Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Солнышко»
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством макетирования»
(Перспективный план)
Составители:
Трусова О. В., воспитатель 1 кк
Маршинина Т.А., воспитатель 1кк
городской округ Сухой Лог 2024 год
Развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся слушать сказки, рассказы, стихи, устный фольклор народа, следить за развитием действия, обучаются связной речи.
Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. В настоящее время требования к уровню речевого развития воспитанников на момент завершения дошкольного образования значительно возросли, что требует от педагога поиска новых технологий обучения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Данный метод развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.
Целью макетирования является создание условий для развития игровой деятельности и творческого воображения у детей дошкольного возраста на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Одно из проявлений творчества при рассказывании – умение образно
и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении (красивый – не красивый). Особая сложность детей при составлении описательного рассказа – определение последовательности (плана) воспроизведение ранее полученных представлений. В этом случае воспитатель использует модель, предметную, предметно-схематичную или схематичную. При помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется его взаимосвязь. Предметная и предметно-схематичная модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень развития предполагает своеобразное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним. Как же развивается связная речь? При помощи каких средств? На наш взгляд, используя модели. Основу описательного рассказа о явлениях природы, и животных, растениях на родном якутском языке составляют конкретные представления. Эти представления дети накапливают в процессе рассмотрения предметов на занятиях, в повседневной жизни. Однако, чтобы дети усвоили эти представления, необходимо целенаправленное обучение познавательным умениям:
• чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект, с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.
• использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение).
• анализировать наблюдаемый объект, установить простые связи между строением органа и его функций, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.
Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является пространственная модель. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).
Согласно
классификации Н.А.Коротковой и И.Л. Кириллова, макеты условно делятся на два
типа модели и карты.
Макеты-модели представляют сюбой уменьшенные целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван), «крепость/замок/дворец»);
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом-схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные макеты»).
Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес-зеленый цвет, река - голубой цвет, земля - коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница). Макет «Улицы города», где цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальный
макет наводит детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяет
участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках
которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников
с мелкими игрушками.
Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».
Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности предмета, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
К макету должны предъявляться следующие требования:
Макет – фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Макет должен содержать игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т. д., маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки и т. д., предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т. д.).
Все предметы должны переставляться и меняться легко. Необходимо накапливать материал разнообразный по содержанию и в зависимости от особенностей детей.
Важно не забывать об эстетическом и гигиеническом аспекте оформления макета.
Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета.
Макет может быть:
‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);
‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.
Макеты могут иметь различную тематику, в процессе их реализации решается несколько задач:
Ø ‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
Ø ‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
Ø ‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
Ø ‒ Развитие монологической и связной речи.
Ø ‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
Ø ‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.
Ø ‒ Развитие коммуникативных навыков
Ø ‒ Активизация лексического словаря.
Ø ‒ Формирование навыков сочинительства.
Ø ‒ Формирование творческих способностей.
Ø ‒ Воспитание доброжелательности.
Ø ‒ Умения работать в коллективе.
Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:
v Занятия по развитию речи;
v Дидактические игры;
v Занятия по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
v Занятия по ручному труду, конструирование и лепка;
v Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.
При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют об объекте сюжета, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас и развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует развитию выразительности речи.
На основе готовых макетов проводятся беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Наиболее востребованным на занятиях по развитию связной речи является макеты интерьера «Гостинная», «Кухня», «Спальня», «Детская», «Дом». Они используется по широкому спектру тем: мебель, комнатные растения, живой уголок, домик сказочного героя.
Содержание проекта.
Вид проекта: познавательно - речевой.
Цель: Коррекция речевого развития детей средствами макетирования.
Задачи:
Ø Развитие связной речи детей: активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, умение планировать связное высказывание.
Ø Обобщение знаний и представлений по лексическим темам.
Ø Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром.
Ø Активизация мелкой моторики рук.
Развитие интегративных качеств личности: коммуникативной инициативы, эмоциональной отзывчивости и активности, любознательности и др.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Форма занятий – коллективная и индивидуальная.
Возраст детей - 4 – 5 лет.
Сроки реализации проекта – сентябрь 2024 г. – май 2025г.
Режим проведения занятий – 2 раза в месяц.
Продолжительность – 20 минут.
Предполагаемые результаты проекта:
- Повышение познавательной активности детей.
- Овладение связной речью.
- Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение по реализации плана:
Макеты.
Наглядный материал (игрушки, фигурки животных и др.).
Маркеры пространства (деревья, дома и др.).
Дидактический материал.
1. Этапы работы по созданию макета:
‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, животных, насекомыхи.т.д.)
Виды деятельности, в которых можно использовать макеты:
Занятия
по развитию речи;
Дидактические
игры;
Занятия
по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью;
Занятия
по ручному труду, конструирование и лепка;
Сюжетно
– ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.
Предварительная работа.
Ознакомление с лексической темой, обогащение знаний об окружающем мире. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Беседы, просмотр видеоматериалов по теме. Наполнение материала для макета.
Ознакомление с макетом.
Расширение, активизация словаря по лексической теме. Формирование и развитие грамматического строя речи. Планирование связного высказывания (составление описательного рассказа, пересказа).
Сюжетная игра.
На основании имеющегося макета придумать и развить сюжет одному ребенку или с партнерами.
Режиссерская игра.
Придумывание на макете своего сюжета, используя готовые игровой материал и предметы-заместители.
Взаимодействие с родителями:
v Активизировать родителей поучаствовать в «Творческой мастерской» по созданию макетов.
v Подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
v Мастер – классы
v Выставки
v В течение учебного года размещать для родителей консультации и памятки на тему «Развитие связной речи детей 5 года жизни»;
v «Использование макетов в развитии речи дошкольников»
v Информирование
Итог проекта.
Защита проекта с использованием мультимедийной презентации.
Изготовление макета в семье.
Представленный проект может быть использован и в работе с детьми, не имеющими недостатков в речевом развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.
Какие вопросы мы можем задать детям при рассматривании построек? (Это вопросы поискового характера).
Например,
- Давайте помечтаем. Представьте, что вы работаете строителями. И.т.д.
Д/и «Скажи наоборот»
Голодный - …, большие -, злая -, неуклюжий -, взрослое -, пушистый -, высокие -, длиннохвостая - … и т. д.
Д/и «Какой? Какая? Какие?»
У зайца длинные уши, значит, он длинноухий.
(Быстрые ноги, косые глаза, короткий хвост, острые зубы, гладкая шерсть и т. д)
Д/и «Составь описательный рассказ»
Алгоритм составления описательного рассказа о животных.
1. Кто это?
2. Цвет.
3. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Голос.
6. Чем питается? Хищное или травоядное?
7. Как называется детеныш?
8. Как называется укрытие?
9. Особенности жизни в разные времена года.
Алгоритм составления описательного рассказа о растениях.
1. Что это?
2. Цвет, величина.
3. Запах.
4. Время цветения.
5. Части растения.
6. Где растет?
Алгоритм составления описательного рассказа о птицах.
1. Кто это?
2. Величина.
3. Цвет. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Голос.
6. Чем питается? Хищная?
7. Как передвигается?
8. Где встречается? Жилище.
9. Птенцы. Когда?
10. Перелетные? Зимующие?
Алгоритм составления описательного рассказа о рыбах.
1. Кто это?
2. Величина.
3. Цвет. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Чем питается?
6. Среда обитания.
План реализации проекта
Месяц |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные |
Примечание |
|
|
СЕНТЯБРЬ |
|
|
|
1.
|
Разработка проекта. Изучение литературы. Подбор дидактического материала. |
Воспитатели: |
|
2.
|
Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. |
Воспитатели: |
|
|
3. |
Информация для родителей о проведении проекта «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством макетирования» |
Воспитатели:
|
|
|
|
4. |
Беседа с детьми на тему: «Что такое макет» Рассматривание иллюстраций на тему: «Макеты» Изготовление макета «Сад и огород». Беседа по макету. Загадки о овощах; Макет «Сад-огород» может быть использован в самостоятельных играх детей, воспитателями и учителями - в качестве наглядного и дидактического материала, на выставку. Цель: активизация словаря, расширять и уточнять знания детей об овощах. Задачи: - Овладение навыками составления простых предложений по демонстрации действий. - Составление простого описания предмета. - Употребление предлогов: на, в, из-под. - Закрепление навыка пользования приставочными глаголами. - Составление рассказа - описания овощей по заданному плану. - Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. - Упражнять в придумывании и составлении загадок путём использования приёма сравнения. - Активизировать словарь детей по лексическим темам. - Воспитывать гуманистическое отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде закрепить знания об овощах. - Формировать умение различать овощи по форме и цвету. - Развивать у детей интерес к растительному миру. - Развивать познавательную активность и коммуникативные навыки во время совместных игр. Макет огорода сделан для того, чтобы помочь детям запомнить названия овощей и где они растут, что есть у овощей – корни, листья. Грядки можно переставлять, так как хотят дети. Овощи вынимаются из грядок, и их можно пересаживать на любое другое место, что развивает мелкую моторику, при этом можно рассмотреть какие у них корни. Во время игры обыгрывается сказка «Репка». |
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ |
|
|
|
1. |
Изготовление макета « Лес»
Рассматривание иллюстраций; Беседа по макету; С помощью макета можно проводить познавательные беседы, давать детям задания (например) : - Что мы знаем о волке, медведе, лисе, зайце, ёжике, лосе, кабане и т. д. - Какие птицы изображены на макете? Какие отличия в их образе жизни?. - Опиши медведя, лису, зайца. - Где живёт волк, медведь, заяц и.тд. - Назови насекомых, изображенных на макете. Что ты про них знаешь? - Назови водоплавающих птиц. Опиши их. - Что такое муравейник?. - Как мы можем помочь животным леса? - Какие правила поведения в лесу ты знаешь? Беседы на тему деревьев и кустарников в лесу; Беседа о муравейнике; Чтение и заучивание четверостишья о диких животных. Чтение русской народной сказки «Теремок» |
Воспитатели:
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ |
|
|
2. |
Изготовление макета «Деревенский дворик». (Пример макета) (домашние животные, птицы) Рассматривание иллюстраций; Дидактическая игра « Домашние животные» Беседа по макету. Макет можно использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в индивидуальной работе с детьми: в беседах, при чтении стихотворений и рассказов о домашних животных, при загадывании загадок. В самостоятельной игровой деятельности ребенок может играть как один, так и совместно с другими детьми, меняя животных и окружающий их мир. Цель: Способствовать расширению знаний о жизни домашних животных. Задачи: - Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят) - Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных. - Развивать мышление, любознательность, воображение; обогащать словарный запас, развивать связную речь - Воспитывать у детей доброе отношение к животным и уважение к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому. -Воспитывать умение соблюдать правила игры. -Формировать аккуратность и бережное обращение к дидактическому материалу. Д/и « Кто, где живет?» Цель: классифицировать домашних животных по месту обитания; обогащать словарь детей названиями хозяйственных построек. Воспитатель предлагает детям назвать, где живут домашние животные (собака живет в конуре, лошадь живет в конюшне, свинья живет в свинарнике т.д.) Д/и «Что изменилось?» Цель: развитие внимания Воспитатель убирает, добавляет, меняет местами предметы и животных, а дети должны объяснить, что было изменено. Д/и «Скажи, сколько? Цель: закрепление количественного счета. Воспитатель задает детям вопросы «Скажи, сколько свиней гуляет по двору?», «Скажи, кого во дворе трое? Двое?», «Кого во дворе больше? Меньше? Поровну?», «Сколько ещё надо курочек, чтобы их стало пять?» Д/и «О ком идёт речь?» Цель: отгадать животное по описанию. Воспитатель описывает животное, а дети должны отгадать. Затем кто-нибудь из детей описывают, другие дети должны отгадать. Д/и «Лево, право» Цель: ориентировка в пространстве. Воспитатель спрашивает: «Кто стоит справа от лошадей?», «Покажи животного, который идёт направо!», «Поверни лошадь так, чтобы она шла в левую сторону!» и т.п. Д/и «Математическая задача» - составление математических задач с числами. К примеру: «Во дворе гуляли четыре курочки. К ним прибежал петушок. Сколько всего птичек стало во дворе?» и др Д/и «Изобрази животное» - показываю детям животное, а они его изображают. Потом делаем наоборот, кто-нибудь изображает животное, а мы угадываем. Д/и «Что умеет делать кошка?» Показываю детям животное и спрашиваю, что оно умеет делать. Например: собака – лает, выполняет команды, сторожит дом, кусается, прыгает, рычит и т.д. Д/и «Назови детёныша» - предлагаю детям назвать детёнышей взрослых животных. Д/и «Кто кем был?» - читаю стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится», дети договаривают слова. |
Воспитатели:
|
|
|
|
||||
|
|
НОЯБРЬ |
|
|
1. |
Изготовление макета « Добрый доктор Айболит»- макет приурочен к неделе « Энциклопедия здоровья»
К. И. Чуковского «Доктор Айболит». (чтение художественной литературы) Беседа по макету. Кого лечил Айболит? Айболит добрый или злой? Что за доктор такой Айболит? Какие инструменты ему потребуются для лечения больных? Во что одет доктор? Описание макета. Дидактическая игра « Инструменты доктора» Сочини свою сказку Дидактическая игра «Расставь лекарства в шкафчики» - Больные все выздоровели, лекарства им больше не нужны, давайте уберем баночки с лекарством. Посчитайте, сколько баночек? Три баночки. Можно сказать, что баночки одинаковые? Нет, баночки разные. Покажите самую большую баночку, среднюю, самую маленькую. Как вы думаете, в какой баночке лекарство для глаз? Как вы догадались? На баночке нарисован глаз. Какая по величине эта баночка? Самая маленькая. А в какой баночке лекарство для ушка? В средней баночке. В какой баночке лекарство для носа? В большой баночке. А теперь расставьте баночки с лекарством в шкафчики подходящего размера. |
Воспитатели: |
|
|
НОЯБРЬ |
: |
|
||
Изготовление макета «Русская изба» Пример:
Беседы по макету С помощью макета «Русская изба» можно провести следующие занятия с детьми: 1. Ознакомление с убранством избы и предметами быта. 2. Закрепление полученных знаний в дидактических играх: «Что лишнее», «Чего не хватает», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Утварь». 3. Развитие у детей представлений об убранстве дома в старину и в современное время. 4. Ознакомление с убранством и бытом людей раньше и сейчас, закрепление пройденного материала. 5. Настольные игры с использованием кукол и макетов посуды и убранства избы. 6. Режиссерская игра. Дети самостоятельно отображают в режиссерской игре литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов, комбинируют события из разных источников, вносят в них изменения, придумывают новые сюжеты. Проявляют творчество при создании обстановки для игры: подбирают необходимые игрушки и предметы, оформляют игровое поле( изба, подворье). Оборудование: Дом –деревянный, скамья, полки, стол – деревянные; печь –из спичечных коробков; посуда – из пластилина; колыбель- плетеная с ребенком – матрешка; куклы в народных костюмах. 1 вариант: Детей знакомят с убранством избы и предметами быта: «Красна изба не углами, а пирогами», «Эх лапти мои, лапти липовые», «Гости дорогие», «Нитки ткачество», «Здравствуй печка русская» 2 вариант :В дидактических играх на закрепление полученных знаний: «Что лишнее», «Чего не хватает», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний»,»Утварь». 3 вариант: На развитие у детей представлений об убранстве дома в старину и в современное время. «Прошлое и настоящее», «Чудесный сундучок», «Найди пару», «Узнай что это». 4 вариант: Для ознакомления с убранством и бытом людей раньше и сейчас, для закрепления пройденного материала. Просмотр мультфильма « Избушка лубяная и ледяная» |
Воспитатель: |
|
||
|
|
ДЕКАБРЬ |
|
|
1. |
Изготовление макета: НАСТЕННОГО « Городской перекресток» Беседа по макету. Цель: закрепление знаний по правилам дорожного движения у дошкольников.
Задачи: формировать у ребёнка навыки правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дорогах, в транспорте;
формировать у детей положительное отношение к правилам дорожного движения, желание изучать, соблюдать и применять их в повседневной жизни; закреплять навыки безопасного поведения на дороге, улице; расширять знания детей о дорожных знаках. Поставив детей вокруг макета, можно рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. При помощи макета ребята решают сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Сочинить сказку « Колобок на дороге» Дидактические игры на тему « Дорожные знаки» Рассматривание цветных картинок. Расскажи о своей игрушке машине |
Воспитатели |
|
|
ДЕКАБРЬ |
|
|||
2. |
Изготовление макета « Зимние забавы»
Беседа по макету; Макет можно использовать при составлении небольших рассказов, при отгадывании загадок, в беседе о зимних забавах и видах спорта. Описательный рассказ; Дидактическая игра « Зимние забавы»; Режиссерская игра Просмотр мультфильма « Буренка Даша – Зимние забавы»
|
Воспитатели |
|
|
|
|
ЯНВАРЬ |
|
|
|
1. |
Изготовление макета « Зимний лес» Беседа с детьми по макету: Изменения в лесу; Что произошло с деревьями и кустарниками? Как выживают дикие животные в зимнем лесу? Чтение русской народной сказки « Рукавичка» Дети с удовольствием играют с ним, изучают с помощью макета место обитания, питание, образ жизни диких животных и птиц в зимнем лесу. Макетирование-давно известный вид деятельности, который позволяет проявить творчество, расширить кругозор. Макеты-это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребёнка. Составление рассказа. Режиссерская игра Загадки
|
Воспитатели: |
|
|
|
ФЕВРАЛЬ |
|
|
1. |
Изготовление макета «Животные севера» Беседа с детьми по макету; - формировать интерес к животному миру и особенностям климатических условий Арктики; - создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей. Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных : овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь, песец и волк. Полярный медведь является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. В холодных регионах водятся многие виды птиц и морских обитателей. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белуги. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. (Из интернета) Дети с большим удовольствием играют с подобными макетами, рассматривают животных, рисуют и лепят новых «жителей». Придумывают разные сюжетные игры. А если в ходе игры возникают вопросы, ищем ответы в энциклопедиях. Рассматривание цветных иллюстраций «Животные Севера» Просмотр мультфильма « Умка»; Гора самоцветов – сказки народов Севера», «К югу от севера). Дидактические игры: «Кто лишний?», «Опиши животное по схеме».
|
Воспитатели |
|
|
ФЕВРАЛЬ |
|
|
||
Изготовление макета «Российская армия» Беседа с детьми по макету.
Просмотр видеоролика « Российская армия» Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. Они первыми встречают вражеские войска, когда переходят границу. Пограничники, как и все военные, являются защитниками нашего Отечества. В пограничном отряде есть проводник с собакой. Собака помогает пограничникам, идёт по следу.
Слушайте следующую загадку:
В небесах стальная птица –
Она быстрее звука мчится.
В кабине штурман и наводчик
Ведёт её военный … (лётчик).
-Кто из вас знает, кто такой летчик? Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.
Кто плывет на корабле?
Он не тоскует о земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море-дом его родной.
Так кто ж, ребята, он такой? (Моряк)
Военно – морской флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде. Дидактические игры по теме.
|
Воспитатели |
|
||
|
|
МАРТ |
|
|
1. |
Изготовление совместное с детьми изготовление макета «Подводный мир» Беседа на тему «Подводный мир» Макет «Подводный мир» - может быть использован в самостоятельных играх детей, воспитателями -в качестве наглядного и дидактического материала, при оформлении природного центра в группе для познавательного развития детей. Данный макет предназначен для занятий с детьми по лексической теме «Рыбы в аквариуме» Игра с макетом способствует расширению знаний по лексической теме «Рыбы в аквариуме», развитию творческого мышления и формированию условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей. В познавательном развитие: продолжать знакомить детей с морем и его обитателями на практической организации моря в группе с использованием природного материала, пластмассовых и резиновых фигурок рыб и морских животных. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам. В речевом развитии: проводить беседы, заучивать стихи с помощью мнемотаблиц, составлять описательные рассказы, разгадывать загадки об обитателях морского дна. В художественно-эстетическом: показать детям сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони; учить создавать выразительные образы морской среды и морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). В физическом развитии: подвижные игры и упражнения с образами морских обитателей. Макет может быть использован в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности, так как все объекты не прикрепленные к нему, и дети могут свободно перемещать их по всей поверхности и придумать свои игры. Рассматривание иллюстраций на тему «Подводный мир» Составление рассказа по макету. Просмотр мультфильма
|
Воспитатели |
|
|
|
|
МАРТ
|
|
|
|
2. |
Изготовление макета « Животные Африки» Рассматривание цветных иллюстраций. Загадки Дать наглядное представление о животном мире Африки Развивать любознательность, воображение, образное мышление. Погружение детей в удивительное царство природы Африки. Расскажи свою историю Режиссерская игра.
|
|
|
|
|
АПРЕЛЬ |
|
|
1. |
Изготовление макета «Весна пришла» формировать представление детей об особенностях весеннего пейзажа через создание его словесного образа; формировать представление детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в образовании словосочетаний; формировать умение составлять связный рассказ по опорным картинкам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей используя приемы технологии наглядного моделирования. Активизация словаря: -весна, проталины, подснежник, перелетные птицы, зимующие птицы, паводок, сосулька, ручеек, капель. -приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы, появляются насекомые. -весенние месяцы: март, апрель, май. Наблюдение на прогулке за изменением природы, Рассмартивание цветных иллюстраций, режисерская игра, дидактические игры. Чтение художественной литературы. |
Воспитатели: |
|
|
АПРЕЛЬ |
|
|
||
2. |
Изготовление макета « Пожарная безопасность» Беседы о профессии пожарный. Просмотр мультфильмов о пожарной безопасности. Чтение русской народной сказки «Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом» Беседа по макету. Сочини свою историю. Рассказ воспитателя о происходящем на макете. Дополнение макета « Пожарный щит» Для чего он нужен? И.т.д. |
Воспитатели:
|
|
|
|
|
МАЙ |
|
|
Май |
1. |
Изготовление макета «Луг» Д/и «Составь описательный рассказ» Алгоритм составления описательного рассказа о животных.
1. Кто это?
2. Цвет.
3. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Голос.
6. Чем питается? Хищное или травоядное?
7. Как называется детеныш?
8. Как называется укрытие?
9. Особенности жизни в разные времена года.
Алгоритм составления описательного рассказа о растениях.
1. Что это?
2. Цвет, величина.
3. Запах.
4. Время цветения.
5. Части растения.
6. Где растет?
Алгоритм составления описательного рассказа о птицах.
1. Кто это?
2. Величина.
3. Цвет. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Голос.
6. Чем питается? Хищная?
7. Как передвигается?
8. Где встречается? Жилище.
9. Птенцы. Когда?
10. Перелетные? Зимующие?
Алгоритм составления описательного рассказа о рыбах.
1. Кто это?
2. Величина.
3. Цвет. Части тела.
4. Чем покрыто?
5. Чем питается?
6. Среда обитания. |
Воспитатели: |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.