Вопросы для самопроверки по дисциплине "Химия" для студентов СПО

  • Домашняя работа
  • pdf
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросы для самопроверки по дисциплине "Химия" для студентов СПО по разделу биохимия.
Иконка файла материала вопросы для самопроверки.pdf

Тема Белки: строение, классификация, биологическое значение.

Вопросы  

1.                 Классификации белков по биологическим функциям.  

2.                 Классификация белков по химической структуре.  

3.                 Характеристика и особенности строения простых белков: протамины, гистоны и др.  

4.                 Нуклеопротеины, их функции и структурные элементы. Структура и свойства нуклеиновых кислот. Отличия ДНК и РНК.

5.                 Фосфопротеины. Их строение и биологические функции.  

6.                 Хромопротеины, химическая структура и основные функции. Гемопротеины, строение гема.  

7.                 Гликопротеины, структура, функции в организме. Представление о строении простетической группы – гиалуроновая кислота и другие гликозаминогликаны.  

8.                 Липопротеины. Представления о строении, основные транспортные формы липидов плазмы – хиломикроны, липопротеины очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеины низкой плотности (ЛПНП), липопротеины высокой плотности (ЛПВП).  

9.                 Назовите способы определения молекулярной массы белковой молекулы.  

10.            Охарактеризуйте структурную организацию белковой молекулы.  

11.            Какие связи формируют конформации белков на различных уровнях структурной организации.

12.            Назовите примеры глобулярных и фибриллярных белков.  

5. Четвертичная структура белков. Понятие олигомер, протомер.  

13.            Кооперативные изменения конформации протомеров на примере молекулы гемоглобина.

14.            Ионизация молекул белка (заряд), гидратация и растворимость. Свойства белковых растворов.  

15.            Понятия изоэлектрическая точка и изоэлектрическое состояние. Свойства белковых молекул в изоэлектрической точке.  

16.            Методы осаждения белков из растворов, их практическое применение в медицине.  

17.Назовите особенности механизма денатурации белков. Свойства денатурированного белка.  

18.Факторы, вызывающие денатурацию белков (физические, химические, биологические). Ренативация.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛУ «СТРОЕНИЕ,

КЛАССИФИКАЦИЯ И РОЛЬ ВИТАМИНОВ»

1.                 Недостаточность какого        витамина,   проявляется         развитием ксерофтальмии. Объясните причину?

2.                 Варфарин – препарат, применяемый для борьбы с грызунами, при его приеме у них возникают сильные кровотечения. Предположите механизм действия варфарина.  

3.                 У больного нарушено переваривание липидов. Недостаточность каких витаминов следует ожидать? Почему?

4.                 У новорожденного обильные подкожные кровоизлияния, кровь в кале, носовые кровотечения. Недостаточность какого витамина наблюдается? Какие лекарственные препараты необходимо использовать? Почему?

5.                 Можно ли применять жирорастворимые витамины А и Д в один прием в таком количестве, которого достаточно для поддержания их нормального уровня в течение нескольких недель? Почему?

6.                 Какие симптомы наблюдаются при передозировке витамина Д? Суточная потребность в витамине?  

7.                 Влияет ли внесенный в пробирку с кровью витамин К на свертывание крови? Почему?  

8.                 У больного закупорка желчного протока. Предстоит операция. Какой витамин следует назначить до операции? Почему?  

9.                 Больной плохо видит в сумерках, слабо ориентируется при переходе от света к темноте. Недостаток какого витамина наблюдается? Какие лекарственные препараты следует использовать? Почему?  

10.Недостаточность каких витаминов следует ожидать при заболевании печени и желчного пузыря (нарушено переваривание липидов)? Почему?  

11.Бактерии Streptococcus faecalis, обитающие в толстом кишечнике, нуждаются в фолиевой кислоте. Если в питательной среде содержатся аденин и тимин, то бактерии могут хорошо расти и при отсутствии фолиевой кислоты. Почему бактерии нуждаются в фолиевой кислоте?

 12.Какая связь существует между анемией и пониженной секрецией желудочного сока?  

13.У ребенка после длительного употребления сырых яиц развился дерматит. Укажите причину и рекомендуйте лекарственный препарат.  

14.В конце 19-го и начале 20-го столетия пеллагра была довольно распространенным заболеванием, особенно в сельских местностях на юге Европы и США, где люди употребляли в пищу мало мяса, а питались в основном кукурузой. Объясните, почему такое питание приводило к недостаточности никотиновой кислоты?  

15.Почему при лечении антибиотиками и сульфаниламидами необходимо назначать поливитамины? 16.Через год после резекции желудка у больного развилась анемия. Укажите причину и рекомендуйте лекарственный препарат.  

17.Суточная потребность взрослого человека в никотиновой кислоте уменьшается, если в пище содержится большое количество аминокислоты триптофана. Что можно сказать о метаболической взаимосвязи между никотиновой кислотой и триптофаном?  

18.Недостаточность какого витамина сопровождается развитием эпилептиформных припатков? Почему?  

19.У больных с хроническими заболеваниями печени и желчевыводящих путей нередко развивается остеомаляция (размягчение костей с деформацией скелета). Назовите возможный механизм этого осложнения.

 

Тема Обмен веществ и энергии.

Вопросы:  

1.                 Понятие об обмене веществ, катаболических и анаболических путях.  

2.                 Укажите взаимосвязь обмена веществ и обмена энергии.  

3.                 В каком виде энергия поступает в организм человека?  

4.                 Назовите этапы катаболизма питательных веществ в организме.  

5.                 Назовите роль АТФ в метаболизме и функции клетки. Что называют циклом АТФ-АДФ?  

6.                 Назовите понятие биологическое окисление, его особенности и значение процесса.  

7.                 Укажите структуру митохондрий.  

8.                 Охарактеризуйте специфические и неспецифические этапы биологического окисления, их локализацию. Напишите химизм окислительного декарбоксилирования пирувата и ЦТК.

9.                 Какие ферменты выполняют роль первичных акцепторов водорода при окислении субстратов. Укажите механизмы их функционирования.  

10.            Назовите формы трансформации свободной энергии: образование активных форм водорода (НАДНН+ и др.), синтез "макроэргических" соединений (АТФ, 1,3-дифосфоглицерат, креатинфосфат, ацилS-КоА и др).  

11.            Назовите способы фосфорилирования (синтеза АТФ) в биологическом окислении.  

12.            Укажите строение и функционирование митохондриальной дыхательной цепи, величину редокс-потенциала переносчиков электронов.  

13.            Назовите механизм сопряжения окисления и фосфорилирования. Охарактеризуйте хемиосмотическую гипотезу окислительного фосфорилирования.  

14.            Что называют дыхательным контролем? Охарактеризуйте основной механизм регуляции сопряжения окисления и фосфорилирования.  

15.            Что называют коэффициентом Р/О?  

16.            Какой процесс называется свободным окислением? Назовите разобщители окисления и фосфорилирования.  

17.            Охарактеризуйте процессы образования СО2 и Н2О – конечных продуктов тканевого дыхания.  

18.            Назовите применение нуклеотидов (АТФ, АДФ, АМФ, ФМН) в качестве лекарственных препаратов.

ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ

Вопросы:  

1.                 Укажите структуру основных представителей моно-, ди-, полисахаридов (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза, мальтоза, лактоза, сахароза, крахмал, гликоген, целлюлоза), их биологическую роль, а также сходство и отличие в структуре крахмала, гликогена и целлюлозы.  

2.                 Охарактеризуйте структуру   гликозаминогликанов

(мукополисахаридов): гиалуроновой, хондроитинсерной, нейраминовой, сиаловой кислот, гепарина. Назовите их биологическую роль.  

3.                 Назовите углеводы, поступающие в организм человека с пищей, а также суточную потребность в углеводах.  

4.                 Назовите ферменты пищеварительных соков, участвующие в переваривании углеводов. Пути всасывания моносахаридов из кишечника в кровь.  

5.                 Назовите причины неперевариваемости целлюлозы в желудочнокишечном тракте человека. Роль целлюлозы в рационе питания человека.  

6.                 Назовите пути проникновения углеводов в клетки тканей (роль переносчиков – ГЛЮТ) и пути их внутриклеточного превращения.

7.                 Назовите значение реакций фосфорилирования глюкозы в клетке, локализацию глюкокиназы и гексокиназы в тканях организма.  

8.                 Охарактеризуйте синтез гликогена и регуляцию процесса депонирования.  

9.                 Какой процесс называется мобилизацией гликогена? Назовите регуляцию процесса.  

10.Укажите физиологическое значение и соотношение процессов обмена гликогена в зависимости от ритма питания и режима работы мышц.  

11.Назовите особенности обмена гликогена в печени и мышцах.  

12.Охарактеризуйте аденилатциклазный механизм регуляции активности ферментов обмена гликогена. Роль цАМФ и влияние адреналина, глюкагона и инсулина на концентрацию цАМФ в клетке.

 13.Назовите биохимические основы наследственных нарушений переваривания углеводов и обмена гликогена (лактозная интолерантность, непереносимость сахарозы, гликогенозы и агликогенозы).

14.            Назовите важнейшие пути превращения глюкозы в тканях. Роль глюкозо-6-фосфата во внутриклеточном метаболизме глюкозы.  

15.            Какой процесс называется гликолизом? Напишите химизм процесса. Укажите ферменты, а также его локализацию, энергетический эффект, суммарное уравнение.  

16.            Напишите реакции гликолиза, сопряженные с потреблением АТФ; реакции гликолиза, сопряженные с синтезом АТФ. Охарактеризуйте способ субстратного фосфорилирования, и его значение.  

15.            Укажите судьбу восстановленного НАД, образовавшегося при окислении глицеральдегид-3-фостата. Назовите значение цикла гликолитической оксиредукции.  

16.            Какой процесс называется гликогенолизом? Напишите химизм, укажите ферменты, суммарное уравнение. Сравните энергетический эффект процессов: гликогенолиза и гликолиза.  

17.            Какой процесс называется спиртовым брожением? Укажите локализацию, суммарное уравнение, энергетический эффект, сходство и отличие от гликолиза. Влияние этилового алкоголя на  обмен углеводов в организме человека. Причины гиперлактатемии и гипогликемии при острой алкогольной интоксикации.  

18.            Охарактеризуйте метаболизм фруктозы и галактозы. Назовите биохимические основы фруктозурии и галактоземии.  

19.            Назовите предшественники глюкозы в глюконеогенезе, специфические реакции, последовательность реакций, ферменты, локализацию глюконеогенеза, суммарное уравнение, расход энергии для синтеза 1 молекулы глюкозы.  

20.            Что называют глюкозо-лактатным циклом (цикл Кори)? Глюкозоаланиновым циклом? Назовите их значение при длительной физической работе и голодании.  

21.Назовите регуляторные ферменты гликолиза и глюконеогенеза, их аллостерические эффекторы и гормоны, влияющие на эти процессы.

 

ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ

Вопросы  

1.                 Какой класс органических веществ называется липидами? Назовите их биологическую роль.  

2.                 Назовите классификацию липидов. Охарактеризуйте основные группы липидов (химическая структура, физико-химические свойства, биологическая роль).  

3.                 Назовите жирные кислоты, их строение, классификацию, физикохимические свойства, источники жирных кислот в организме.  

4.                 Назовите незаменимые факторы питания липидной природы, предшественники синтеза эйкозаноидов.  

5.                 Назовите важнейшие липиды животного и растительного происхождения, их суточную потребность.

6.                 Охарактеризуйте внешний обмен липидов, роль ферментов и желчных кислот, химическое строение таурохолевой и гликохолевой кислот.

7.                 Охарактеризуйте ресинтез липидов в стенке кишечника, а также форму транспорта липидов из кишечника – хиломикроны. Укажите их строение и свойства.  

8.                 Назовите нарушения внешнего обмена, причины и последствия (гиповитаминозы, стеаторея).  

9.                 Назовите производные липидов, используемые в качестве лекарственных форм, содержащие ненасыщенные жирные кислоты, эйкозаноиды, фосфолипиды и др.

10.            Назовите основные пути внутриклеточного превращения триацилглицеринов. Укажите в виде схемы.  

11.            Какой процесс называется тканевым липолизом? Назовите роль гормончувствительной липазы и аденилатциклазной системы в регуляции ее активности.  

12.            Назовите пути использования глицерина. Напишите химизм окисления глицерина до СО2 и Н2О. Укажите энергетический выход процесса.  

13.            Назовите пути использования свободных жирных кислот, образующихся при липолизе и мобилизующихся в кровь.  

14.            Какой процесс называется -окислением? Напишите химизм окисления жирных кислот до углекислого газа и воды. Укажите связь с ЦТК и дыхательной цепью, а также энергетический выход процесса.  

15.            Назовите возможные пути использования ацетил-S-КоА. Напишите химизм синтеза кетоновых тел. Укажите причины кетоза при голодании и сахарном диабете.  

16.            Какой процесс называется липогенезом? Назовите пути эндогенного синтеза ТАГ, особенности биосинтеза жиров в жировой ткани и печени. Напишите химизм биосинтеза жира.  

17.            Отразите схематично синтез ТАГ из глюкозы: синтез жирных кислот и глицерина из глюкозы; образование фосфатидной кислоты из жирных кислот и глицерина. Укажите регуляцию, значение процесса и зависимость от ритма питания.  

18.            Охарактеризуйте транспорт ТАГ: липопротеины очень низкой плотности, состав, строение, функция, утилизация. Назовите нарушения обмена ТАГ (ожирение, дислипопротеинемии).

 

ОБМЕН БЕЛКОВ

Вопросы  

1.                 Назовите роль белков в организме.  

2.                 Назовите понятие «азотистый баланс» и возможные его изменения (равновесие, положительный и отрицательный азотистый баланс).

3.                 Назовите нормы белка в питании, критерии биологической ценности белков.

4.                 Охарактеризуйте процесс      переваривания     белков.       Назовите протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта.

5.                 Назовите механизмы активации основных ферментов, место их образования (пепсин, трипсин, химотрипсин).

6.                 Охарактеризуйте переваривание белков в желудке. Назовите роль соляной кислоты.

7.                 Какой процесс называется гниением белков? Напишите примеры превращений аминокислот под действием микрофлоры кишечника (реакции образования крезола, скатола, индола).  

8.                 Где происходит процесс обезвреживания токсичных продуктов? Укажите строение ферментов, напишите структуру их коферментов. Приведите примеры реакций обезвреживания.

9.                 Назовите основные пути восполнения аминокислотного фонда в

клетках. 2

10.            Назовите системы транспорта аминокислот через клеточные мембраны.  

11.            Назовите общие пути катаболизма аминокислот, специфические превращения по радикалу.  

12.            Какой процесс называется дезаминированием аминокислот?

Назовите его виды и значение для клетки.  

13.            Назовите особенности окислительного дезаминирования глутаминовой кислоты, строение фермента глутаматдегидрогеназы, его локализацию.  

14.Какой процесс называется трансаминированием? Укажите строение аминотрансфераз, механизм их действия, а также значение процесса в клетках организма. Назовите аминотрансферазы, имеющие клиникодиагностическое значение.  

15.            Назовите особенности непрямого дезаминирования аминокислот, его значение. Охарактеризуйте коллекторную функцию глутамата в метаболическом потоке азота аминокислот.  

16.            Укажите пути использования безазотистых остатков аминокислот в метаболизме. Какие аминокислоты называют гликогенными и кетогенными?  

17.            Какой процесс называют декарбоксилированием аминокислот. Назовите строение ферментов, роль продуктов реакций.  

18.            Напишите химизм инактивации биогенных аминов. Укажите аминооксидазы и их строение. Назовите фармакопрепараты - ингибиторы аминооксидаз.  

19.            Назовите роль гистамина в развитии аллергических реакций и воспаления. Приведите примеры антигистаминных препаратов.  

20.            Назовите особенности катаболизма некоторых аминокислот.  

21.Укажите анаболические процессы, в которых принимают участие аминокислоты.

22.            Назовите основные пути образования аммиака. Укажите источники аммиака в тканях.  

23.            Назовите пути связывания аммиака.  

24.            Напишите механизм синтеза глутамина - транспортной формы аммиака.  

25.            Напишите химизм орнитинового цикла мочевинообразования. Укажите ферменты, значение процесса и следствие его нарушения.  

26.            Напишите химизм образования креатина и креатинина. Назовите значение процесса и его локализацию.  

27.. Какой процесс называется восстановительным аминированием? Напишите химизм процесса.  

28.            Какой процесс называется аммониогенезом? Назовите его локализацию, укажите схему процесса.  

29.            Назовите клинико-диагностическое значение определения мочевины, креатинина в сыворотке крови и моче.

 

 

ТЕМА ГОРМОНЫ

Вопросы  

1.                 Назовите общие принципы регуляции обменных процессов, ее уровни.  

2.                 Назовите понятие «гормон», общие биологические признаки гормонов.

3.                 Назовите классификации гормонов по химическому строению, принадлежности к эндокринным железам и биологическим функциям.

4.                 Назовите нейроэндокринные взаимосвязи, роль гипоталамуса. Укажите механизм обратной (отрицательной) связи в регуляции образования и действия гормонов.

5.                 Назовите основные механизмы передачи гормональных сигналов в клетки-мишени; системы вторичных посредников и их взаимодействие (цАМФ, цГМФ, ДАГ, ИФ3, ионы Са2+). Укажите гормоны, в основе действия которых лежит образование вторичного посредника, и гормоны, действие которых проявляется на уровне генома клетки.  

6.                 Назовите гормоны гипоталамуса и гипофиза, их химическую природу и биологическую роль. Охарактеризуйте основные нарушения при гипо- и гиперфункции гипофиза (гипофизарный нанизм, акромегалия, гигантизм).  

7.                 Назовите химическую природу, регуляцию образования, механизмы биологических эффектов гормонов вазопрессина и окситоцина. Укажите патогенез основных симптомов несахарного диабета.

8.                 Назовите гормоны щитовидной железы. Охарактеризуйте строение трийодтиронина и тироксина, основные этапы синтеза и катаболизма гормонов, регуляцию их образования, биологическое действие гормонов. Укажите гипо- и гиперфункции щитовидной железы: нарушения метаболизма и функций органов при кретинизме, микседеме, базедовой болезни.  

9.                 Назовите химическую природу, охарактеризуйте участие в регуляции обмена кальция и фосфатов гормонов паратгормона и кальцитонина. Укажите роль витамина D, основные симптомы гипо- и гиперпаратиреоидизма.

 10.Охарактеризуйте гормон поджелудочной железы - глюкагон.

Назовите его химическую природу, участие в регуляции обмена веществ. Укажите механизм гипергликемии под влиянием глюкагона.  

11.Охарактеризуйте гормон поджелудочной железы – инсулин. Укажите строение, образование из проинсулина, регуляцию синтеза и секреции, органы-мишени и механизм действия гормона, роль в регуляции обмена углеводов, липидов и белков, биохимические механизмы анаболических эффектов инсулина.

 12.Назовите формы сахарного диабета. Укажите возможные причины инсулиновой недостаточности, клинические симптомы и метаболические нарушения при сахарном диабете, его осложнения.  

13.Назовите гормоны мозгового слоя надпочечников. Адреналин, строение и синтез гормона, содержание в крови и его транспортные формы, сердечно-сосудистый эффект, роль в обмене веществ, механизмы гипергликемии и липолитического действия гормона.

 14.Укажите период полураспада адреналина и конечные продукты катаболизма, участие гормона в адаптивных реакциях при стрессе. Назовите механизм лечебного действия адреналина при сердечном коллапсе и приступах астмы.

15.            Назовите основные этапы синтеза стероидных гормонов, ключевое соединение на пути их синтеза и специфические гидроксилазы, определяющие образование отдельных групп стероидов.  

16.            Назовите роль гипоталамо-гипофизарной системы и механизм отрицательной обратной связи в регуляции образования и секреции стероидных гормонов.  

17.            Напишите строение основных глюкокортикоидов: кортизола и кортикостерона. Укажите содержание в крови и их транспортные формы. Период полураспада гормонов и конечные продукты их катаболизма.  

18.            Назовите органы-мишени для глюкокортикоидов, механизм передачи гормонального сигнала в клетки-мишени и изменения метаболизма в них.  

19.            Охарактеризуйте регуляцию глюконеогенеза глюкокортикоидами, механизм развития гипергликемии под влиянием глюкокортикоидов.  

20.            Назовите роль глюкокортикоидов в адаптационном синдроме (исследования Г.Селье), гипо- и гиперкортицизм, нарушение метаболизма. Какое состояние называют стероидным диабетом?  

21.            Назовите глюкокортикоиды – лекарственные препараты, механизм противовоспалительного и антиаллергического действия глюкокортикоидов.  

22.            Напишите строение минералокортикоидов – альдостерона и дезоксикортикостерона. Укажите содержание в крови и их транспортные формы, органы-мишени для минералокортикоидов, механизм их действия и влияние на водно-солевой обмен.  

23.            Назовите роль ренин-ангиотензиновой системы в регуляции синтеза и секреции альдостерона, гипо- и гиперальдостеронизм, нарушение метаболизма, биохимический механизм почечной гипертензии.  

24.Напишите строение основных женских половых гормонов – прогестерона и эстрадиола. Укажите место их образования, роль гипоталамогипофизарной системы и механизм отрицательной обратной связи в регуляции синтеза прогестерона и эстрадиола.  

25.Назовите органы-мишени для прогестерона и эстрадиола, их биологическую роль в обеспечении репродуктивной функции организма женщины, особенности регуляции секреции, применение синтетических аналогов эстрогенов и прогестинов в качестве контрацептивов.  

26.Напишите строение основного мужского полового гормона – тестостерона. Укажите место образования, роль гипоталамогипофизарной системы и механизм отрицательной обратной связи в регуляции синтеза гормона.  

27.Назовите органы-мишени для тестостерона, механизм действия и его биологическую роль в мужском организме.

28.Укажите период полураспада андрогенов и конечные продукты их катаболизма.  

29.Назовите синтетические анаболические стероиды в качестве лекарственных препаратов.

 

ТЕМА БИОХИМИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ.

Вопросы  

1.                 Назовите физико-химические характеристики крови (плотность, рН, осмотическое давление) и механизмы их сохранения на постоянном уровне.  

2.                 Назовите составные компоненты крови: клеточные элементы, сыворотка, плазма, их биохимические особенности.

3.                 Укажите химический состав крови: органические соединения (основные группы) и минеральные компоненты.

4.                 Назовите состав азотсодержащих веществ крови: белки, ферменты, небелковые азотсодержащие соединения.  

5.                 Укажите происхождение ферментов крови, индикаторные ферменты. Что называют энзимодиагностикой?  

6.                 Назовите понятие «остаточный азот крови». Укажите фракции остаточного азота, их происхождение, роль в обмене, диагностическое значение определения остаточного азота.  

7.                 Какое состояние называют азотемией? Укажите дифференцировку азотемий по биохимическим показателям.  

8.                 Назовите происхождение, содержание, состав, функции белков крови.  

9.                 Охарактеризуйте основные белковые фракции сыворотки крови, разделяемые электрофорезом. Укажите примеры электрофореграмм здорового человека.  

10.Какое состояние называют диспротеинемией? Укажите характер изменения состава белков крови по примерам патологических состояний в случае нефроза, цирроза печени, белкового голодания, миеломной болезни, острой инфекции.  

11.Назовите диагностическое значение определения показателя общего белка крови.  

12.Укажите характеристику основных методов количественного определения белка сыворотки и его фракций.

13.            Охарактеризуйте регуляторную функцию крови, ее проявление и системы обеспечения. Что называют кислотно-основным состоянием организма? Укажите химические и физиологические механизмы поддержания гомеостаза. 2.

14.            Охарактеризуйте буферные   системы      -        бикарбонатную

(гидрокарбонатную),          фосфатную,          белковую,         гемоглобиновую

(оксигемоглобиновую).