Ильницкий Виктор Романович, руководитель физического воспитания, преподаватель-организатор ОБЖ
Моя цель как преподавателя – организатора по основам безопасности жизнедеятельности: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Мною новым и молодым специалистом были изучены:
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный и тренажерный залы, специализированный кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок по прикладным видам спорта, отлично укомплектована материально-техническая база..
С 2017 года в школе организовано и действует местное отделение «Молодогвардейцев» Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» численностью 21 человек в возрасте от 12 до 18 лет, 21 год работает школьный военно-исторический музей – на базе которого действует историко-краеведческий кружок, есть кружок «Меткий стрелок», военно-патриотический клуб «Пограничник», Школьный спортивный клуб «КАСКАД», имеется прекрасная библиотека с читальным залом.
Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, городу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.
Воспитание патриотов через:
– урочную и внеурочную деятельность
педагогического коллектива;
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;
– сохранение музея, как центра военно-патриотического воспитания школьников;
– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне школы;
– подготовка и поступление выпускников школы в военные учебные заведения;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической
работе.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2022 годы", в соответствии с комплексным планом по подготовке юношей к военной службе г. Киреевска, речь идет о проведении 5 дневных учебных военно-полевые сборы для учащихся 10 классов.
Кроме этого значительное место в нашей школе занимает планирование основных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся по следующим направлениям деятельности:
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Вижу необходимость в Возрождении в школе Тимуровского движения, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является юнармейское движение: традиционно проходят слеты, смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», соревнования «А, ну-ка, парни!», «Вперед, мальчишки!», соревнования «А ну-ка, мальчики!», игра на местности допризывной молодежи посвященная 78-годовщине «Тульской оборонительной операции» (для уч-ся 8-9 классов.).
Историко-краеведческая работа
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении необходимо проводить разнообразные мероприятия:
– экскурсии в городской краеведческий
музей, школьный музей;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и
праздников;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К
родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»;
– посещение Тульского драматического театра, просмотр спектаклей;
– экскурсии по живописным местам края;
– посещение выездных выставок краеведческих музеев края.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это студия изобразительного искусства, танцевальный коллектив, вокальная студия или спортивная секция. Учащиеся школы участвуют в спортивных объединениях, посещают школьные спортивные секции (легкая атлетика, футбола, баскетбола, настольного тенниса, волейбола, спортивного танца «Хип-Хоп» и другие).
Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
Тестирование детей с 2 по 11 классы на тему патриотических ценностей.
Вопросы теста:
1. Что такое Родина?
2. Как называется наша страна?
3.Как ты относишься к Родине?
4. Что такое война?
5.Про какие войны в нашей стране ты знаешь?
6. Что ты знаешь про ВОВ и кто в ней победил?
7. Кто защищает Родину?
8. Кто такой ветеран?
9. Назови ветерана из своей семьи.
10. Зачем нужно помнить о героях?
11. Назови своё имя, фамилию и отчество.
12. Как называется страна, в которой ты живёшь?
13. Назови свой адрес (город, улица, дом, квартира).
14. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку,…
15. Чем ты гордишься в своей семье, в своем городе, в своей стране.
16. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).
17. Есть ли в твоей семье ветераны (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).
Судя по ответам детей многие вопросы, были для них трудными. Самыми неожиданными были ответы на вопрос «Чем ты гордишься в своей семье?». Дети либо не понимали, о чём идёт речь, либо называли такие предметы, как машина, собака, игрушка (80% детей), однако были и такие ответы: «Мой папа бандит, или его нет», «у моей бабушки есть медали и т.д.»(20% детей). Большинство учеников не смогли ответить на вопрос «Чем ты гордишься в своей стране?», «Что ты знаешь о войне? Есть ли в семье ветераны?» В беседе с ними выяснилось, что родители не рассказывают им об этом, а они не спрашиваю, так как не знают об этом ничего.
На вопросы:
1.Наша страна называется (отвечали Россия; Москва; Тула)
2.Великая Отечественная Война проходила в (отвечали 1941-1945; 2001-2005).
3. Во время войны на нас напали (отвечали китайцы, американцы, немцы, японцы).
4. Сталинградская битва закончилась (отвечали 9 мая, 1 сентября, 23 февраля).
5. В войне победила ( отвечали Россия, Америка, Германия).
6. Ветеран это (отвечали участник войны среднее звено школы, и тот, кто лечит животных начальные классы).
7. День Победы отмечают (1 мая, 9 мая, 23 февраля).
Очень показательно в данных тестах то, что дети понимали важность патриотической работы и необходимость её продолжать. Данная работа не может быть завершена, потому что является очень сложной и важной одновременно. Нельзя сформировать патриотизм всего лишь за год, этот процесс кропотливый и длительный.
Анкета для учащихся.
1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какими качествами должен обладать патриот?________________________
__________________________________________________________________
3. Считаете ли Вы себя патриотом? ___________________________________
4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). (Нужное подчеркнуть)
5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа? (Нужное подчеркнуть)
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни? (Нужное подчеркнуть)
а) да, поют;
б) не поют;
7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)
– патриотические клубы и центры;
– фестивали и конкурсы патриотической направленности;
– военно-спортивные игры;
– выставки патриотической направленности;
– встречи с ветеранами.
8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?
__________________________________________________________________
9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
__________________________________________________________________
10. Знаете ли Вы, когда образовался город, в котором Вы живете?
а) да
б) нет.
11. Любите ли Вы свой город?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Как называется улица, на которой Вы живете?________________________
13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?
__________________________________________________________________
14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе? И Какое?
__________________________________________________________________
15. Что нужно делать для города, чтобы он был лучше?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.