Война 1812 года.Сигнальна карточка к уроку литературы в 10 классе
Оценка 4.6

Война 1812 года.Сигнальна карточка к уроку литературы в 10 классе

Оценка 4.6
Карточки-задания
doc
русская литература
11 кл
01.01.2022
Война 1812 года.Сигнальна карточка к уроку литературы в 10 классе
Война 1812 года
Война 1812 года.doc

Война 1812 года.

1.Как Толстой рассуждает  о войне, о двух сторонах жизни человека, об истории, о роли личности в истории, об исторических событиях? (том 3, часть 1, глава 1)

2.Трагические и героические страницы русской армии:

            1.От Немана до Смоленска.

            2.Смоленское сражение.

            3.Бородинское сражение.

Поэт Яков Полонский так увидел начало войны 1812 года, описав его в стихотворении «Переправа через Неман»:

                                    Вот Руси границы, вот Неман. Французы

                                    Наводят понтоны; работа кипит…

                                    И с грохотом катятся медные пушки,

                                    И стонет земля от копыт.

                                    Чу! Бьют барабаны…Склоняют знамена;

                                    Как гром, далеко раздается: «Vivat

За кем на конях короли-адъютанты

В парадных мундирах летят?

Надвинув свою треугольную шляпу,

Все в том же походном своем сюртуке,

На белом коне проскакал император –

С походной трубою в руке.

Чело его ясно, движенья спокойны,

В лице не видать сокровенных забот.

Коня на скаку осадил он и видит –

За Неманом туча встает…

И думает он: «Эта темная туча

Моей светозарной мечты не затмит!»

И мнится ему в то же время, - сверкая,

Из тучи перст Божий грозит…

И, душу волнуя, предчувствие шепчет:

«Сомнет знамена твои русский народ!»

«Вперед! – говорят ему слава и гений. –

Вперед, император, вперед!»

И лик его бледен, движенья тревожны,

И шагом он едет, и молча глядит,

Как к Неману катятся медные пушки

И стонут мосты от копыт.

Совсем по-другому видит эту сцену Л.Н.Толстой. Как? (том 3, часть 1, глава 2)

 

3.В чем своеобразие смоленских сцен?  (том 3, часть 2, главы 4-5)

1.Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение русских людей перед опасностью.

2.Как ведут себя жители города? Что лежит в основе поведения купца Феронтропова?

            3.Что говорит Толстой о народном патриотизме? В чем он проявляется?

 

4.Бородинское сражение – кульминационный центр романа. (том 3, часть 2, главы 19-39)

            Именно здесь Толстой показал, что именно народ одержал нравственную победу над непобедимой армией Наполеона. Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских (народ + лучшие представители дворянства), их нравственную победу. «Скрытая теплота патриотизма», общий дух войска обусловили победу русских. Толстой сознательно пишет, что якобы русская армия занимала невыгодную для нее позицию. Зачем? Эту мысль автор вкладывает в уста князя Андрея.

            1.Вспомните, что говорил князь Андрей о том, от чего зависит успех сражения. (том 3, часть 2, глава 25, разговор с Пьером)

            2.Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного? Что увидел и почувствовал Пьер? (том 3, часть 2, главы 20, 35)

            3.Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва!»?

Центральное место Бородинской битвы – курган Раевского.

            1.Обратите внимание, как ведут себя защитники кургана:

                        - старший артиллерийский офицер – любопытно

                        - несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами

                        - молоденький круглолицый офицерик – строго

                        - старый унтер-офицер – смеясь

                        - краснокожий широкий солдат – оскаливая крепкие белые зубы.

            2.Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского (том 3, часть 2, глава 35)

            3.Найдите ключевые слова в следующих отрывках:

                        - «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня…», «…он был поглощен в созерцанье этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разгорался в его душе».

                        - «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».

Какой символический смысл появляется в этом ключевом слове?

 

ВЫВОДЫ.

            1.Главное для писателя:

- возвеличить русский народ

- показать, что он – победитель и вершитель исторических событий

- показать его патриотизм и героизм – «Да, были люди в наше время»

            2.Композиция романа подчинена тому, чтобы доказать главные мысли.

ШИРОКИЙ  ПЛАН  - позиция русских и французов

                        СУЖЕНИЕ -  настроение русских

ЕЩЕ  УЖЕ – Кутузов противопоставлен Наполеону

 

ШИРОКИЙ  ПЛАН – ход сражения

СУЖЕНИЕ – поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея

                        ЕЩЕ  УЖЕ – ранение Андрея

            3.Толстой показывает войну двояко:

1.Изображая ужасы войны.

2.Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: «…победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

 

BC9DDAE7

«Какая сила управляет всем?»

Истинное и ложное в романе «Война и мир».

Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности. Из этого суждения вытекает философская позиция Толстого.

1.Народ – источник нравственности.

2.Проверка основных взглядов на народ войной, т.е. событием, требующим особой нравственной силы.

            Теория войны:

                        - истинный и ложный патриотизм

                        - природа подвига

                        - «движение самих масс» - партизанская война – решение судьбы страны самим народом.

3.Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны.

4.Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа?

5.Роль личности в истории. При каких обстоятельствах великие личности могут влиять на  ход истории?

                        Кутузов и Наполеон

                        Александр и Наполеон

Личность и народ.

Шенграбен

Аустерлиц

Верное решение Кутузова, цель которого – спасение армии

Неверное решение, вопреки воле Кутузова

победа

поражение

 

Бородино

Кутузов

Наполеон

Близок к народу, чувствует дух армии

Далек от своих солдат, думает только о себе.

победа

поражение

 

ВЫВОДЫ:

            1.Народ – воплощение нравственных идеалов.

            2.Война – проверка глубины патриотизма и глубины духа.

            3.Война – ужасное противоестественное событие.

            4.Движущая сила истории – народ.

            5.Только личность, близкая к народу, может повлиять на события.

            6.Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.

 

«И в этом Толстой – лучший среди лучших».

Особенности творчества Толстого.

Особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

            - исторический – обращение к реальным историческим событиям

            - философский – раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе

            - нравственный – глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

 

Особенности творчества Толстого:

1.Историзм. Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая в историческом роде, он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, а не опираясь на легенды и анекдоты.

            На примере каких исторических событий можно доказать историзм романа?

Историзм в изображении исторических лиц: Василий Денисьев и Денис Давыдов.

Сравните масонство в романе и в реальной жизни.

            В реальной жизни: обряд посвящения совпадает, но идея другая. «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществами масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию».

 

2.Сопоставление и противопоставление.

Противопоставляются:

            -

            -

            -

            -

            -

            -

            -

Сопоставляются:

            -

            -

            -

 

3.Умение показать внутренний мир героя: «диалектика души».

            1) портреты показаны в развитии, изменчивы, это говорит о формировании личности. По тому, как меняется портрет, можно сказать и о характере, и о внутреннем состоянии героя.

            2) деталь. При работе с портретом очень важно уяснить роль детали. Например, у княжны Марьи – необыкновенные лучистые глаза, у Пьера – неуклюжесть и растерянность.

Какие детали вам запомнились?

            3) внутренний монолог.

Приведите примеры внутреннего монолога героев.

 

4.Пейзаж. Своеобразие природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность.

Связь природы с героями и их переживаниями. У Толстого связаны с природой только положительные герои.

Природа и война.

Природа связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война – разрушение этого мира.

 

5.Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной выразительности, индивидуальность языка каждого героя.

 


Война 1812 года. 1.Как Толстой рассуждает о войне, о двух сторонах жизни человека, об истории, о роли личности в истории, об исторических событиях? (том 3,…

Война 1812 года. 1.Как Толстой рассуждает о войне, о двух сторонах жизни человека, об истории, о роли личности в истории, об исторических событиях? (том 3,…

Зачем Толстой показывает войну глазами

Зачем Толстой показывает войну глазами

Какая сила управляет всем?» Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Какая сила управляет всем?» Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Сравните масонство в романе и в реальной жизни

Сравните масонство в романе и в реальной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2022