Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"
Оценка 5

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Оценка 5
Мероприятия
doc
обществознание +2
9 кл—11 кл
06.02.2017
Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"
Цель: воспитание толерантности в отношениях между обучающимися, создание атмосферы толерантности в классном коллективе. Задачи: - обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; - развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию; - воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, уметь находить правильное решение в жизненных ситуациях. 2. Тип занятия: внеурочное мероприятие. 3. Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся. Учит толерантному отношению к окружающему миру
внеурочное мероприятие.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Гимназия г. Невеля Псковской области» Конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий по теме «Мозаика культур» Внеурочное мероприятие  « Я и ты. Мир без насилия». Подготовила и провела:  учитель русского языка и литературы  МОУ «Гимназия г. Невеля»  Петрова О.В. Цель:  2016  воспитание  толерантности в отношениях  между обучающимися, создание  атмосферы толерантности в классном коллективе.       Задачи:  ­ обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; ­ развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и  аргументировать свою позицию; ­ воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, уметь находить  правильное решение в жизненных ситуациях. 2. Тип занятия: внеурочное мероприятие. 3. Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно­ролевыми задачами и  проблемными вопросами. Буддизм:  “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью  способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним,  как к себе и верностью своему слову”.  Высказывания на доске: Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других”  Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”  Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”  Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”  Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей” Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”  Ход мероприятия. I. Тема «Я и ты.  Мир без насилия!» *Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда  располагает к общению. *Правила проведения вырабатываем на месте. *Делим участников на группы. *В группах каждый участник пишет на листе бумаги свое имя и вокруг рисует:  любимые вещи, игрушки, места, еду и т.п. Потом рассказывает о любимых вещах и о  себе.  Оформляется стенд каждой группы. Вопросы аудитории:  1. Что вы узнали о других людях? 2. Что вы ощутили, увидев свое имя на стенде? 3. Оказалось, что вы любите одинаковые вещи или разные? 4. Что было бы, если бы мы были все одинаковые? II. Игра. Сели в круг, закрыли глаза, положили руки на колени. Не открывая глаз,  возьмитесь за руки.  Опять положите руки на колени. Снова возьмитесь за руки. Легче было найти руку рядом сидящего второй раз? Мы с вами познакомились, надеюсь  наше общение будет плодотворным и вы обретете сегодня друзей и  единомышленников. Вспомните,  когда вы с закрытыми глазами держались за руки:    1. Зачем мы делали это?    2. Могли бы вы на ощупь узнать, кто рядом с вами?    3. Что если бы у кого­то был другой цвет кожи или другого цвета глаза?    4. Если бы у всех были одинаковые носы, волосы, уши, руки? III.  Игра «Ассоциации» Группам раздаются листочки с подписями: старик, мальчик,  девочка, инвалид, негр, мигрант. Нужно назвать ассоциации, которые возникают при  прочтении данных слов. Почему? Как вы думаете, откуда у вас такие взгляды? (из собственного опыта, из вашей семьи,  от друзей)        Для справки: “МИГРАНТ” (с латинского ­ переселяющийся, миграция ­ перемена мест  жительства ).   Все мы знаем, что старость нужно уважать, уступать место в автобусе, переводить  через дорогу, навещать своих бабушек и дедушек, помогать им. Как сделать так, чтобы они не чувствовали, что ваша забота происходит только от того, что они  старые.  Почему девочка должна считаться слабой, ранимой, не умеющей постоять за себя?  Мы знаем много примеров, когда женщины становились и космонавтами, и Героями  России, и хорошими руководителями.  Если у человека нет руки, ноги – какое чувство он у вас вызывает? Инвалид – это  кто? А если  у человека нет доброты, дружбы, души? Он духовный инвалид. Что  страшнее?  В нашем маленьком городке, где каждый новый человек на виду, приезжие люди  несут иной образ жизни, иное мышление. Когда идешь по улице не видно, о чем  думают, идущие навстречу люди, но сразу бросается в глаза цвет кожи, цвет волос и  режет ухо иная речь. Неизвестное таит в себе опасность. Мы не понимаем о чем они  думают, о чем говорят. Вот, наверно, главная причина неприятия приезжих людей.  А если кто­то из них совершит проступок?   А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства?  Находить себе новых друзей? Как мы можем поддержать таких людей? Поддержать  можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом,  уважением, дружбой, уважением к другой культуре.  Итак, мнение о человеке должно складываться не только на основе СМИ, мнений друзей,  соседей и родственников, а исключительно на своем собственном мнении и личном  впечатлении. Хотя первое впечатление может быть обманчиво. VIII.  Игра «Стереотип». На доске фотографии , на которых фрагменты человеческих  лиц. Одной группе участников говорится, что это люди, совершившие преступления и  убийства, а другой группе – что это добропорядочные граждане. ( Группы не знают заранее  задание). Выслушиваем эпитеты, которые называют участники.  Показываем фотографии известных людей целиком.  Делаем вывод о том, что нельзя  навешивать на человека «ярлык», целиком полагаться на чьё­либо мнение, поддаваться  влиянию стереотипов. X. Будь внимателен к окружающим! Игра: «Слепой­ зрячий» Трое участников. Одному участнику завязываем глаза. На стол кладем шоколадку. Даем  задание, кто быстрее добежит до стола и возьмет шоколадку. «Слепой», естественно, не  поспеет за «зрячими». Делаем вывод о том, как важно увидеть, что рядом с тобой человек  с ограниченными возможностями ( слепой, инвалид, старый и беспомощный, маленький) и  помочь ему. Рядом с нашей школой находится «Общество слепых». Часто ли вы помогаете  человеку с белой тростью, например,  перейти дорогу.      Для справки:   В России более 11 млн. инвалидов, из них свыше 600 000 дети XI. Тренинг «Комплимент». На доске написана скороговорка: Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса. “Ученик  учил уроки, у него в чернилах щеки”.   А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по­другому и с разной  интонацией: Какой усердный ученик! (Восторженно) Какой неаккуратный ученик! (С осуждением )  Почему щеки в чернилах? (С удивлением) Вывод: в разговоре внимательно следить за своей интонацией, словами, ведь: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.  Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это  очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику  хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент”. Работа в группах. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик,  получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему  соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему.  Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение  дружить. (игра проходит под песню  Булата Окуджавы “Давайте говорить друг другу  комплименты”).  Какие обидные клички вам довелось встречать в вашей жизни? Называют. Хотели ли вы,  чтобы вас так обзывали? Как чувствует себя человек, к которому «приклеилась» кличка?  Какие могут быть последствия? ( травма на всю жизнь, комплекс неполноценности,  эмоциональный взрыв и т.д.) Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь: Следуйте хорошему примеру ­  Продляйте добрым словом жизнь людей.  XII. Ролевая игра Кто поможет?   Девочку в школе оскорбляют и обижают одноклассники: обзывают, щипают, толкают,  подкладывают в сумку гадости. Он обращается со своей проблемой к окружающим людям.  Разыгрываем сценку, роли розданы заранее ( стараться вживаться в роль, играть  эмоционально). МАМА Дочка, что случилось. Я пойду в школу разбираться.  ОТЕЦ Сама виновата. Надо быть сильнее и уметь давать отпор.  ПОДРУГА Я не понимаю, почему они так к тебе относятся, может быть, ты их чем­то обидела? ДРУГ Я бы, конечно, мог тебя защитить, но не могу же я все время находиться рядом.!  СОСЕДКА Тебе что­то нужно делать, так больше жить нельзя!  ВРАЧ Травм у Вас серьёзных нет, может Вам обратиться к психологу?  ПСИХОЛОГ Мы можем поговорить, но Вам нужно что­то решать. С этой ситуацией примириться  нельзя.  ОДНОКЛАССНИЦА Ситуация, конечно, сложная… Смотри, чтобы директор не узнал – он такие проблемы не  любит.  УЧАСТКОВЫЙ  У меня очень много работы, а Вы потом заявление всё равно заберёте…  АДВОКАТ Вы можете перейти в другую школу, но город у нас маленький – все друг про друга знают. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Как тебе не стыдно такое придумывать? Я в этом разбираться не буду. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ Может быть тебя не любят, потому что ты «белая ворона»: не ходишь на дискотеки, не  откровенничаешь о себе, хорошо учишься, не зацикливаешься на своем внешнем виде. ДИРЕКТОР Нечего жаловаться, такого не может быть. Наша школа образцовая. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ. Боже мой, как вы мне надоели со своими пустяковыми проблемами. Неужели невозможно  найти самой выход из ситуации? Как девочке найти выход из создавшейся ситуации? К кому обратиться? Может ли такая  ситуация произойти на самом деле?  Неужели нужно каждому из нас представить себя на месте этой девочки и пережить вместе с ней обиду и унижения, чтобы стать внимательнее к людям и пытаться им помочь и не  обижать? Обращаем внимание на книжную выставку. Рекомендуем литературу для чтения.  И  книгу с адресами «Вам здесь помогут», Псков, 2004 XIII. Я и ты. Мир без насилия.  Что такое насилие? Дать группам высказаться.  (обратить внимание на корень –сил­, т.е.  применение силы). Проанализировать карточки с ответами (приложение). Карточки заполнены заранее и  проанализированы. min max Рисуем на доске шкалу на каждый тип насилия. Выслушиваем виды насилия.  Физическое насилие от шлепок, удар, толчок до убийства. Психологическое  насилие  от  оскорбления,   насмешки,   упрека  до  доведения   до самоубийства, до психического расстройства. Экономическое от контроля, выдачи денег, запрет на работу, угрозы, шантаж  до  угрозы насилия. Сексуальное от принуждения до изнасилования. Какое бы насилие над человеком не совершалось – это страшно. Будет насилие в нашей жизни или нет, зависит в первую очередь от нас самих. Задумайтесь   над   цифрами:  в   Афганистане   погибло   14000   человек,   и   от   бытового насилия ежегодно гибнет 14000 человек. Словарь Ожегова толкует слово насилие так: Применение физической силы,  принудительное воздействие, притеснение, беззаконие.  Насилие – это ведь одна из форм пыток. А значит любое насилие в первую очередь ­   нарушение прав человека.  Игра «Агрессивные скульптуры». Построить фигуры « Палач и жертва», «Убийца и  убитый» и др.  Высказать свои чувства, выслушать «фигуры».  XIV.   Толерантность – что это? Обращаемся к высказываниям на доске.  При бесконечном многообразии культур, религий,  национальностей издавна существуют правила отношения Человека к Человеку, вне  зависимости от национальной или культурной принадлежности.  В ваш лексикон сегодня должно войти слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Кто знает, что  обозначает данное слово? Группам розданы листочки со значение слова толерантность на  разных языках. Они озвучивают данные значения для всей аудитории. tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения  tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам  tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность  kuan   rong   (китайский)   –   Позволять,   принимать,   быть   по   отношению   к   другим великодушным  tasamul’  ( арабский) –Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим Терпимость  (   русский)   –   cпособность   терпеть   что­то   или   кого­то,   быть   выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего­либо, кого­либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.  Есть ли общее в значении слова толерантность в разных языках? Что общего? Предложить группам высказаться. «Словарь иностранных слов» под ред. И.В.Лёхина дает нам такое определение:   Толерантность   –   (из   лат.  Toleratia  –терпение)   –   терпимость   к   чужим   мнениям   и верованиям.    По моему мнению, толерантность ­ это искусство жить рядом с непохожими людьми, с  людьми, которые действуют не так, как ты. И тогда ни о каком насилии в нашей жизни речи быть не может. Для справки.  Обратимся к истории. На   рубеже   XVIII­XIX   веков   во   Франции   жил   некто   Талейран   Перигор,   князь Беневентский.   Он   отличался   тем,   что   при   разных   правительствах   оставался   неизменно министром   иностранных   дел.   Это   был   человек,   талантливый   во   многих   областях,   но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним   относиться,   искать   решение   проблем   способом,   наименее   ущемляющим   интересы других людей.  И при  этом сохранять свои  собственные  принципы,  стремиться  к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».   XV. Игра « Я и ты».  Участники становятся в два круга парами и перемещаются, меняясь  парами.  При этом совершают движения, соответствующие словам: Ты дрозд, я дрозд, у меня нос, у  тебя нос, у меня ухо, у тебя ухо. Мы с тобой два друга, любим мы друг друга.  По окончанию игры, выслушать мнение об ощущениях и впечатлениях и о том, для чего, по их мнению, была данная игра. (Примечание: Кто то может не захотеть в этом участвовать.  Это нормально).  XVI.  Рефлексия. Группам даются задания продолжить фразы: 1. Человек может отличаться от нас по… 2. но ценность его в том, что… 3. Эта ценность проявляется в… 4. Мы все …, но не… Либо написать и озвучить рассказ футбольного мяча « Я футбольный мяч. От меня зависит исход игры. Но все меня  бьют ногами…» Утверждения н а с и л и е К р а й н е е Н а с и л и е г р у б о с т ь Н е н а с и л и е 1. Издевательство  2. Пьяный за рулем 3 Громкая музыка 4 Наркотики 5 Шлепки детям 6 Ядерная война 7 Призыв в армию 8 Учителя, которые имеют любимчиков 9 Порезать сиденье в общественном транспорте 10 Смертная казнь для осужденных за убийства 11 Толкнуть ребенка, чтобы его не задавил автомобиль 12 Не пускают в клуб из­за одежды 13 Мины 14 Громко окликнуть на улице 15 Националистические лозунги на стенах 16 Вандализм на кладбище 17 Использование животных для медицинских опытов 18 Отсутствие электричества или воды 19 Учеба в школе

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"

Внеурочное мероприятие " Я и ты. Мир без насилия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017