мяча. Передача мяча  сверху двумя  руками назад  в  парах;  в трой­ ках Тема занятия Передача мяча  сверху двумя  руками назад  через сетку. 11.09­ 15.09 18.09­ 22.09 25.09­ 30.09 2.10­ 06.10 09.10­ 13.10 Дата  проведения факт план 16.10­ 20.10 23.10­ 27.10 Прием мяча   8 Соершенствова ние приема  мяча сверху  двумя руками.  Игра по  упрощенным  правилам. Закреп­ лениемате риа­ла Закреп­ лениемате риа­ла Комби­ ниро­ ванное Передачи мяча: имитация передачи  мяча двумя руками сверху на месте и  после перемещения;  передача мяча  после подбрасывания;  передачи мяча в парах после набрасывания  партнёром. Игра «Не урони мяч» Передачи мяча сверху двумя руками  вверх­вперёд  в движении:  передачи  мяча над собой на месте, в движении,  после перемещения;  передачи над  собой и партнёру;  передачи после  варьирования расстояния и  траектории;  передачи мяча в  тройках. Игры «Передачи в  движении», «Свеча». Передачи мяча: имитация передачи  мяча двумя руками сверху на месте и  после перемещения;  передача мяча  после подбрасывания;  передачи мяча в парах после набрасывания  партнёром. Игра «Не урони мяч» Закреп­ лениемате риа­ла Передавать и перебивать мяч через  сетку, стоя спиной к ней. Передавать  мяч на точность в мишени,  расположенные на стене, на игровой  площадке. Совер­ шенст­ вование изучен­ ного Тип занятия Совершен ствова­ ние изучен­ ного Совершен ствова­ ние изучен­ ного Передавать и перебивать мяч через  сетку, стоя спиной к ней. Передавать  мяч на точность в мишени,  расположенные на стене, на игровой  площадке. Вид деятельности Передавать и перебивать мяч через  сетку, стоя спиной к ней. Передавать  мяч на точность в мишени,  расположенные на стене, на игровой  площадке. Уметь принимать мяч сверху и снизу.  Сочетать правильную работу рук и  ног. Приём мяча снизу двумя руками: в парах;  приём мяча после отскока  от пола. Игра «Сумей принять». 07.11­ 10.11 13.11­ 17.11  9 Соершенствова ние приёма  мяча снизу  двумя руками в  парах.  10 Приём мяча   после  набрасывания  через сетку.  Игра по  упрощенным  правилам.  11 Приём мяча  снизу двумя  руками через  сетку с подачи. 20.11­ 24.11 27.11­ 01.12 04.12­ 08.12 Подачи мяча 12 Совершенствов ание нижней  прямой подачи  мяча.  13 Верхняя прямая подача: имита­ ция подачи  мяча. Игра по  упрощенным  правилам. Совершен ствова­ ние изучен­ ного Закреп­ лениемате риа­ла Закреп­ лениемате риа­ла Комби­ ниро­ ванное Закреп­ лениемате риа­ла Принимать мяч после перемещений.  Уметь принимать мяч в паре и через  сетку. Приём мяча снизу двумя  руками:  приём мяча  после  набрасывания через сетку. Эстафета  «Мяч над сеткой». Уметь принимать мяч сверху и снизу.  Сочетать правильную работу рук и  ног. Приём мяча снизу двумя руками: в парах;  приём мяча после отскока  от пола. Игра «Сумей принять». Приём мяча снизу двумя руками:  имитация приёма мяча ви.п.;  в парах; в стойке волейболиста.  Принимать  мяч снизу двумя руками. Правильно  работать ногами. Работать в паре.  Игра «Летающий мяч». Совершенствовать нижнюю подачу.  Обучение нижней прямой подаче: имитация, подачи в парах. Игра в  волейбол. Эстафета «Мяч над  сеткой». Подавать верхнюю подачу. Подавать  подачи по зонам и на точность. № п/п 14 15 16 Тема занятия Верхняя прямая подача: подачи  в стену. Верхняя прямая подача: подачи в парах.  Игра по  упрощенным  правилам. Верхняя прямая подача: подачи  через сетку. Дата  проведения план факт 11.12­ 15.12 18.12­ 22.12 25.12­ 29.12 Тип занятия Комби­ ниро­ ванное Конт­ рольное Вид деятельности Подавать верхнюю подачу. Подавать  подачи по зонам и на точность. Подавать верхнюю подачу. Подавать  подачи по зонам и на точность. Закреп­ лениемате риа­ла Подавать верхнюю подачу. Подавать  подачи по зонам и на  точность.Развитие скоростных, скоростно­силовых,  координационных способностей,  выносливости, гибкости  Игра в  волейбол Совершен ствова­ ние изучен­ ного Контрольные испытания по общей и  специальной подготовке.  Жонглирование мячом над собой  верхней передачей. Жонглирование  мячом над  собой нижней передачей. Уметь выполнять разбег и толчок  двух ног. Прямой нападающий удар: ­ прыжок вверх толчком двух ног с  места, с разбега в один, два и три  шага; имитация нападающего удара в  прыжке с места. Комби­ ниро­ ванное Изучение  нового  материа­ ла Комби­ ниро­ ванное Контрольные испытания 17 09.01­ 12.01 Контрольные  испытания по  общей и  специальной  подготовке. Прямой нападающий удар 18 15.01­ 19.01 Прямой  нападающий  удар: прыжок вверх  толчком двух  ног с места. Прямой  нападающий  удар: прыжок вверх  толчком двух с  разбега в один,  два и три шага. Имитация  нападающего  удара в прыжке  с места, с  разбега 19 20 22.01­ 26.01 29.01­ 02.02 № п/п 21 Тема занятия Прямой  нападающий  удар: броски  теннисного  мяча в прыжке  с места и  разбега. Дата  проведения факт план 05.02­ 09.02 Тип занятия Совершен ствова­ ние Вид деятельности Уметь выполнять разбег и толчок  двух ног. Прямой нападающий удар: ­ прыжок вверх толчком двух ног с  места, с разбега в один, два и три  шага; имитация нападающего удара в  прыжке с места. Соревнования, товарищеские встречи 22 Соревнования  12.02­ Комп­ Действия с мячом. Передача мяча по мини­ волейболу. 16.02 лексное 23 24 Нападающий  удар через  сетку после  подбрасывания  мяча. Нападающий  удар через  сетку. Разбег и  выход к мячу. 19.02­ 23.02 26.02­ 02.03 25 Двухсторонняя  учебная игра. 05.03­ 09.03 Комби­ ниро­ ванное Комби­ ниро­ ванное Комби­ ниро­ ванное сверху двумя руками; передачи и  подачи  на точность. Разбор  проведенных игр. Устранение  ошибок. Уметь выполнять разбег и толчок  двух ног. Прямой нападающий удар: ­ прыжок вверх толчком двух ног с  места, с разбега в один, два и три  шага; имитация нападающего удара в  прыжке с места. Выполнять нападающий удар с места  и в прыжке через сетку. Имитация  нападающего удара в прыжке с  разбега; в парах. Игра в мини­ волейбол. Научиться выполнять нападающий  удар после подбрасывания мяча из  разных зон. Прямой нападающий  удар: броски теннисного мяча в  прыжке с места и разбега; броски  теннисного мяча в прыжке с места и  разбега в парах; нападающий удар  через сетку. Блокирование атакующих ударов 26 27 28 № п/п 29 Тема занятия Страховка при  блокировании Дата  проведения план факт 09.04­ 13.04 Одиночное  блокирование  (имитация  блокирования) Одиночное  блокирование  через сетку,   блокирование  касаясь  ладонями друг  друга над  сеткой. Групповое  блокирование  (вдвоем,  втроем) 12.03­ 16.03 19.03­ 23.03 02.04­ 06.04 Комби­ ниро­ ванное Изучение  нового  материа­ ла Научиться правильному разбег и  выходу к мячу. Нападающий удар  через сетку после подбрасывания  мяча.  Игра в мини­волейбол. Выполнять одиночное блокирование:  ­ имитация блокирования ­ передвижение вдоль сетки, с  остановкой, прыжком и выносом рук  над сеткой Комби­ ниро­ ванное Тип занятия Комби­ ниро­ ванное Выполнять групповое блокирование  через сетку. Противодействовать на­ падающему удару. Своевременно вы­ ходить на блок. Уметь предугадывать действия нападающего игрока. Вид деятельности Выполнять одиночное блокирование  через сетку. Противодействовать  нападающему удару. Одиночное  блокирование: ­ в парах через сетку,  касаясь ладонями друг друга над  сеткой; в парах, занимающиеся  располагаются с противоположных Тактическая подготовка 30 31 32 Индивидуаль­ ныетактиче­ ские действия в  нападении и  защите. Групповые   тактические  действия в в  нападении и  защите. Тактика защиты и нападения 16.04­ 20.04 23.04­ 27.04 30.04­ 04.05 Контрольные испытания 33 07.05­ 11.05 Контрольные  испытания по  общей и  специальной  подготовке. Соревнования, товарищеские встречи 34 Соревнования  по волейболу. 14.05­ 18.05 сторон сетки. Один набрасывает мяч  на верхний край сетки, другой,  выпрыгивая вверх, ставит блок и  отбивает мяч на противоположную  сторону. Индивидуальные действия: выбор  места для выполнения нижней  подачи; выбор места для второй  передачи и в зоне 3. Действия с мячом. Тактика передач. Тактика защиты. Выбор места при  приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда  вторую передачу выполняет игрок  зоны 3. Тактика приёмов мяча. Расположение игроков при приеме  подачи, когда вторую передачу  выполняет игрок зоны 3. Тактика  приёмов мяча. Действия с мячом.  Тактика передач и приемов мяча. Контрольные испытания по общей и  специальной подготовке. Нижняя  прямая подача с расстояния 6 м от  сетки. Верхняя прямая подача с  расстояния 6 м от сетки. Разбор проведенных игр. Устранение  ошибок. Действия с мячом. Передача  мяча сверху двумя руками; передачи  и подачи  на точность. Изучение  нового  материа­ ла Изучение  нового  материа­ ла Комби­ нированн ое Конт­ рольное Комп­ лексное Оценка выполнения основных двигательных действий в волейболе Стойки и перемещения     Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд. Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».    Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке  перемещаются приставными  шагами, левая нога впереди  (4.5 м). Вдоль  сетки  перемещаются приставными  шагами левым  боком вперёд  (лицом к сетке),  к лицевой линии ­ правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая. Передачи Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд (допускается одна остановка). Норматив 4 передачи.    Передача мяча над собой непрерывно (разрешается две остановки). Норматив 3­4 передачи.       Передача   мяча   над   собой   (не   выходя   за   пределы   зоны   нападения,   разрешается   две остановки). Норматив 5 передач.     Передача мяча в стену (расстояние от стены 1.5 м, высота­3м). Норматив 8 передач.    Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения. Норматив 4 передачи. Подачи      Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из­за лицевой линии. Норматив 4 попадания.    Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из­за лицевой линии (10 попыток). Норматив 4 попадания.    Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток). Высота сетки 2 м 10 см. Норматив 5 попаданий Нападающий удар       Блокирование   нападающего   удара   из   зоны   4   по   мячу,   установленному   над   сеткой   в держателе высота сетки 2 м 25 см (5 попыток). Норматив 3 задержания Блокирование Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам соревнований Площадка и её разметка Какую форму имеет волейбольная площадка? Какие требования предъявляются к площадке? Как называются линии, ограничивающие площадку? Что такое средняя линия? Что такое линии нападения? Для чего нужна линия нападения? Что такое площадь нападения? Какова ширина линий разметки? Входит ли ширина линий в размер площадки? Сетка Какой должна быть сетка и каковы её размеры? На какой высоте укрепляется сетка? Какова высота стоек? Когда должна проверяться высота сетки? Чем проверяется высота сетки? Мяч Каким должен быть мяч для игры? Кто решает вопрос о пригодности мяча? Правила и обязанности игроков Что должны знать участники соревнований? Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований? В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием? Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого  предупреждение? В каких случаях применяется удаление игрока? Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске  к соревнованиям? Костюм игроков Каким должен быть костюм игрока?Разрешается ли игрокам выступать без обуви? Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах? Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока? В какой форме должны выступать команды?Разрешается ли игрокам выступать в  тренировочных костюмах?Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету  от спортивной формы другой команды? Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования? В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды? Какой отличительный знак должен иметь капитан команды? Состав команды и расстановка игроков Каково число игроков в команде? Какие игроки считаются основными и какие запасными? Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков  в следующей партии? Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала  соревнований? Существует ли обязательная расстановка игроков? Как называются игроки каждой линии?Что такое взаимная расстановка игроков?Какое  положение по кругу занимают игроки? Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в момент подачи? Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой линии в момент выполнения  подачи? Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего соревнования? Разрешается ли изменять взаимную расстановку? Счёт и результат игры В каких случаях команда проигрывает очко? Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии? Из скольких партий состоит соревнование? Когда соревнование считается законченным? Как защитать встречу, если команда не явилась на соревнование? Продолжительность игры и выбор сторон Какой команде предоставляется право выбирать стороны и подачи? Как возобновляется игра после окончания первой партии? Как возобновляется соревнование перед решающей партией? Чем отличается решающая партия от остальных партий? Как должны расположиться игроки после смены сторон? Подача и смена мест Что такое подача?Как производится подача?Когда подача считается произведённой? Ограничивается ли время на подачу?Что служит сигналом на право подачи?Когда даётся  свисток на подачу?Разрешается ли игроку производить подачу с руки?До коих пор должен  подавать один и тот же игрок?Производится ли смена мест при подаче одним и те же  игроком? Приём и передача мяча Каким способом можно ударять по мячу? В каких случаях передача считается не правильной? Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом? Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд? Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону соперника? Игра двоих Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу одновременно? Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара или блокирования? Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над сеткой, ударят одновременно  2 игрока разных команд? Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном касании мяча, вновь ударить по  мячу? Перенос рук над сеткой и блокирование Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника ошибкой? Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой? Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей стороне, а после удара перенесёт  руки через сетку? Что такое блокирование? Кто имеет право участвовать в блокировании? Когда блокирование считается состоявшимся? Что такое групповое блокирование? Сколько всего касаний мяча может сделать команда при состоявшемся блокировании? Можно ли блокировать подачу? Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки? Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке? Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке? Игра от сетки Переход средней линии Какие ограничения существуют для игроков задней линии? Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией нападения, произвести удар в  прыжке и после удара приземлится в площадь нападения? Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения? Выход мяча из игры Когда мяч выходит из игры? Какая команда считается проигравшей после приземления мяча? Замены игроков Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования? Когда может быть произведена замена игрока? Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять запасной игрок  входящий в игру? Перерывы Какие установлены перерывы между партиями? Какой перерыв установлен перед решающей партией? Даётся время на смену в решающей партии? Когда команда может потребовать перерыв для отдыха? Учебно­методическое и материально­техническое оснащение Список литературы: Для педагога:  1. Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.  2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.  3. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002  4. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.  5. Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.  6. Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.  7. Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.  8. Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.  9. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно­метод. пособие –  Нижневартовск, 2001  10. Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва.  «Просвещение» 2010.  11. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.  Для обучающихся:  1. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.  2. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.  3. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.  4. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007 Материально­техническое оснащение 1. Спортивный зал. 2. Уличная волейбольная площадка.  3. 2 волейбольные сетки (1 с металлическими тросами)  4. Стойки для волейбольных сеток. Настенные крепежи. 5. Волейбольные мячи 20 штук.  6. Набивные мячи 12 штук. 7.  Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование. 9. Компьютер, программное обеспечение, экраны, проекторы. Дидактико­методическое оснащение:  Учебники по физической культуре. Учебники по волейболу.  Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок.  Правила соревнований.Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по основному и дополнительному образованию.  Учебные карточки с заданиями. Разработанные и утверждённые тесты и нормативы по  контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовке. Приложение 1 Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты в занятиях волейболом           В   учебно­тренировочном   процессе   по   волейболу   подвижные   игры,   соревновательно­ игровые   задания   и   эстафеты   применяются   для   закрепления   технических   приёмов   и тактических   действий.   Они   могут   быть   включены   в   подготовительную   часть   занятия   как продолжение разминки и в конце основной части занятия. Выбор подвижных игр зависит от материально­технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся. Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий Игры с перемещениями игроков «Спиной   к   финишу».Игроки   построены   в   одну   шеренгу   за   лицевой   линией,   спиной   к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной   лицевой   линии).   Побеждает   игрок,   который   первым   пересечёт   линию финиша. «Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за лицевой линией площадки (линия старта­ финиша). На расстоянии 9 м перед командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд   и   продолжают   бег   до   противоположной   лицевой   линии.   Заступив   одной   ногой   за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта­финиша. Победитель приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков» Предварительно на обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек, которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной последовательности и т. д. Выигрывает   команда,  последний   участник   которой  первым   закончит  перенос   и  установку кубиков в исходное (до игры) положение. Игры с передачами мяча Игровое задание «Художник».  Передачами мяча сверху обозначить на стене какую­либо геометрическую фигуру, букву или цифру. «Мяч над головой».Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры (обычно 1 – 1,5 мин) объявляется заранее. Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой   команды   произвольно   располагаются   на   отведённой   им   части   площадки.   Одна команда отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки. Каждый участник   получает   волейбольный   мяч.   От   команды   выделяется   один   человек,   который контролирует   игру   команды­соперницы.   По   сигналу   все   играющие   начинают   выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок, уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков. Игру повторяют 2–3 раза. «Обстрел чужого поля» На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром   2   м   один   напротив   другого.   По   очереди   игроки   заходят   в   круг   и   выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар. «Передачи в движении».  Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из­за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча. «Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и   выбегают   из   круга,   а   их   места   занимают   вторые   номера   и   т.   д.   Побеждает   команда, сделавшая больше передач за определённое время. «Поймай и передай».  Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны   по   одному   напротив   друг   друга   на   боковых   линиях   площадки.   По   команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя   руками   партнёру   во   встречную   колонну.   Тот   ловит   мяч   и   аналогичным   образом возвращает его обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок. «Вызов   номеров».  Игра   проводится   в   двух   командах.   Игроки   каждой   команды рассчитываются  по порядку  и, запомнив свой  номер, становятся  по кругу. Один  игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой­либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведённое время. Варианты Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др. Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п. Команды выстраиваются  в колонны перед линией старта на одной стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу.   Берёт   его   в   руки,   выполняет   передачу   партнёру,   стоящему   во   главе   колонны,   и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности) остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Эстафета с передачей волейбольного мяча.  Две  ­   три   команды   с  равным   количеством игроков   располагаются   во   встречных   колоннах   на   расстоянии   7–8   м   По   сигналу   первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его  двумя  руками  сверху  (или  снизу)  в обратном  направлении  на  второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.   Эстафета   «Передал   –   садись».  Две   колонны   на   расстоянии   3–4   м   одна   от   другой, расстояние   между   игрока   ми   –   длина   рук,   положенных   на   плечи.   Перед   колоннами   на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу   игроки   в   кругах   передают   мяч   первым   игрокам   в   колоннах,   те   возвращают   мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других. Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю  передачу  направляющему  своей  колонны.  Направляющие  возвращают  мяч   двумя руками   сверху   капитанам   и   убегают   в   конец   своей   колонны.   Капитаны   передают   мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был адресован, должен   его   поднять   и   выполнить   передачу.   Выигрывает   команда,   закончившая   эстафету первой. Эстафета   «Две   верхние   передачи».  Перед   своими   командами,   которые   построены   в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу   они   выполняют   верхнюю   передачу   над   головой,   а   затем   верхнюю   передачу направляющему   своей   колонны.   Направляющий   повторяет   упражнение,   возвращая   мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и  т.д.  Выигрывает  команда,  первой  закончившая  эстафету.  Упавший  на пол  мяч  поднимает игрок, которому он был адресован. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча».  Каждая команда делится на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны. Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи. После окончания эстафеты   колонны   меняются   ролями.   Упавший   на   пол   мяч   поднимает   тот   волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное количество раз. Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через сетку. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м друг от друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча сверху двумя руками партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то же задание и т. д. Выигрывает команда, в которой направляющий первым станет на своё место. Вариант.По   сигналу   первый   передаёт   мяч   верхней   передачей   за   голову   второму   и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передаёт мяч за голову предпоследнему   в   обратном   направлении   и   т.   д.   Выигрывает   команда,   в   которой   игрок, начавший упражнение, получит мяч первым. «Приём и   передача   мяча   в   движении».  Игроки   в   двух   колоннах   по   одному выстраиваются   за   лицевой   линией.   Первые   игроки   в   колоннах   по   сигналу   учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки   и   т.   д.   За   каждое   падение   мяча   на   пол   команде   начисляется   штрафное   очко. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков. «Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8–10 человек, каждая группа играет самостоятельно   на   противоположных   сторонах   волейбольной   площадки.   Игроки располагаются в одну шеренгу на линии нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу. Один   из   игроков   с   мячом   располагается   позади   шеренги.   Он   бросает   мяч   через   головы игроков вперёд­вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и игра возобновляется. «Лапта   волейболистов».  Играющие   распределяются   на   две   равные   команды   по   6 человек, одна из которых является подающей, другая – принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит вокруг площадки и возвращается   назад   на   своё   место.   Игроки   противоположной   команды   принимают   мяч   и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как можно больше точных передач за время   бега   игрока,   выполнившего   подачу   мяча.   Как   только   он   вернётся   на   своё   место, передачи мяча прекращаются и мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят подачу и перебежку.   Затем   команды   меняются   местами   и   ролями.   За   каждую   передачу   команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При выполнении передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку. Передачи мяча прекращаются, если он упал на пол. Игры с передачами мяча через сетку 1.  «Летающий мяч».  Игроки делятся на 2–3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём игровом участке волейбольной площадки в две  встречные колонны по разные  стороны  сетки, за линиями нападения. По сигналу   игроки   выполняют   передачу   мяча   сверху   (снизу)   двумя   руками   через   сетку партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче, выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи. Эстафета «Мяч над сеткой».  2–3 команды становятся в две встречные колонны, которые располагаются   лицом   друг   к   другу   по   обе   стороны   сетки   за   линиями   нападения. Направляющие правых колонн держат по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и т. д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Вариант. После передачи мяча игрок перемещается в конец противоположной колонны. Игры с подачами мяча «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своего партнёра, который принимает мяч и выполняет передачу в обратном направлении. Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями. Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок. «Снайперы».  Команды   располагаются   в   шеренгах   на   лицевых   линиях   волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты, расположение на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6   и   набрать   наибольшую   сумму   очков.   Если   мяч   попал   в   квадрат   с   цифрой   6,   игроку начисляют 6 очков и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются.  «Прими   подачу».  Игроки   делятся   на   две   команды.   Первая   команда   произвольно располагается   на   одной   стороне   волейбольной   площадки.   Члены   второй   команды   встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а её направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет нижнюю прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей,   который   должен   поймать   мяч.   Когда   все   игроки   второй   команды   выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.   Правила игры. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не засчитывается и команда соперников получает очко. При неудачной подаче противоборствующая команда тоже получает очко. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча команде присуждается очко. При   падении   мяча   на   пол   после   неудачной   попытки   его   поймать   очко   команде   не засчитывается. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой мяч второй команде. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по очереди. Игры с атакующим ударом 1.  «Бомбардиры».  Игроки   делятся   на   две   команды.   Игроки   одной   команды   поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3. Игроки другой команды стремятся   защитить   своё   поле.   Если   «бомбардир»   попал   в   площадку   и   защитники   не коснулись мяча, то нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли – 1 очко; если приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 2.  «Удары с прицелом».  Обе половины игровой площадки расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2.   Игроки   поочерёдно   выполняют   атакующие   удары   с   передачи   из   зоны   3.   Команде начисляются очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара. По­ беждает команда, набравшая больше очков. Методическое указание. При выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют. Игры с блокированием атакующих ударов  «Кто быстрее».   Игроки двух команд располагаются в колонну по одному на противоположных сторонах площадки   в   зоне   4   (на   пересечении   линии   нападения   и   боковой   линии).   По   сигналу направляющие колонн перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки), перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету следующему игроку, который выполняет то же задание, и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.  «Дружная Играют две команды по 3 человека. Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие – по одному в зонах 2, 3, 4, их задача – организация группового блокирования. Нападающая команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в команда». зону   2,   и   наоборот.   После   выполнения   шести   нападающих   ударов   игроки   обеих   команд уступают место другим игрокам своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды, засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего или касание им сетки и др.). После   выполнения   установленного   количества   нападающих   ударов   команды   меняются местами и ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков. Приложение 2. Словарь терминов и определений Атакующий   удар  ­   технический   приём,   состоящий   в   перебивании   одной   рукой   мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону соперника. Блокирование  ­ действие игроков вблизи сетки для создания препятствия перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое поднятием рук блокирующих выше верхнего края сетки. Боковая линия ­ линия, ограничивающая ширину игровой площадки. Выбор   места  ­   элемент   тактического   мастерства,   заключающийся   в   умении   заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или обороне. Выпрыгивание вверх ­ прыжок вверх без разбега. Движение­ перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Двойное касание ­ игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно. Замена ­ действие, которым судья разрешает игроку покинуть площадку, а другому игроку занять его место. Зона подачи ­ участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии волейбольной площадки. Имитация ­ воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий. Комбинация­ заранее разученные и согласованные действия игроков при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения результативной атаки. Либеро – свободный защитник. Линия   нападения  ­   линия   волейбольной   площадки,   ограничивающая   зону   нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно оси. Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки. Матчбол  ­ очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча. Обманный   удар  ­   несильный   удар   игрока   в   незащищённую   часть   площадки   после предварительной имитации сильного удара. Партия ­ часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон должна набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка). Пас­ передача мяча от одного партнёра к другому. Передача мяча ­ технический приём, заключающийся в направлении игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий  Приложение 3 Тестирование основ знаний по теме «Волейбол»» 1.Какова высота волейбольной сетки на мужских соревнованиях? А) 2.28 Б) 2.36 В) 2.40 Г) 2.43 2.Какова высота волейбольной сетки на женских соревнованиях? А) 2.24 Б) 2.28 В) 2.30 Г) 2.35 3.Кто считается изобретателем волейбола? А) Вильям Дж. Морган Б) Том Сойер В) Агата Кристи Г) Джон Вашингтон 4. Когда и где проходил первый в истории олимпийский волейбольный турнир? А) 1980 на Играх XXII Олимпиады в Москве Б) 1964 год на Играх VIII Олимпиады в Токио В) 1968 год на Играх XIX Олимпиады в Мехико Г) 1952 год на Играх XV Олимпиады в Хельсине 5. Спортсмены, какой страны являлись победителями в первом олимпийском волейбольном турнире среди мужчин? А) Японии Б) Румынии В) СССР Г) США 6.В какие годы началось стремительное развитие волейбола в СССР? А) 1935-1938 Б) 1920- 1925 В) 1947-1950 Г) 1952-1954 7. Игра в волейбол ведётся на прямоугольной площадке размером А) 20 х 8 Б) 10 х13 В) 18 х 9 Г) 12 х 6 8. В волейбол играют мячом весом А) 260-280 г. Б) 290-300 г. В) 310-330 г. Г) 340-350 г. 9. Во время игры в волейбол на поле в каждый момент времени могут находиться только: А) 8 Б) 6 игроков В) 5 Г) 9 10. На сколько зон условно разделена площадка при игре в волейбол? А) 6 Б) 8 В) 5 Г) 9 11. Сколько очков необходимо набрать команде, чтобы выиграть I и II партию в волейболе? А) 30 Б) 35 В) 25 Г) 40 12. По истечению скольких секунд при подаче мяч передается другой команде? А) 3 Б) 4 В) 6 Г) 8 13. Каким образом игроки переходят из одной зоны в другую? А) против часовой стрелки Б) по часовой стрелке В) хаотично Г) куда покажет судья 14. Сколько касаний разрешается выполнять при розыгрыше мяча? А) 3 Б) 4 В) 6 Г) 8 15. Какие действия являются нарушением правил при подаче мяче? А) игрок ударил несколько раз мячом об пол Б) заступил ногой пространство площадки В) выполнил прыжок перед подачей Г) подачу подавал за 2 метра от площадки 16. Какие действия при розыгрыше мяча являются не ошибочными? А) касание сетки игроком, выполняющим активное игровое действие Б) заступ игрока задней линии трехметровой линии при атаке В) двойное касание или задержка мяча Г) касание сетки мячом 17. До скольких очков играют пятую (тай-брейк) партию ? А) 25 Б) 15 В) 30 Г) 35 18. Спортсмены, какой страны являлись победителями в первом олимпийском волейбольном турнире среди женщин? А) Японии Б) Китая В) СССР Г) США Ответы на тест по теме: «Волейбол» 1. Г; 2. А; 3.А; 4. Б; 5. В; 6. Б; 7.В; 8.А; 9.Б; 10.А; 11.В; 12.Г; 13.Б; 14. А; 15.Б; 16. Г; 17.Б; 18.А; На «5» - 16 правильных ответов «4» - 10 «3» - меньше 10 ответов

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу

Внеурочная деятельность по волейболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2018