ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО БОТАНИКЕ
Оценка 4.9

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО БОТАНИКЕ

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
биология
5 кл—11 кл +1
23.05.2024
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ ПО БОТАНИКЕ
Занимательные вопросы для проведения викторины в школе по ботанике
СУРГАНОВА - ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - БОТАНИКА.docx

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ

«БОТАНИКА»

 

1.    Поясните, в чем заключается различие между первичными и вторичными центрами происхождения культурных растений.

Ответ: Все дело в том, что вторичный центр происхождения культурных растений, по сути, не является центром происхождения как таковым, а является скорее центром расселения этих растений. Итак, различие в том, что первичный центр-это центр происхождения, а вторичный – область развития вида, и вторичный центр намного обширнее первичного.

2.    Какое значение Папоротникообразных в формировании естественных ландшафтов?

Ответ: Удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян, являются средой обитания для животных. Дают залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем.

3.    Как происходит транспорт веществ в растительных организмах?

Ответ: Вода при фотосинтезе преобразовывается в полезные вещества. Например, сахар, который поступает в корни по проводящим трубкам, а потом восходящим путём попадают в листья.

4.    Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Ответ: Переносить неблагоприятные условия  почкам помогают: плотные почечные чешуи, которые могут быть пропитаны смолой или покрыты отдельными кожистыми чешуями.

5.    Может ли корень жить без побега, а побег - без корня? И почему?

Ответ: Из корней всё – равно вырастут растения, а вот побег без корня жить не сможет никогда. С помощью корней растение получает из земли воду и минеральные вещества.

6.    Как можно у цветковых растений обнаружить признаки суточного ритма жизни?

Ответ: У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении.

7.    Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?

Ответ: Взять побег с почками или листьями и поместить в чернильный раствор (чернила заменяют минеральные соли), через несколько дней можно увидеть, сделав продольный разрез побега, что древесина окрасилась в цвет чернил, значит, по древесине передвигаются растворенные минеральные соли.

8.    Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?

Ответ: При попадании воды семена начнут прорастать. Своими корнями они могут прорасти в пол и разрушить его.

9.    Почему чем сложнее экосистема, тем выше ее устойчивость?

Ответ: Много уровней, она саморегулируется, повреждения нескольких уровней не ведёт к ощутимому негативному влиянию на всю систему, тем более, некоторые ниши могут занять другие организмы, взамен истреблённых или вымерших.

 

 

10.  Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких еще частях растения может протекать процесс фотосинтеза?

Ответ: В стебле и корнях.

11.  Почему перед посевом семян нужно определять их всхожесть?

Ответ: Так как если семена будут старые, то зародыш внутри уже не будет расти, поэтому он уже не будет всходить.

12.  Каково значение голосеменных растений?

Ответ: Использование в лечебных целях, круглый год происходит циркуляция воздуха, используются в пищу для животных, жилище для некоторых животных и птиц.

13.  В чем выражается экологическая адаптация (приспособление) насекомоядных растений к минеральному питанию?

Ответ: Насекомоядные растения обитают в условиях, где почвы или вода бедны минеральным питанием или практически отсутствует. Растениям для наращивания зеленой массы нужен азот, который  в подобных условиях практически не доступен, вот они и восполняют эту нехватку, ловя и переваривая насекомых.

14.  Какие особенности строения растений пустынь уменьшают потери влаги через испарение?

Ответ: Тем, что у них отсутствую листья, они выражены в колючках, и они не дают интенсивный выход влаги.

15.  Зачем сосне смола?

Ответ: При повреждении затягивает ранку и препятствует проникновению микробов.

16.  Почему  у  цветковых растений  оплодотворение называют  двойным?

Ответ: У цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, а второй - с крупной центральной клеткой.

17.  Почему выход растений на сушу обусловил разделение тела растений на корень и побег?

Ответ: Корень нужен для закрепления растения в почве, побег для проведения минеральных веществ от корня к листьям и цветкам, а органических веществ от листьев к корням.

18.  Почему некоторые растения цветут до распускания листьев, а некоторые после?

Ответ: Растения, цветущие до распускания листьев являются ветроопыляемыми (листья мешают опылению), и, как правило, обладают большим количеством сухой пыльцы. А растения цветы которых распускаются после листьев – насекомоопыляемые (следовательно, листья не мешают опылению).

19.  Чем можно объяснить сходство в строение тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений?

Ответ: Тем, что тенелюбивые растения запасают влагу для фотосинтеза в корнях, увлажняя землю.

20.  В чём важность биоразнообразия экосистемы?

Ответ: Важность биоразнообразия состоит в том, что оно позволяет формировать множество сообществ, различных по структуре, форме, функциям, и обеспечивает устойчивую возможность их формирования. Чем выше биоразнообразие, тем большее число сообществ может существовать.

21.  Какие условия необходимы растениям для их жизни?

Ответ: Тепло, вода, солнечный свет, почва (иногда не требуется).

 

 

22.  Каким образом клетки растений образуют различные типы тканей?

Ответ: Клетки соединены между собой, таким образом, они образуют единую ткань.

23.  Зависит ли жизнедеятельность всего организма растения от жизнедеятельности клеток?

Ответ: Жизнедеятельность всего организма очень зависима от жизнедеятельности клеток ведь каждая клеточка и является составляющей организма, и она очень важна.

24.  Существует предположение, что ботанический термин "устьица" ведет свое происхождение от древнерусского слова "уста". Докажите или опровергните данную гипотезу.

Ответ: Так как устьица у растения служат для регулирования газообмена и испарения влаги, т. е. питания растения, и они находятся между двумя закрывающими их клетками, то вполне логична ассоциация с "устами", т.е. рот и губы (две клетки). Следовательно, можно предположить, что термин "устьица" ведет свое происхождение от древнерусского слова "уста".

25.  Что произойдет в природе, если у всех растений смогут прорасти все семена?

Ответ: Если у всех растений прорастут семена, земли не хватит. И мы все погибнем, ведь растения то будут еще размножаться.

26.  Почему из всех хвойных именно сосна наряду с лиственницей и берёзой первой занимает открытые пространства?

Ответ: Сосна растёт везде, потому что она не боится морозов, ветров, влаги, засух и может расти на любой почве.

27.  Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом равные по набору хромосом с материнской клеткой? Какое это значение в жизни организмов?

Ответ: Потому что при подготовительных стадиях деления хромосомы удваиваются, и центральная клетка во время деления разделяет их по ровному количеству на две клетки. Полная передача наследственной информации и точное копирование материнской клетки.

28.  Где больше видов травянистых растений, цветущих рано весной: на лугу или в лесу? Почему?

Ответ: Больше видов травянистых растений, цветущих рано весной в лесу. Так как почти все лесные травы - многолетние растения. Они прочно удерживают свое место в лесу на протяжении длительного времени.

29.  Для чего нужны разрезы у листьев растений, например у Монстеры?

Ответ: Т.к. монстера это, грубо говоря «лиана» и тянется ближе к Солнцу, разрезы на похожих растениях (листьях) нужны для того, чтобы через разрезы лучи солнца попадали и на нижние листья.

30.  Какие особенности развития помогли растениям завоевать сушу?

Ответ: появление органов, выполняющих определенные функции, появление специализированных тканей, возникновение цветка и семени, уменьшение зависимости размножения организма от воды.

31.  Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ: уменьшение численности шмелей, увеличение численности растительноядных животных, размножение растений конкурентов.

32.  Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ: в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы, не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС, не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

33.  В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?

Ответ: фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты, по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

34.  Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений?

Ответ: большим разнообразием популяций и видов, широким расселением на Земле, приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

35.  Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ: сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза, все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды), образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

36.  Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

Ответ: корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

37.  Почему, как правило, грибами-паразитами повреждаются лиственные (зачастую ослабленные или поврежденные насекомыми-вредителями) деревья, а хвойные породы повреждаются значительно реже?

Ответ: Причина данного явления кроется в строении древесины лиственных и хвойных пород, их физиологии. Так, древесина осины гораздо мягче древесины сосны или ели. Другой причиной данного явления является выделение хвойными породами смолы, которая затягивает малейшие раны и морозобоины, не позволяя грибам-паразитам поселяться на оголенной древесине. Кроме того, смола обладает микоцидными и бактерицидными свойствами, т.е. убивает споры паразитических грибов и бактерий.

38.  Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ: большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; сбалансированным круговоротом веществ; продолжительными сроками существования.

39.  Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ: благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

40.  Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ: из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

41. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ: создают органические вещества из неорганических веществ; аккумулируют солнечную энергию; обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.


 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ «БОТАНИКА» 1

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ «БОТАНИКА» 1

Основным фотосинтезирующим органом является лист

Основным фотосинтезирующим органом является лист

Каким образом клетки растений образуют различные типы тканей?

Каким образом клетки растений образуют различные типы тканей?

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2024