Внеурочное занятие "Оценка качества природных вод"
Оценка 4.6

Внеурочное занятие "Оценка качества природных вод"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
география +1
23.01.2023
Внеурочное занятие "Оценка качества природных вод"
Внеурочное занятие "Оценка качества природных вод" с использованием оборудования "Точка роста"
Внеурочное занятие Оценка качества природных вод.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г.Бирюсинска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема внеурочного занятия:

«Оценка качества природных  вод»

с использованием оборудования «Точка роста»

 

 

 

Автор:

Ветрова Елена Владимировна

учитель географии

МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсинска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

 

Тема внеурочного занятия: «Оценка качества природных  вод»

                       

Методическая цель: Показать организацию исследовательской деятельности учащихся на практическом занятии экологического  отряда «СТОП».

 

Цель урока: Изучение свойств воды, освоение разных способов анализа  воды.

 

Задачи урока:

образовательные: - формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления учащихся, гуманистической направленности обучения;

                                  -  теоретическое  и практическое обучение учащихся основам исследовательской деятельности в лабораторных условиях;

 

развивающие:       -   личностное развитие школьников;

                                 -   развитие познавательных интересов учащихся в области географии, экологии и мотивация к исследованию экологических проблем  региона;

 

воспитательные:   -  совершенствование нравственных основ культуры учащихся;

                                  -   воспитание бережного отношения к природе родного края.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы: проблемное изложение;

                 исследовательский;

                 словесно-иллюстративный;

                  экспериментально-поисковый.

 

Форма работы: беседа, фронтальный опрос, дискуссия, работа в группах.

 

Средства обучения:

 

o   Инструктивные карточки по выполнению практической работы по группам (4);

o   Электронная презентация урока

Оборудование: биологическая мини лаборатория для школьников, компьютер, проектор.

 

I. Индуктивно – мотивационный этап

 

1. Слово учителя на фоне музыки:

« У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

Не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,

Ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас невыразимой радостью…..

Ты самое большое богатство на свете» . 

2. О каком веществе идет речь?

3. Слово учителя на фоне музыки, показ о красоте  реки Бии, Катуни.

Да, без воды нам не прожить. Вода бывает «живая» и «мертвая», легкая и тяжелая, целебная и минеральная – и очень, очень разная.

 

Она может бежать и тихо струиться, реветь водопадом и молчать айсбергом, дымить гейзером, блистать капельками росы, завораживать, вдохновлять.

О ней сложены былины и песни, ее считают святой и живой, ее уважают и почитают, без не невозможна жизнь.

Каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно. Сегодня мы будем говорить об этом казалось бы простом. Но пока еще полном нераскрытых тайн веществе.

4. Давайте подумаем, какая тема урока?  «Оценка качества питьевой воды»

 

II. Операционно –исполнительный этап

1. Слово учителя:

Вы уже многое знаете о воде, повторим эти сведения. (беседа по слайдам)

2. Вода, вода кругом одна вода.

3. Распределение воды на Земле.

4. Много ли воды или мало на Земле?

 

 Слово учителя: Более глубокое изучение воды показало, что молекулы ее присоединяются друг к другу за счет значительно менее прочной водородной связи. Молекулы образуют длинные цепи.

Процесс растворения вещества в воде заключается в распределении его частиц в пустотах полимеров. Весной при таянии воды, летом дождевые воды смывают прошлогоднюю листву, бытовой мусор, отходы с/ х и т.д. Ручьи направляют свой бег в реки, озера, моря.

Природная вода всегда содержит примеси.

 

12. Практическая работа: «Оценка качества образцов питьевой воды, взятых из разных  источников».

 

Определяем алгоритм действия: Проблема – гипотеза – исследование – решение

 

Проблема: Пригодна ли вода в окрестностях нашего города для питья?

 

Гипотеза: Вода в нашем районе может быть загрязнена, и не соответствовать гигиеническим требованиям.

 

Цель работы: дать гигиеническую оценку образцов воды (речной, колодезной, родниковой, питьевой «Лель»).

 

Параметры исследования: Цвет, запах, прозрачность, наличие мути, наличие органических веществ, жесткость воды, микробиологическое загрязнение.

 

Исследование: Групповая работа по инструктивным карточкам.

Каждая группа выполняет свое задание и делает соответствующий вывод, полученные  результаты озвучиваем и заполняем сводную таблицу .

Определение качества природных вод

Исследуемый объект:

Параметры

Показатели

Запах

 

Вкус

 

Прозрачность

 

Температура

 

Электропроводность

 

Кислотность

 

 

 Анализ образцов воды, взятых из разных источников

Вода,   взятая   для исследования (колодезная, речная, родниковая  вода) Питьевая вода «Лель»

Характеристика вод по прозрачности

Прозрачность

Единица измерения, см

Прозрачная

Более 30

Маломутная

От 25 до 30

Средней мутности

От 20 до 25

Мутная

От 10 до 20

Очень мутная

Менее 10

 

Классификация вод по рН

Группа воды

рН

Сильнокислая

Менее 3,0

Кислая

Более 3,0 до 5,0

Слабокислая

Более 5,0 до 6,5

Нейтральная

Более 6,5 до 7,5

Слабощелочная

Более 7,5 до 8,5

Щелочная

Более 8,5 до 9,5

Сильнощелочная

Более 9,5

 

Характеристика вод по интенсивности запаха

Интенсивность запаха, баллы

Характеристика

Описательные определения

0

Запаха нет

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабый

Запах, не замечаемый потребителем, но обнаруживаемый опытным исследователем

2

Слабый

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый им, если указать на него

3

Заметный

Запах, легко обнаруживаемый и могущий дать повод относиться к воде с неодобрением

4

Отчетливый

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду неприятной для питья

5

Очень сильный

Запах, сильный настолько, что делает воду непригодной для питья

 

Характеристика вод по интенсивности вкуса

Оценка вкуса и привкуса, баллы

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

0

Нет

Вкус и привкус не ощущается

1

Очень слабая

Вкус и привкус сразу ощущается потребителем, но обнаруживаются при тщательном тестировании

2

Слабая

Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание

3

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воду

4

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

5

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильны, что делают воду непригодной к употреблению

 

Для питьевой воды допускаються значения показателй вкуса и привкуса не более 2 баллов.

Сводная таблица

 

Определение качества природных вод

 

Показатели

Река Бирюса

Родник

Колодец

Питьевая вода «Лель»

Запах

Вкус

Прозрачность

Температура

Электропроводность (мСМ)

Кислотность (мг/л)

 

 

Выводы: Сравниваем полученные результаты с гигиеническими требованиям СанПиНа.

 

III. Оценочно – рефлексивный этап

1. Слово учителя на фоне музыки и показа слайдов

Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода!

Ведь каждая молекула ее – неразгаданная тайна.

Она несет информацию из глубины веков.

Исследователи пытаются расшифровать ее.

И кто знает, может быть, это сумеете сделать Вы?

А пока прислушайтесь к тому, что говорит вода? (звучат природные звуки шума реки)

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №

Тема внеурочного занятия : «Оценка качества природных вод»

Тема внеурочного занятия : «Оценка качества природных вод»

Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…

Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…

Цель работы: дать гигиеническую оценку образцов воды (речной, колодезной, родниковой, питьевой «Лель»)

Цель работы: дать гигиеническую оценку образцов воды (речной, колодезной, родниковой, питьевой «Лель»)

Щелочная Более 8,5 до 9,5

Щелочная Более 8,5 до 9,5

Сводная таблица Определение качества природных вод

Сводная таблица Определение качества природных вод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.