ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
во 2 классе по теме «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»
Цель занятия: раскрыть понятие «ответственность», формировать представления о том, что значит «быть взрослым», развивать стремление быть полезным для других людей и для общества в целом, воспитывать ответственность, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.
Основные смыслы: быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Взрослые – это те, кто умеет жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, те, кто обладает умением принимать решения и осознавать ответственность за эти решения, это люди с активной жизненной позицией, готовые трудиться.
Взрослыми становятся постепенно, поэтому уже младшие школьники могут воспитать в себе чувство ответственности, взаимоуважения, готовность к оказанию помощи сначала своим близким, а потом и всем людям. Младшие школьники могут участвовать в проектах, которые помогают научиться проявлять ответственность и заботу о природе, о других людях.
Планируемые результаты.
Личностные:
• приобретать первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека;
• осознавать значимость нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений;
• осознавать возможность воспитания в себе таких черт характера, которые помогут стать ответственным человеком.
Метапредметные:
• проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
• воспринимать и формулировать суждения, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
• уметь корректно и аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. В каждом человеке живёт взрослый и ребёнок. Ребёнок и взрослый – как две вселенные, необходимые друг другу. Ребята, а вам хочется повзрослеть?
Ответы обучающихся.
Учитель. В детстве мечтаешь поскорее стать взрослым! Вот как герой стихотворения Юрия Яковлева «Взрослый человек». Послушайте, пожалуйста, фрагмент этого стихотворения.
Наверное, очень здорово
Быть взрослым человеком:
Гулять, когда захочется,
Под ливнем и под снегом.
Наверно, очень здорово
Носить густую бороду,
И суп не есть решительно,
Наверно, тоже здорово!
Купаться за день в озере
Хотя бы сорок раз
И в дружбе жить с мороженым,
Ангины не боясь.
Наверно, очень здорово
Ни разу днём не спать,
Ведь взрослым не командуют:
«А ну-ка, марш в кровать!»
И нету дела взрослому
До холода, до сырости,
До шарфа и до насморка.
И вот мечтал я вырасти!
Учитель. Почему герою стихотворения хотелось поскорее вырасти? Как он представляет себе жизнь взрослого человека?
Ответы обучающихся.
Учитель. А теперь давайте послушаем продолжение стихотворения. Обратите внимание, как изменилось отношение героя стихотворения к его детским мечтам о том, что он будет делать, когда станет взрослым.
Пусть долго годы тянутся
Дождался – стал я рослым,
Уже мне паспорт выдали.
Как всем обычно взрослым.
Могу ходить по лужам я,
Да что-то не хожу.
Со сливочным мороженым,
Представьте, не дружу.
Я сплю по воле собственной
Часок после обеда,
И суп, поверьте, нравится
Мне больше, чем конфеты.
Купаюсь я умеренно,
Не балуюсь со снегом.
И всё же очень здорово
Быть взрослым человеком!
Учитель. Как вы думаете, почему герой, повзрослев, по-другому оценивает свои детские мечты? И многое, даже если может, то не делает, став взрослым?
Ответы обучающихся.
Учитель. Оказывается, быть взрослым – это совсем не значит делать только то, что захочешь. Быть взрослым – это иметь много возможностей, но при этом и выполнять много обязанностей.
Повзрослевший герой стихотворения говорит: «И всё же очень здорово быть взрослым человеком!». А вы задумывались, почему быть взрослым – это замечательно?
Ответы обучающихся.
Учитель, обобщая ответы. Быть взрослым иногда сложно, но у взрослого человека много возможностей:
− взрослые могут принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;
− взрослые могут выбирать свою профессию и строить свою карьеру в соответствии с собственными интересами и целями;
− взрослые могут участвовать в развитии своей страны, нашей любимой России;
− взрослые создают счастливые семьи;
− взрослые имеют возможность путешествовать и исследовать мир;
− взрослые обладают большим опытом и знаниями, навыками, которые они
могут использовать в своей жизни.
Учитель: Ребята, считаете ли вы себя взрослыми?
Ответы обучающихся.
Конечно, вы уже взрослые ребята и с этого года будете участвовать в программе «Орлята России». Кто такие Орлята, какими качествами должен обладать Орленок вы узнаете, посмотрев видеоролик.
Просмотр видеоролика «Легенда об Орлёнке».
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста «О ком эта легенда?» (о ребятах - орлятах, о таких же ребятах, как мы)
Учитель: «Какими качествами эти ребята обладают?» (перечислить качества «Орлят России» - умные, смелые, дружные).
В программе «Орлята России» есть направления работы Орлят.
Эти направления называются ТРЕКИ.
Вывешиваем эмблемы треков на доску.
Учитель: Давайте еще раз назовем треки, в которых вам предстоит участвовать на протяжении учебного года.
Учитель: Одно из направлений этого месяца «Орленок-лидер».
Ребята, кто такой лидер?
Ответы обучающихся.
Учитель: В интернете много определений, давайте запишем одно из них (дети записывают определение в листе)
Работа в парах. (работаем с пословицами.) Ребята вам нужно составить и объяснить пословицы. (1. Лидер ведет за собой, а босс управляет. (Не все то лидер, что босс. То есть человек может занимать очень высокую должность, но это не значит, что миллионы людей доверятся ему и пойдут за ним куда-угодно. Как и лидер необязательно должен занимать высокие должности. 2. Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает. (правители, о которых народ знает лишь то, что они существуют, считаются лучшими.) 3. Вождь ведёт не силой, а примером. -лидер должен вести за собой людей не принуждением, а собственным примером.)
Учитель: Во 2 классе вы будете выбирать старосту класса.
Какой человек может быть староста класса? (человек, который обладает лидерскими качествами).
Какими качествами он должен обладать?
Ответы обучающихся.
Учитель: Сейчас вы поработаете в группах (пазл) и узнаете качества лидера (на пустых пазлах вы должны записать качества, каким ещё должен быть лидер?)
Дети называют качества и добавляют свои
Учитель. (делает вывод по теме). Ответственность – важнейшее качество и взрослого, и лидера. Это значит, держать свое слово, выполнять свои обещания, а главное – обдумывать свои поступки, чтобы они приносили пользу, а не причиняли боль другим людям.
Быть взрослым – это не значит никогда не ошибаться, это значит уметь исправить свою ошибку, преодолеть трудности и обязательно сделать что-то очень хорошее.
У взрослого человека много возможностей, но при этом взрослые всегда отвечают за свои решения. А путь во взрослую жизнь начинается в детстве. В добрый путь!
д/з: Нарисовать портрет лидера
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.