Цель: познакомить с грызунами.
Задачи:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний особенностей строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
Развивающая: продолжить формирование информационных навыков учащихся, коммуникативных – работе в паре, группе, творческих.
Воспитательная: способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе.
Корригировать связную речь.
Оборудование: презентации, учебник, карточки
Словарная работа: млекопитающие
Ход
Организационный момент
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание
II. Повторение.
Систематическое положение.
Образ жизни и среда обитания.
Особенности внешнего строения (покров, отделы тела, органы чувств, относительный характер приспособленности, связан со средой обитания)
Строение нервной системы и поведение, связанное с добычей пищей, защитой, размножением, заботой о потомстве.
Развитие и происхождение.
Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Тема: Внутреннее строение белки.
Цель: познакомить с грызунами.
Задачи:
1 Образовательная: создать условия для усвоения знаний особенностей
строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов
животных.
2 Развивающая: продолжить формирование информационных навыков
учащихся, коммуникативных – работе в паре, группе, творческих.
3 Воспитательная: способствовать формированию понимания бережного
отношения к живой природе.
4 Корригировать связную речь.
Оборудование: презентации, учебник, карточки
Словарная работа: млекопитающие
Ход
I Организационный момент
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание
II. Повторение.
1.Систематическое положение.
2.Образ жизни и среда обитания.
3.Особенности внешнего строения (покров, отделы тела, органы чувств,
относительный характер приспособленности, связан со средой обитания)
4.Строение нервной системы и поведение, связанное с добычей пищей,
защитой, размножением, заботой о потомстве.
5.Развитие и происхождение.
6.Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Физминутка.
Изза парты тихо встали
И на месте зашагали.
И на месте зашагали
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться,
потянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – присесть,
четыре – встать,
пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.III. Новая тема.
Млекопитающие – позвоночные животные, кормящие детенышей молоком.
Строение млекопитающих
У млекопитающих есть голова, шея, туловище, передние и задние конечности,
хвост. На голове: рот, глаза, уши, нос, усы (вибриссы). Снаружи животные
покрыты кожей, сверху шерстью.
Глаза млекопитающих приспособлены к различению предметов в сумерках и
ночью. Они отражают каждый лучик света, поэтому сверкают в темноте. У
многих глаза находятся по бокам головы, что позволяет видеть одновременно
с двух сторон, вовремя защититься от опасности. Лучше видят движущие
предметы. Северный олень видит человека за 1,5 километра, волки за 1
километр, лоси за 800 метров, лисица за 600 метров. В народе существуют
поговорки: “Обходи за километр”, “Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать”. У животных, активных днем, лучше развито цветное зрение, чем у
животных, активных ночью. Плохо видят млекопитающие, ведущие
подземный образ жизни.
Уши достаточно большие и подвижные, что позволяет слышать в разном
направлении, не поворачивая головы. Уши зверей чувствительны к звукам,
которые человеческое ухо не может воспринимать. Млекопитающие издают
разнообразные звуки, их сочетания. Слух и звуки помогают в поиске пищи,
распознавании опасности, в передаче сообщений своему виду.Ночные
животные могут использовать сверхзвуковое общение. Животные могут
использовать кроме голоса другие звуки: скрежетание зубами, стук рогами,
удары ногами о землю и другое. Хорошо развитые уши дают и хорошее
равновесие.
Нос помогает чувствовать запах. Запах позволяет общаться на расстоянии,
помогает “видеть” предметы. Животные выделяют ароматические вещества, с
помощью которых они метят свою территорию. Запахи приносят им хорошие
или плохие вести. Нос помогает в поисках пищи. У животных в воде носовые
отверстия замыкаются при помощи особого клапана.
Усы – длинные, жесткие волосы, которые располагаются вокруг носа. С
помощью усов животные касаются предметов и, обнюхивая, оценивают свое
окружение. Получают информацию о предмете. Ночным животным усы
помогают улавливать воздух в узких проходах нор, почувствовать преграду.
Это сверхчувствительный аппарат.
Зубы твердые образования во рту животных, служащие для обработки пищи,
оружием защиты и нападения. Строение зубов зависит от питания животного.
Насекомоядные имеют острые зубы, хищники – режущие и разжевывающие,
растительноядные – измельчающие (терка). У грызунов некоторые зубы
утрачивают корни и постоянно могут расти. У млекопитающих зубы
смыкаются, как замок.Шерсть покрывает кожу. Состоит из волос и подшерстка. Они сохраняют
тепло и защищают кожу от травм. У многих животных окраска шерсти делает
их малозаметными в природе, что помогает выживать. Пуховые волосы
(подшерсток) служат для более сильного удержания тепла, появляются в
холодное время. Мягкая шерсть называется мехом. Мех у лисицы, зайца,
бобра, норки, соболя и т.д.
Хвост – подвижный задний отдел позвоночника. Длина хвоста разная, он
может состоять их 3 – 49 позвонков. У водных животных он более крупный,
снабжен плавником, служит основным органом движения. Бобры могут
вставать на хвост, катают на нем бобрят. Могут ударять хвостом по воде. Он
служит рулем у скачущих животных. Играет роль парашюта, например, у
белки. Млекопитающие используют хвост при лазании, прыжках,
планировании, защите от кровососущих насекомых и др. Положение и
движения хвоста используется в общенииживотных.
Следы – это отпечатки конечностей животных на снегу, песке, рыхлой земле.
Знание следов позволяет определить животного, направление его движения,
давность следа. Можно отличить старые следы от свежих следов. Особенно
точные следы получаются на влажном снегу, на сыром песке. В глубоком и
рыхлом снегу следы становятся другими. Иногда тропы животных помогают
передвигаться по труднопроходимым местам, например, медвежьи тропы.
Белка – пушистый древолаз
Белка относится к грызунам. Делает запасы на зиму: орехи прячет в дуплах,
под листьями, грибы – под корой деревьев или укрепляет их на ветвях.
Запасы у белок общие. Белки могут обнаружить корм, даже под снегом.
Питаются почками деревьев, семенами, плодами, грибами, насекомыми,
яйцами и даже небольшими птицами и млекопитающими, лягушками.
Основное зимнее питание, семена ели, которые она достает из–под чешуек
шишек.Белки могут жить в городских парках и садах. Они любопытны и
забавны. Выбегают к человеку, устраивают веселую беготню по
дорожкам.Если человек начинает прикармливать белку, она вернется к нему
через день за новой порцией. В холодное время белки прячутся в дуплаили в
собственных шарообразных гнездах, которые сплетают из веток.Детеныши
появляются 1—2 раза в год. Если в лесу случается неурожай шишек и орехов,
то белки собираются в большие стаи и перекочевывают в другую местность.
По пути зверьки преодолевают много препятствий: бегут через селения по
заборам и крышам домов, пересекают овраги, переплывают реки, пока не
доберутся до таких лесов, где много шишек с семенами, грибов, орехов, ягод.
Пальчиковая гимнастика (мы писали, мы писали наши пальчики устали)
Работа в тетрадях: Открыли тетради записали дату тему урока:
Индивидуально для III – IV уровня соберите раскрасить голосеменные
деревья.Млекопитающие – позвоночные животные, кормящие детенышей молоком.
Глаза млекопитающих приспособлены к различению предметов в сумерках и
ночью. Они отражают каждый лучик света, поэтому сверкают в темноте.
Уши достаточно большие и подвижные, что позволяет слышать в разном
направлении, не поворачивая головы. Уши зверей чувствительны к звукам,
которые человеческое ухо не может воспринимать.
Нос помогает чувствовать запах. Запах позволяет общаться на расстоянии,
помогает “видеть” предметы. Животные выделяют ароматические вещества, с
помощью которых они метят свою территорию. Запахи приносят им хорошие
или плохие вести.
Зубы твердые образования во рту животных, служащие для обработки пищи,
оружием защиты и нападения. Строение зубов зависит от питания животного.
Шерсть покрывает кожу. Состоит из волос и подшерстка. Они сохраняют
тепло и защищают кожу от травм.
Хвост – подвижный задний отдел позвоночника. Длина хвоста разная, он
может состоять их 3 – 49 позвонков. У водных животных он более крупный,
снабжен плавником, служит основным органом движения.
Следы – это отпечатки конечностей животных на снегу, песке, рыхлой земле.
Знание следов позволяет определить животного, направление его движения,
давность следа.
IV. Итог:
Домашнее задание I – II уровень, по тетради, стр. 182184 параграф,45дети
III – IV уровня вывод