Цели урока:
Формирование понятия «внутренняя энергия тела» на основе МКТ строения вещества.
Ознакомление со способами изменения внутренней энергии тела.
Формирование понятия «теплопередача» и умения применять знания МКТ строения вещества при объяснении тепловых явлений.
Развитие интереса к физике через демонстрацию интересных примеров проявления тепловых явлений в природе и технике.
Обоснование необходимости изучения тепловых явлений для применения этих знаний в быту.
Развитие информационно – коммуникативных компетенций учащихся.
Повторение пройденных понятий
Энергия – физическая величина, которая характеризует способность тела или системы тел выполнить определенную работу.
Механическая работа – это величина, с помощью которой возможно описывать процессы перемещения тела при приложении определенной силы
В СИ: [E]= 1 Джоуль = 1 Дж
1кДж = 1000 Дж
1мДж = 0,001 Дж
1МДж = 1 000 000 Дж
У всех видов энергии есть общее свойство: энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает; она лишь переходит из одного вида в другой или от одного тела к другому. Это утверждение называется законом сохранения энергии.
Кинетическая энергия движения частиц и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.
В СИ: [U] = 1 Джоуль = 1 Дж
U = Ep+Ek
Потенциальная энергия
Кинетическая энергия
Внутренняя энергия тела зависит от :
- температуры тела ;
- агрегатного состояния вещества ;
Внутренняя энергия тела не является постоянной величиной и изменяется при изменении температуры и (или) агрегатного состояния вещества.
Внутренняя энергия тела не зависит от потенциальной и кинетической энергии самого тела, а только от потенциальной и кинетической энергии его частиц.
Закрепление изученного материала.
Вопрос 1. В один стакан налита холодная вода, в другой – столько же кипятка. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?
Вопрос 2. Два медных бруска имеют одинаковую температуру, но масса одного 1 кг, а другого – 0,5 кг. Какой из двух данных брусков обладает большей внутренней энергией?
Вопрос 3. Молоток нагревается, когда им бьют, например, по наковальне, и когда он лежит на солнце в жаркий летний день. Назовите способы изменения внутренней энергии молотка в обоих случаях.
Вопрос 4. В металлическую кружку налита вода. Какое из перечисленных ниже действий приводит к изменению внутренней энергии воды:
Нагревание воды на горячей плите.
Совершение работы над водой, приведение ее в поступательное движение вместе с кружкой.
Совершение работы над водой перемешиванием ее миксером.
Работа в группах.
Задание 1. Что является причиной изменения внутренней энергии тел в приведенных ниже явлениях:
нагревание воды кипятильником;
охлаждение продуктов, положенных в холодильник;
возгорание спички при чирканье ею о коробок;
сильное нагревание и сгорание искусственных спутников земли при вхождении их в нижние плотные слои атмосферы;
если быстро изгибать проволоку в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается;
приготовление пищи;
если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки;
нагревание воды в бассейне в жаркий летний день;
при забивании гвоздя его шляпка нагревается;
спичка вспыхивает при внесении ее в пламя свечи.
Домашнее задание.
§ 2, 3. Экспериментальные задания.
Измерьте домашним термометром температуру воды, налитой в банку или бутылку.Плотно закройте сосуд и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его, после чего вновь измерьте температуру. Чтобы исключить передачу тепла от рук, наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.Какой способ изменения внутренней энергии вы использовали? Поясните.
Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом, приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру. Удерживая резину пальцами руки, несколько раз энергично растяните и в растянутом виде снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре и причинах, вызвавших изменение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.