ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«БОТАНИКА»
1. Поясните, в чем заключается различие между первичными и вторичными центрами происхождения культурных растений.
Ответ: Все дело в том, что вторичный центр происхождения культурных растений, по сути, не является центром происхождения как таковым, а является скорее центром расселения этих растений. Итак, различие в том, что первичный центр-это центр происхождения, а вторичный – область развития вида, и вторичный центр намного обширнее первичного.
2. Какое значение Папоротникообразных в формировании естественных ландшафтов?
Ответ: Удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян, являются средой обитания для животных. Дают залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем.
3. Как происходит транспорт веществ в растительных организмах?
Ответ: Вода при фотосинтезе преобразовывается в полезные вещества. Например, сахар, который поступает в корни по проводящим трубкам, а потом восходящим путём попадают в листья.
4. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Ответ: Переносить неблагоприятные условия почкам помогают: плотные почечные чешуи, которые могут быть пропитаны смолой или покрыты отдельными кожистыми чешуями.
5. Может ли корень жить без побега, а побег - без корня? И почему?
Ответ: Из корней всё – равно вырастут растения, а вот побег без корня жить не сможет никогда. С помощью корней растение получает из земли воду и минеральные вещества.
6. Как можно у цветковых растений обнаружить признаки суточного ритма жизни?
Ответ: У растений интенсивный рост, распускание цветков, закрывание и открывание устьиц приурочены к определенному времени суток. Наблюдаются ритмы и в протекании процессов дыхания и фотосинтеза, что проявляется в их усилении или ослаблении.
7. Каким опытом можно показать, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Ответ: Взять побег с почками или листьями и поместить в чернильный раствор (чернила заменяют минеральные соли), через несколько дней можно увидеть, сделав продольный разрез побега, что древесина окрасилась в цвет чернил, значит, по древесине передвигаются растворенные минеральные соли.
8. Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?
Ответ: При попадании воды семена начнут прорастать. Своими корнями они могут прорасти в пол и разрушить его.
9. Почему чем сложнее экосистема, тем выше ее устойчивость?
Ответ: Много уровней, она саморегулируется, повреждения нескольких уровней не ведёт к ощутимому негативному влиянию на всю систему, тем более, некоторые ниши могут занять другие организмы, взамен истреблённых или вымерших.
10. Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких еще частях растения может протекать процесс фотосинтеза?
Ответ: В стебле и корнях.
11. Почему перед посевом семян нужно определять их всхожесть?
Ответ: Так как если семена будут старые, то зародыш внутри уже не будет расти, поэтому он уже не будет всходить.
12. Каково значение голосеменных растений?
Ответ: Использование в лечебных целях, круглый год происходит циркуляция воздуха, используются в пищу для животных, жилище для некоторых животных и птиц.
13. В чем выражается экологическая адаптация (приспособление) насекомоядных растений к минеральному питанию?
Ответ: Насекомоядные растения обитают в условиях, где почвы или вода бедны минеральным питанием или практически отсутствует. Растениям для наращивания зеленой массы нужен азот, который в подобных условиях практически не доступен, вот они и восполняют эту нехватку, ловя и переваривая насекомых.
14. Какие особенности строения растений пустынь уменьшают потери влаги через испарение?
Ответ: Тем, что у них отсутствую листья, они выражены в колючках, и они не дают интенсивный выход влаги.
15. Зачем сосне смола?
Ответ: При повреждении затягивает ранку и препятствует проникновению микробов.
16. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?
Ответ: У цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, а второй - с крупной центральной клеткой.
17. Почему выход растений на сушу обусловил разделение тела растений на корень и побег?
Ответ: Корень нужен для закрепления растения в почве, побег для проведения минеральных веществ от корня к листьям и цветкам, а органических веществ от листьев к корням.
18. Почему некоторые растения цветут до распускания листьев, а некоторые после?
Ответ: Растения, цветущие до распускания листьев являются ветроопыляемыми (листья мешают опылению), и, как правило, обладают большим количеством сухой пыльцы. А растения цветы которых распускаются после листьев – насекомоопыляемые (следовательно, листья не мешают опылению).
19. Чем можно объяснить сходство в строение тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений?
Ответ: Тем, что тенелюбивые растения запасают влагу для фотосинтеза в корнях, увлажняя землю.
20. В чём важность биоразнообразия экосистемы?
Ответ: Важность биоразнообразия состоит в том, что оно позволяет формировать множество сообществ, различных по структуре, форме, функциям, и обеспечивает устойчивую возможность их формирования. Чем выше биоразнообразие, тем большее число сообществ может существовать.
21. Какие условия необходимы растениям для их жизни?
Ответ: Тепло, вода, солнечный свет, почва (иногда не требуется).
22. Каким образом клетки растений образуют различные типы тканей?
Ответ: Клетки соединены между собой, таким образом, они образуют единую ткань.
23. Зависит ли жизнедеятельность всего организма растения от жизнедеятельности клеток?
Ответ: Жизнедеятельность всего организма очень зависима от жизнедеятельности клеток ведь каждая клеточка и является составляющей организма, и она очень важна.
24. Существует предположение, что ботанический термин "устьица" ведет свое происхождение от древнерусского слова "уста". Докажите или опровергните данную гипотезу.
Ответ: Так как устьица у растения служат для регулирования газообмена и испарения влаги, т. е. питания растения, и они находятся между двумя закрывающими их клетками, то вполне логична ассоциация с "устами", т.е. рот и губы (две клетки). Следовательно, можно предположить, что термин "устьица" ведет свое происхождение от древнерусского слова "уста".
25. Что произойдет в природе, если у всех растений смогут прорасти все семена?
Ответ: Если у всех растений прорастут семена, земли не хватит. И мы все погибнем, ведь растения то будут еще размножаться.
26. Почему из всех хвойных именно сосна наряду с лиственницей и берёзой первой занимает открытые пространства?
Ответ: Сосна растёт везде, потому что она не боится морозов, ветров, влаги, засух и может расти на любой почве.
27. Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом равные по набору хромосом с материнской клеткой? Какое это значение в жизни организмов?
Ответ: Потому что при подготовительных стадиях деления хромосомы удваиваются, и центральная клетка во время деления разделяет их по ровному количеству на две клетки. Полная передача наследственной информации и точное копирование материнской клетки.
28. Где больше видов травянистых растений, цветущих рано весной: на лугу или в лесу? Почему?
Ответ: Больше видов травянистых растений, цветущих рано весной в лесу. Так как почти все лесные травы - многолетние растения. Они прочно удерживают свое место в лесу на протяжении длительного времени.
29. Для чего нужны разрезы у листьев растений, например у Монстеры?
Ответ: Т.к. монстера это, грубо говоря «лиана» и тянется ближе к Солнцу, разрезы на похожих растениях (листьях) нужны для того, чтобы через разрезы лучи солнца попадали и на нижние листья.
30. Какие особенности развития помогли растениям завоевать сушу?
Ответ: появление органов, выполняющих определенные функции, появление специализированных тканей, возникновение цветка и семени, уменьшение зависимости размножения организма от воды.
31. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Ответ: уменьшение численности шмелей, увеличение численности растительноядных животных, размножение растений конкурентов.
32. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Ответ: в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы, не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС, не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.
33. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?
Ответ: фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты, по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.
34. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений?
Ответ: большим разнообразием популяций и видов, широким расселением на Земле, приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.
35. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
Ответ: сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза, все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды), образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
36. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ: корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
37. Почему, как правило, грибами-паразитами повреждаются лиственные (зачастую ослабленные или поврежденные насекомыми-вредителями) деревья, а хвойные породы повреждаются значительно реже?
Ответ: Причина данного явления кроется в строении древесины лиственных и хвойных пород, их физиологии. Так, древесина осины гораздо мягче древесины сосны или ели. Другой причиной данного явления является выделение хвойными породами смолы, которая затягивает малейшие раны и морозобоины, не позволяя грибам-паразитам поселяться на оголенной древесине. Кроме того, смола обладает микоцидными и бактерицидными свойствами, т.е. убивает споры паразитических грибов и бактерий.
38. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
Ответ: большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; сбалансированным круговоротом веществ; продолжительными сроками существования.
39. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?
Ответ: благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.
40. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ: из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.
41. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
Ответ: создают органические вещества из неорганических веществ; аккумулируют солнечную энергию; обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.