1) фамилия, имя, отчество автора Нагорнова Елена Александровна (Nagornova Elena Aleksandrovna);
2) ученая степень, звание не имею (without an academic degree)
Должность учитель технологии, руководитель военно-исторического клуба «ВИКтоРия» (a school-teacher of Home economics, the leader of the history of Russian wars club VIKtoRiia);
Место работы, подразделение, организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» (Municipal budgetary general education institution «Secondary general education school No 108»);
Контактная информация:
- e-mail: laska_baby@mail.ru,
- почтовый адрес организации с указанием индекса: 456080, г. Трёхгорный, Челябинской области, ул. Космонавтов, дом 20А (20A, Kosmonavtov Street, Trekhgorniy city, Chelyabinskaya region, Russia, 456080);
3) название статьи « Музей проживания» (« Living museum»);
4) аннотация (250-300 знаков с пробелами) - Сегодня много говорят о том, что современная молодежь недостаточно патриотична, что для нее это просто навязанное обществом качество. Воспитание поколения патриотов – это дело не одного дня.
Одним из направлений этой работы должно стать воспитание детей на героических примерах из российской истории. Одной из форм творческой работы с воспитанниками можно выбрать Музей проживания;
5) ключевые слова (5-7 слов) «музей», «экспонат», «экскурсовод», «экспозиция»; музей проживания (museum, exhibit, guide, exposure, living museum).
Музей проживания
Living museum
Сегодня много говорят о том, что современная молодежь недостаточно патриотична, что для нее это просто навязанное обществом качество. Воспитание поколения патриотов – это дело не одного дня.
Одним из направлений этой работы должно стать воспитание детей на героических примерах из российской истории. Одной из форм творческой работы с воспитанниками можно выбрать Музей проживания.
Музей носит такое название потому, что каждый «экспонат» музея не просто создается руками учащихся в сотрудничестве с родителями и учителями, а сопровождается глубоким, всесторонним изучением предмета: целью появления, историей существования, внешнего вида, личностями, связанными с ним. Создание каждого «экспоната» сопровождает серьезная работа детей с информационными источниками, встречи со специалистами в данной области знания, виртуальное посещение музеев, встречи с интересными людьми, работа на мастер-классах и многое другое.
Цель музея: формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубленного изучения истории России.
Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений об окружающем мире, а также (в данном случае) формирование собственного проживания и осмысления истории собственной страны.
В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, т.е. метод учебного проекта.
Возможность реализации проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности рассматривается как вполне целесообразная и эффективная в работе со школьниками всех возрастов.
Метод учебного проекта является личностно-ориентированным, обучающим взаимодействию в группе и групповой деятельности, развивающим умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии, формирующим навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах, воспитывающим ответственность, инициативность и творчество, интегрирующим знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Первая цель, преследуемая при работе над проектом «Музея проживания», — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков в проектной деятельности.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития воспитанников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти цели могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Задачи: сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся; обеспечить теоретическое исследование, поиск практических решений, создать условия для художественного отображения результатов деятельности.
Описание методики
Создание музея проживания – это кропотливая работа с текстами, архивами, материалами. Работа с информацией, полученной при прочтении текста - это возможность ведения открытого диалога по проблемам, волнующим детей и взрослых. Деятельность по созданию музея начинается с поэтапного и постепенного введения понятий: «музей», «экспонат», «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция»; осмысление термина «проживание». Делается акцент на вопросах: «Зачем люди создают музеи?» и «Что такое «Музей проживания»?»
Осуществление нетрадиционного подхода к работе с детьми основывается на их интересе к исследовательской деятельности, дает возможность раскрытия и самореализации каждого ребенка. В основе данной технологии лежит деятельностно-компетентностный подход. Создать такие музеи могут дети разных возрастов совместно с взрослыми (учителями, родителями).
Музей проживания – это музей-мастерская. В музейной экспозиции могут быть любые предметы, имеющие непосредственное отношение к текстовым материалам. Работы могут выполняться как коллективно, так и индивидуально. При этом у детей повышается мотивация к самосовершенствованию, развиваются творческие, личностные качества, развиваются навыки работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль и т. д.), умение находить множество способов решения проблем и навыков публичных выступлений в роли экскурсовода.
Примером подобного мероприятия может служить Музей проживания «Лейб-гвардии Преображенский полк» (2012г.). Работа по созданию «экспозиции» проводится по этапам: подготовительный этап, ассоциативный, работа с текстами и информацией по группам, работа по созданию экспонатов, разработка памятки для экскурсовода (подготовка презентации), создание экспозиции, презентация, рефлексия и общий вывод через «открытый диалог».
Предварительная работа с обучающимися по созданию «экспонатов» музея организуется по принципам деятельности, связанной с проектно-исследовательской работой в школе. Проекты могут иметь разный масштаб – от класса до всей школы – и разную продолжительность – от урока до учебного года. Желающие могут работать по группам или в одиночку. Музей - это один из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Участники проектов делятся на группы по интересам: группа сбора информации в Интернете, группа сбора информации в печатной литературе (журналы, книги и др.), группа переписки с военно-историческими клубами, группа проектировщиков, группа конструкторов, группы по практическому исполнению макетов вооружения и изготовления формы и т. д.
Учитель не только организует работу обучающихся в отдельных группах, но и координирует совместную работу детей, родителей и учителей-помощников. Здесь важную роль играет разработка заданий для каждой из групп. Технология, используемая при этом учителем-организатором, - это технология критического мышления (вызов, осмысление, размышление).
Для полного осмысления и проживания вся полученная информация по проектам перерабатывается и на совместных встречах (они могут проходить в форме круглого стола) раздается фрагментами текстов участникам групп, подготавливается текстовый материал «малых форм» (фрагменты, архивы). Им предлагается вчитаться в предложенные фрагменты. Далее дети и взрослые - участники проектов должны попытаться проиллюстрировать тем или иным способом полученные фрагменты информации, подумать о том, что могло предшествовать описанным событиям, попытаться представить развитие событий. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы стало возможным погружение в историю России, историю гвардейских полков и т. д.
По окончании таких встреч каждая из групп должна представить результат совместной работы: эскизы, рисунки и т. д. При этом становится важным не только совместное осмысление полученной информации, но и то какие эмоции переживает каждый из участников проектов. А в итоге создаются «экспонаты» музея, способные наиболее точно передать атмосферу изучаемого периода, при этом становится возможным сопереживать героям исторических событий. Каждый участник работы над проектами получает возможность сложить прошлое и настоящее в одно целое, обогащая его мыслями, эмоциями и переживаниями большого количества людей.
Одну из главных ролей играют группы практического изготовления, например, макетов вооружения и формы солдат Преображенского полка 1812 года (технические и технологические группы детей и взрослых). Таким образом, проекты являются результатом коллективных усилий исполнителей, а на завершающем этапе деятельности необходимо провести рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Примером такой работы может служить открытие музея проживания 28 апреля 2012 года в нашей школе под общим названием «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».
История Бородинской битвы Отечественной войны 1812 года в музейной экспозиции, например, 8 «В» класса (см. приложение 1) была представлена в картах военных действий, в репродукциях портретов ведущих военачальников с русской и французской стороны художников 19 века, картах основных мест сражения, реконструкцией одежды русских солдат Преображенского полка и французских солдат 46 и 61 пехотных полков, макетах вооружения (ружья, тесаки, пушка и многим другим). Всю подготовительную, исследовательскую и практическую работу обучающиеся провели совместно с учителями и родителями.
Каждый «экспонат» сопровождался исследовательской работой обучающихся и предполагал публичную защиту во время экскурсионных обозрений. По окончании презентации каждый желающий имел возможность примерить на себя элементы формы солдат, вооружение и части солдатской амуниции рядовых русской или французской армий. В завершение мероприятия на школьном дворе были произведены 3 залпа из макетов пушки и ружей.
Так в процессе работы над проектом «Музей проживания», при изучении литературы, во время работы над экспонатами у учеников формируются духовно-нравственные, гражданско-патриотические качества, которые проявляются в гордости за свою Родину, армию, город, семью, стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа.
Используемые ресурсы
1. Бегунова А. И. От кольчуги до мундира: кн. для учащихся. – М.: просвещение, 1993. – 160 с.: ил. – ISBN 5-09-004590-0.
2. Булавина Т. А., Захарова Н. И. «Технология музея проживания одного произведения». ГО ЗАТО Свободный, Свердловской области.
3. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII – начала XX века. Альбом. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 239 с., ил. ISBN 5-7370-0025-7.
4. Сметанникова Н. Н. Стратегический подход к обучению чтению. – М., 2005. «Школьная библиотека».
5. Интернет ресурсы:
http://www.travellers.ru/youtube_video-muzejj-prozhivaniya-odnojj-knigi
http://www.bibl-mobl.ru/konkurs/k-muzey-1knigi.doc
6. Журналы: «Военно-исторический журнал» 1992-93 г.г.; «Сержант» 2000-2007 г.г.; «Орел» 1992-2002 г.г.
Приложение
Приложение 1
Рефлексивная карта участников проекта
№ п/п |
Этап проекта |
Свое отношение к результатам работы (мнение) |
1. |
Организационный
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
2. |
Поиск информации
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
3. |
Переписка с военно-историческими клубами («Серебрянный Единорог» (г. Челябинск) и «Преображенцы» (г. Сант-Петербург)
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
4. |
Этап осмысления (работа в творческих группах)
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
4. |
Конструкторский этап
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
5. |
Технологический этап
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
6. |
Презентация
|
Понравилось:
Не понравилось:
Трудности: |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.