«Волшебная глина»
Оценка 4.8

«Волшебная глина»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
2 кл
01.10.2019
«Волшебная глина»
Работа с глиной - одна из древнейших технологий. Использование глины для изготовления сосудов относится к самым истокам человечества. Женщины, уже знакомы с техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: когда глина высыхала, она становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в основном для хранения и приготовления пищи.
открытое мероприятие -глина.docx
ГБОУ РМЭ «Школа­интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов города Козьмодемьянска» Открытое внеклассное мероприятие «Волшебная глина» 2 класс г. Козьмодемьянск 2019 Разработала: воспитатель  Ватрасова В.С. Волшебная глина Тема: Волшебная глина  Цели:                                                     Образовательные: познакомить с технологией выполнения глиняных изделий; расширить и уточнить знания учащихся об особенностях работы с глиной; познакомить с работами  мастера Леденейкина Н.Б. Развивающие: развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и  анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать  самостоятельность в получении нужной информации. Воспитательные: учить художественному видению окружающего мира, воспитывать  умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия. Материально­техническое оснащение:  Глина   Выставка образцов готовой глиняной игрушки Подкладная доска  Посуда с водой  Стеки           Презентация   Экран, компьютер, проектор.       урока: комбинированный Тип  Предварительная подготовка. Дети учат стихотворения о глиняной игрушке. Методы работы: ­  объяснительно­иллюстративный (изложение материала); ­  практический (работа над созданием глиняной игрушки) Ход мероприятия.  Здравствуйте, ребята. Попробуйте отгадать загадку. Гончар для меня Разведет жаркий пламень. Сухая, я твердой бываю ­ как камень. Размочат ­ как тесто, Податливой буду. Могу превратиться В игрушки, в посуду. Лечебными свойствами Очень богата. Меня отыскать вам Поможет лопата. Я белая, красная и голубая. Узнали, ребята, Кто я такая? (Глина). Так о чем же сегодня пойдет речь на нашем мероприятии? Правильно. Тема нашего занятия «Волшебная глина». (Надпись на доске) Мы с вами сегодня узнаем, что такое – глина, и  какие изделия можно сделать из неё. И сами даже поработаем.          Глина­ это один из самых доступных и распространённых материалов для лепки, уже  никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в  обработке, её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых  древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек  необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым  другом всех людей во все времена.           Работа с глиной ­ одна из древнейших технологий. Использование глины для  изготовления сосудов относится к самым истокам человечества. Женщины, уже знакомы с  техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными:  когда глина высыхала, она становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась  техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув,  приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование  глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в  основном для хранения и приготовления пищи.                                                       Из глиняного теста делают различные изделия — кувшины, кринки, горшки, миски и  т. п., которые после обжига становятся совершенно твердыми и не пропускают воду.  Кирпичные заводы вырабатывают из глины строительные кирпичи, также обладающие  большой механической прочностью.         Глины могут быть всех цветов — от белого до черного. Когда хотят покрасить стены в  цветные тона, берут желтые, красные, зеленые и другие глины. Глины, кроме того, широко  используются и в быту, особенно в сельском хозяйстве: для кладки печей, побелки стен.      Так же из глины лепили игрушки.  Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались  гончарным делом. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что­нибудь  эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили  глиняную игрушку женщины, чтобы позабавить детей. ­ Где берут глину для лепки игрушек? Глину надо искать в естественных условиях и собственными руками извлекать ее в местах  залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма,  отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на  обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов.  ­ Залежи голубой есть и в нашей местности, сейчас мы будем работать с глиной, которая  была найдена в ?????? ­ ­  Какие виды глиняной игрушки вы знаете? (Дети называют, а я на доске их вывешиваю) Виды: Чернышенская глиняная игрушка (Орловская область Новосильский район)  Плешковская игрушка (Ливенский район Орловской области) Каргопольская игрушка (г. Каргополь Архангельской области)  Дымковская   игрушка Филимоновская игрушка  ­  Много стихотворений люди сочиняли и сочиняют о глиняной игрушке, давайте  послушаем некоторые из них.  Стихи о глиняной игрушке. 1. Есть игрушки расписные, Складные да ладные. Они повсюду славятся, Да и вам понравятся. 2. Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. 3. Вижу я у вас игрушки: Тут и дамы, и старушки; Добры молодцы в санях, И гусары на конях; С коромыслом водоноски, И мальчишки — ноги босы; Няни с детками в руках, Красны девицы в платках. Я игрушки разложу Ну и всем их покажу: Ведущий:    Ребята, знаете ли вы какие­нибудь пословицы о ремеслах? (Дети называют пословицу и  объясняют его смысл) ­ Какова пряха, такова на ней рубаха.  (Чем лучше работница, тем лучше на ней и её родственниках вещи.)  ­ Плотник без топора, что изба без углов.  (Топор­ основное орудие труда плотника. Без него ­ нет работы.)  ­ Умелый охотник зря стрелу не выпустит.  (Хорошему охотнику требуется меньше стрел, чтобы поразить цель, так как он меткий.)  ­ Худой сетью рыбы не наловишь.  (Если в сети дыра, то вся рыба пройдёт мимо, поэтому рыбаки следят за состоянием сетей,  чинят их.)  ­ Глубже пахать – больше хлеба ждать.  (Если борозда мелкая, то семена смоет дождём, съедят птицы.)  Ведущий: Тут прозвучали пословицы о швее, плотнике, охотнике, рыбаке и земледельце. Те ремёсла, о которых вы уже знаете, дали возможность человеку где-то жить, быть одетым и сытым. Но еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды было нельзя обойтись. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (Из дерева, глины.) Правильно. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий. «Отчего зацвёл цветок?» ­  Мальчик спрашивает мать.  «Оттого, что мы цветок  Не ленились поливать!»        Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться,  чтобы жить было интересно и полезно! Хотите узнать, о ком пойдёт речь сегодня? Правильно, о мастере глиняных дел. И сегодня  мы с вами познакомимся с (регалии) Леденейкиным Николаем Борисовичем. (Слово скульптору Леденейкинну Н.Б.) ­ Перед тем как приступить к лепке игрушки, давайте скажем, какие правила работы с  глиной будем выполнять?  Правила работы с глиной.  Глина должна быть без примесей, без комочков.  Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на парту.  Приготовь баночку с водой.   Не бросай остатки глины на пол.  Используй инструменты, стеки.  Убери рабочее место, вымой руки с мылом. Ф И З М И Н У Т К А       Ручки хорошо потрём,                     ( Сильно потираем ладони). До тепла их разотрем.                        Чисто «вымоем» сначала,                (как будто намыливаем руки).   Чтобы глинка не серчала. Нежно их погладим,                          (потираем ласково). Слова такие скажем: «Ручки, ручки, помогите,                  (любуемся своими руками). Нам поделочку слепите».  Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек! Я тебя сейчас помну И в поделку превращу.                         (в лошадку и т.д.). Глинка, глинка, помогай,                     (подносим к губам, говорим     Свои секреты открывай.                        (Подготовка к практической работе) Практическая работа. Теперь любуемся своей работой. Затем нужно высушить нашу заготовку полностью (есть  несколько вариантов, но мы просто оставим работу сушить). Высушенную работу покрываем бесцветным лаком. Вот и все!   Итог урока.  ­Понравилось ли вам работать с глиной? ­Что нового узнали на уроке? ­Чему научились? ­ Что осталось непонятным? У вас у всех получились прекрасные заготовки. Дома глина подсохнет, и работу можно будет продолжить. Давайте вернёмся к кроссворду. Какие слова помогут приобрести глине не только пластичность но и твёрдость? У ч е н и к и: Вода, огонь. У ч и т е л ь: Верно, именно огонь придаёт глине твёрдость. В современном мире используют специальные печи для обжига глиняных изделий. Вашу заготовку тоже можно   прокалить   в   обычной   духовке   или   микроволновке,   но   делать   это   нужно обязательно взрослым! Вы попробовали быть гончарами. Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар?  (Терпением, аккуратностью, хорошим вкусом.)  Молодцы! А теперь посмотрим, что у вас получилось.  Благодарю вас за работу. С вами было интересно работать. ­  Когда ваши игрушки приобретут законченный вид, они смогут украсить полку в классе,  дома, или быть сувениром­подарком вашим близким. Список использованной литературы: 1. http://malysh.sayan­obr.ru/p22aa1.html 2. Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к  школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35. Что человек делает из  глины. С. 29­30. 3. http://hotimlshkola.ru/article90 4. http://www.testsoch.com/tema­uroka­po­texnologii­glina­volshebnica/ 5.  Urok_tehnologii_Rabota_s_glinoy.docx 6. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить. – М., 2001. 7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990. Плешковская игрушка Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргапольская игрушка Ребята, знаете ли вы какие­нибудь пословицы о ремеслах? (Дети называют пословицу и  объясняют его смысл) ­ Какова пряха, такова на ней рубаха.  (Чем лучше работница, тем лучше на ней и её родственниках вещи.) ­ Плотник без топора, что изба без углов.  (Топор­ основное орудие труда плотника. Без него ­ нет работы.)  ­ Умелый охотник зря стрелу не выпустит.  (Хорошему охотнику требуется меньше стрел, чтобы поразить цель, так как он меткий.)  ­ Худой сетью рыбы не наловишь.  (Если в сети дыра, то вся рыба пройдёт мимо, поэтому рыбаки следят за состоянием сетей,  чинят их.)  ­ Глубже пахать – больше хлеба ждать.  (Если борозда мелкая, то семена смоет дождём, съедят птицы.)  Ф И З М И Н У Т К А       Ручки хорошо потрём,                     ( Сильно потираем ладони). До тепла их разотрем.                        Чисто «вымоем» сначала,                (как будто намыливаем руки).   Чтобы глинка не серчала. Нежно их погладим,                          (потираем ласково). Слова такие скажем: «Ручки, ручки, помогите,                  (любуемся своими руками). Нам поделочку слепите».  Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек! Я тебя сейчас помну И в поделку превращу.                         (в лошадку и т.д.). Глинка, глинка, помогай,                     (подносим к губам, говорим     Свои секреты открывай.                       Учитель.   Вы   любите   разгадывать   кроссворды,   я   предлагаю   вам   ещё один. Кроссворд. 1) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо)         2) Птица из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». (ласточка) 3) Подберите синоним «умелый» мастер. (искусный) 4) Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (огонь) 5) Что в решете не унесёшь? (вода) 1 2 3 . . . . . . . . 4 5 У ч и т е л ь. Прочитайте ключевое слово. У ч е н и к и. Глина.   . . . . . . . . . . . . . . Правила работы с глиной Лепку   выполняй   на подкладной доске, не клади глину на парту. Приготовь баночку с водой. Глина   должна   быть   без примесей, без комочков. Не бросай остатки глины на пол. Используй   инструменты, стеки. Убери   рабочее   место, вымой руки с мылом. Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... Но мы-то, ребята уже знаем их глубокий символический смысл?! Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос. Каргопольская игрушка. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки. Плешковская игрушка — одна из древнейших игрушек центра России. Село Плешково  (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века. Находилось село вблизи  месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным  промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и  лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло­розовые, телесные оттенки, а  слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром.  Чернышенская игрушка  Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной  игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной  игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди  них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из  которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и  свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в  других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили,  как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей.  Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках ­ Препловенской и Троицкой. Во время  ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек. 

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»

«Волшебная глина»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2019